есть тема на Авифоруме
http://www.forumavia.ru/a.php?a=t&id=321&count=17Donatas | форум автора сообщения
Выяснился небольшой нюансик. Вот что пишет один мой интернет-авиазнакомый:
"В своё время разыскал в архиве Журналы полётов на аэродроме ЦАГИ (Ходынка) за 1930-е годы. Так вот:
13 февраля 1935 года М.М.Громов выпустил С.А.Леваневского на АНТ-25, совершив с ним 3 полёта общей продолжительностью 45 минут.
После этого С.А.Леваневский в период подготовки к своему неудачному перелёту 3 августа 1935 года совершил на АНТ-25 (в мае-июле 1935 года) 43 полёта общей продолжительностью 58 часов 52 минуты.
Для сравнения: В.П.Чкалов, готовясь к своему перелёту на остров Удд в июне-июле 1936 года выполнил 21 полёт общей продолжительностью 16 часов 44 минуты.
Поэтому утверждение о том, что С.А.Леваневский практически не летал на АНТ-25 и поэтому плохо знал матчасть этого самолёта - абсолютно ЛЖИВО!"
Donatas | форум автора сообщения
А вот интересно, что резкие слова Леваневского в адрес недоведенного на тот момент АНТ-25, возможно были справедливы. Уж ему-то, летавшему на иномарках и знакомому с американским авиапромом, было с чем сравнивать.
Цитирую его мнение по книге В.В.Чкаловой "Валерий Чкалов":
"8 декабря 1935 года Леваневский написал письмо Сталину, которое могло своим содержанием серьезно повлиять на все послудующие перелеты через Северный полюс на самолете АНТ-25. в этом письме Леваневский высказывает свою точку зрения на причины аварийной ситуации (во время первого недавшегося полетра - Донатас.):
"(...) Во время испытаний самолета происходили поломки каастрофического порядка, например ломалось крепление стабилизатора, из-за того, что вместо 14 заклепок поставлено было 6.
(...) В отношении "перекачали масло". После посадки в Кречевицах масла было обнаружено в расходном баке только чуть больше половины, выбрасывание же масла продолжалось до посадки. (...)
(...) Если брать "проблему масла", то в 1934 году в баки заливалось касторовое масло, не дающее пенообразования. после возвращения из Кречевиц в Москву, В ЦАГИ (...) открыли проблему со схемой маслопровода, однако этой проблемы не разрешили, а решили наполнять бак на 2/3 емкости, а мосло откачивать и докачивать в воздухе. Тем самым с ЦАГИ решили подменить технику "негром", роль которого в полете сводится только к качанию масла альвеером. (...)
А вот что пишет Л.Л.Селяков (главный конструктор Ту-134) в своей книге "Записки конструктора. Тернистый путь в никуда":
"...Организация работ по созданию Ту-144 - это далеко не случайность, а закономерное явление, стиль работы ОКБ. К примеру, организация работ по созданию рекордного самолета АНТ-25, когда по Решению правительства от 07.12.31г. А.Н.Туполеву поручалось и он брался за создание рекордного самолета меньше, чем за год, и в 1932 г. совершитъ полет на рекордную дальность - 13 000 км по прямой.
Взялся, но ничего не вышло, прошли годы в постройке опытных самолетов, обшивка из гофра покрывалась полотном, увеличивался взлетный вес и мощность двигателя АМ-34, строилась искусственная "горка" на ВПП аэродрома, необходимая для разгона и взлета тяжело нагруженного самолета (единственная в мире). Многочисленные попытки полетов и наконец в 1937 г. с опозданием на 5 лет полет экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс в Америку - 10 000 и 11 500 км по прямой продемонстрировали не достижение техники, а мужество российских людей, рискнувших совершить эти длительные полеты на совершенно неподготовленных для этой цели самолетах.
Трагически закончившийся полет С.Леваневского на опытном самолете Болховитинова - блестящее тому доказательство. Все это аналогично путешествиям Пири и Скотта к полюсам нашей Земли..."
20/02/2009 [21:39:34]
Donatas | форум автора сообщения
А вот что пишет о Сигизмунде Александровиче в своих мемуарах «Полет сквозь годы» А.Беляков:
«Текущие хлопоты отнимали у Леваневского много времени, поэтому он не очень-то усердно изучал конструкцию и эксплуатацию самолета да и подробности маршрута, особенности аэронавигации, видимо надеясь на второго летчика и штурмана.»
Вы думаете, речь идет о подготовке к перелету Н-209 и разговорах о том, что, типа Леваневский не принимал никакого участия в этом? Нет, это Беляков рассказывает о подготовке к перелету на АНТ-25. Но вот, что он говорит о Леваневском дальше:
«Но, много работая по подготовке АНТ-25 к полету, Сигизмунд Александрович требовал такого же упорного и инициативного труда от нас.
— За нашей подготовкой следит ЦК партии (…). По особо неотложным и важным делам я обязан обращаться к товарищу Куйбышеву, — говорил он. — Мы все должны понимать, что сроки подготовки сжатые».
А вот еще цитата из Белякова:
«Леваневский взял на себя наиболее трудную часть работы — подготовку АНТ-25 к длительному полету в Арктике, хлопоты по доводке, оборудованию и оснащению самолета. В наших глазах опытный полярный летчик был непререкаемым авторитетом».
Впрочем, «не очень усердное вникание» Леваневского в нюансы подготовки никак не помешало ему на старте: по словам того же Белякова: «Взлет Сигизмунд произвел безукоризненно».
aeroerik
Всем доброго здоровья. Волей случая в 2005 году мне довелось приводниться на гидросамолетике Че-22 на озере Сотченко на Чукотке. Это как раз то самое озеро на котором в конце июня потерпел аварию американец Джимми Маттерн когда в 1933 году совершал кругосветку на скорость на самолете "Локхид-Вега". А Леваневский спустя около месяца вывез его уже из Ново-Мариинска, это нынешний Анадырь, на Аляску в г.Ном. Причем в окружном музее в Анадыре отмечены такие интересные моменты этого перелета - Маттерн снял со своего самолета все, что только можно снять из оборудования и агрегатов двигателя и так перегрузил самолет Леваневского, что тот с первой попытки не смог взлететь (вспомните такие взлеты Леваневского с перегрузом, думаю надо быть мужественным человеком!), после чего Леваневский принял решение слить часть топлива и оставить большую часть бортпитания из НЗ в Ново-Мариинске и это при том, что в те годы не было ни прогнозов погоды (а Берингов пролив ох коварен в отношении погоды, уж поверте), ни толком средств навигации. В Номе они сесть не смогли по причине тумана и вернулись на остров Святого Лаврентия и на следующий день приводнились возле Нома. Так Маттерн вернулся после всех приключений на Родину.
У меня есть фотографии остатков самолета Маттерна, могу их выложить в инете, причем я как пилот так и не смог по расположению обломков восстановить картину аварии (возможно потому, что прошло много лет и в этом месте перебывало достаточно людей), хотя предположения есть. Самолет Маттерна летел вдоль реки Анадырь в среднем течении, но с отклонением от основного русла вправо на несколько километров, место аварии находится на удалении около 230 километров от Анадыря, видимо после отказа двигателя пилот не мог дотянуть до реки и совершил грубую посадку на озеро, возможно с недолетом на мелководье, самолет развалился (обломки крыла, поплавков, хвостовой части) находятся друг от друга в эллипсе 250х500 метров с осью с севера на юг, озеро совершенно круглое, типичное тундровое, диаметром около километра. Мы были там с Виктором Бурштейном (он то-же когда-то летал на Чукотке на Ми-4, Ми-8) в августе месяце когда вода на озере сильно упала и все обломки обнажились. Кстати попасть туда летом можно только на гидросамолете, потому что места там сильно заболочены и очень трудно проходимы. Фотографии постараюсь выложить и еще дам ссылочку на еще один полет в том-же 2005 году который описал мой напарник.
С уважением к форумчанам Эрнест Сослуев.
А вот ссылка на статью Вити Бурштейна, если хватит терпения дочитать :-))
http://www.anadyr.org/page/articles/the ... 9163513922