Фрагмент воспоминаний
Кирилина А.И. из ЦМАМЛС (центральный московский архив-музей личных собраний). Ф.261 О.1 Д.1.
OCR выполнил Николай Дмитриевич.В апреле перегнали этот самолет (
Речь идет о самолете с бортовым номером Н - 276 - padsee) в Красноярск на завод. После сдачи его в ремонт меня назначили бортмехаником на гидросамолет «Дорнье-Валь»
Н – 10, на котором также был ремонт. Мне приказ: находится здесь до готовности самолета до июня, пока весь Енисей не освободится ото льда.
В июне 1941 на КАРЗе самолет облетали. Готовимся к полетам на ледовую разведку Севморпути. Вылет назначен на 23 июня. Но тут потрясающее сообщение – гитлеровское нападение, война! Полет отменен. На второй день прибыл начальник Полярной авиации Илья Павлович Мазурук с группой военных специалистов. Осмотрели наши самолеты и приступили к срочному переоборудованию их в военный вариант. Работа круглосуточная, через неделю три «Дорнье Валя» переоборудованы – установлены турели и бомбоподвески.
Вылетели из Красноярска 30 июня 1941 года. У нас
командир Стрельцов, военный штурман-бомбардир Некипелов, бортрадист Стрежнев и нас два бортмеханика: Виктор Яковлевич Бывшев и я Алексей Иванович Кирилин. На двух других самолетах командиры:
Сурнин и
Михельсон.
Прибыв в устье реки КАРА (полярка
«Усть-Кара»), выполняли учебные бомбометания. Когда цементные бомбы с запалом падали на материк, происходил дымный взрыв для наблюдения. После этого перелетели в тройке на озеро Таендо(
оз.Тоенато, в 16 км южнее п.Амдерма - padsee) , где базировались и вылетали на Новую Землю, барражируя в проливах, чтобы не прошли корабли и подводные лодки фашистов.
Однажды наш летнаб с командиром заметили в проливе подводную лодку и начали ее бомбить. В это время заметили от берега стрельбу по нашему самолету. Штурман Некипелов докладывал командиру, что лодка повреждена. Он за этим наблюдал больше чем летчик, так как Стрельцов маневрировал и уходил из-под обстрела. Моя функция в этом бою заключалась в том, чтобы тщательно следить за бензобаками, в случае пробоины переключить питание двигателей на полные баки и быть в готовности к пожаротушению…