"Северный полюс-32"

Тема: Дрейфующие станции. Ледовые, судовые, сезонные и долговременные.

"Северный полюс-32"

Сообщение Bills Bons » 10 Октябрь 2010 00:30

"Красная Звезда",5 Марта 2004 года. http://www.redstar.ru/2004/03/05_03/3_02.html

«СП-32», ДЕРЖИСЬ!
Владимир ГУНДАРОВ

Вчера на момент подписания номера было принято решение снять с льдины терпящих бедствие полярников научной станции «Северный полюс-32» вертолетом Ми-26 из состава Архангельского сводного авиаотряда Погранвойск ФСБ. Дальность полета Ми-26 с дополнительными баками составляет 1.800 километров. Вертолет может эксплуатироваться при температуре до минус 50 градусов. В сложившейся ситуации площадка подскока должна находиться на острове Шпицберген.
Сейчас 12 полярников в возрасте от 24 до 64 лет и то, что осталось от лагеря СП-32, находятся в примерно в 150 километрах от Северного полюса и в 700 километрах от Шпицбергена в точке с координатами 85 градусов с.ш. (по словам научного руководителя станции Владимира Соколова – 84 градуса с.ш.) и 175 градусов в.д. Температура воздуха в районе лагеря минус 35 градусов по Цельсию, скорость ветра в порывах до 15 метров в секунду. Все работники станции здоровы, сообщил журналистам в Санкт-Петербурге Владимир Соколов.
По словам помощника руководителя Росгидромета Натальи Ершовой, «ситуация находится полностью под контролем руководства Росгидромета». «У полярников осталось два домика, есть аварийная дизельная электростанция с запасом горючего примерно на пять дней», – заявила она.
Приводимые различными источниками данные о месте нахождения станции, а также гидро- и метеообстановке в районе дрейфа незначительно отличаются друг от друга.
СП-32 была сформирована весной 2003 года после 12-летнего перерыва в изучении Арктики с помощью дрейфующих станций. Толщина льдины, выбранной для расположения на ней базового лагеря, составляла более четырех метров. Базовый лагерь – это 6 сборно-щитовых домиков, в том числе кают-компания, камбуз, дизельная и баня. «Транспортный цех» включал два трактора Т-70 и снегоход «Ямаха». Полярники вели наблюдение и проводили научные исследования, в том числе и в интересах Военно-морского флота РФ, в частности атомных подводных лодок Северного флота. С момента высадки полярников на льдину она продрейфовала, гонимая морскими течениями и ветром, более 2.700 километров.
Январь считается самым тяжелым месяцем в Арктике. В это время здесь круглые сутки полярная ночь, сильные морозы и ураганные ветры, а также самая тяжелая ледовая обстановка. По прочности лед не уступает железобетону. Крошиться и таять он начинает только в середине августа. Кстати, первая научная дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина была высажена в районе Северного полюса 22 марта 1937 года. А вот экспедицию Владимира Кошилева предполагалось снять с льдины 20 марта. Считалось, что до этого времени льдина будет служить для полярников надежным пристанищем в Северном Ледовитом океане. Однако 18 января от базовой льдины, на которой располагалась СП-32, откололась полуторакилометровая часть, на которой располагалась взлетно-посадочная полоса для самолетов. Это произошло из-за потепления в районе нахождения СП-32. Тогда никто не пострадал, но была прервана транспортная связь.
3 марта началось сжатие льдов в районе СП-32. В 17 часов 15 минут льдина, на которой располагается лагерь, начала крошиться. Вал торосов накрыл часть жилых и служебных помещений. Большая часть помещений и основной источник электропитания провалились под лед. Начальник СП-32 Владимир Кошилев по радио запросил помощи у Арктического регионального управления Погранвойск, штаб которого находится в Мурманске.
По словам руководителя пресс-службы этого управления Владимира Березкина, командование направило в район СП-32 самолет Ан-26 с теплой одеждой и топливом.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

"Северный полюс-32"

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Декабрь 2010 14:54

Дрейфующая станция "Северный полюс-32"
Начальник Кошелев В.С.

Смена принята: 25 апреля 2003 г. 87°52' с.ш.; 148°03' в.д.
станция закрыта: 6 марта 2004 г. °' с.ш.; °' в.д.

Личный состав:
Кошелев В.С.- начальник
Висневский А.А. - зам начальника по науке, океанолог
Семенов В.П. - зам. начальника по общим вопросам, инженер-механик
Кузьмин С.Б. - начальник отряда, океанолог.
Арутюнов А.В.- ведущий - метеоролог.
Гузенко Р.Б. - ведущий гидролог - ледоисследователь.
Астахов М.П. - ведущий физик- ледоисследователь.
Тышкевич В.Е. - ведущий-биолог.
Карасев В.Ф. - начальник радиостанции
Катраев Ю.И. - начальник ДЭС, инженер-механик
Можаев А.В. - инженер-механик
Казунин М.Л. -повар


Источник: Дрейфующие станции "Северный полюс" (1937, 1950 - 1991, 2003 - 2008 гг.), ААНИИ | http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/np/#np-32
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный Полюс 32

Сообщение andreyaru » 09 Ноябрь 2011 22:01

Смотрю тут есть многие СП. А нашей первой Российской СП-32 на которой я и Зимовал и с которой нас потом спасали нет. Исправлю это фотками из своего архива.

Начало Зимовки. 9 Мая. : North008.JPG
Начало Зимовки. 9 Мая.

День Военно-Морского флота. : North088.jpg
День Военно-Морского флота.

Лето. Потихоньку строимся. : North098.jpg
Лето. Потихоньку строимся.

Первая трещина. Но это не серьезно было. : North143.JPG
Первая трещина. Но это не серьезно было.

Разгар лета. : North151.jpg
Разгар лета.

Скоро Полярная ночь. : North183.JPG
Скоро Полярная ночь.

Полярная ночь. Уже живем не в палатках, а в построенных домиках. : North208.JPG
Полярная ночь. Уже живем не в палатках, а в построенных домиках.

Палатка с гидрологической майной внутри. : North209.JPG
Палатка с гидрологической майной внутри.

Лепим всей станцией пельмени!!! : North213.JPG
Лепим всей станцией пельмени!!!

Полярная ночь. : North218.JPG
Полярная ночь.

Полярная ночь. Снежный тамбур перед домиком. Кто Зимовал тот знает. : north230.JPG
Полярная ночь. Снежный тамбур перед домиком. Кто Зимовал тот знает.

Полярная ночь. : North259.JPG
Полярная ночь.
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Северный полюс-32"

Сообщение andreyaru » 10 Ноябрь 2011 19:55

Замечу что в "Красной Звезде" многое написано совсем не так как было!!!
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Северный полюс-32"

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Ноябрь 2011 20:28

Вообще информация по СП-32 пока представлена скудновато.
И в том числе - по этой причине. Так что объективному взгляду будем только рады. Особенно от непосредственного участника.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный полюс-32"

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Ноябрь 2011 20:04

Ранним утром 16 августа 2004 года научно-исследовательский ледокол Германии "Polarsern" обнаружил остатки эвакуированной станции "Северный Полюс -32" в координатах 82°16`с.ш. – 004°21`з.д.

Alfred Wegener Institute http://www.awi.de/en/news/press_release ... e9368d4633

 NP32PS_p.jpg
 NP32Heli_p.jpg
Остатки станции "Северный Полюс -32" 16 августа 2004 г. : NP32-1_p.jpg
 NP32-4_p.jpg
 NP32-5_p.jpg
 NP32-FLKPT_p.jpg
 NP32-2_p.jpg
 NP32-3_p.jpg

Остатки станции "Северный Полюс -32" 16 августа 2004 г.
Фотографии: Peter Lemke

20. August 2004: German research vessel Polarstern discovers abandoned Russian station on ice floe

On August 16, 2004 early in the morning the German research vessel RV Polarstern discovered the remains of the abandoned Russian drifting ice camp North Pole-32 on an ice floe. The position of the floe was 82°16`N – 004°21`W. Three more or less intact barracks (one with antenna), one tent, two damaged barracks, two tractors, three larger fuel depots with about 300 drums, sleeping bags, nets and other material were found. In one of the barracks a calendar was found with the last entry date March 6, 2004. Two thirds of the drums were empty. Ninety percent of the full drums contained diesel, the rest contained remains of petrol, oil and kerosene.

RV Polarstern is currently on her voyage ARK XX/2 performing measurements in atmosphere, sea ice and ocean and collecting rock samples of the mid-ocean ridge system. After careful consideration of all circumstances, contacts with Antarctic and Arctic Research Institute (AARI) in St. Petersburg, Russia, and in view of possible harmful environmental effects if nothing would be done, the Alfred Wegener Institute for Polar- and Marine Research in Bremerhaven, Germany, granted permission to the request of the RV Polarstern to interrupt its research programme and advised the master to take immediate action for removal of harmful remains. Because the station is presently in or close to Greenland waters, officials in Greenland were informed immediately.

The operation started on August 18 at 0612 GMT. Navigation to the floe was hampered by dense fog in the morning. After lifting of the fog at noon, POLARSTERN went along-side the ice floe and scientists and crew members were set out. Material was picked up and loaded on board by helicopter. The activities were focussed first on the recovery of 304 fuel drums. Then debris scattered about the floe was collected, and finally two tractors were taken aboard by crane. The local operation was completed on August 19 at 0100 GMT. All environmentally harmful material could be removed. Only remains of barracks being stuck in re-frozen melt ponds were left on the ice floe. This action of RV Polarstern has set the final chapter in the history of the drifting research station North Pole-32. After 24 hours, Polarstern continued with the research programme some 20 nautical miles west of the NP-32 ice floe.

At the end of April 2003 the world’s only Arctic station on an ice floe, North Pole-32, was established by the Expedition Centre for Arctic and Antarctica in Moscow, while the AARI was responsible for the research programme. On March 04, 2004 the drifting station got in distress at sea, about 150 km away from the North Pole. Ice started breaking off and pack ice shoved over the flow, pressing it under water. Sixteen barracks and containers disappeared in the sea, while twelve men and two dogs waited for help. They were rescued on March 06, 2004 by a Mi-8 helicopter, but most of their equipment had to be abandoned and remained on the ice floe. Two months before the planned dismantling of the ice camp the research programme was ended, after working successfully for ten months.

The removal of the Russian ice camp shows how important logistic capabilities of research icebreakers are for taking immediate and efficient response in the case of unusual events and emergencies. RV Polarstern is a powerful research- and supply icebreaker. Her high standard technical equipment, as well as the allocation of helicopters on board have again proved to be of great value. Furthermore, this successful operation clearly emphasizes the need for international assistance and coordination. Also the operation of ships with high-tech scientific equipment, as well as capabilities for supply and disposal operations under complicated conditions are of great importance.

The AARI and the Alfred Wegener Institute have been collaborating successfully for many years in the field of research and logistics in both the Arctic and Antarctic. This includes organization of joint research expeditions in the Arctic Ocean, in the Siberian Arctic and the collaboration in the international Project Dronning Maud Land Air Network (DROMLAN) in the Antarctic. The successful removal of the abandoned drifting station NP-32 is a further milestone within this cooperation.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный полюс-32"

Сообщение andreyaru » 15 Ноябрь 2011 19:48

Ну я особо писать то не умею. Вот тут наиболее правдоподобно что было у нас на станции. Елизавета описала все точно!!!

Удар ниже полюса!!!

Они сходятся, как борцы на ринге, и начинают наваливаться, ломать и стирать друг друга в порошок. В 15 метрах от земли, словно опомнившись, вдруг застывают и оглядываются по сторонам. И нет больше ничего — ни домиков, ни палаток, ни камбуза. Только прозрачные глыбы и скрежет, пробирающий до костей.
Лучше этого никогда не видеть — как встречаются две льдины. Лучше этого никогда не слышать — как они стонут и рвут душу. Лучше об этом ничего не знать...
Полярники тоже думали, что все это уже позади.

Торосы месяц назад уничтожили “взлетку”. А потом трещина пошла гулять по всему лагерю — то зарастая тонкой корочкой, то прорываясь вновь. Экспедиция уже сворачивала свою работу и ждала прихода ледокола из Мурманска.
Третьего марта льдина треснула прямо посередине лагеря. “Кажется, это конец”, — сказал по телефону начальник дрейфующей арктической экспедиции “Северный полюс-32” Владимир Кошелев.
Люди выбегали среди ночи в чем мать родила, пытаясь спасти самое ценное. Механик Юрий Катраев бросился в дизельную, по пояс в воде, — за инструментом и хоть какими-то вещами. Повар Михаил Казунин вынес оленину. Кто-то тащил бочки с топливом, кто-то — научные журналы, кто-то — маленький генератор “Хонда”. Уцелел лишь один домик — сборно-щитовой, привет от советских времен, вывезенный со старой базы. “Крутые” и “навороченные” постройки пали смертью храбрых.
— Пока все живы, но долго мы так не протянем — от силы дня три, — вновь сообщил в Москву Кошелев.
Это случилось в 742 километрах от севера Шпицбергена, где никогда не бывало никаких экспедиций. Льдина приблизилась к архипелагу на 400 километров, а потом, вопреки всем законам, резко повернула к Гренландии, перемахнула через подводный хребет и понеслась в сторону полюса. За 11 месяцев с начала экспедиции она “прошагала” 2300 километров со скоростью 7,5 км в сутки. И умчалась за последние 24 часа еще на 20 с лишним километров.
Почти 800 километров от берега плюс столько же назад — расстояние явно не для вертолета. К тому же льдина того и гляди окончательно развалится на мелкие осколки, на такую самолет не посадишь. Может, отправить ледокол? Дней через пять-семь он до них доберется — если позволит ледовая обстановка, конечно.
Что делать? Как спасать людей?!

Из Антарктиды в Арктику


Льдину под этот дрейф выбирали загодя. На ледовую разведку прилетал сам Василий Шильников — легенда Арктики, присматривавший кочующие дома для десятков советских экспедиций. Еще бы — такое событие! Наши ученые не дрейфовали 12 лет, с начала перестройки. За это время про Арктику будто забыли — не проводилось ни серьезных научных исследований, ни военных, ни геолого-разведочных.
“Баржу” подобрали что надо — почти два метра толщиной, километр на полтора, да “взлетка” не меньше километра. Нашли ее в 260 км от базы — известного на весь мир лагеря “Барнео”, что в двухстах километрах от полюса. До развала Союза здесь бывали только наши летчики, сейчас в основном французы, итальянцы и американцы. Отсюда стартуют все полярные экспедиции и экскурсии, средняя стоимость которых около 10 тысяч долларов на человека.
— “Кожа” у льдины оказалась проблемной, бугристой, — рассказывает один из организаторов экспедиции, Александр Орлов, в недавнем прошлом — штурман 1-го класса, 15 лет отдавший северу. — “Прыщи” ликвидировали тракторами, потом бензопилами и ломами. Трактор доставили на “точку” на вертолете и потом не выключали его 30 дней — он снова не запустился бы. 25 апреля, спустя 9 дней после “чистки” льдины, она отправилась в большое плавание.
Для начальника станции Владимира Кошелева, океанолога Алексея Висневского, радиста Виктора Карасева, механиков Валерия Семенова Юрия Катраева и метеоролога Андрея Арутюнова это была не первая зимовка. Повар Михаил Казунин только месяц назад прибыл из Антарктиды и тут же ринулся в новую эпопею. Биолог Володя Тышкевич зимовал до этого с американцами и канадцами.
— У них по инструкции нельзя оставаться на ночь на льдине. Живут на ледоколах, спускаются, только чтобы снять показания приборов. Разве это зимовка? — усмехается он.
О Кошелеве вообще можно рассказывать часами — и повар отличный (строганину у Макаревича готовил так, что вся страна у телевизора облизывалась), и баянист, а как пишет! “Пришли мне пишущую машинку, умоляю — механическую, на другой не могу работать” — такой “запрос” поступил со льдины его другу, тоже полярнику, Леониду Богданову:
— Мы обыскали с его женой все антикварные лавки и все-таки отправили ему. Вот было радости — не передать.
Алексей Висневский за полторы тысячи рублей работал в знаменитом на весь мир питерском Институте Арктики и Антарктики. Ушел, как и многие специалисты, — не мог просто так штаны протирать. Столярничал в Екатерининском дворце в Пушкине, в запасниках.
Их не нужно было уговаривать — только намекнуть, что такая экспедиция вообще возможна. К слову, “СП-32” обошлась в пять миллионов долларов. Не государству — спонсорам.

Помощь идет

В “Ми-26”, под завязку набитом топливом, трясет так, будто тебя бьют головой об стенку. Три с половиной часа из Архангельска в Мурманск, час на дозаправку — и снова в небо.
— Если все правильно рассчитать и не брать на борт лишних людей, можно рискнуть. Вы согласны? — спросил у пилотов 2-го Архангельского авиаотряда известный полярник Артур Чилингаров, возглавивший операцию по спасению “СП-32”.
Наша “вертушка” — самая тяжелая в мире, с полной “выкладкой” весит больше 50 тонн. Таких машин было выпущено около 80 штук. На 1600 км она никогда не летала, но, похоже, других вариантов все равно нет. Кто-то должен рискнуть. До Лонгйера на Шпицбергене — ближайшего к дрейфующей льдине аэродрома — больше шести часов лета. “Погода четкая, чистая”, — говорит командир Виктор Трофимов. Спустя 15 минут — видимость ноль. Еще полчаса — и начинается ветер, машина на глазах леденеет. “Выше поднимемся — попадем в буран”, — предупреждает зам. командира эскадрильи Игорь Лавренюк. А в иллюминаторе — Северный Ледовитый океан. Видно, как резвятся волны и тут же разбиваются о льдины. Выглядывает солнце, и “вертушка” оттаивает.
— А вот и он, наш красавец, — слышно в наушниках. — Хорошо пэвэошники сработали, вовремя предупредили.
Справа по борту — натовский самолет-разведчик “Орион”. Мы уже в норвежских территориальных водах. “Орион” делает пару кругов и взмывает ввысь.
О полярных летчиках немало песен сложено — и все равно ничего не сказано. Летать в таких условиях могут только асы. У них нет права на ошибку — в минусовой температуре человек не продержится и десятка минут. В Архангельском авиаотряде сплошь “полярники”. Им всем хорошо за пятьдесят, молодежь сюда не идет — условия адские, работа ювелирная, платят копейки. Но они — фанаты, последние романтики.
— Ты посмотри, какая красотища! Это же настоящая страна Снежной королевы, — толкает меня старший бортинженер Николай Алдаев.
Глаза слепнут от солнца и снега. Белые горы сливаются с линией горизонта. Это Шпицберген, русский Грумант, некогда открытый архангельскими поморами.
А на земле принимается окончательное решение — лететь в субботу на рассвете, на двух “вертушках”. “Ми-26” страхует “Ми-8” — наша рабочая лошадка, вкалывающая по всему миру. На льдине уцелело 19 бочек с топливом, поэтому первой пойдет “восьмерка”. Она найдет полярников и сядет там на дозаправку. У “Ми-26” топлива в обрез — он должен выйти “на точку” с первой попытки и забрать максимум людей. Остальных захватит “восьмерка”.
“Ми-8” на Шпицбергене несколько штук, они работают на объединении “Арктикуголь”. Конечно, от норвежского угля нам ни холодно ни жарко, но это давнее политическое решение — вроде наших военных баз в Абхазии.
— “Вертушки” нам достались просто аховые — когда начали их проверять, оказалось, что на всех (кроме той, на которой в итоге и полетели за полярниками. — Е.М.) стоят “левые” двигатели. По документам они только из капремонта, а на самих заводах о них слыхом не слыхивали, — говорит Вадим Базыкин из питерского авиаотряда “Спарк плюс”. Базыкин — вертолетчик-ас, летчик-испытатель, 15 раз сажавший вертолет с неработающими двигателями. Установка шпилей и крестов практически на всех соборах Санкт-Петербурга — его рук дело. Он же на “восьмерке” и полетел за полярниками. — Один двигатель вообще был снят с машины, “убитой” в Чечне. Это просто ужас какой-то!
Есть у пилотов присказка: рисковать не нужно — не война. “Надо лететь — уже война”, — сказал Вадим Базыкин в то субботнее утро.
1600 километров, да с максимальным весом, да со спасенными полярниками на борту — это действительно подвиг. “Ми-8” с полной загрузкой летает на 500—900 километров — пилотам ли этого не знать! “Кто не хочет, может остаться”, — этих слов не потребовалось.
Спустя 72 часа после сигнала SOS все 12 полярников плюс два пса в придачу сели на Шпицбергене.

“Вышел в торосы и... застрелился”

28-летний ледоисследователь Роман Гузенко и 24-летний физик льда Максим Астахов — самые молодые на станции. На принятие решения — ехать или нет — им дали пять дней. Конечно, они знали, на что идут, но не догадывались, что это будет так сложно.
— Тут в первый же день “крышу сносит” — будто сознание меняется. Как у Кастанеды — расширяются горизонты, и мир приобретает новые очертания, — философствует теперь Роман Гузенко. — Даже цвета другие. Вместо розового — пятна красного и белого. Это все легко объяснимо: недостаток кислорода, а из всех стимуляторов лишь один алкоголь.
Отец Максима — известный полярник. Его фамилия появилась на карте Антарктиды раньше, чем Макс научился ее выговаривать. Геофизик Петр Георгиевич Астахов зимовал на самой холодной станции “Восток”, где был зафиксирован абсолютный рекорд температуры — минус 88. Во время совместной экспедиции с американцами на Южном полюсе вышла из строя нужная ему аппаратура. Астахов-старший залез в 80-градусный мороз на мачту и за пять часов починил ее. Американцы были потрясены и назвали его именем ледник.
— Мне было лет 11—12, когда мы с мамой поехали к отцу в Арктику. За два года я так отвык от людей, что, когда вернулся в школу, было страшно к ним даже подойти, не то что заговорить, — рассказывает Максим. — А когда я друзьям и любимой девушке сказал, что уезжаю на год на льдину... у них был шок. Мне самому показалось, что моя жизнь закончилась. Я за эти 11 месяцев столько всего передумал, всю жизнь свою пересмотрел!.. Иногда это очень полезно — мне кажется, это то же самое, что уйти в монастырь. Помнишь, как говорил Тарковский: “Скорее всего смысла в жизни нет. Именно этим она прекрасна”. Какие правильные слова... Здесь я понял, что самое страшное животное на свете — это человек. Банально, да? Ты живешь с ним бок о бок и вроде бы все про него знаешь, и привычки его, и недостатки. И вдруг в какой-то момент он становится неуправляемым... Это правда очень страшно!
Главный на льдине — начальник станции. У него полномочия как у командира подлодки: если чье-то поведение угрожает жизни других и срыву задания, он имеет право его ликвидировать. Полярники не любят эту тему, хотя признаются, что такие случаи были. Про таких говорят: “Ушел в торосы и застрелился”.

О глобальном потеплении и сексе

До мая они жили в палатках и с утра до ночи обустраивали лагерь. За ночь печка так растапливала лед, что просыпались в лужах. Приходилось палатки, столы и раскладушки перетаскивать на новое место. Все лето прошло в трудах и заботах. Иногда даже успевали позагорать — когда ветра не было и температура поднималась до плюс одного. Стягивали тельняшки и сами в это не верили — вот оно, глобальное потепление, такого на полюсе раньше не было.
— Верхний снег таял, и вся льдина превращалась в одну большую лужу. Здесь по колено провалишься, там по пояс, — вспоминают полярники. — Лед у нас был однолетний — 1,70—1,80 м, слой пресного льда и вовсе небольшой. Находили самый толстый слой, рядом с торосом, проделывали в нем яму и ставили туда нагреватель. Получалось вроде бочки с водой. Осенью с водой началась напряженка. За пару дней на нужды камбуза уходила 200-литровая бочка, а это непозволительная роскошь.
Когда пресная вода практически закончилась и пошла соленая, на их счастье, выпал снег. Белые хлопья сгребали в яму и растапливали.
— Ведро снега — это всего пол-литра воды. За день так натаскаешься, что валишься с ног от усталости, — рассказывает Максим. — Это был трудный период, но все равно самый лучший. Мы чувствовали себя одной командой, сплоченной и дружной.
К зиме наконец-то поставили домики, баню и камбуз. Погранцы на “Ил-76” царский подарок сделали — скинули парашютами настоящие дубовые веники. Пять на два с половиной метра — вот и весь домик, один на четверых. А там кроме коек еще вещи и оборудование нужно разместить. Ударили морозы, спустилась полярная ночь, и на лагерь навалилась Ее Величество Скука.
— Днем ты хотя бы занят — снимаешь показания с приборов, анализируешь их. А вечером!.. Были моменты, когда хотелось волком выть: холодно, темно и такая тоска!.. Ждешь звонка домой, 9 долларов минута, а звонишь и не знаешь, что сказать. “Все хорошо, не беспокойся” — и все. А мороз такой, что одеяла и подушки к стенке примерзают. Да еще буран — ищешь самые высокие кочки, кладешь сверху доски, на них вещи — чтобы утром видно было, где откапывать. Малейшее слово, жест, взгляд — и все, вспыхнула ссора. И все разговоры только о сексе.

Бедная Глаша

Златокудрая голубоглазая Глафира — мечта любого полярника. Хоть и резиновая, а тоже женщина. Алые губы, многообещающий взгляд, вызывающие прелести. Как ангел спустилась красавица Глаша с неба в последнее воскресенье июня, в день ВМФ. По случаю большого праздника с Большой земли на льдину десантировали подарки — письма из дома, продукты, кое-какие вещи. Сверху прочих коробок царственно возлежала Она — “царица Северного полюса”, муза и хранительница “СП-32”.
Мужики, уже порядком одичавшие без женского общества, полюбили ее с первого взгляда. Нарядили в тельняшку и самые приличные штаны, посадили в кресло в кают-компании. При ней и матом вроде как неудобно ругаться, да и водка в горло не лезет — все же дама, как зыркнет из угла, и никаких слов “отрезвляющих” уже не надо. А вот местным псам Чернышу и Рыжику Глафира чем-то явно не угодила — в первый же вечер утащили ее из комнаты и попытались утопить. Благо мужики вовремя хватились — еле отбили у разъяренных кобелей свою красотку.
— Потом мы нашей Глаше сшили платье, — смеются полярники. — Нашли кусок тюля, из-за фасона чуть не переругались. А потом решили — раз тюль, значит, надо свадебное шить, вариант беспроигрышный, всем женщинам нравится.
Костюм невесты надевали по праздникам — и Глаша довольна, и мужикам приятно. В этом подвенечном наряде она и пошла ко дну вместе с оборудованием. У полярников в глазах стояли слезы — они видели, как в темноте мелькнул милый сердцу рыжий локон, белый подол, и Глафиру затянуло в черную воронку. Собаки в ужасе разбежались. А потом снова вернулись к людям — видеть, как раскалываются ледяные глыбы, все же страшнее, чем слышать.
Вообще-то сначала Черныш и Рыжик были просто Дружок-1 и Дружок-2. Первым на полюсе оказался Черныш. Через месяц позвонил Кошелев. “Дай мне 100 долларов — суку купить надо”. — “Тебе?! — не поверили на том конце. — Женщину, что ли?” — “Да кобелю нашему! А то воет как ненормальный”. Так в лагере под видом суки появился рыжий комочек — пограничники с острова Средний презентовали. Сучка росла-росла и превратилась в симпатичного кобеля, а Черныш поневоле стал настоящим полярником. А потом спустилась с неба Глаша. Женщина на льдине, как на корабле, должна принадлежать всем или никому — старое морское правило.
Бедная-бедная Глаша!..

Уйти, чтобы вернуться?

И на кой черт понесло их в Арктику, в эту дикую страну метелей и вьюг? Романтики не хватает? Самоутверждения? Обостренное чувство долга перед Родиной не дает покоя?
Ради чего терпеть все эти тяготы и лишения? Уж конечно не ради зарплаты — торговцы на рынке получают больше. Тогда зачем?
Они знают зачем, но молчат. Настоящие мужики не болтают. Они привыкли доказывать делом.
Пятая часть России лежит за Полярным кругом, 90% наших морских границ — это Арктика. 20% всего национального дохода и 60% экспорта — тоже Арктика. 92% газа и 80% нефти, добываемых в России, вся пушнина, золото, алмазы, ценные породы рыб — все это она, наша Арктика. 40% мировых запасов никеля и платины всей планеты, так же как 42% газа и 13% нефти, — она. Это хотя бы проходят в школе или тоже выкинули из программы? Многие ли помнят, что раньше у нас одновременно работали по 2—3 дрейфующие станции, проходили десятки экспедиций, а советская арктическая наука была первой в мире?
Полярная авиация практически загнулась — асы будут в небе от силы еще лет пять—семь. И кто тогда полетит спасать полярников, если они, конечно, тоже не вымрут как мамонты? И кто вообще будет с нами считаться, если в северные моря у нас без ЧП не может выйти ни одна подводная лодка?
— Разве мы могли представить, что эвакуация со льдины будет такой сложной операцией? Да раньше вокруг нас и ледоколы ходили, и самолеты кружили, — говорит начальник “СП-32” Владимир Кошелев. — А сейчас найти исправный вертолет — проблема. Найти летчиков, способных это сделать, — еще большая проблема. Найти деньги на экспедицию — вообще лучше промолчать. Многое оборудование не эксплуатировалось 12 лет и уже морально устарело — спасибо, что хоть как-то еще работает.
Папанинцев страна встречала как героев. Прошло чуть больше 70 лет — все изменилось. В аэропорту “Пулково”, а через пару часов во “Внуково” настоящих героев нашего времени — не тех, из реалити-шоу, послушно повторяющих фразы, придуманные телевизионными сценаристами, — ждали лишь родственники и журналисты.
Надеюсь, полярников и летчиков родина не забудет.
Может быть, их наградят.
И слава богу, что не посмертно.


Елизавета МАЕТНАЯ, Архангельск—Мурманск—Шпицберген—Санкт-Петербург—Москва.
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Северный полюс-32"

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Ноябрь 2011 19:59

Ну я особо писать то не умею. Вот тут наиболее правдоподобно что было у нас на станции.

:": ... Главный на льдине — начальник станции. У него полномочия как у командира подлодки: если чье-то поведение угрожает жизни других и срыву задания, он имеет право его ликвидировать. Полярники не любят эту тему, хотя признаются, что такие случаи были. Про таких говорят: “Ушел в торосы и застрелился”.

А это абзац - можно ли его тоже причислить к правдоподобным, или все таки "такие случаи" не были?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Северный полюс-32"

Сообщение andreyaru » 15 Ноябрь 2011 20:07

При мне никогда не было!!! Это так говорят старые Полярники, хотя я в это не верю, но слышал об этом на полярках в Арктике.
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Северный полюс-32"

Сообщение andreyaru » 04 Декабрь 2011 13:17

Подкину еще фоток из своего альбома.

Сброс топлива на станцию. : x_2c55e4c7.jpg
Сброс топлива на станцию.

Лето на льдине!!! : x_20797105.jpg
Лето на льдине!!!

Вход в домик. : x_b656259d.jpg
Вход в домик.

У нас даже была снегурочка. Вход на камбуз. : x_a20bbf04.jpg
У нас даже была снегурочка. Вход на камбуз.

Снегурочка:))) : x_f209dbec.jpg
Снегурочка:)))

После дульника разгребаем снег. : x_a2851875.jpg
После дульника разгребаем снег.
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Северный полюс-32"

Сообщение Юрий Клименко » 16 Март 2012 21:50

На сайте "Мир новостей" обнаружил интересную,на мой взгляд,статью-интервью известного полярника Владимира Кошелева в номере18 (905) от 26 апреля 2011 года.

http://www.mirnov.ru/arhiv/mn905/mn/22-1.php

Текст довольно длинный (но интересный!).Если редакторы Полярной почты сочтут полезным,можно и запостить полностью.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

"Северный полюс-32"

Сообщение Военная Разведка » 08 Июнь 2012 12:17

 Jun08_33.JPG
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17


Вернуться в Дрейфующие научно-исследовательские станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения