Dobrolet пишет:Журнал "Самолет" №4 1933 г
Орфография источника сохранена, в том числе "Лидтке".
Спасибо админам за оформление сообщения.
Смена мотора в Кежме.jpg
Самолет в районе Уэлена.jpg
Ремонт в бухте Корфа.jpg
Чукотская летная экспедиция Всесоюзного Арктического Института
Очерк Николая НАЙДЕНОВА
Летом и осенью 1932 г. Всесоюзный арктический институт и о-во «Комсеверопуть» под руководством геолога т. Обручева провели научную экспедицию на север Камчатки и Чукотский полуостров. Помимо основной цели геолого-географических изысканий с помощью самолета (для составления 2 1/2-миллионного масштаба карты Чукотского полуострова, коряцкой земли и северного побережья Охотского моря) экспедиция эвакуировала часть колонистов с о. Врангеля. За 110 летных часов было покрыто около 20 000 км пути, причем большую часть маршрута летающая лодка СССР Н-1 прошла над сушей.
<...>
Вся экспедиция, протяжением маршрута в 20 000 км была совершена на советских моторах М-17, работавших, по отзыву тт. Петрова и Страубе, безукоризнено.
Более 3/4 пути летающая лодка совершила над сушей, что не было, однако, авантьрой. Вседствие наличия сливного приспособления, являющегося своеобразной советской «поправкой» к конструкции самолетов Дорнье-Валь.
Этот перелет доказал, что наши летчики и аэронавигаторы освоили технику полета на севере. Совершая выдающиеся экспедиции, подобные описанной экспедиции Всесоюзного арктического института, без всяких драм и трагедий.
Из Хронология Родионова за 1932 год следует, что в реальности драматизма было с избытком:
19 июля 1932 года. для продолжения ледовых разведок СССР-Н1 вылетел из Красноярска. В начале навигации 1932 г. машина использовалась в геологической экспедиции С.В.Обручева. Экипаж: командир Л.В.Петров, пилот Г.А.Страубе, бортмеханик В.В.Косухин и помощник бортмеханика Б.Г.Крутский - впервые осуществили перелет из Красноярска через всю Сибирь, Приамурье и Охотское море до о. Врангеля, куда доставили продовольствие и оружие общим весом 1500 кг. С Врангеля забрали 9 зимовщиков, вывезли 1010 песцовых шкурок и багаж зимовщиков весом 720 кг. Добирались с приключениями. У поселка Кежма на Ангаре сгорел один из моторов, и экипаж пошел на вынужденную посадку. Во время полета над Охотским морем лопнул дюритовый шланг в системе охлаждения заднего мотора. Чтобы спасти двигатель, пилот остановил его. Бортмеханик Крутский поднялся в мотогондолу и восстановил магистраль. Все это время самолет снижался в тумане. Пилот запустил мотор, и машина избежала новой вынужденной посадки. В начальный пункт исследовательских полетов - Анадырь, лодка прибыла 22 августа, израсходовав 70 из 100 часов моторесурса. Несмотря на это, экспедиция сумела значительно уточнить карты Чукотки. К моменту возвращения СССР-HI в Анадырь пришло время менять двигатели. Кроме того, наступила ранняя осень, начались штормы, выпал снег. Самолет закончил работу и вылетел в бухту Нагаево. При подъеме на борт парохода "Днепрострой" лопнул 30-тонный гак и самолет упал со стрелы в воду. Налет машины в этом году составил 110 часов 08 минут за 59 полетов (11970).