Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
09 Апрель 2008 19:07
Alexander Belov
Пока А.Н.Туполев работал в СТО (т.е. в "шараге"), его СБ действительно обозначались ЦАГИ-40 (СБ-2М-100) и ЦАГИ-41 (СБ-2М-103). Что было - то было...
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
18 Апрель 2008 07:05
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Есть сведения о двух самолетах СБ, использовавшихся в УПА ГУСМП. В обоих случаях о модификациях нет данных. В обоих случаях машины упоминаются Аккуратовым ("Лед и пепел")
1. СБ (пилот Кляпчин, штурман Аккуратов) потерпел аварию (скапотировал на посадке из-за толстого слоя снега) в Архангельске в 1940 году. Самолет выполнял ледовую разведку.
2. СБ (пилот Александр Еременко, бортмеханик Виктор Макаров) участовал в спасении материалов Арктического Института. Погиб в бою с вражескими истребителями (вынужденная посадка на лед Ладожского озера), спасся бортмеханик, пилот и штурман погибли.
Проскакивала информация, что два СБ были получены УПА для "испытаний", но ссылки привести не могу.
А ЦКБ-30 - это случайно не серия "СБ" ?
Просто у нас есть два таких, Н-225 и Н-226
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=317
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
18 Апрель 2008 17:29
Alexander Belov
Нет, ЦКБ-30 - это конструкция С.В. Ильюшина, в серии - ДБ-3Б, а после модификации - Ил-4 (ДБ-3Ф). Принципиально иная машина.
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
19 Апрель 2008 05:59
Иван Кукушкин
Вспомнил, где эти ПС еще встречаются:
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1887#p1887Сводная ведомость наличия самолетов в неармейских наркоматах СССР на 01.04.1941 г.
По Главсевморпути данные по состоянию на 01.12.40
ПС-40 М-100: 1
ПС-41 М-103: 2
Н-169 (Ант-6 / Г-2
Добавлено:
26 Апрель 2008 06:12
Иван Кукушкин
Н-169 в книге "Самолеты Туполева Ант-1 — Ант-15", Москва, "Либри" 1995
Рисунок выполнен с ошибками
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
27 Май 2008 20:07
Иван Кукушкин
«Высокоширотные экспедиции Север», ААНИИ
http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/Первая высокоширотная воздушная экспедиция на самолете "СССР Н-169" (1941 г.)
5 марта - 11 мая, начальник экспедиции Я.С. ЛибинЛичный состав:
Научная группа:
Я.С. Либин - начальник экспедиции, океанолог
М.Е. Острекин - магнитолог
Н.Т. Черниговский - гидролог, актинометрист
Экипаж самолета:
И.И. Черевичный, М.Н. Каминский, В.И. Аккуратов, Д.П. Шекуров, В.П. Барукин, А.Я. Дурманенко, А.А. Макаров.Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
Самолет ТБ-3 "СССР Н-169" выполнил 3 полета с посадками на дрейфующий лед.
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
01 Июнь 2008 21:09
Иван Кукушкин
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
25 Июнь 2008 06:47
Иван Кукушкин
Полет Н-169 в марте 1941
2 марта. 4 марта из Москвы на север вылетает самолет "Н-169". Его маршрут : Архангельск- вдоль побережья до острова Врангеля, оттуда к району полюса недоступности. Цель- ранняя ледовая разведка. Узнал я об этом случайно. Встретил на улице Митю Черненко, он и рассказал. Начали у нас полегоньку готовиться. Позавчера я заехал в ГУСМП. Зашел к Папанину. Он как раз уходил, торопился на сессию (ВС СССР). -Машины не надо Пойдем вместе, проводишь, дорогой поговорим Мы пошли пешком в Кремль. -Дело не такое большое, как тебе кажется. Это наше текущее мероприятие. Может быть, и совсем писать не будем. А если будем- надо дать научную статейку. -Ты напишешь? Подвал?
-Хорошо.
-Слушай, Дмитрич, а что, если мне полететь с ними? Он подумал. -Не стоит, полагаю. Ну какой тебе интерес? Писать будут мало, летать - ты летал, на севере бывал не раз. Мне не жалко: если Черевичный возьмет- лети. Но у меня для тебя есть другое дело- горячее! Только пока не скажу. Еще не разрешен окончательно вопрос. -А ты в нем будешь участвовать?
-Не знаю.
-Брешешь! Раз "решается", раз "не знаю" - будешь!
-Ну там увидим, - отвечал он уклончиво.
-А если не будешь? Он расхохотался и ударил меня по плечу. -Тогда и ты не будешь. Ну пока! Заезжай домой.
-Погоди минуту. И я рассказал ему, как несколько дней назад мне позвонил какой-то собиратель редкостей и спросил- нет ли у меня каких-нибудь реликвий, связанных с полетом на полюс и Папаниным. Говорят, там играли в карты, нет ли колоды? -Ну дай ему девятку пик, - посоветовал он. Перейдя улицу, он вдруг окликнул меня и перебежал ее обратно: -Ты не обижайся. Как только решится- я все расскажу. Вернувшись в ГУСМП я попал в водоворот. Прежде всего увидел летчика Черевичного, штурмана Аккуратова, бортмеханика Шекурова- весь экипаж "Н-169". Они шли на склад получать обмундирование. -Летим с нами? - предложил Валентин Аккуратов.
-Собирался, да раздумал. Далеко будете садиться?
-Далеко не разрешают. 80о-81о. Там, Бог даст, сядем. Дня два -три просидим. и обратно. Пойдем с нами на склад. Пошел и расстроился. Люди примеряют малицы, унты, и у меня засосало. Хочется!! Ушел. Встретил Якова Либина- начальника научной ледяной группы. Когда-то, еще в бытность нашу на острове Рудольфа (он был тогда начальником острова), он развивал мне идею такого научного прыжка и просил даже у Шмидта самолет на такой случай. В 1939 году он должен был идти во главе смены седовцам, которую предполагалось забросить на самолетах. Тогда все уже было готово, изготовлены специальные легкие приборы, снаряжение. Однако, седовцы под нажимом Папанина изъявили желание самим продолжить дрейф, и полет не состоялся. Сейчас он все же летит. Он рассказал мне о плане потела, коротенько о задачах: -Вообще все это буднично по нынешним временам. Начиная от Амдермы будем делать вертикальные разрезы. Скажем, от Амдермы до Рудольфа. И так всю дорогу будем идти зигзагами. Знаете, как пьяный идет по улице. Ну, а в конце, если условия будут подходящими, сядем. -Много научных лиц?
-Я, гидролог, астроном-магнитолог.
-Если сядете, что будете делать?
-Наблюдения за структурой льда, промеры глубины, полная гидрологическая станция, метео-наблюдения, астро-пункт, магнитные наблюдения.
-Аппаратура та, которую готовили к "Седову"?
-Да. Зашел разговор о земле Санникова. Аккуратов сообщил, что во время одного из полетов (кажется, в прошлом году) они видели к северу от Новосибирских островов, милях в полутораста, кучевую облачность. -Откуда ей там взяться? Ясно, оторвалась от гористой земли. Думаю, что она там, все-таки, есть, хотя Бадигин и прошел поперек этого места. -Это ничего не значит, - сказал я. - Санникову показалось, что земля близко, а на самом деле он мог видеть ее рефракционное изображение. В 1935 году мы видели остров Виктории за несколько десятков миль со льда. Коккинаки видел Ла-Фонтенские острова за 200 миль и испугался, что сбился с курса. -Это верно, - отвечал Аккуратов, - мы однажды наблюдали рефракцию за 200 миль. Договорившись с народом о статьях, я снова зашел в ГУСМП[ Бронтман Лазарь Константинович, "Дневники 1940–1941 гг."
http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik17.shtml ]
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
25 Июнь 2008 06:50
Иван Кукушкин
Продолжение
12 мая. Вчера в Москву прилетел Черевичный. 5 марта он вылетел из Москвы на север, прошел высокими широтами до о. Врангеля, сделал к северу от него три посадки на лед и вернулся. За это время покрыл около 24 000 км. Все это подробно описано в газете. Хочется добавить две вещи. Папанин им приказал летать не дальше 81°. Первую посадку они сделали на 81°02' и 180°. Дальше им было приказано сесть на 80° и 180° вост. и 80° и 170° западной. Вторую они сели 79°30' и 170°. Самое интересное получилось с третьей, как рассказывает штурман Аккуратов (у меня в кабинете) : -Решили допереть до полюса недоступности (83°40'). Все равно - а победителей не судят. Дошли до контрольного пункта (80°) и чешем дальше. Сообщил я, что погода плохая, ищем льдину и дальше молчу. Дошли до 82°10'. Погода все хуже, лед пошел в 7 баллов, очень плохой, садиться негде. Ничего не поделаешь- надо возвращаться. Вернулись, сели , сообщили, что искали льдину для посадки.
И второе- ребята до сих пор уверены (и Черевичный и Аккуратов), что земля Санникова существует.
30 апреля был я у Папанина дома. На следующий день он уезжал на охоту. Звал меня, отказался. Сели мы в кабинете в тишине. -Ну, Иван Дмитриевич, выкладывай, что ты задумал и о чем тогда намекал.
-Дело простое. Примерно в тех местах, где сейчас Черевичный (севернее Врангеля) вмерзнуть на корабле в лед и дрейфовать. Года на три. Пронесет- ясно- мимо полюса. Это сейчас видно хорошо на опыте "Фрама" и "Седова". Я бы тебя с удовольствием взял. -А ты говорил с кем-нибудь?
-Говорил с Молотовым. Он отнесся как будто одобрительно и переслал т. Сталину. Оттуда ответа пока нет.
-Ну а нынче?
-Нынче пойдем со мной на "Сталине" на проводку кораблей. Все лучше, чем в Москве сидеть.[ Бронтман Лазарь Константинович, "Дневники 1940–1941 гг."
http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wwdnevnik17.shtml ]
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
25 Июнь 2008 18:08
Александр Андреев
Лето на острове Рудольфа
Правда Севера, 9 августа 1937 г.
Валентин Аккуратов,
Орденоносец-штурман самолета «СССР Н-169»
На Рудольфе— лето в полном разгаре. Бесконечные туманы отняли у нас яркое солнце, безграничные просторы в очертаниях далеких островов, видневшихся весной к югу от Рудольфа. Неумолчно слышится журчанию талой воды, сбегающей с купола ледника. Бурное таяние снегов причинило нам массу хлопот и на аэродроме, и в поселке зимовки.
Зато сколько радости приносят дни, когда появляется солнце! Миллиардами лучей искрится купол аэродрома, покрытый голубой сеткой журчащих ручьев. Синее небо, режущее до боли глаза, отраженное в море, тонет в его ласковой глубине, окаймленной сверкающими изломами льда. Чем-то феерическим, сказочным кажется в такие дни остров Рудольфа,.
Но мы не только любуемся такимb днями. Мы используем их, прежде всего, для полетов. Экипаж самолета «СССР Н-169», оставленный на ледовой вахте,— Мазурук, Козлов, Шекуров и Аккуратов—с приходом «Садко» пополнился бортрадистом Борисом Ануфриевым. С нами же работают зимовщики Земли Франца-Иосифа—бортмеханики Чернышев, Бесфамильный, Лотыгин и Мельников. Такой большой четный коллектив позволяет нам производить полеты над архипелагом с целью ледовой разведки и аэрофотосъемки, тем более, что, помимо тяжелого корабля, мы располагаем двумя легкими: «Н-128», на котором я в прошлом году летал с Махоткиным из Москвы в бухту Тихую, и «Н-36», завезенный сюда еще четыре года назад.
После отлета самолетов Водопьянова, Молокова, Алексеева и Головина мы оборудовали наш корабль такими же радионавигационными приборами, какие были у них. При полете на полюс наш «Н-169» такой аппаратуры не имел, т. к. считался только резервным самолетом. Установлена новая аварийная радиостанция, проверены всю моторы, приборы и снаряжение. В общем самолет «СССР Н-169» готов в любое время вылететь в лагерь Папанина.
Он также был готов для оказания помощи, если бы она потребовалась, вс время перелетов Чкалова и Громова из Москвы в Соединенные Штаты Америки. В дни этих великолепных перелетов и мы, и зимовщики во главе с
орденоносцем Либиным жили одной мыслью —в любую минуту быть полезными героям-летчикам. Радисты безустанно следили за эфиром. Радиомаяк беспрерывно давал направление, механики дежурили у моторов нашего самолета,
зимовщики готовили аэродром, разрушаемый летним теплом.
Чкалов и Громов блестяще завершили свои изумительные перелеты. Мы готовы обслужить своей вахтой другие, следующие перелеты, ибо ледяной Рудольф прекратился в контрольный пункт на трассе Москва—Соединенные Штаты Америки. Все мы уверены, что в недалеком будущем здесь будет база, на которой пассажирские самолеты будут заправляться горючим.
В конце июня по просьбе капитана «Садко» мы вылетели с Мазуруком на самолете «Н-36» для разведки льдов, Приземлившись около «Садко», стоявшего у кромки десятибалльного льда, мы попали в плен гостеприимного ледокола. На его борту, окруженные заботой и вниманием экипажа, мы в течение десяти дней плавания до Рудольфа прекрасно отдохнули. Это плавание, помимо отдыха, было нашим университетом по изучению льдов и работы ледокола, с чем нас любезно ознакомил капитан Артур Карлович Бурке.
Четвертого июля на том же самолете «Н-36» мы вылетели с Мазуруком на Белую Землю. Это—острова, лежащие к востоку от острова Рудольфа и открытые Фритьофом Нансеном в 1895 году, когда он вместе с Иогансеном пытался достичь Северного полюса. Острова эти никем еще после Нансена не посещались.
Совершить посадку на землю нам не удалось. Пришлось ограничиться только ее зарисовкой. Вместо двух островов —Евы и Лив,—которые отмечены на картах, мы увидели один остров, слитый в виде восьмерки. Весь он сплошь
покрыт ледяным панцырем о куполами, пригодными для посадки самолетов.
Быстро портившаяся погода заставила нас развернуться и лечь на обратный курс. К востоку от острова Гогенлоэ мы обнаружили пять небольших низких островов; один из них пригоден для посадки самолета. На имеющихся у нас картах этих островов нет. Вообще при полетах над Землей Франца-Иосифа поражаешься большими неточностями, которыми изобилуют карты. Например, конфигурация островов Джексона, Салисбюри, Георга и др. резко отличается от действительности.
Во время полетов на самолетах «Н-36» и «Н-128», проведенных 19, 22 и 25 июля, мы обнаружили еще ряд неотмеченных на картах островов, которые я зарисовал и снял на аэрофотопленку. Острова эти расположены к северу от острова Салисбюри и Итальянского пролива.
Между Рудольфом и бухтой Тихой установилось воздушное сообщение. Начальник зимовки на Рудольфе Либин летал в Тихую и привез оттуда звуковую кинопередвижку. Оттуда же прилетели начальник зимовки Григорьев и аэролог Канаки. Сейчас они гостят у нас. Кинофильмы «Дубровский» и «Гроза» произвели на зимовщиков Рудольфа большое впечатление. Кино сейчас у нас—тема разговоров и дискуссий. Живая связь с бухтой Тихой заметно оживила обе зимовки.
Когда мы с Мазуруком и Либиным прилетели в Тихую, зимовщики встретили нас букетами живых цветов— нежных полярных маков. Тихая поразила нас,—настолько здесь тепло, солнечно, непохоже на Рудольф, закованный i в ледяной панцирь. Бухта Тихая показалась нам прямо-таки южным курортом. Там мы сбросили, наконец, всякие меха а ходили в одних рубашках.
Сейчас мы готовимся к новым разведкам—ждем летной погоды.
Жизнь у нас полная, интересная, большая, как наша любимая родина.
Остров Рудольфа, август.
(Передано по радио).
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
08 Июль 2008 18:27
Bills Bons
Описание и чертежи самолета ТБ-3,предшественника "АВИААРКТИКИ",Г-2:
http://mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/tb_3_mk7106.htm
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
16 Октябрь 2008 19:16
SVF
"В конце февраля 1939 г. Ледовый сектор Арктического института организовал ледовую оперативную группу (старший гидролог Д.Б. Карелин и гидролог Н.А. Волков), получившую название ледового штаба восточного сектора Арктики. В обязанности этой группы входило обслуживание арктической навигации 1939 г. от пролива Лаптева до Берингова пролива ледовой информацией и ледовыми прогнозами.
Воспользовавшись облетом станций Главного управления Северного морского пути самолетом "Н-169" под управлением И.П. Мазурука, гидрологи уже 21 марта прибыли на мыс Шмидта, добравшись туда по маршруту Москва - Красноярск (поездом) - Игарка - залив Кожевникова - Тикси - Амбарчик - мыс Шмидта - (самолетом). Участок Красноярск - мыс Шмидта самолет покрыл за время 15-21 марта. Попутно была произведена ледовая разведка в прибрежной полосе на участке Тикси - мыс Шмидта."
[Карелин Д. Работа ледового штаба восточного сектора Арктики в 1939 г. Проблемы Арктики. № 10-11, 1939 г. Л., изд-во Главсевморпути. сс. 82-85.]
Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")
Добавлено:
09 Март 2009 17:57
Кара
Приказ № 9
по Управлению полярной Авиации ГСМП
от 31 марта 1937 г.
Пар.1
Экипажам, участвующим в Северной экспедиции, установить нижеследующие оклады:
Пар.4
Экипаж на корабль Н-169
Командир корабля тов. МАЗУРУК И.П.. 800 р -“-
Штурман тов. АКУРАТОВ 500 р -“-
Бортмеханик тов. БРЕЗИН 500 р -“-
И.О. нач. Управления полярной Авиации ЖИГАЛЁВ
(РГАЭ, ф.9570, оп.2, т.2, д.2962, лл.14-15)
Полный текст – в Общей информации.