Их Хронологии Родионова за 1932 год стало известно, что это первый опытный поплавковый Р-5а. Ниже привожу имеющуюся по нему в Хронологии информацию.
10 января 1932 года начальник НИИ ВВС Бузанов писал письмо N 11сс председателю Военного совета Ворошилову, зам. Председателя РВС Тухачевскому, Гамарнику, Каменеву, начальнику штаба РККА Егорову, начальнику ВВС Алкснису, начальнику ВАО Баранову.
Доклад О состоянии работ по опытному моторо- и самолетостроению на 1 января 1932 года
<…>
Наименование самолета - Р5а-М17 на поплавках.
Данные будут получены при испытании.
Время предъявления на гос. испытания -1 апреля 1934 года
Степень выполнения на 1 января 1932 года - Самолет находится на заводских испытаниях в Севастополе. После окончания заводских испытаний поступит на гос. испытания в ОАО НИИ.
Наблюдающий инженер Украинцев.
Наименование самолета - Р5-М17 (на поплавках)
Данные будут получены при испытании.
Степень выполнения на 1 января 1932 года - Даны техтребования. Разрабатывается центровка самолета. Схема шасси разрабатывается.
Заготовлены модели для продувок и протасок. Срок ВАО для предъявления на заводские испытания 19 июля 1932 года.
Наблюдающий инженер Украинцев.
В начале 1932 был подготовлен Отчет о выполнении плана работ 2 отдела НИИ ВВС за 1931 год
Наименование работ по плану 1931 года
Краткое содержание результатов выполненных работ
Постройка опытных самолетов:
Р5-а-М17 - Закончен в стройке с опозданием.
Испытание опытных экземпляров:
Р5а-М17 - Опытный самолет окончен в производстве, находится на заводских испытаниях в Севастополе. В 1932 году поступит на гос. испытания.
Эксплуатационные испытания:
Р5А-М17 -Опытный самолет окончен в производстве, находится на заводских испытаниях в Севастополе. В 1932 году поступит на гос. испытания.
Наблюдение за постройкой серий:
Р5а-М17 - Еще не испытан опытный экземпляр, не передан опытному заводу эталон.
31 декабря 1931 в Севастополе состоялся первый полет Р-5а на поплавках. Заводские испытания длились меньше месяца, а Государственные проходили с 27 января по 17 апреля 1932 г. там же, в Севастополе, где располагался Особый морской отдел (ОМО) НИИ ВВС. Больший вес (поплавковое шасси было тяжелее колесного на 390 кг) и увеличившееся аэродинамическое сопротивление серьезно ухудшили летные данные по сравнению с колесным вариантом. Но при этом пилотаж оказался значительно проще, чем у старого МР-1. Новый самолет оказан с я гораздо менее "строг" в управлении.
Недостатки в основном были связаны с приспособлением сухопутной машины к полетам с воды. Прочность поплавков оказалась недостаточной. Каркас разбалтывался, а от воздействия воды обшивка коробилась. Внутрь поплавков поступала вода. Винт сильно страдал от брызг на взлете, они попадали и во всасывающий патрубок карбюратора. Это могло привести к остановке мотора в самый ответственный момент. От тряски на волнах замки бомбодержателей разбалтывались, из-за чего на взлете несколько раз роняли бомбы в воду.
17 апреля 1932 в г. Севастополе закончились гос. испытания Р-5а-М17 на поплавках, которые проходили с 27 января 1932
Завершить Госиспытания не удалось - по специальному распоряжению в мае 1932 г. машину отправили в экспедицию на Крайний Север.
Летом 1932 г. первый Р-5, попавший на Север, участвовал в Северо- Восточной экспедиции. Базировалась машина на пароходе "Сучан", пилотировал ее A.M. Бердник. Первым Р-5, попавшим на север, стал опытный образец поплавкового самолета, который поспешно забрали, прервав испытания. В августе этот самолет помог выбраться из льдов каравану судов с рабочими "Дальстроя". Бердник посадил во вторую кабину капитана А.П. Бочека. По данным их разведки восемь судов вышли на чистую воду. В следующем году на этой машине, получившей бортовой номер "Н7", вывозили пушнину с отдаленных факторий, проводили картографическую съемку устья Лены, обследовали зимовки на мысе Челюскина.
В сентябре 1932 года зам. начальника 2-го отдела Балыков писал письмо начальнику ВМС в сопровождении Сводки результатов гос. испытаний Р-5а-М17. произведенных в г. Севастополе с 27.01.32 по 17.04.32
Заключение.
1. Целесообразно представить на вооружение ВВС как самолет, могущий заменить МБР требуемый современной системой вооружения - особенно же на театрах, где необходим легкий переход на колеса и лыжи. Данные сухопутного Р-5-М17 понизились незначительно.
3. Произведенные испытания достаточны для принятия решения о пуске в серию.
Доиспытания произвести на головном серийном самолете (3064,176-185).