Кара пишет:Приказ
начальника Управления полярной Авиации ГСМП
№ 5 от 21.03.37 г.
«Об аварии самолёта МП-6 Н32 5 августа 1936 года в бухте Сого, пилотируемого пилотом т. Масленниковым»
4 августа 1936 г. в гидропорту Якутск, пилот Масленников по заданию начальника пор-та т. КРАВЦОВА произвёл испытания самолёта Н-32 в воздухе после смены радиаторов, совместив этот полёт с тренировкой по отработке техники посадки на поплавках, под наблюдением пилота т. ОВСЯКОВА.
Сделав 12 посадок при общем налёте 2 ч 35 мин и установив актом комиссии исправное состояние материальной части, пилот Масленников получил задание Начальника порта т. Кравцова готовить самолёт Н-32 в рейс на Вилюйск на утро 5 августа.
В 10 часов вечера 4/VIII – полёт на Вилюйск начальником порта был отменён и заменён полётом в бухту Тикси с посадкой в фарватер Лены.
5-го августа утром, экипаж в составе: пилота Масленникова, бортмехаников тт. Саталова, Седлецкого, имея на борту 7 пассажиров при общей нагрузке самолёта 2 173 кг, вылетел по маршруту Якутск – Сангарская – Жиганское – Булун – Тикси, с посадкаой в указанных пунктах.
Из Булуна самолёт вылетел 5/VIII в 14 ч 30 мин, имея на борту 5 пассажиров (тт. Лисс, Тагорский, Розенталь, Парфенов, Маньян) при общей загрузке 1 960 кг.
Следуя на высоте 1 500 м прямым курсом через хребет – самолёт вышел к зимовке по-лярной станции Тикси, над которой сделал два левых круга и осмотрев залив пошёл на посадку в направлении полярной станции о. Бруснев.
Выдержав направление посадки при 1 000 оборотах, на скорости 140 км/ч, самолёт вследствии неграмотного пилотирования при посадке в море на зеркальную поверхность допустил барс, с последующей потерей скости и зарыванием поплавков в воду, что повлекло за собой отрыв правого и перелом левого поплавков, после чего самолёт накренился вправо и начал погружаться – тонуть носовой частью с последующим полным капотом.
Пассажиры при самоотверженной помощи экипажа выбрались на поплавки опрокинувшегося самолёта и были спасены подоспевшим к месту аварии катером, доставившим пассажиров и экипаж самолёта на берег.
Самолёт н-32 при извлечении его из воды на лихтёр получил перелом фюзеляжа и плоскостей, что привело его в полную негодность.
Основной причиной данной аварии считаю отсутствие со стороны руководства Ленс-кой А.Г. надлежащей постановки лётной службы в Авиогруппе, а именно:
а) Выпуск пилота в пассажирский рейс, поьнезнакомой ему расе, что является грубым нарушением параграфов 14 и 45 Наставления по лётной службе ГВФ, часть II.
б) Выпуск пилота в рейс без надлежащей проверки техники пилотирования при посадке на зеркальную поверхность воды и посадки в море, т.е. нарушение параграфов 14, 45 и 47 наставления ГВФ (л.27)
в) Вылет самолёта по трассе без получения метеосводок от Якутска и Тикси, т.е. нарушение параграфа 35 п. «б» и п. «г».
г) отсутствие должной дисциплины среди лётного состава, выразившееся в невыполнении пилотом указаний начальника А.Г., запретившего посадку пилота Масленникова в море.
Непосредственным виновником данной аварии является пилот тов. Масленников, не выполнивший прямых указаний Начальника А.Г. и допустивший посадку в море в то время как имел возможность произвести произвести посадку в устье р. Лена с тем, чтобы пре-дупредить аварию.
1. Обращаю внимание начальника А.Г. тов. ГАЛЫШЕВА и давлю на необходимость немедленного изжития отмеченных выше нарушений в лётно-эксплоатационной службе в вверенной ему авиогруппе.
2. Провести во всех авиогруппах обязательную тренировку лётного состава в посадке на зеркальную воду и в волну. При посадках на зеркальную поверхность планировать с минимальным углом имея повышенное число оборотов мотора, подводить на втором режиме, слегка парашютируя и в момент касания пятками поплавков или вторым реданом лодки, убрать газ. Строго руководствоваться положением по лётной службе, часть II, Гидроавиолинии, параграф 379,
3. Пилоту Масленникову, за недисциплинированность, выразившуюся в невыполнении приказания начальника Авиогруппы, что привело к аварии и уничтожении самолёта МП-6 Н-32, а также вторичную аварию на самолёте ПС-4 Н-62, имевшую место в Вилюйске 30/VII 36 г.
Самолёт МП-6 Н-32, как неподлежащий ремонту исключить из списков и списать с баланса Ленской А.Г. с отнесением убытков по аварии на счёт УПА ГСМП.
Начальник УПА ГСМП Шевелев
(РГАЭ, ф.9570, оп.2, д.2962, лл. 27, 27 об.).
В сообщении от Кара на ветке Н-32 про аварию Н-62 в 1936. Видимо подлежал восстановлению т.к. по данным Василия Гоголева был списан только в 1939.
02.1935 ЛАГ СМП ЛАГ 15.10.1935; в сведениях ЛАГ зн указан – 4 и 1417; 03.1939 подлежал списанию