Н-53 (Ми-4)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Бабай » 08 Январь 2009 15:38

Изображение

В Желтовский "Пар на марке. Страницы жизни судового механика - почетного полярника Е.П. Желтовского". М. Реал Тайм, 2006.

"Эту экспедицию выполнял Арктический исследовательский институт на ледокольном судне "Обь". Начальником экспедиции был Л.И. Балакшин, научным руководителем - профессор Я.Я. Гаккель. Капитаном - известный полярный капитан - Н.Ф. Инюшкин.
Программой работ была предусмотрена высадка международной группы ученых на ледовый купол Северного Шпицбергена и для выполнения этой задачи придан был вертолет МИ-4, которым командовал пилот-испытатель Р.И. Капрэлян. ...
В первых числах сентября дизель-электроход подошел с севера к архипелагу Шпицберген. С помощью вертолета группа ученых была высажена на горную вершину - ледяной купол острова "Северо-Восточная земля", - возвышавшегося над уровнем моря на 700 м.
В группу входили Л. Балакшин и Л. Петров (СССР), В. Шютт и Э. Эрикссон (Швеция) и И. Шумахер (Норвегия). ...
При возвращении к "Оби" вертолет попал в пурговый заряд. Видимость резко уменьшилась. Воздушный вихрь бросал машину из стороны в сторону, вибрация несущего винта превышала кртитические пределы.
В это время по докладу штурмана вертолет находился как раз над островом Лаге. И командир принял решение посадить машину. Снизившись почти до земли, они сквозь снег выбрали место поровнее и сели. И едва обороты двигателя убрали, под вертолетом треснул и стал проламываться лед. Командир резко добавил обороты, но не погашенный малым винтом правый кренящий момент перевернул вертолет и, проломив лед, машина провалилась в воду и стала тонуть.
К счастью озерцо оказалось не слишком глубоким - шасси и стабилизатор, в котором имелся небольшой люк, остались торчать над поверхностью. Вертолет быстро заполнялся водой. И через этот лючок экипаж выбрался на лед. ..."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Alexander Belov » 08 Январь 2009 18:22

На куполе "Северо-Восточной земли" осталось пятеро ученых с 10-дневным запасом продовольствия. Экипаж вертолета был снят катером, а снабжение группы на острове осуществил В. Перов. С аэродрома Нагурское на колесном Ли-2 он до 21-го сентября ежедневно барражировал над островом, сбрасывая продовольствие и горючее - группа не имела необходимой экипировки вообще. 21 сентября летчик Москаленко на Ли-2 с лыжным шасси смог выполнить посадку на острове. Группа Балакшина и Шютта, как ее называли в документах, была доставлена в Нагурское.

По книге: В. Перов "От Арктики до Антактики", М, 2003.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Добролет » 08 Январь 2009 20:03

Капрелян – КВС, Чернышов - штурман, Мишустин - бортрадист в середине сентября после высадки ученых на Шпицбергене провалился под лед при посадке на озеро на острове в снежном заряде. Экипаж спасся.
Сарказм В.Петрова на счет пилота который не может лед от суши отличить адресован не много не мало шеф-пилоту ОКБ Миля.
см. КАПРЭЛЯН Рафаил Иванович (http://www.testpilot.ru/review/isplii/pilot/40/kaprelyan.htm)
Участие Капреляна в этой экспедициии может означать только, то что полеты шли в зачет летных испытаний Ми-4, т.е. Н-53 - это скорее всего первый Ми-4 в Полярной авиации.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Бабай » 08 Январь 2009 22:03

Из книги В. Желтовского:
"Командир посадил машину на озеро, не проверив крепость льда. Такая ошибка присуща любому пилоту, не летавшему в Арктике. Будучи хорошим летчиком-испытателем, он не знал особенностей полетов на севере ...
В оправдание Капрэляна хочу особо отметить его смелость совершать полеты в неведомой стихии. Это сейчас каждый вертолетчик полярки знает о необходимости послать механика "потопать" (постучать ломом) вокруг предстоящего места посадки. А тогда ... Впервые вертолеты в гражданской авиации появились только в 1954-1955 году. Много сил ушло на их освоение. Никто не верил в их широкие возможности. Даже после первых положительных опытов американцев в Корее наши "умники" цедили сквозь зубы - вертолет это происки империализма, это космополитизм."
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Январь 2009 23:02

Добролет пишет:Сарказм В.Петрова на счет пилота который не может лед от суши отличить адресован не много не мало шеф-пилоту ОКБ Миля.


Тут стоит отметить, что "От Арктики до Антактики" явно писалась "со слов" и "в обработке".
Есть совсем глупые ошибки, которые сам Перов никак допустить не мог.
Например на стр.38 утверждается, что "Кооперация" везла Як-40, на стр.91 говорит о "имевшихся в распоряжении шести Ан-2", хотя речь может идти только о шести Ли-2, и так далее.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Alexander Belov » 08 Январь 2009 23:24

Скорее, издательство съэкономило на корректуре. Автор сам не вычитывал, а "штатного" корректора не было. Word "проверил" на грамматические ошибки - и на том спасибо... :/
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Dobrolet » 24 Февраль 2010 15:31

 Н53 Ми-4.jpg
Осень 1956 В рамках третьего международного геофизического года исследование пролива между Гренландией и Шпицбергеном базирование на ледокольном пароходе “Обь”. Капрелян – КВС, Чернышов - штурман, Мишустин - бортрадист в середине сентября после высадки ученых на Шпицбергене провалился под лед на острове Логе при посадке на озеро в снежном заряде. Экипаж спасся.


О случае с Ми-4 Н-53 в книге В.П.Колошенко "Вертолеты - жизнь и судьба"
viewtopic.php?f=52&t=2434

 Н53 Ми-4 (1).jpg
... Незадолго до описываемых событий дизель-электроходу «Лена» с базирующимся на нем вертолетом Ми-4 было предписано следовать к архипелагу Шпицберген, где ученые из разных стран мира должны были провести исследования ледяных гор архипелага, так называемых куполов. Вначале все шло по плану. Экипаж Капрэляна доставил ученых на место их работы. На куполе оказалось гораздо холоднее, чем предполагалось, и вертолетчиков попросили слетать на «Лену» за теплой одеждой, спальными мешками и дополнительным продовольствием. Капрэлян слетал на корабль, взял все необходимое и отправился в обратный путь, но к этому времени купол накрыло туманом. Вертолет трижды пытался сесть, но безрезультатно. Тогда командир экипажа решил посадить машину недалеко от подножья ледяной горы и ждать, когда рассеется туман. Лед под тяжестью вертолета проломился, машина, перевернувшись, начала тонуть. На счастье экипажа, глубина океана в этом месте оказалась небольшой, и всем удалось выплыть. На морозе с ветром меховые летные формы превратились в ледяные скафандры. Стало понятно, что долго продержаться в такой «одежде» летчики не смогут. Тогда второй пилот Колосов снова полез в воду, достал из пассажирской кабины аварийную радиостанцию. Экипаж стал посылать в эфир сигналы SOS. На «Лене» приняли сигнал и поспешили на помощь экипажу. Люди были спасены, но вертолет потерян, именно поэтому и пришлось пересмотреть планы по нашей эвакуации со станции «Северный полюс - 5». Ученых со Шпицбергена эвакуировал на самолете Ли-2 с колесным шасси летчик Москаленко. Ему удалось сделать невозможное - посадить самолет на ледяной купол.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-53 (Ми-4)

Сообщение SVF » 28 Декабрь 2010 11:37

Из архива В.В. Евсеева (ААНИИ).
Еще не "разложенный" Н-53 в Высокоширотной океанографической экспедиции на борту д/э "Обь" 1956 г.

 evs-22(1).jpg
 evs-23(1).jpg
 evs-24(1).jpg
 evs-25(1).jpg
 evs-26(1).jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Micro » 08 Январь 2011 21:09

Dobrolet пишет:остров Логе
Норвежское название - Lågøya.

Заводской номер - 0927.
Аватара пользователя
Micro
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 28 Май 2008 12:48
Откуда: Германия

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Адольф Милованов » 24 Декабрь 2012 18:44

Dobrolet пишет:
Н53 Ми-4.jpg
Осень 1956 ... [/book]

Если ещё точнее, авария произошла 11 сентября 1956 года.
А вот когда получен этот вертолёт с завода или из ВВС - хотелось бы узнать.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Historik » 18 Декабрь 2014 10:44

11 сентября 1956 г.при посадке на замёрзшее озеро островка Лаге недалеко от о.Северо-Восточная Земля архипелага Шпицберген потерпел аварию командир - Р.И.Капрэлян, второй пилот - В.А.Копосов, штурман - Чернышов, бортрадист - В.В.Мишустин). Из-за отсутствия в Полярной авиации опытных лётчиков командиром Ми-4 был назначен лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля Р.И.Капрэлян, к сожалению, не имевший практики полётов в Арктике. Но, работая в вертолётном ОКБ всего три года, уже успел в 1956 г. установить на Ми-4 два мировых авиационных рекорда: скорости и грузоподъёмности.
1. Теперь об ошибках, которые возникли при изложении этого случая:
Вертолёт Ми-4 Н-53 был прикомандирован и базировался не на дизель-электроходе «Обь», а на дизель-электроходе "Лена", который участвовал в очердной Высокоширотной океанографической экспедиции, проводившейся силами учёных СССР, Швеции и Норвегии с целью исследования пролива между Гренландией и Шпицбергеном.
См.: А.В.Милованов привёл документ РГАЭ: Приказ Начальника ГУСМП ММФ №1с от 05.01.1957 г. "Об изменениях в оргструктуре и базировании АСАЭ": "... Опыт применения в 1956 г. 1-й АСЭ показал непригодность выбранного места базирования её в Игарке и нецелесообразность и неэффективность постоянного содержания в составе эскадрилий лётного состава. Удалённая от основного района её деятельности, эскадрилья не смогла быть своевременно использована для оказания помощи терпящим бедствие на о. Шпицбергена учёным и экипажу вертолёта с д/э "Лена" и экипажу севшего на воду самолёта Як-25 в районе п/о Ямал. Эффективная помощь этим людям была оказана находившимися вблизи района происшествия самолётами других подразделений ПА".
Ошибка пошла от книги В.М.Перова "От Арктики до Антарктики" (-М.: Вестник Воздушного Флота, 2003), которая писалась в условиях когда Виктор Михайлович был уже тяжело болен и составители были вынуждены использовать его отдельные воспоминания и др.источники из разных архивов и т.д., а потому, к сожалению, в ней было допущено много неточностей. Это допустил и О.В.Михайлов на стр.14-15 в отношении "Оби".
Далее ошибку повторил и В.Е.Желтовский - сын Почётного полярника, бывшего начальника Главморпрома ММФ Е.П.Желтовского, а на момент экспедиции дублёра главного механика «Лены» в книге об отце "Пар на марке. Страницы жизни судового механика - почётного полярника Е.П.Желтовского.(- М.: Реал Тайм, 2006), ссылаясь на труд В.М.Перова.
Кстати, О.В.Михайлов пишет, что, якобы, на "Оби" капитаном был Н.Ф.Инюшкин. На самом деле Николай Фёдорович в 1955-1956 гг. являлся дублёром капитана "Лены" А.И.Ветрова и в таковом качестве до этого ходил в Антарктиду в 1-ю КАЭ. Старпомом на "Лене" был Кирилл Николаевич Чубаков (впоследствии начальник администрации Северного морского пути), а его дублёром - Н.М.Свиридов (который ходил на "Оби" в 1-ю КАЭ вторым помощником капитана, с 1960 г. - капитан "Оби").

2. Интересен момент и об аварии в 1956 г. "севшего на воду самолёта Як-25 в районе п/о Ямал". Полных сведений о ней, к сожалению, нет.
По имеющимся данным, Як-25 - одноместный истребитель-перехватчик был принят на вооружение 8 сентября 1953 года. На Севере первым с 1956 г. эту машину начал эксплуатировать 72-й гиап (Амдерма) 10-й армии ПВО, куда прикомандировывалось по одной аэ Як-25 из состава других частей, в основном, Московского округа, которые ежегодно меняли друг друга. В начале 1960 г. замены прекратились, а число эскадрилий на Як-25 в полку удвоилось. В 1962 г. одну аэ, сформированную из экипажей 8-й армии ПВО, разместили в Тикси. Кроме того, перехватчики базировались в Петропавловске-Камчатском, а также в Североморске-2 в 524-м иап 107-й иад ВВС СФ. В 1960 г. эту дивизию расформировали, а 524-й полк перевели в состав 10-й армии ПВО (н.п.Обозерский под г.Архангельском). На следующий год одну аэ этого полка передали в 174-й Краснознаменный Печенгский ордена Красного Знамени им.дважды Героя Советского Союза Б.В.Сафонова гиап ВВС СФ (Килп-Явр под г.Мурманском). В задачу этих частей входило прикрытие важных административно-политических и военно-промышленных центров, военных баз и боевых кораблей в море.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Н-53 (Ми-4)

Сообщение Dobrolet » 26 Июль 2018 17:28

На Avito выставили на продажу материалы Арктических экспедиций 1956-1968 годов. Среди них альбом по высокоширотной океанографической экспедиции на д/э "Обь" 1956 года из собрания непосредственного участника , старшего гидролога Гаврилова Павла Петровича.
Среди прочего выложены фото полетов и аварии Ми-4 СССР-Н53.

 Н53 Ми-4 (8).jpg
 Н53 Ми-4 (7).jpg
 Снимок.JPG
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-53 (Ми-4)

Сообщение ББК-10 » 11 Декабрь 2019 19:25

Historik пишет:11 сентября 1956 г.при посадке на замёрзшее озеро островка Лаге недалеко от о.Северо-Восточная Земля архипелага Шпицберген потерпел аварию командир - Р.И.Капрэлян, второй пилот - В.А.Копосов, штурман - Чернышов, бортрадист - В.В.Мишустин). Из-за отсутствия в Полярной авиации опытных лётчиков командиром Ми-4 был назначен лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля Р.И.Капрэлян, к сожалению, не имевший практики полётов в Арктике. Но, работая в вертолётном ОКБ всего три года, уже успел в 1956 г. установить на Ми-4 два мировых авиационных рекорда: скорости и грузоподъёмности.
1. Теперь об ошибках, которые возникли при изложении этого случая:
Вертолёт Ми-4 Н-53 был прикомандирован и базировался не на дизель-электроходе «Обь», а на дизель-электроходе "Лена", который участвовал в очердной Высокоширотной океанографической экспедиции, проводившейся силами учёных СССР, Швеции и Норвегии с целью исследования пролива между Гренландией и Шпицбергеном.
...
Ошибка пошла от книги В.М.Перова "От Арктики до Антарктики" (-М.: Вестник Воздушного Флота, 2003), которая писалась в условиях когда Виктор Михайлович был уже тяжело болен и составители были вынуждены использовать его отдельные воспоминания и др.источники из разных архивов и т.д., а потому, к сожалению, в ней было допущено много неточностей. Это допустил и О.В.Михайлов на стр.14-15 в отношении "Оби".
Далее ошибку повторил и В.Е.Желтовский - сын Почётного полярника, бывшего начальника Главморпрома ММФ Е.П.Желтовского, а на момент экспедиции дублёра главного механика «Лены» в книге об отце "Пар на марке. Страницы жизни судового механика - почётного полярника Е.П.Желтовского.(- М.: Реал Тайм, 2006), ссылаясь на труд В.М.Перова.
Кстати, О.В.Михайлов пишет, что, якобы, на "Оби" капитаном был Н.Ф.Инюшкин. На самом деле Николай Фёдорович в 1955-1956 гг. являлся дублёром капитана "Лены" А.И.Ветрова и в таковом качестве до этого ходил в Антарктиду в 1-ю КАЭ. Старпомом на "Лене" был Кирилл Николаевич Чубаков (впоследствии начальник администрации Северного морского пути), а его дублёром - Н.М.Свиридов (который ходил на "Оби" в 1-ю КАЭ вторым помощником капитана, с 1960 г. - капитан "Оби").


Начальник экспедиции, Л.Л. Балакшин, в своем кратком отчете об экспедиции эти "ошибки" подтверждает :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения