Дрейфующая станция "Северный полюс-22"
Ледяной остров был обнаружен 6 апреля 1973 г. в море Бофорта летчиком Л.А. Вепревым и гидрологами - ледовыми разведчиками И.П. Романовым, В.В. Лукиным. 13 сентября 1973 г. на нем была открыта дрейфующая станция "Северный полюс-22" с помощью л/к "Владивосток" и д/э "Капитан Кондратьев" в координатах 76°16' с.ш.; 68°31'з.д. Станция работала 3120 суток. За это время она прошла по замкнутому кольцу в Канадско-Аляскинском секторе Арктического бассейна, а затем двигалась через Северный полюс в пролив Фрама. Все оборудование, пригодное для работы, вывезено на о-в Жохова, о-в Средний, в Ленинград. 8 апреля 1982 г. станцию закрыли ее первооткрыватели - Л.А. Вепрев и В.В. Лукин - последний начальник станции.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (первая смена)
Начальник Мороз В.Г.
Станция открыта: 13 сентября 1973 г. 76°16' с.ш.; 168°31' з.д.
окончена смена: 31 августа 1974 г. 81°26' с.ш.; 172°46' з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Мороз В.Г.- начальник
Чилингаров А.Н.- заместитель начальника
Заяц Ф.П.- метеоролог
Иевлев К.Ф.- метеоролог
Брок О.О.- радиоспециалист
Сугоняко Н.С.- океанолог
Дерпгольц С.В.- врач
Кунделев А.С.- механик
Судаков М.Е. - механик
Дондуков В.П. - повар
Баринов Н.В. - аэролог
Борисов К.И. - механик
Борзенко Б.М. - локаторщик
Грищенко В.Д. - океанолог
Давыдов А.А. - гидрохимик
Добряков И.С. - повар
Иванов Ю.С. - радиоинженер
Кадачигов Г.А. - гидролог
Комаров А.Н. - аэролог
Кулагин П.П. - радиоспециалист
Метляев Л.Т. - магнитолог
Николаев М.И. - аэролог
Струин Ю.А. - радиоинженер
Углев В.Д. - гидролог
Федоришин М.А. - механик
Федоринчик Л.А. - радиофизик
Шестаков Н.М. - океанолог
Группа Фридмана С.А. - 6 человек
Жилые и подсобные помещения:
жилые и рабочие домики (20).
Транспорт:
тракторы Т-100М, ДТ-75М, Т-38М с бульдозерным устройством.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 352 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 1'65 км/сут 580 км; суммарный дрейф со скоростью 6,90 км/сут 2426 км.
Размер льдины в начале смены 5000х2200 м' толщина льда 3500 см.
Завезено 1056 т груза.
Принято 550 самолетов (АН-12,ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2, вертолеты МИ-4, МИ-8).
Всего на льдине побывал 307 человек.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22Д" (первая смена)
Начальник Тихонов Ю.П.
Станция открыта: 22мая 1975 г. 81°01'с.ш.; 42°40' в.д.
закрыта: 23 июня 1975 г. 79°40' с.ш.; 33°50' в.д.
Личный состав:
- Тихонов Ю.П.- начальник
Лебедев Г.А.- руководитель экспедиции
Красноперов М.Н.- океанолог
Михайлов Г.Ф.- радист
Остроглядов Б.П.- метеоролог
Попов И.К.- радиофизик
Поляков А.П.- радиофизик
Сорокин С.Ф.- радиофизик
Коробов П.Д.- радиофизик
Парамонов Ю.А.- врач
Иванов С.И.- повар
Федоринчик Л.А.- радиофизик
Росляков В.Н.- радиофизик
Марков А.И.- радиофизик
Бирюков И.Н.- радиофизик
Никитин В.А.- радиофизик
жилые домики (1), палатки "КАПШ".
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 31 сутоки.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 7'7 км/сут 240 км; суммарный дрейф со скоростью 13,2 км/сут 410 км.
Размер льдины при открытии станции 200х300 м; размер льдины в конце дрейфа 50х90 м, толщина льда 120 см.
Завезено и вывезено 6 т груза.
Завоз и вывоз осуществил МИ-8.
Всего на льдине побывали 16 человек.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (вторая смена)
Начальник Морозов П.Т.
Принята смена: 31 августа 1974 г. 81°26' с.ш.; 172°46' з.д.
окончена смена: 19 ноября 1975 г. 83°46' с.ш.; 154°28'з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Морозов П.Т.- начальник
Макаров Н.С.- метеоролог-актинометрист
Евдокушин Г.И.- метеоролог-актинометрист
Баринов Н.В.- аэролог
Комаров А.Н.- аэролог
Николаев М.И.- аэролог
Борзенко Б.М.- локаторщик
Струин В.А.- радиоинженер
Иванов Ю.Н.- радиоинженер
Борисов К.И.- механик
Большов Л.А.- радиоинженер
Углев В.Д.- гидролог
Грищенко В.Д.- океанолог
Кадачигов Г.А.- гидролог
Хохлов Г.П.- радиофизик
Морозов В.И.- радиофизик
БанновБайков Ю.Л.- гидролог
Давыдов А.А.- гидрохимик
Метляев Л.Т.- магнитолог
Быков А.Ф.- механик
Федоришин М.А.- механик
Стоялов А.Н.- заврадио
Кулагин П.П.-радист
Добряков И.С.- повар
Тарасов А.А.- повар
Горбунов Г.А.- врач
Жилые и подсобные помещения:
жилые и рабочие домики (25).
Транспорт:
трактор Т-38М, ДТ-75М, Т-100М с бульдозерным устройством (налажен обогрев тракторов).
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 439 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 0'5 км/сут 332 км; суммарный дрейф со скоростью 5,52 км/сут 2153 км.
Размер льдины 5000х2200 м' толщина льда 3500 см.
Завезено 900 т груза.
Принято 610 самолетов (АН-12, ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2, вертолеты МИ-4, МИ-8).
Дрейфующая станция "Северный полюс-22Д" (вторая смена)
Начальник Тихонов Ю.П.
Станция открыта: 18 апреля 1976 г. 82°18' с.ш.; 52°20' в.д.
закрыта: 11 июля 1976 г. 81°25' с.ш.; 48°50' в.д.
Личный состав:
- Тихонов Ю.П.- начальник
Лебедев Г.А.- руководитель экспедиции
Гусев А.В.- радиофизик
Морозов П.Т.- океанолог
Архипов В.И.- океанолог
Любимов О.А.- радист
Федоринчик Л.А.- радиофизик
Богородский П.В.- радиофизик
Поляков А.П.- радиофизик
Сорокин С.Ф.- радиофизик
Коробов П.Д.- радиофизик
Палий В.В.- врач
Григорьев С.И.- механик
Росляков В.Н.- радиофизик
Зайцев А.Ф.- океанолог
Снарский К.К.- радиофизик
количество жилых домиков (1), палатки "КАПШ".
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 85 суток.
Дрейф в генеральном направлении 120 км.; суммарный дрейф 370км
Размер льдины в начале дрейфа 300х400 м; в конце дрейфа 50х120 м.
Завезено 12 т груза.
Завоз и вывоз осуществил вертолет МИ-8.
12 июня станция перебазировалась на другую льдину в связи с выходом из строя основной: сильное стаивание и многочисленный разлом (координаты 80°57' с.ш.; 43°14' в.д.).
На льдине побывало 22 человека.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (третья смена)
Начальник Макурин Н.В.
Принята смена: 9 ноября 1975 г. 83°46' с.ш.; 156°18' з.д.,
окончена смена: 15 апреля 1976 г. 83°35' с.ш.; 141°00' з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Макурин Н.В.- начальник
Дубко О.Д.- океанолог
Павлов Г.Л.- гидрохимик
Пронин И.И.- радиофизик
Трипольников В.П.- радиофизик
Белоусов Б.Г.- магнитолог
Заяц Ф.П.- метеоролог-актинометрист
Никанкин А.К.- метеоролог-актинометрист
Гоби К.Н.- аэролог
Иванов В.Д.- аэролог
Зиновьев Г.Н.- аэролог
Чичигин В.Т.- аэролог
Чиркин В.И.- ионосферист
Когтев Е.Н.- ионосферист
Белов А.Н.- ионосферист
Кулаковский Э.А.- ионосферист
Крупцев В.В.- врач
Якунин В.В.- радист
Куликов С.И.- радист
Кунделев А.С.- механик
Чистяков А.В.- механик
Пестов С.И.- повар
Тарасов А.А.- повар
домиков (25); жилых домиков (13).
Транспорт:
трактор Т-38М, ДТ-75М, Т-100 с бульдозерным устройством.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 148 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 0'97 км/сут 144 км; суммарный дрейф со скоростью 3,8 км в сутки' 533 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 20 т груза.
Принято 6 самолетов (АН-12, ИЛ-14).
Всего на льдине побывал 43 человек.
Часть личного состава во главе с Н.В. Макуриным приняла смену в марте 1975 г., но расчеты дрейфа для этой смены произведены с октября 1975 г., так как астронаблюдения второй смены "СП-22" по 19/XI 1975 г. вошли в отчет П.Т. Морозова.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (четвертая смена)
Начальник Виноградов Н.Д.
Принята смена: 15 апреля 1976 г. 83°35' с.ш.; 141°00' з.д.,
окончена смена: 20 апреля 1977 г. 82°06' с.ш.; 128°53' з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Виноградов Н.Д.- начальник
Максимов Г.А.- метеоролог-актинометрист
Евдокушин Г.И.- метеоролог-актинометрист
Напойкин Ю.И.- аэролог
Борзенко Б.М.- аэролог
Александров В.В.- аэролог
Траншель Ю.Г.- аэролог
Иванов Ю.И.- ионосферист
Когтев Г.Н.- ионосферист
Зайцев А.Ф.-океанолог
Кошелев Б.А.- гидрохимик
Пятибрат О.М.- магнитолог
Свешников А.М.- озонометрист
Баргман Л.С.- врач
Куликов С.И.- радист
Баканов В.В.- радист
Цветков П.А.- механик
Быков А.Ф.- механик
Добряков И.С.- повар
домиков (23), жилых домиков (11).
Транспорт:
тракторы Т-100М, ДТ-75М, Т-38М с бульдозерным устройством.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 370 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 0'70 км/сут 250 км; суммарный дрейф со скоростью 3,83 км/сут 1420 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 45 т груза.
Принято 25 самолетов (АН-12, ИЛ-14).
Всего на льдине побывали 420 человек.
Базирование ВШЭ и ВВЭ (высокоширотных экспедиций) - 300 человек.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (пятая смена)
Начальник Симонов И.М.
Принята смена: 20 апреля 1977 г. 82°06' с.ш.; 128°53' з.д.,
окончена смена: 22 апреля 1978 г. 75°07' с.ш.; 137°25' з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Симонов И.М.- начальник
Афанасьев И.Ф.- гидробиолог
Баранов А.В.- геофизик
Белкин И.М.- гидробиолог
Большов Л.А.- ионосферист
Гоби К.Н.- аэролог
Дик Г.Г.- геолог
Дученко И.П.- механик
Евдокушин Г.И.- метеоролог
Емельянов М.Д.- геолог
Зиновьев Г.Н.- аэролог
Коквин В.А.-радист
Крупцев В.В.- врач
Кунделев А.С.- механик
Летуновский Н.Г.- радист
Лукьянчиков А.А.- океанолог
Максимов Г.А.- метеоролог
Михейковский Б.Ю.-радиолокаторщик
Морозов Е.Е.- магнитолог
Пивоваров С.В.- гидрохимик
Тарасов А.А.- повар
Чичигин В.Т.- аэролог
Якупов И.Г.- геофизик
всего домиков (21), жилых (9).
Транспорт:
тракторы Т-100М, ДТ-75М, Т-38М с бульдозерным устройством.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 366 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'13 км/сут 780 км; суммарный дрейф со скоростью 4,27 км/сут 1566 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м в конце дрейфа 5000х2200м.
Завезено 90 т груза.
Принято 20 самолетов (АН-12, ИЛ-18, ИЛ-14).
Всего на льдине побывало 17 человек.
Базирование ВШЭ и ВВЭ (300 человек).
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (шестая смена)
Начальник Булатов Л.В.
Принята смена: 22 апреля 1978 г. 75°07' с.ш.; 137°25' з.д.,
окончена смена: 26 апреля 1979 г. 74°52' с.ш.; 172°21' з.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Булатов Л.В.- начальник
Агафонов В.В.- аэролог
Алексеев А.В.- аэролог
Борзенко Б.М.- аэролог
Чебердак В.В.- аэролог
Балалаев Ю.С.- метеоролог
Васильев А.А.- метеоролог
Баннов-Байков Ю.А.- океанолог
Кошелев Б.А.- гидрохимик
Гизлер В.А.- магнитолог
Большов Л.А.- ионосферист
Когтев Е.Н.- ионосферист
Корнеев Ю.Н.- ионосферист
Митрофанов В.А.- ионосферист
Пахотинских В.П.- ионосферист
Коляденко А.П.- врач
Кириллов Д.Р.- радист
Игнатьев Ю.Ф.- радист
Карпухин Л.Н.- радист
Семенов В.П.- механик
Теплов В.С.- механик
Добряков И.С.- повар
Жирков В.С.- повар
Кочуров В.К.- повар
Измайлов В.В.- океанолог
Сакунов Г.Г.- метеоролог
Зайцев В.Н.- инженер ЭВМ
Андреев А.Д.- инженер ЭВМ
Кочетыгов Ю.А.- инженер ЭВМ
всего домиков (21), жилых (9).
Транспорт:
тракторы Т-100М, ДТ-75М, Т-38М с бульдозерным устройством.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 371 сутки.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'70 км/сут 996 км; суммарный дрейф со скоростью 5,90 км/сут 2191 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м, в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 341 т груза.
Принято 70 самолетов (ИЛ-18, АН-12, ИЛ-14).
На льдине побывало 56 человек.
Базирование ВШЭ и ВВЭ (300 человек).
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (седьмая смена)
Начальник Рачков В.С.
Принята смена: 26 апреля 1979 г. 74°52' с.ш.; 172°21' з.д.,
окончена смена: 26 апреля 1980 г. 78°47' с.ш.; 152°02' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Рачков В.С.- начальник
Лукьянчиков А.А.- океанолог
Попов А.В.- океанолог (1/2 года)
Павлов Г.Л.- гидрохимик
Васильев В.И.- метеоролог
Селицкий В.Д.- метеоролог
Гоби К.Н.- аэролог
Чичигин В.Т.- аэролог
Кочуров В.К.- аэролог
Лобов В.И.- радиолокаторщик
Пахотинских В.П.- ионосферист (1/2 года)
Пугачев Е.П.- ионосферист
Власов В.В.- ионосферист (1/2 года)
Якупов И.Ф.- ионосферист (1/2 года)
Тихий В.Н.- ионосферист
Баранов А.М.- ионосферист (1/2 года)
Чихачев С.С.- магнитолог
Сакунов Г.Г.- метеоролог (1/2 года)
Радионов В.Ф.- метеоролог (1/2 года)
Максимов Г.А.- метеоролог (1/2 года)
Кошелев В.С.- врач
Кунделев А.С.- механик
Пачкай Ю.Д.- механик
Максимов А.М.- радист
Шереметинский Ю.С.- радист
Роленко В.К.- радист (1/2 года)
Корнеев Б.А.- повар
Петров Н.А.- повар
всего домиков (25), жилых (8).
Транспорт:
тракторы Т-38М, ДТ-75М, шнекороторная машина на базе трактора ДТ-75, снегоход "Буран".
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 360 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'89 км/сут 1040 км; суммарный дрейф со скоростью 5,76 км/сут 2074 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м, в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 290 т груза.
Принято 132 самолета (АН-12, ИЛ-18, ИЛ-14, АН-2).
Всего на льдине побывали 200 человек.
Базирование ВШЭ и ВВЭ (300 человек).
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (восьмая смена)
Начальник Кизино Г.И.
Принята смена: 26 апреля 1980 г. 78°47' с.ш.; 152°02' в.д.,
окончена смена:12 мая 1981 г. 86°06' с.ш.; 151°25' в.д.
Станция продолжала работу до весны 1982 г.
Личный состав:
- Кизино Г.И.- начальник
Александров В.В.- аэролог
Пожарицкий Г.Д- аэролог
Мянник Р.К.- аэролог
Царев А.С.- радиолокаторщик (1/2 года)
Папин В.А.- радиолокаторщик (1/2 года)
Серебряков Н.М.- метеоролог
Филлипов О.Г.- метеоролог (1/2 года)
Мартьянов В.Л.- метеоролог (1/2 года)
Большов Л.А.- ионосферист
Макаров В.Б.- ионосферист
Пугачев Е.Н.- ионосферист (1/2 года)
Корнеев Ю.Н.- ионосферист (1/2 года)
Киселев В.В.- океанолог
Кошелев Б.А.- гидрохимик
Цапин В.В.- инженер ИСЗ
Карасев В.Ф.- инженер АППИ ИСЗ
Бармин Н.А.- магнитолог (1/2 года)
Решетов Б.П.- магнитолог (1/2 года)
Захаренко Э.И.- врач
Полувахтеров Г.Н.- радист
Петров С.Ю.- радист
Лебедев Н.В.- механик
Теплов В.С.- механик
Добряков И.С.- повар
Крумин Г.П.- повар
Жилые и подсобные помещения:
всего домиков (26), жилых (16).
Транспорт:
тракторы ДТ-75М, ЛФМ, Т-38М.
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 338 суток.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'14 км/сут 820 км; суммарный дрейф со скоростью 6,42 км/сут 2457 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м, в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 204 т груза.
Принято 80 самолетов (АН-12, ИЛ-18, ИЛ-14, АН-2).
Всего на льдине побывало 85 человек.
Базирование ВВЭ.
Дрейфующая станция "Северный полюс-22" (девятая смена)
Начальник Лукин В.В.
Принята смена: 12 мая 1981 г. 86°06' с.ш.; 151°25' в.д.,
станция закрыта: 8 апреля 1982 г. 86°10' с.ш.; 00°00
Личный состав:
- Лукин В.В.- начальник
Мартьянов В.Л.- метеоролог (15.11.80-14.11.81)
Савинцев В.П.- метеоролог
Евдокушин Г.И.- метеоролог (1/2 года)
Комаров А.Н.- аэролог
Напойкин Ю.И.- аэролог
Гоби К.Н.- аэролог
Борзенко Б.М.- аэролог
Кутин Д.Г.- океанолог(1/2 года)
Дмитриев Н.Е.- океанолог (1/2 года)
Давыдов А.А.- гидрохимик
Когтев Е.Н.- ионосферист (1/2 года)
Корнеев Ю.Н.- ионосферист (1/2 года)
Борисов К.И.- ионосферист (1/2 года)
Решетов Б.П.- магнитолог (9.11.80-14.11.81)
Кочетыгов Ю.А.- радиоэлектронщик (1/2 года)
Чихачев С.С.- магнитолог (1/2 года)
Бессонов В.И.- инженер АППИ ИСЗ
Орлов А.Е.- инженер АППИ ИСЗ
Карбасников Г.М.- навигатор
Кочетов С.В.- океанолог
Богоявленский И.И.- геофизик НПО "Севморгео"
Емельянов М.И.- геофизик НПО "Севморгео" (1/2 года)
Шапкин А.А.- геофизик НПО "Севморгео" (1/2 года)
Павлов Ю.А.- геофизик НПО "Севморгео" (1/2 года)
Горбунов Г.А.- врач
Алимов В.Н.- механик
Можаев А.В.- механик
Стоялов А.Н.- радист
Иванов В.Т.- радист
Гусев С.Ю.- повар
Петров Н.- повар (1/2 года)
Новохатский Е.И.- повар (1/2 года)
всего домиков (24), жилых (16).
Транспорт:
трактор ДТ-75М, ЛФМ (ротор), снегоход "Буран" (2).
Общие сведения:
Продолжительность дрейфа 331 сутки.
Дрейф в генеральном направлении со скоростью 2'48 км/сут 820 км; суммарный дрейф со скоростью 6,80 км/сут 2249 км.
Размер льдины в начале дрейфа 5000х2200 м, в конце дрейфа 5000х2200 м.
Завезено 15 т груза.
Принято 18 самолетов (АН-12, ИЛ-14).
На льдине побывало 45 человек.