Н-209 (ДБ-А)
Добавлено: 15 Февраль 2014 21:26
РГАЭ, ф. 9570, оп. 5 (рассекречена). Дело 141. Переписка с СНК СССР 1938г. 213л.
Л. 138. 8.7.1938г. №644/с секретно экз. 2.
Председателю Совета Народных комиссаров Союза ССР тов. В.М. Молотову.
По Вашему поручению 8 июля с.г. было созвано совещание для рассмотрения вопроса о целесообразности и возможности дальнейших поисков останков самолёта Н-209 тов. Леваневского.
В совещании участвовали: тт Алексеев, Водопьянов, Мазурук, Молоков, Ушаков, Шевелёв и Шмидт. Совещание единогласно пришло к следующим выводам:
Последнее сообщение с самолёта Н-209 было отправлено по радио 13 августа 1937г. С тех пор никакой работы р/станции не обнаружено. В течение некоторого времени ряд тыловых станций (но не полярных) слышали отрывочные цифры, которые, однако, затем были расшифрованы НКВД, как исходящие от японского коммерческого судна, позывные которого оказались теми же (РЛ).
Отсутствие сообщений с самолёта о направлении на посадку заставляет считать, что по всей вероятности катастрофа произошла ещё в воздухе. Однако, как ни малы были шансы найти участников полёта в живых, Правительство СССР с исключительной широтой организовало поиски останков самолёта и людей, как со стороны нашей территории, так и со стороны Америки, где для этой цели были приобретены большие самолёты. Полёты не дали результатов. Сводная карта всех полётов на поиск прилагается.
В настоящее время, т.е. по происшествии почти целого года, экипаж самолёта Н-209 уже не может быть в живых из-за недостатка продовольствия, даже в том весьма мало вероятном случае, что люди не погибли сразу же при катастрофе. Таким образом, сейчас могла бы идти речь уже только о поисках останков самолёта с целью получить хотя бы некоторые данные о том, что именно произошло.
Как я уже писал 25 марта, мы пытались учесть вероятный дрейф льдины с остатками самолёта. Исходя из этих расчётов, эти остатки пришлось бы искать в районе между Исландией и Гренландией вдоль восточных берегов Гренландии, между южной оконечностью и 72 гр. СШ. В этом районе лёд, как показывает дрейф Папанина и сведения других экспедиций, уже разбит на мелкие куски. Вероятность обнаружения останков самолёта при таких условиях очень невелика.
Поэтому совещание пришло в к единодушному выводу войти в Правительство с предложением о прекращении поисков самолёта Н-209.
При этом мы просим одновременно вынести решение об обеспечении семей погибших. До сих пор семьи регулярно получают содержание, установленное для членов экипажа.
8/7.38 Нач. Главсевморпути (О. Шмидт)
Постановление СНК СССР (проект)
1. Прекратить поиски самолёта Н-209.
2. Немедленно выдать семьям погибших членов экипажа страховые суммы.
3. Установить для членов семей экипажа самолёта Н-209 пенсию в повышенном размере.
Л. 138. 8.7.1938г. №644/с секретно экз. 2.
Председателю Совета Народных комиссаров Союза ССР тов. В.М. Молотову.
По Вашему поручению 8 июля с.г. было созвано совещание для рассмотрения вопроса о целесообразности и возможности дальнейших поисков останков самолёта Н-209 тов. Леваневского.
В совещании участвовали: тт Алексеев, Водопьянов, Мазурук, Молоков, Ушаков, Шевелёв и Шмидт. Совещание единогласно пришло к следующим выводам:
Последнее сообщение с самолёта Н-209 было отправлено по радио 13 августа 1937г. С тех пор никакой работы р/станции не обнаружено. В течение некоторого времени ряд тыловых станций (но не полярных) слышали отрывочные цифры, которые, однако, затем были расшифрованы НКВД, как исходящие от японского коммерческого судна, позывные которого оказались теми же (РЛ).
Отсутствие сообщений с самолёта о направлении на посадку заставляет считать, что по всей вероятности катастрофа произошла ещё в воздухе. Однако, как ни малы были шансы найти участников полёта в живых, Правительство СССР с исключительной широтой организовало поиски останков самолёта и людей, как со стороны нашей территории, так и со стороны Америки, где для этой цели были приобретены большие самолёты. Полёты не дали результатов. Сводная карта всех полётов на поиск прилагается.
В настоящее время, т.е. по происшествии почти целого года, экипаж самолёта Н-209 уже не может быть в живых из-за недостатка продовольствия, даже в том весьма мало вероятном случае, что люди не погибли сразу же при катастрофе. Таким образом, сейчас могла бы идти речь уже только о поисках останков самолёта с целью получить хотя бы некоторые данные о том, что именно произошло.
Как я уже писал 25 марта, мы пытались учесть вероятный дрейф льдины с остатками самолёта. Исходя из этих расчётов, эти остатки пришлось бы искать в районе между Исландией и Гренландией вдоль восточных берегов Гренландии, между южной оконечностью и 72 гр. СШ. В этом районе лёд, как показывает дрейф Папанина и сведения других экспедиций, уже разбит на мелкие куски. Вероятность обнаружения останков самолёта при таких условиях очень невелика.
Поэтому совещание пришло в к единодушному выводу войти в Правительство с предложением о прекращении поисков самолёта Н-209.
При этом мы просим одновременно вынести решение об обеспечении семей погибших. До сих пор семьи регулярно получают содержание, установленное для членов экипажа.
8/7.38 Нач. Главсевморпути (О. Шмидт)
Постановление СНК СССР (проект)
1. Прекратить поиски самолёта Н-209.
2. Немедленно выдать семьям погибших членов экипажа страховые суммы.
3. Установить для членов семей экипажа самолёта Н-209 пенсию в повышенном размере.