Адольф Милованов пишет:
РГАЭ, ф. 9570
Дело 340. Анализы аварийности, лётных и не лётных происшествий по АГ УПА за 1946-47гг. 25л.
... В 1 п/г (1947г) в результате авар. происшествий полностью уничтожено 6 самолётов: в Игарской АГ СИ-204 Н-409, и ПО-2 Н-391; в Моск. АГ СИ-204 Н-414 и ПО-2 Н-389 и в Чукотской АГ ЛИ-2 Н-394 и СИ-204 Н-408.
Пр. 18с. 10.7.1947г. О списании самолётов Си-204 Н-408, Н-409 и По-2с Н-391.
П. 1. С-т Чукотской АГ Си-204 Н-408 зав.№ 251563 с мотором Аргус-411 потерпевший аварию 2.4.1947г. в р-не Чокурдаха, не подлежащий восстановлению – списать с баланса Чукотской АГ и исключить из списков СМП УПА. Осн: Аварийный акт от 3.4.1947г.П. 2. С-т Игарской АГ Си-204 Н-409 зав№ 5121, потерпевший катастрофу 16.3.1947г в р-не Дудинского а/п не подлежащий восстановлению – списать с б. Игарской АГ и исключить из списков СМП УПА. Осн: Аварийный акт от 24.3.1947г.
П. 3. С-т Игарской АГ По-2с Н-391 зав№944126 с мотором М-11Д поломанный и потом сожжённый экипажем при вынужденной посадке в тундре 17.3.1947г – списать с б. Иг. АГ и искл. из списков СМП УПА. Осн: Авар. Акт от 22.4.1947г. Нач. УПА Чибисов.
Отдельной темы не было, только в "Раскопках":
Александр Андреев » 07 мар 2008, 20:14
Вот какая информация у меня есть не подтвержденная фотографиями.
Когда-то что-то нашел в сети, что-то в газетах.
Н-35, Н-178...... МП-1 (гражд. МБР-2)
Н-306.... Douglas DF
Н-381......ГСТ (Каталина)
Н-366, Н-445...... В-25 Митчелл (ленд-лиз)
Н-20, Н-64, Н72—81...... Ш-2
Н-400, 401......Condor FW 200
Н-415....Short Steerling
Н-370, 379, 414, 408, 409, 398..... Siebel-204
Н-9, 10, 76......Dornier Wal
С сайта airwar.ru
Первым из гражданских ведомств эти самолеты получило Управление полярной авиации ГУСМП. Парк его сильно поредел за годы войны. Управление начало пополняться трофейной техникой летом 1945-го. В июне - августе экипажи Московской авиагруппы ГУСМП перегнали из Германии среди прочих самолетов девять "Зибелей" (у нас они назывались Си-204). Два Си-204 остались в Москве для транспортных перевозок в средней полосе, а все остальные отправили в Красноярск, на завод №477 им.Побежимова для доработки под условия эксплуатации на севере. Для Си-204 сделали 10 комплектов лыж, так как планировалось получить всего 10 таких самолетов.
Уже в 1945-м начались полеты Си-204 на севере. В Чукотскую авиагруппу поступил самолет Н-370. Его перегнали из Москвы в конце июля. Эта машина никак для холодов не оборудовалась и почти не использовалась. В сентябре 1946-го ее вернули в Москву для доработки. Зато еще в мае - июне прилетели еще три "Зибеля". Вернее, долетели-то два. Н-379 разбили при перегонке. Пилот К.Ф.Куканов вел Си-204 из Зырянки в Кресты Колымские. Отказал левый мотор, затем перегрелся правый. Последовала вынужденная посадка на косу реки Федотиха, после которой машину списали. Еще три "Зибеля" вошли в Игарскую авиагруппу. За 1946-й Си-204 ГУСМП налетали 596 часов.
К апрелю 1947-го в Полярной авиации числились девять Си-204. За тот год ГУСМП потеряло три "Зибеля". Один Н-414 разбился в мае в Тульской области. Отказ одного и сбои второго мотора привели к вынужденной посадке. Второй Н-408 пал жертвой самоуверенности летчика Вяльцева. Ему непременно хотелось сесть на аэродром Чокурдах на одном двигателе. Но пилот не справился, машина пошла поперек полосы и ударилась о берег Индигирки.
Причина гибели третьего "Зибеля", Н-409, осталась невыясненной. После взлета в Дудинке он потерял скорость и упал. Пилот В.П.Брехов погиб. После этой серии аварий и катастроф пришли к выводу, что немецкие самолеты все-таки плохо приспособлены к работе на севере, а произведенные доработки недостаточны. Си-204 не проходили специальных испытаний в условиях низких температур. В итоге в 1948-м Полярная авиация сняла "Зибели", число которых к этому времени достигло 12, с эксплуатации. Самолеты по большей части передали другим ведомствам.