АРКТИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ СП-22(Страницы из дневника участника экспедиции)
Ю. БУРШТЫН, моторист дизель-электрохода «Капитан Кондратьев» Дальневосточного пароходства. Фото автора
Сегодня узнали новость: нам совместно с экипажем ледокола «Владивосток» предстоит участвовать в ледовом десанте, в широтах, куда еще не забирались суда Дальневосточного пароходства.
Наш капитан — Лев Борисович Вертинский — опытный судоводитель, в нем мы уверены. Он, говорят, обладает шестым чувством. Особенно в походах во льдах, в ответственных рейсах. А предстоящий — именно такой.
В отличие от всех предыдущих станций «Северный полюс», СП-22 будет базовой станцией для проведения комплексных исследований весной 1974 года. Организация станции СП-22 и ее эксплуатация входит в пятилетний план исследования Арктики и Антарктики по программе «ПОЛЭКС».
8 СЕНТЯБРЯ.
Уложен последний строп, закрыты трюмы. На судне не чувствуется обычной предотходной суеты. Команды выполняются с подчеркнутым усердием. Тщательно проверена машина — каждый узел, каждая гаечка ощупана. «Дед» наш суровый, дотошный, придирчивый и мудрый. И если Николай, Иннокентьевич Кладковой молчит, значит, все в порядке.
А мы, уверенные в командирах, в судне, немного волнуемся. Мы ведь первые должны достигнуть точки, находящейся за 76-й параллелью, доставить груз и высадить экспедицию. Последний час перед отходом. На борт поднимаются на
На подходе к ледяному острову[67]
чальник штаба морских операций Вадим Иванович Абаносимов, председатель исполкома депутатов трудящихся города Певека и другие официальные лица. По трансляции звучит команда: «Все свободные от вахт приглашаются в столовую». Слово берет Абаносимов: «Рейс предстоит сложный. Что вы дойдете — никто не сомневается, но предстоит еще и обратный путь, а время в обрез. Штаб морских операций будет бесперерывно наблюдать за вами и делать все для успешного завершения рейса».
От экипажа выступает один из старейших работников Дальневосточного пароходства боцман Иван Иванович Петрук. Его речь короткая: «Приложим все силы. Не подведем».
9 СЕНТЯБРЯ.
Погода нас балует. Легкий попутный ветер. Держим курс к острову Врангеля.
Ближе знакомимся с участниками экспедиции. Анатолий Сергеевич Кунделев — инженер-механик, полярник со стажем, хозяин энергетики. Олег Осипович Брок — начальник радиостанции СП-22 — начал свою полярную биографию еще в 1946 году на острове Диксон. Федор Петрович Заяц — метеоролог. Валентин Петрович Дондуков — шеф-повар. И другие.
У нас на борту почти на каждого полярника по одному журналисту. На их вопрос: «По какому принципу подбирается состав экспедиции? », научный руководитель начальник СП-22 кандидат географических наук Владимир Георгиевич Мороз отвечает: «Уживчивость. Да, да, уживчивость в коллективе. Это основное».
Приятно бросается в глаза доброе отношение полярников друг к другу. Вот что-то не ладится, кто-нибудь начинает нервничать, ему мягко бросают: «Ну ладно, не утомляй», и все становится на свои места.
Вечером делаем короткую остановку у острова Врангеля. Для полярной станции передаем свежие овощи и пересаживаем журналистов на ледокол «Владивосток», с которым идем в паре.
10 СЕНТЯБРЯ.
На море не всякая прямая короче. Снова спускаемся к югу. От 74-й параллели начались сплошные паковые льды; обстановка ухудшается. Резко возрастают удары корпуса о лед. Временами наше судно швыряет так, что создается впечатление, будто находишься в пустом хвостовом вагоне товарного поезда.
11 СЕНТЯБРЯ.
От 170-го меридиана ложимся курсом 20°, началась «последняя прямая».
В половине седьмого недалеко от нас на льдине увидели трех белых медведей. Встречают. Здравствуйте аборигены ледового царства!
Во второй половине дня лед ослаб, появились большие разводья, идти стало легче. В 16—00 ледокол достиг плавающего острова. Следом упираемся в остров я мы. Выводим два двигателя, теперь хватит и одного. Стоим, ждем, пока ледокол своими бортами уминает карниз льдины, готовит нам причальную стенку, бределя для швартовки.
Готовимся к выгрузке. Звучит команда: «Всему экипажу собраться на инструктаж по технике безопасности! ». Проводит его начальник станции В. Г. Мороз. И опять приятная неожиданность.
Кто не помнит скучных, всем надоевших, но обязательных инструкций по технике безопасности. Но этот превращается в экзотический рассказ. Узнаем массу интересных подробностей. Например: «Не выходите за пределы лагеря. Опасайтесь белых медведей. Помните — прыжок белого медведя достигает восьми метров».
В договоре, заключенном между администрацией наших судов и ААНИИ, есть такой пункт: «Администрация судов берет на себя обязанность по охране места выгрузки от белых медведей». Но мишки — их с вертолета насчитали одиннадцать — оказались порядочными соседями и нам не мешали.
Боцман И. Петрук[68]
Надо торопитьсяЛьдина впечатляющая: два на пять, т. е. десять квадратных километров. Толщина 25—30 метров. Действительно, плавающий остров.
76° 14' северной широты, 169° 20' западной долготы.
Ошвартовались. В районе надстройки и второго трюма плотно прижаты к льдине. Прямо с борта, подальше от края, прыгаю в снег и проваливаюсь по щиколотку. Ни малейшего дуновения ветерка. Снег искристо-белый. Небо черное-черное. Здорово! С борта слышен голос Льва Борисовича: «Вира оба, майна трюмный, майна оба, стоп! »...
Первый трактор на льдине. Сразу заводится двигатель. Выгрузка началась.
Обязанности были расписаны заранее. Наш экипаж выгружает груз на льдину. Ребята с ледокола принимают его и распределяют в отведенные места. Теперь главное — время. Груза пятьсот тонн. Баллоны с жидким газом и десятки ящиков с толом, разборные домики и мебель, камбузное оборудование и канцелярские принадлежности, более двух тысяч бочек с горючим. Соляр здесь необходим как хлеб. По законам Арктики, двигатели обоих тракторов не будут остановлены ни на минуту, работа им предстоит солидная. А впереди полярная ночь со всеми ее сюрпризами. До двух часов ночи работали всем экипажем, затем две бригады, в том числе и наша, уходят отдыхать.
12 СЕНТЯБРЯ.
С восьми утра выходим на первый трюм. Небольшой отжимной ветер, судно немного гуляет. Заводим дополнительные концы, налегаем на выгрузку. Первый помощник капитана Альберт Викторович Семененко бросает лозунг: «Темп и еще раз темп! ».
В районе третьего трюма при выгрузке последнего стропа обломалась часть карниза. Тюки, ящики, листы пенопласта посыпались в воду. На лебедках стоит Александр Анатольевич Хайло — третий механик, он же бригадир. Замечательный товарищ, председатель нашего судового комитета. Опытный моряк, и тут — такое! Опешил, но лишь на секунду, и тут же начал действовать. Втроем: он, я и второй помощник Владимир Васильевич Копа — выгребаем на рабочей шлюпке между льдиной и бортом судна. Завожу под ящики концы. Вымокли мы до нитки, но холода не чувствуем, главное — успели вовремя вытащить ящики. Полярники и тут оказались верны себе, успокаивают: «У нас и не такое бывало. Льдина — штука коварная».
В шестнадцать сменяемся. А вечером опять приключение: в снеж-
ницу, в воду, по самую кабину провалился один трактор. Вынужденная задержка в выгрузке, но все обходится благополучно.
13 СЕНТЯБРЯ.
Ноль часов, снова на смену. Больше половины бочек еще в трюме, а сегодня днем запланирован отход. Заметно нервничает начальство. Сейчас многое зависит от нас — «грузчиков».
Место, куда ложится строп, устлано досками, но все же близко от края льдины. Ребята с ледокола, их шестнадцать человек, катают бочки на волокушу. Снег рыхлый, быстро не покатишь. Время уходит, трактор простаивает. Надо что-то придумать...
По правилам, лебедчик должен вывести строп за борт, не дав стропу раскачаться. А что, если качнуть?
Я стою на вира-майна, бригадирствую. На лебедках — Саня Лебедев — пришел в пароходство из военно-морского флота, парень с хорошей закалкой, работать любит и умеет.
Вывешиваю строп в полметра над снегом и говорю Лебедеву: «Ну-ка, качни... »
— Берегись, полундра!
Ледокольщики недоуменно расступаются. Саша понял меня с полуслова — бочки легли у самой волокуши. Тут же подаем второй, третий строп. В работу включается второй трактор. Дело пошло.
Место, куда ложатся бочки, теперь в поле зрения лебедчика, на вира-майна делать нечего, спускаюсь в трюм.
У нас в бригаде, не считая меня, все комсомольцы. Матросы Павел Мухин, Владимир Сторожук, Вася Шейбин, практикант-радист Саша Кривошапка, электрик Петр Тищенко работают с огоньком. Ритм задается лебедкой, выдерживаем четко, простоя — ни минуты.
В четыре утра перерыв на чай. В трюме остается шестьдесят бочек, но они погоды уже не делают.
К десяти часам все работы закончены. Гремит музыка. На судах подняты флаги расцвечивания. Настроение праздничное. Суетятся фотографы-корреспонденты и любители, все спешат сфотографироваться на память. А событие, действительно, запоминающееся. Новая дрейфующая станция, и мы — непосредственные участники ее создания.
Судовое время 13—00. Под звуки гимна Советского Союза высоко над белоснежной льдиной взметнулось алое полотнище Государственного флага СССР. Все просто. И все же как-то по-особенному прерывается дыхание. Наверное, вот такие минуты и приводят людей к подвигам, вдохновляют на героический труд во славу Родины.
Дрейфующая полярная станция СП-22 открыта. Произносятся традиционные речи, взаимные поздравления. По предложению участников ледового перехода место, где развернут лагерь дрейфующей научной станции, получит имя «Площадь города Владивостока». А. Н. Чилингарову, который остается временно возглавлять коллектив дрейфующей научной станции, вручается символический ключ от «Площади города Владивостока».
[69]
Обмениваемся вымпелами, Чилингаров благодарит экипажи дизель-электрохода «Капитан Кондратьев» и ледокола «Владивосток» за оказанную помощь. От нашего экипажа Лев Борисович Вертинский преподносит отважным зимовщикам шуточный, красочно выполненный плакат. Митинг окончен. Четырнадцать сорок пять. Дав протяжный гудок, отходит ледокол.
Через пять минут отходим и мы. Медленно движемся вдоль льдины. Параллельно, утопая по колено в снегу, махая нам руками, идут, провожая нас, полярники. Звучит громкое, дружное «спа-си-бо», «благо-да-рим» Хлопок ракетницы, ярко вспыхивает ее звездочка. И вдруг мощный раскатистый залп колыхнул воздух, н через несколько секунд в суровом небе Арктики вспыхнули десятки долго и ярко горящих звезд. Это наш «Капитан Кондратьев», это Большая земля салютуют самоотверженным людям, мужественным советским полярникам.
Помню, в школьном учебнике была такая картинка: на краю льдины стоят папанинцы и машут улетающему самолету. Тысячи мальчишек и девчонок подолгу рассматривали эту картинку, писали школьные сочинения, восхищаясь мужеством, и мечтали о подвигах. И вот, спустя десятилетня, став уже бывалыми и закаленными моряками, мы сами свидетели подобной картины. Сдерживая нахлынувшие чувства, мысленно произносим: «Счастливого вам дрейфа, друзья».
В четырнадцать пятьдесят пять ложимся в кильватер ледокола «Владивосток». Через несколько минут туман, а затем плотный заряд снега закрывают от нас плавающий остров.