"Мне кажется насчет безграмотности и незнании фактов - слишком сильно сказано."Ну, может быть, прошу извинить, сам "сводолазничал"
"Севморпуть - это магистраль. А Главсевморпуть это ну как ни крути — ведомство."Это типичный пример неаккуратности Водолазова, конечно, он имел ввиду тут магистраль, называя ее именем ведомства. Смысл предложения же именно этот, я его именно так понял, еще во время первого прочтения в октябре прошлого года. Часто приходится встречаться с подобным ходом процесса писАния у "быстрописов" - они редуцируют при написании часть собственной внутренней мыслительной цепочки, это предложение - типичный пример.
Но ведь А. Андреев не это ставит в упрек Водолазову, а то, что он утверждает, что
"принято считать". Но ведь именно так и считали после 1938 года, когда ГУСМП дали "укорот". И все речи-статьи Папанина (особенно попервости) пронизаны вот этим - "транспортная магистраль" и ни дай боже что нибудь больше. Ведь в Постановлении 1938 года главной причиной неудач 1937 года были названы "самоуспокоенность и зазнайство" руководства Управления (читай, Шмидта). Смысл - "много на себя взяли". И Папанин сильно осторожничал - постепенно избавлялся от всех остатков "оленеводства". А потом - после вхождения в Минфлот обычным структурным подразделением - так было даже в ведомственных документах. И "ГУСМП" уж тогда точно ничем не отличалось от "ОЖД" в составе МПС. Это понимание и сейчас присутствует в обыденном сознании, поверьте.
Опять же, указание причем "морской путь" тут необходимо понимать буквально - "транспортная магистраль" имхо несколько спорно. Как можно озаботить заниматься ведомство исключительно путем, когда нет ни портов, ни флота, ни кадров, ни в конце концов четкого понимания где и как этот путь вообще должен проходить? Создано управление "исключительно магистралью" - которой еще вообще нет, а есть острая потребность, освоенные участки, куча белых пятен и одно сквозное прохождение. Магистраль как таковую еще предстояло "выстроить".Вот так и понимать. Прямое и недвусмысленное указание - "СОЗДАТЬ, ОБОРУДОВАТЬ И ДЕРЖАТЬ В ИСПРАВНОСТИ". Сначала - СОЗДАТЬ. Прямая цитата из постановления СНК от 17 декабря 1932 года. Пришлось создавать, хотя сами же (Шмидт и Ко) эти слова и написали, себе на голову.
По анологии с "Октябрьской железной дорогой" можно сказать, что в ее задачи все же не входили ни разведка трассы, ни строительство полотна с нуля, ни постройка станций и промежуточных узловых городков, ни проектирование паровозов, обучение машинистов и обеспечение питанием пассажиров на стоянках самообеспечением - ничего похожего.Боюсь, что если бы железные дороги в нашей стране начали впервые строить в 1930х - так бы и было. Мания централизации до самой крайней степени- болезнь того времени. Удивительно, что еще специальную форму одежды для ГУСМП не ввели.
Или ввели, может я не в курсе?
И потом, нужно, на мой взгляд говорить о разных ГУСМП. Вот это вот:
разведка трассы, строительство полотна с нуля, постройка станций и промежуточных узловых городков, проектирование паровозов, обучение машинистов и обеспечение питанием пассажиров на стоянках самообеспечением - это типичное, согласен, ГУСМП 1934-1938 г.г. Всего четыре года.
Если угодно, вот моя периодизация истории этой организации.
дек. 1932 - дек. 1932/апр.1934 (от рождения до создания при ГУСМП политотдела и возвращения Шмидта со льдины) - "гибрид ВАИ и пароходства" (+ авиация для ледовой разведки - объяснялось полярной спецификой "пароходства")
лето 1934 - лето 1938 - СУПЕРМИНИСТЕРСТВО СОВЕТСКОГО СЕВЕРА - "государство в государстве", с которым мог по "списку площадок" поспорить лишь ГУЛАГ, (притом, что в ГУСМП не было "спецконтингента").
лето 1938- июнь 1941 - "накачанное, "мускулистое" пароходство" (хотя и большинство полярных станций уже отобрали и отдали или в Главгидромет или военным, и пассажирскую авиацию вернули в ГВФ, и институт - в АН СССР.).
Война - ну, понятно, "все для фронта", хотя всю войну продолжались "терки" Папанина и Кузнецова за "хозяйство", т.е. за то, кто в Арктике главный.
1946 - 1953 - "славные годы" - спокойно, работа четкая, все идет по плану.
1953 - бесславное включение в ММФ на правах обычной бюрократической структуры. Тихое угасание.
Каждый период - другое ГУСМП. Нужно, мне кажется, всё время уточнять - это было при ком, в каком году. ГУСМП так много за одно десятилетие "резали и кроили", что огульно тут нельзя - опять получается "водолазовщина".
