Александр Андреев » 25 Июнь 2008 18:08
Лето на острове Рудольфа
Правда Севера, 9 августа 1937 г.
Валентин Аккуратов,
Орденоносец-штурман самолета «СССР Н-169»
На Рудольфе— лето в полном разгаре. Бесконечные туманы отняли у нас яркое солнце, безграничные просторы в очертаниях далеких островов, видневшихся весной к югу от Рудольфа. Неумолчно слышится журчанию талой воды, сбегающей с купола ледника. Бурное таяние снегов причинило нам массу хлопот и на аэродроме, и в поселке зимовки.
Зато сколько радости приносят дни, когда появляется солнце! Миллиардами лучей искрится купол аэродрома, покрытый голубой сеткой журчащих ручьев. Синее небо, режущее до боли глаза, отраженное в море, тонет в его ласковой глубине, окаймленной сверкающими изломами льда. Чем-то феерическим, сказочным кажется в такие дни остров Рудольфа,.
Но мы не только любуемся такимb днями. Мы используем их, прежде всего, для полетов. Экипаж самолета «СССР Н-169», оставленный на ледовой вахте,— Мазурук, Козлов, Шекуров и Аккуратов—с приходом «Садко» пополнился бортрадистом Борисом Ануфриевым. С нами же работают зимовщики Земли Франца-Иосифа—бортмеханики Чернышев, Бесфамильный, Лотыгин и Мельников. Такой большой четный коллектив позволяет нам производить полеты над архипелагом с целью ледовой разведки и аэрофотосъемки, тем более, что, помимо тяжелого корабля, мы располагаем двумя легкими: «Н-128», на котором я в прошлом году летал с Махоткиным из Москвы в бухту Тихую, и «Н-36», завезенный сюда еще четыре года назад.
После отлета самолетов Водопьянова, Молокова, Алексеева и Головина мы оборудовали наш корабль такими же радионавигационными приборами, какие были у них. При полете на полюс наш «Н-169» такой аппаратуры не имел, т. к. считался только резервным самолетом. Установлена новая аварийная радиостанция, проверены всю моторы, приборы и снаряжение. В общем самолет «СССР Н-169» готов в любое время вылететь в лагерь Папанина.
Он также был готов для оказания помощи, если бы она потребовалась, вс время перелетов Чкалова и Громова из Москвы в Соединенные Штаты Америки. В дни этих великолепных перелетов и мы, и зимовщики во главе с
орденоносцем Либиным жили одной мыслью —в любую минуту быть полезными героям-летчикам. Радисты безустанно следили за эфиром. Радиомаяк беспрерывно давал направление, механики дежурили у моторов нашего самолета,
зимовщики готовили аэродром, разрушаемый летним теплом.
Чкалов и Громов блестяще завершили свои изумительные перелеты. Мы готовы обслужить своей вахтой другие, следующие перелеты, ибо ледяной Рудольф прекратился в контрольный пункт на трассе Москва—Соединенные Штаты Америки. Все мы уверены, что в недалеком будущем здесь будет база, на которой пассажирские самолеты будут заправляться горючим.
В конце июня по просьбе капитана «Садко» мы вылетели с Мазуруком на самолете «Н-36» для разведки льдов, Приземлившись около «Садко», стоявшего у кромки десятибалльного льда, мы попали в плен гостеприимного ледокола. На его борту, окруженные заботой и вниманием экипажа, мы в течение десяти дней плавания до Рудольфа прекрасно отдохнули. Это плавание, помимо отдыха, было нашим университетом по изучению льдов и работы ледокола, с чем нас любезно ознакомил капитан Артур Карлович Бурке.
Четвертого июля на том же самолете «Н-36» мы вылетели с Мазуруком на Белую Землю. Это—острова, лежащие к востоку от острова Рудольфа и открытые Фритьофом Нансеном в 1895 году, когда он вместе с Иогансеном пытался достичь Северного полюса. Острова эти никем еще после Нансена не посещались.
Совершить посадку на землю нам не удалось. Пришлось ограничиться только ее зарисовкой. Вместо двух островов —Евы и Лив,—которые отмечены на картах, мы увидели один остров, слитый в виде восьмерки. Весь он сплошь
покрыт ледяным панцырем о куполами, пригодными для посадки самолетов.
Быстро портившаяся погода заставила нас развернуться и лечь на обратный курс. К востоку от острова Гогенлоэ мы обнаружили пять небольших низких островов; один из них пригоден для посадки самолета. На имеющихся у нас картах этих островов нет. Вообще при полетах над Землей Франца-Иосифа поражаешься большими неточностями, которыми изобилуют карты. Например, конфигурация островов Джексона, Салисбюри, Георга и др. резко отличается от действительности.
Во время полетов на самолетах «Н-36» и «Н-128», проведенных 19, 22 и 25 июля, мы обнаружили еще ряд неотмеченных на картах островов, которые я зарисовал и снял на аэрофотопленку. Острова эти расположены к северу от острова Салисбюри и Итальянского пролива.
Между Рудольфом и бухтой Тихой установилось воздушное сообщение. Начальник зимовки на Рудольфе Либин летал в Тихую и привез оттуда звуковую кинопередвижку. Оттуда же прилетели начальник зимовки Григорьев и аэролог Канаки. Сейчас они гостят у нас. Кинофильмы «Дубровский» и «Гроза» произвели на зимовщиков Рудольфа большое впечатление. Кино сейчас у нас—тема разговоров и дискуссий. Живая связь с бухтой Тихой заметно оживила обе зимовки.
Когда мы с Мазуруком и Либиным прилетели в Тихую, зимовщики встретили нас букетами живых цветов— нежных полярных маков. Тихая поразила нас,—настолько здесь тепло, солнечно, непохоже на Рудольф, закованный i в ледяной панцирь. Бухта Тихая показалась нам прямо-таки южным курортом. Там мы сбросили, наконец, всякие меха а ходили в одних рубашках.
Сейчас мы готовимся к новым разведкам—ждем летной погоды.
Жизнь у нас полная, интересная, большая, как наша любимая родина.
Остров Рудольфа, август.
(Передано по радио).