Страница 2 из 7

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2008 19:07
Alexander Belov
Пока А.Н.Туполев работал в СТО (т.е. в "шараге"), его СБ действительно обозначались ЦАГИ-40 (СБ-2М-100) и ЦАГИ-41 (СБ-2М-103). Что было - то было...

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2008 07:05
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Есть сведения о двух самолетах СБ, использовавшихся в УПА ГУСМП. В обоих случаях о модификациях нет данных. В обоих случаях машины упоминаются Аккуратовым ("Лед и пепел")

1. СБ (пилот Кляпчин, штурман Аккуратов) потерпел аварию (скапотировал на посадке из-за толстого слоя снега) в Архангельске в 1940 году. Самолет выполнял ледовую разведку.

2. СБ (пилот Александр Еременко, бортмеханик Виктор Макаров) участовал в спасении материалов Арктического Института. Погиб в бою с вражескими истребителями (вынужденная посадка на лед Ладожского озера), спасся бортмеханик, пилот и штурман погибли.

Проскакивала информация, что два СБ были получены УПА для "испытаний", но ссылки привести не могу.

А ЦКБ-30 - это случайно не серия "СБ" ?

Просто у нас есть два таких, Н-225 и Н-226
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=317

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2008 17:29
Alexander Belov
Нет, ЦКБ-30 - это конструкция С.В. Ильюшина, в серии - ДБ-3Б, а после модификации - Ил-4 (ДБ-3Ф). Принципиально иная машина.

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 19 Апрель 2008 05:59
Иван Кукушкин
Вспомнил, где эти ПС еще встречаются:

http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1887#p1887
Сводная ведомость наличия самолетов в неармейских наркоматах СССР на 01.04.1941 г.
По Главсевморпути данные по состоянию на 01.12.40

ПС-40 М-100: 1
ПС-41 М-103: 2

Н-169 (Ант-6 / Г-2

СообщениеДобавлено: 26 Апрель 2008 06:12
Иван Кукушкин
 т169-лира.jpg
Н-169 в книге "Самолеты Туполева Ант-1 — Ант-15", Москва, "Либри" 1995

Рисунок выполнен с ошибками

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 27 Май 2008 20:07
Иван Кукушкин
«Высокоширотные экспедиции Север», ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/

Первая высокоширотная воздушная экспедиция на самолете "СССР Н-169" (1941 г.)
5 марта - 11 мая, начальник экспедиции Я.С. Либин


Личный состав:
Научная группа:
Я.С. Либин - начальник экспедиции, океанолог
М.Е. Острекин - магнитолог
Н.Т. Черниговский - гидролог, актинометрист
Экипаж самолета:
И.И. Черевичный, М.Н. Каминский, В.И. Аккуратов, Д.П. Шекуров, В.П. Барукин, А.Я. Дурманенко, А.А. Макаров.


Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
Самолет ТБ-3 "СССР Н-169" выполнил 3 полета с посадками на дрейфующий лед.

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 01 Июнь 2008 21:09
Иван Кукушкин
Библиотека «Фотосоюз» http://www.fotosoyuz.ru
«Встреча полярных летчиков И.П.Мазурука и Ф.Б.Фариха. Апрель 1938 года»
Фоторепортаж Анатолия Егорова ( http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/&cntvat_fgrc=128&cntvat_pheCntr=5&frnepuG=~201930~26~2345~3O~Q0~O5~20&vqFrnepu=478834235?paging_curPage=1&%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C=%D0%95%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%92%20%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9&newSearchFlag=1 )

Самолеты: Мазурук - Н-169, Фарих - Н-213

Изображение Изображение Изображение

Посадка. На переднем плане Н-213, на заднем - Н-169


Изображение Изображение Изображение Изображение

Н-169 и его экипаж. В фуражке - И.П. Мазурук

Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

И.П. Мазурук, Водопьянов, О.Ю. Шмидт, Емельян Ярославский

Изображение

Встреча Н-169

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2008 06:47
Иван Кукушкин
Полет Н-169 в марте 1941

2 марта.

4 марта из Москвы на север вылетает самолет "Н-169". Его маршрут : Архангельск- вдоль побережья до острова Врангеля, оттуда к району полюса недоступности. Цель- ранняя ледовая разведка. Узнал я об этом случайно. Встретил на улице Митю Черненко, он и рассказал.

Начали у нас полегоньку готовиться. Позавчера я заехал в ГУСМП. Зашел к Папанину. Он как раз уходил, торопился на сессию (ВС СССР).

-Машины не надо Пойдем вместе, проводишь, дорогой поговорим

Мы пошли пешком в Кремль.

-Дело не такое большое, как тебе кажется. Это наше текущее мероприятие. Может быть, и совсем писать не будем. А если будем- надо дать научную статейку.

-Ты напишешь? Подвал?
-Хорошо.
-Слушай, Дмитрич, а что, если мне полететь с ними?


Он подумал.

-Не стоит, полагаю. Ну какой тебе интерес? Писать будут мало, летать - ты летал, на севере бывал не раз. Мне не жалко: если Черевичный возьмет- лети. Но у меня для тебя есть другое дело- горячее! Только пока не скажу. Еще не разрешен окончательно вопрос.

-А ты в нем будешь участвовать?
-Не знаю.
-Брешешь! Раз "решается", раз "не знаю" - будешь!
-Ну там увидим, - отвечал он уклончиво.
-А если не будешь?


Он расхохотался и ударил меня по плечу.

-Тогда и ты не будешь. Ну пока! Заезжай домой.
-Погоди минуту.


И я рассказал ему, как несколько дней назад мне позвонил какой-то собиратель редкостей и спросил- нет ли у меня каких-нибудь реликвий, связанных с полетом на полюс и Папаниным. Говорят, там играли в карты, нет ли колоды?

-Ну дай ему девятку пик, - посоветовал он.

Перейдя улицу, он вдруг окликнул меня и перебежал ее обратно:

-Ты не обижайся. Как только решится- я все расскажу.

Вернувшись в ГУСМП я попал в водоворот.

Прежде всего увидел летчика Черевичного, штурмана Аккуратова, бортмеханика Шекурова- весь экипаж "Н-169". Они шли на склад получать обмундирование.

-Летим с нами? - предложил Валентин Аккуратов.
-Собирался, да раздумал. Далеко будете садиться?
-Далеко не разрешают. 80о-81о. Там, Бог даст, сядем. Дня два -три просидим. и обратно. Пойдем с нами на склад.


Пошел и расстроился. Люди примеряют малицы, унты, и у меня засосало. Хочется!!

Ушел. Встретил Якова Либина- начальника научной ледяной группы. Когда-то, еще в бытность нашу на острове Рудольфа (он был тогда начальником острова), он развивал мне идею такого научного прыжка и просил даже у Шмидта самолет на такой случай. В 1939 году он должен был идти во главе смены седовцам, которую предполагалось забросить на самолетах. Тогда все уже было готово, изготовлены специальные легкие приборы, снаряжение. Однако, седовцы под нажимом Папанина изъявили желание самим продолжить дрейф, и полет не состоялся. Сейчас он все же летит.

Он рассказал мне о плане потела, коротенько о задачах:

-Вообще все это буднично по нынешним временам. Начиная от Амдермы будем делать вертикальные разрезы. Скажем, от Амдермы до Рудольфа. И так всю дорогу будем идти зигзагами. Знаете, как пьяный идет по улице. Ну, а в конце, если условия будут подходящими, сядем.

-Много научных лиц?
-Я, гидролог, астроном-магнитолог.
-Если сядете, что будете делать?
-Наблюдения за структурой льда, промеры глубины, полная гидрологическая станция, метео-наблюдения, астро-пункт, магнитные наблюдения.
-Аппаратура та, которую готовили к "Седову"?
-Да.


Зашел разговор о земле Санникова. Аккуратов сообщил, что во время одного из полетов (кажется, в прошлом году) они видели к северу от Новосибирских островов, милях в полутораста, кучевую облачность.

-Откуда ей там взяться? Ясно, оторвалась от гористой земли. Думаю, что она там, все-таки, есть, хотя Бадигин и прошел поперек этого места.

-Это ничего не значит, - сказал я. - Санникову показалось, что земля близко, а на самом деле он мог видеть ее рефракционное изображение. В 1935 году мы видели остров Виктории за несколько десятков миль со льда. Коккинаки видел Ла-Фонтенские острова за 200 миль и испугался, что сбился с курса.

-Это верно, - отвечал Аккуратов, - мы однажды наблюдали рефракцию за 200 миль.

Договорившись с народом о статьях, я снова зашел в ГУСМП

[ Бронтман Лазарь Константинович, "Дневники 1940–1941 гг." http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik17.shtml ]

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2008 06:50
Иван Кукушкин
Продолжение

12 мая.

Вчера в Москву прилетел Черевичный. 5 марта он вылетел из Москвы на север, прошел высокими широтами до о. Врангеля, сделал к северу от него три посадки на лед и вернулся. За это время покрыл около 24 000 км.

Все это подробно описано в газете. Хочется добавить две вещи. Папанин им приказал летать не дальше 81°. Первую посадку они сделали на 81°02' и 180°. Дальше им было приказано сесть на 80° и 180° вост. и 80° и 170° западной. Вторую они сели 79°30' и 170°. Самое интересное получилось с третьей, как рассказывает штурман Аккуратов (у меня в кабинете) :

-Решили допереть до полюса недоступности (83°40'). Все равно - а победителей не судят. Дошли до контрольного пункта (80°) и чешем дальше. Сообщил я, что погода плохая, ищем льдину и дальше молчу. Дошли до 82°10'. Погода все хуже, лед пошел в 7 баллов, очень плохой, садиться негде. Ничего не поделаешь- надо возвращаться. Вернулись, сели , сообщили, что искали льдину для посадки.

И второе- ребята до сих пор уверены (и Черевичный и Аккуратов), что земля Санникова существует.

30 апреля был я у Папанина дома. На следующий день он уезжал на охоту. Звал меня, отказался. Сели мы в кабинете в тишине.


-Ну, Иван Дмитриевич, выкладывай, что ты задумал и о чем тогда намекал.
-Дело простое. Примерно в тех местах, где сейчас Черевичный (севернее Врангеля) вмерзнуть на корабле в лед и дрейфовать. Года на три. Пронесет- ясно- мимо полюса. Это сейчас видно хорошо на опыте "Фрама" и "Седова". Я бы тебя с удовольствием взял.


-А ты говорил с кем-нибудь?
-Говорил с Молотовым. Он отнесся как будто одобрительно и переслал т. Сталину. Оттуда ответа пока нет.
-Ну а нынче?
-Нынче пойдем со мной на "Сталине" на проводку кораблей. Все лучше, чем в Москве сидеть.


[ Бронтман Лазарь Константинович, "Дневники 1940–1941 гг." http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik17.shtml ]

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2008 18:08
Александр Андреев
Лето на острове Рудольфа

Правда Севера, 9 августа 1937 г.

Валентин Аккуратов,
Орденоносец-штурман самолета «СССР Н-169»


На Рудольфе— лето в полном разга­ре. Бесконечные туманы отняли у нас яркое солнце, безграничные просторы в очертаниях далеких островов, виднев­шихся весной к югу от Рудольфа. Не­умолчно слышится журчанию талой во­ды, сбегающей с купола ледника. Бур­ное таяние снегов причинило нам массу хлопот и на аэродроме, и в поселке зи­мовки.

Зато сколько радости приносят дни, когда появляется солнце! Миллиардами лучей искрится купол аэродрома, по­крытый голубой сеткой журчащих ручь­ев. Синее небо, режущее до боли гла­за, отраженное в море, тонет в его лас­ковой глубине, окаймленной сверкаю­щими изломами льда. Чем-то феериче­ским, сказочным кажется в такие дни остров Рудольфа,.

Но мы не только любуемся такимb днями. Мы используем их, прежде все­го, для полетов. Экипаж самолета «СССР Н-169», оставленный на ледовой вахте,— Мазурук, Козлов, Шекуров и Аккуратов—с приходом «Садко» попол­нился бортрадистом Борисом Ануфрие­вым. С нами же работают зимовщики Земли Франца-Иосифа—бортмеханики Чернышев, Бесфамильный, Лотыгин и Мельников. Такой большой четный кол­лектив позволяет нам производить по­леты над архипелагом с целью ледовой разведки и аэрофотосъемки, тем более, что, помимо тяжелого корабля, мы рас­полагаем двумя легкими: «Н-128», на котором я в прошлом году летал с Махоткиным из Москвы в бухту Тихую, и «Н-36», завезенный сюда еще четыре года назад.

После отлета самолетов Водопьяно­ва, Молокова, Алексеева и Головина мы оборудовали наш корабль такими же радионавигационными приборами, какие были у них. При полете на полюс наш «Н-169» такой аппаратуры не имел, т. к. считался только резервным само­летом. Установлена новая аварийная радиостанция, проверены всю моторы, приборы и снаряжение. В общем са­молет «СССР Н-169» готов в любое время вылететь в лагерь Папанина.

Он также был готов для оказания помощи, если бы она потребовалась, вс время перелетов Чкалова и Громова из Москвы в Соединенные Штаты Амери­ки. В дни этих великолепных переле­тов и мы, и зимовщики во главе с
ор­деноносцем Либиным жили одной мыслью —в любую минуту быть полезными героям-летчикам. Радисты безустанно следили за эфиром. Радиомаяк беспре­рывно давал направление, механики де­журили у моторов нашего самолета,
зи­мовщики готовили аэродром, разрушае­мый летним теплом.


Чкалов и Громов блестяще заверши­ли свои изумительные перелеты. Мы го­товы обслужить своей вахтой другие, следующие перелеты, ибо ледяной Ру­дольф прекратился в контрольный пункт на трассе Москва—Соединенные Шта­ты Америки. Все мы уверены, что в не­далеком будущем здесь будет база, на которой пассажирские самолеты будут заправляться горючим.

В конце июня по просьбе капитана «Садко» мы вылетели с Мазуруком на самолете «Н-36» для разведки льдов, Приземлившись около «Садко», стояв­шего у кромки десятибалльного льда, мы попали в плен гостеприимного ле­докола. На его борту, окруженные за­ботой и вниманием экипажа, мы в те­чение десяти дней плавания до Рудоль­фа прекрасно отдохнули. Это плавание, помимо отдыха, было нашим универси­тетом по изучению льдов и работы ле­докола, с чем нас любезно ознакомил капитан Артур Карлович Бурке.

Четвертого июля на том же самолете «Н-36» мы вылетели с Мазуруком на Белую Землю. Это—острова, лежащие к востоку от острова Рудольфа и откры­тые Фритьофом Нансеном в 1895 году, когда он вместе с Иогансеном пытался достичь Северного полюса. Острова эти никем еще после Нансена не посеща­лись.

Совершить посадку на землю нам не удалось. Пришлось ограничиться толь­ко ее зарисовкой. Вместо двух островов —Евы и Лив,—которые отмечены на картах, мы увидели один остров, слитый в виде восьмерки. Весь он сплошь
покрыт ледяным панцырем о куполами, пригодными для посадки самолетов.


Быстро портившаяся погода застави­ла нас развернуться и лечь на обратный курс. К востоку от острова Гогенлоэ мы обнаружили пять небольших низких островов; один из них пригоден для посадки самолета. На имеющихся у нас картах этих островов нет. Вообще при полетах над Землей Франца-Иоси­фа поражаешься большими неточностя­ми, которыми изобилуют карты. На­пример, конфигурация островов Джек­сона, Салисбюри, Георга и др. резко отличается от действительности.

Во время полетов на самолетах «Н-36» и «Н-128», проведенных 19, 22 и 25 июля, мы обнаружили еще ряд неотмеченных на картах островов, которые я зарисовал и снял на аэрофо­топленку. Острова эти расположены к северу от острова Салисбюри и Италь­янского пролива.

Между Рудольфом и бухтой Тихой установилось воздушное сообщение. На­чальник зимовки на Рудольфе Либин летал в Тихую и привез оттуда звуко­вую кинопередвижку. Оттуда же приле­тели начальник зимовки Григорьев и аэролог Канаки. Сейчас они гостят у нас. Кинофильмы «Дубровский» и «Гро­за» произвели на зимовщиков Рудоль­фа большое впечатление. Кино сейчас у нас—тема разговоров и дискуссий. Жи­вая связь с бухтой Тихой заметно ожи­вила обе зимовки.

Когда мы с Мазуруком и Либиным прилетели в Тихую, зимовщики встре­тили нас букетами живых цветов— нежных полярных маков. Тихая порази­ла нас,—настолько здесь тепло, солнеч­но, непохоже на Рудольф, закованный i в ледяной панцирь. Бухта Тихая пока­залась нам прямо-таки южным курор­том. Там мы сбросили, наконец, всякие меха а ходили в одних рубашках.

Сейчас мы готовимся к новым разведкам—ждем летной погоды.
Жизнь у нас полная, интересная, большая, как наша любимая родина.


Остров Рудольфа, август.

(Передано по радио).

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 08 Июль 2008 18:27
Bills Bons
Описание и чертежи самолета ТБ-3,предшественника "АВИААРКТИКИ",Г-2:

http://mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/tb_3_mk7106.htm

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 21 Август 2008 23:54
Bills Bons
Изображение Изображение

Изображение Изображение

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 16 Октябрь 2008 19:16
SVF
"В конце февраля 1939 г. Ледовый сектор Арктического института организовал ледовую оперативную группу (старший гидролог Д.Б. Карелин и гидролог Н.А. Волков), получившую название ледового штаба восточного сектора Арктики. В обязанности этой группы входило обслуживание арктической навигации 1939 г. от пролива Лаптева до Берингова пролива ледовой информацией и ледовыми прогнозами.
Воспользовавшись облетом станций Главного управления Северного морского пути самолетом "Н-169" под управлением И.П. Мазурука, гидрологи уже 21 марта прибыли на мыс Шмидта, добравшись туда по маршруту Москва - Красноярск (поездом) - Игарка - залив Кожевникова - Тикси - Амбарчик - мыс Шмидта - (самолетом). Участок Красноярск - мыс Шмидта самолет покрыл за время 15-21 марта. Попутно была произведена ледовая разведка в прибрежной полосе на участке Тикси - мыс Шмидта."


[Карелин Д. Работа ледового штаба восточного сектора Арктики в 1939 г. Проблемы Арктики. № 10-11, 1939 г. Л., изд-во Главсевморпути. сс. 82-85.]

Н-169 (Ант-6 / Г-2

СообщениеДобавлено: 23 Январь 2009 16:43
Добролет
Изображение
Работа в 1939-1940

Самолет №7 1940

Северные перелеты

На трассе новой авиационной линии Москва — Чукотка большое оживление. В пути сейчас находится несколько самолетов.

• Закончился большой северный перелет полярного летчика орденоносца Г. К. Орлова.

В марте прошлого года самолов СССР Н-171 вылетел из Москвы «а о.строк Рудольфа для оказания, в случае надобности, помощи героическому экипажу ледокола «Седов». Самолет пробыл на острове Рудольфа - около года. 31 марта 1910 года СССР Н-171, пилотируемый тов. Орловым, возвратился в Москву.

• Самолет СССР Н-169, совершающий агитполет по зимовкам, находится на агути в Чукотку. На борту корабля, управляемого орденоносцем И. И. Черевичным, находятся 11 пассажиров — политработники, артисты, кинооператоры и др.

• Известный полярный летчик» орденоносец Ф. Б. Фарих вылетел 31 марта на самолете СССР Н-172 по маршруту Mockboi — Архангельск — Амдерма — Дудинка — бухта Тикси — бухта Амбарчик — мыс Шмидта — Анадырь и обратно.

Общее протяжение пути около 16 тысяч километров.

На борту самолета 11 пассажиров, более трех тонн груза, почта и литература.

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

СообщениеДобавлено: 09 Март 2009 17:57
Кара
Приказ № 9
по Управлению полярной Авиации ГСМП
от 31 марта 1937 г.

Пар.1
Экипажам, участвующим в Северной экспедиции, установить нижеследующие оклады:

Пар.4
Экипаж на корабль Н-169
Командир корабля тов. МАЗУРУК И.П.. 800 р -“-
Штурман тов. АКУРАТОВ 500 р -“-
Бортмеханик тов. БРЕЗИН 500 р -“-

И.О. нач. Управления полярной Авиации ЖИГАЛЁВ
(РГАЭ, ф.9570, оп.2, т.2, д.2962, лл.14-15)

Полный текст – в Общей информации.