Бурыкин А.А. пишет:1934
В Чукотском море северо-восточнее острова Врангеля была раздавлена льдами шхуна «Крестьянка». Команда шхуны погибла во время перехода по льдам на сушу. [36]
[36]. Аккуратов В.И. Лед и пепел. М., 1984. С. 72. Сообщение о судьбе этой шхуны, приведенное автором со слов В. Ю. Визе, является одним из самых загадочных повествований о плаваниях в Восточной Арктике в XX веке. В «Истории открытия и освоения Северного морского пути» шхуна «Крестьянка» не упоминается. В конце 1930-х-начале 1940-х годов в течение ряда лет с воздуха велись поиски острова Крестьянка, который как будто бы видели члены команды этой шхуны, но этот остров так и не был найден. (Аккуратов В.И. Указ соч. С. 126–127).
Насчет "раздавлена льдами" и "перехода команды по льдам на сушу" у Аккуратова ничего не сказано...Валентин Аккуратов. Лед и пепелМои тягостные мысли прервал Визе.
— У меня есть для вас одно предложение. Вот смотрите. — Он развернул крупномасштабную карту района острова Врангеля. — И оно должно отвечать вашему трезвому взгляду и опыту “закрывателей” географических открытий. В тысяча девятьсот тридцать четвертом году шхуна “Крестьянка” была затерта льдами к северо-востоку от острова Геральд. В один из ясных дней в северной части горизонта экипаж судна увидел очертания неизвестной земли. Кстати, Валентин Иванович, глубины в том районе очень малые. Открытому острову дали название в честь корабля: остров Крестьянки. После дрейфа, по пути на Большую землю, шхуна “Крестьянка” трагически погибла со всем своим экипажем, но координаты острова они успели передать по радио. Прошло более пяти лет. В том районе больше никто не бывал. Внимательно просмотрите это место. Быть может, на этот раз вы и откроете землю.
Ниже, про время и место гибели шхуны "Крестьянка"© Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов. (Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX — первой трети ХХ вв.). — Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2003. — 567 с.
2 октября 1936 г. «Крестьянка» вышла из Петропавловска на западное побережье. В Охотском море она попала в сильный шторм, вызвавший смещение груза в трюмах и накренивший судно до такой степени, что оно потеряло руль и оказалось не в состоянии бороться со стихией. Сигнал бедствия, данный по радио, услышали пароходы, стоявшие на западном побережье и в Петропавловске.
Ближе всех к району аварии находился траулер «Восток», подошедший сюда 6 октября. Вскоре пришел пароход «Бурят». Оба судна в течение нескольких часов поддерживали связь с «Крестьянкой», которая затем прервалась: на шхуне затопило радиорубку. «Восток» и «Бурят» бороздили предполагаемый район аварии в течение двух суток, но ничего не обнаружили. По распоряжению руководства они продолжили плавание, а им на смену пришел траулер «Буревестник».
16 октября капитан «Буревестника» Плотников сообщил, что его судно обследовало большой участок моря, но никаких следов трагедии не нашло. После этого поиски закончились [Камчатская правда, 1936, № 231—239]. На «Крестьянке» находились 23 члена экипажа и один пассажир: им-то и был И. П. Греченков.
Камчатский летописец. Выпуск 1. — Петропавловск-Камчатский:
Изд-во «Камчатпресс», 2011. — 448 с., ил.
ISBN 978–5–9610–0150–1
© С.В. Гаврилов. Море кормит, море хоронит.
1936
6 октября в Охотском море в сильный шторм погибла с двадцатью тремя членами экипажа и одним пассажиром парусномоторная шхуна Дальморзверьпрома «Крестьянка». Пассажиром был капитан Греченков И. П., в прошлом году приведший в Петропавловск из Германии купленный для АКО пароход «Кижуч». Об остальных жертвах стихии сведений не найдено [Камчатская правда, 1936, № 231—239].
Советский Сахалин, 1936 № 235 (10, октябрь)
Огромной силы шторм в районе КамчаткиПоиски шхуны «Крестьянка»ХАБАРОВСК, 8 (ДАЛЬТАСС). 5 и 6 октября в районе Камчатки пронесся огромной силы шторм, которым была застигнута зверобойная шхуна «Крестьянка», вышедшая 2 октября из Петропавловска. Во время шторма многими рациями был принят сигнал о бедствии. «Крестьянка» сообщила, что неправильно распределенный в трюмах груз при шторме вызвал сильный крен. Судно потеряло управление. На помощь немедленно вышли пароходы «Бурят» и «Восток». Через несколько часов радист «Крестьянки» повторил свои координаты и сообщил: «Затопляет радиобудку, прекращаю работу». Пароходы, посланные на помощь, до сих пор не обнаружили шхуну. На шхуне 22 человека команды и 1 пассажир.
* * *
Наркомпищепром дал телеграфное распоряжение в Петропавловск о том, чтобы на поиски бедствующего судна были посланы самолеты.
Советский Сахалин, 1936 № 237 (12, октябрь)
Продолжаются поиски шхуны «Крестьянка»Во Владивостоке получено сообщение, что
капитан зверобойной шхуны «Крестьянка» Перлин во время захода в Петропавловск заявил начальнику порта о повреждении корпуса, полученном при работе в полярном море. Повреждение было залито цементом. Восьмого октября в районе аварии находился пароход «Маныч». На поиски также отправлен тральщик «Буревестник». Воздушная разведка пока никаких результатов не дала.
Сахалинскому Облисполкому дано указание наладить наблюдение на Восточном побережьи Сахалина, Петропавловску — организовать поиски в направлении Курильских: островов, так как во время аварии дули северо-западные ветры. (ДАЛЬТАСС).
Советский Сахалин, 1936 № 240 (16, октябрь)
Поиски шхуны «Крестьянка»В течении 12-го октября продолжались поиски шхуны «Крестьянка», застигнутой штормом в районе Камчатки. Однако, ни специально летавший самолет, не крейсирующий в местах аварии тральщик «Буревестник» никаких следов шхуны не обнаружили.
В Дальморзверпроме на вопрос вероятности гибели «Крестьянки» сообщили следующее: «Пока не найдены какие-нибудь обломки судна, о гибели его говорить преждевременно. Приводят случай, имевший место весной. Группа зверобоев бота «Нашим» в районе Шантарских островов отправилась на шлюпке в поиски зверя. Попав в густой туман, зверобои заблудились и в течении 20 суток пробыли во льдах пока их, наконец, не обнаружили самолеты.
Сильные ветры и течения могли далеко унести аварийную «Крестьянку» или шлюпки с людьми. Такая возможность заставляет вести поиски с прежней энергией». (ДАЛЬТАСС).