Перечитывая "Поиски Леваневского" Михаила Маслова обратил внимание на всем известное фото с подписью "Разгрузка самолетов Ш-2 СССР-М32 летчика Карабанова и У-2 URSS-Н224 Ивана Черевичного с парохода "Мурман" на льдину в Гренландском море. 15 февраля 1938 года."
Неувязочка, однако, получается ведь Н-224 был в звене Власова на "Таймыре"
Едва стих шторм, таймырцы начали готовить рядом с кораблем аэродром. Эта работа шла ночью в свете прожектора. Одновременно шла сборка спущенного на лед самолета. Самолеты на борту "Таймыра" были заслуженными машинами нашей авиации. Их было три - Р-5, хорошо известный читателю этих записок по спасательным операциям из лагеря Шмидта, его старший брат У-2, впоследствии переименованный в Поликарпов-2, и славная маленькая "шаврушка". Лететь к нам в лагерь Власов решил на У-2.
Почти одновременно с подошедшего "Мурмана" И. И. Черевичный и Карабанов вылетели на Ш-2. Вылетели и пропали. Одним словом, дела завертелись: корабли пробивались к нам, а летчики искали и нас и друг друга...
Разыскивая Черевичного, к нам неожиданно добрался Власов. Он прилетел на У-2 со штурманом Дорофеевым, попав в объектив прильнувшего к киноаппарату Папанина.
Эрнст Кренкель, "RAEM - мои позывные". Москва, 1973, стр.486
Более того в момент когда стали готовить самолет Власова Ш-2 с "Мурмана" уже вылетела и пропала, а на фото "Шавруха" даже и не собирается летать - консоли отстыкованы, винтомоторная установка демонтирована (см. фото СССР-М32 на "Мурмане"- с мотором
viewtopic.php?f=31&p=40874#p40874), и даже лыжи одеты "задом-наперед". Похоже самолет просто сняли с палубы чтобы не мешал выгрузке У-2.
Что мы имеем по документам:
На «Мурман» были погружены два самолета: лыжный «П-5» и амфибия «Ш-2». Пилотировать должен был летчик Черевичный. Седьмого февраля «Мурман» вышел в море. (Водопьянов "Путь летчика")
Это были П-5 СССР-Н223 и Ш-2 СССР-М32.
В группе Власова на "Таймыре" три самолета - П-5 СССР-Н222, У-2 URSS-Н224 и неизвестный Ш-2.
Попытка вытянуть номер с фото дала обескураживающий результат:
Из-за стоящей перед самолетом стремянки полностью номер не читается, получается СССР-...255, 256, 258 или 355...
СССР-А255 имел другую ливрею и был уже списан к 1938 году, полярные Н-255-259 были Г-1, на подозрении Ш-2 СССР-С258 зав. №31178 или СССР-Л358 зав. №ОЖ78.
Есть еще одно фото с похожего ракурса, на котором номер должен быть виден лучше, но не в этом разрешении.
.
Вопрос к сообществу - у кого есть фотоальбом Якова Халипа по снятию папаницев с льдины? Фото должно быть в нем.
Есть такая информация:
Если он снимал оперативно, то это и был репортаж. Таким наглядным примером может служить альбом, посвященный снятию с льдины экипажа дрейфующей станции "Северный полюс - 1", возглавляемого Иваном Дмитриевичем Папаниным. Халипу удалось, не без журналистской находчивости, попасть в эту экспедицию и оказаться именно на ледоколе "Таймыр", одном из четырех в ней участвовавших, а то, что именно он пришел первым к разрушающейся льдине, уже было чистым везением. И после того, как кадры, запечатлевшие эту эпопею, прошли по страницам газет и журналов, был сделан альбом, опять-таки в содружестве с Александром Родченко. За успешную работу в этой экспедиции Яков Халип был награжден орденом "Знак почета" - первым из фотожурналистов, что тем более почетно: ведь тогда орденоносцев было - раз-два и обчелся...
http://www.sem40.ru/famous2/m944.shtml