Верфь, на которой был построен «Челюскин», обанкротилась в 1966 г.
Бурмейстер-Вайн и сейчас не закрыт, в 1980 куплен MAN-ом и вполне работает. <автор статьи> может и сейчас
в MAN отправить запрос- какие суда для СССР Бурмайстер построил в 1930. но Пижма если такая и была, была и построена на Бурмейстере в 1930х - очень сомнительно.
вот две версии, с обоснованием
1) искаженный вариант гибели в 1933 парохода Революционный и барж из каравана Дальстроя
в рейсе Лена-Колыма.
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/mor ... na-kolyme/(кажется,описано по публичной версии из П.К.Хмызников, Описание плаваний судов в море Лаптевых... в 1878-1935, изд ГСМП 1937)
в море сопровождать этот караван, должен был но отказался Челюскин.
(в 1932 подобный караван сопровождал Сибиряков).
-
2). судно Пижма или Джурма(первая) реально существовало в "ведомствах" и утонуло в 1933.
разумеется, оно не "лед. класса" и далеко не новое(лет 15-20, и точно не новое Бурмейстера).
тогда было куплено много списанного старья, назначенного для разборки.
http://fishkamchatka.ru/library/books/2 ... _parokhod/если суда были торговыми-рыбными, то данные по ним были.
Комсомолец Арктики
https://fleetphoto.ru/vessel/86794/если покупались ведомствами вроде НКВД... в регистр судов СССР их могли не вносить.
т.е. из регистра Ллойда иностранное торговое судно выбывало как отданное на разборку, "Broken Up",
но вместо этого - продавалось в СССР по цене металлолома, и более не ходя в иностранные порты, в иностранные регистры тоже не попадало.
итак, имеем:
некое судно, условно Джурма первая, вполне могло быть куплено "сильно подержанным" в 1928-1933г в систему ГУЛАГ,
и в 1933 утонуть.(тогда купленная в 1935 Дальстроем Джурма 1921г постр становится второй).
темные места с информационным вакуумом на севере есть:
Например ГУЛАГ Нордвикстрой(солерудник) в бухте Кожевникова в 1932 уже существовал.
на него нет открытых документов, но кое-где в описании "славных побед в Арктике" он упоминается -
(в 1932 с Лены на Хатангу с остановкой в порте Нордвикстрой прошел моторный катер воздушного флота, об этом трубили газеты и
поэтому есть даже в Хмызникове)
но нет никаких данных, какие суда к 1932 туда завезли людей с оборудованием, как снабжали и куда вывозили добытую соль!
вообще, если верить спискам судов, после Мод Амундсена до Сибирякова якобы никто Хатангский залив не посещал! А как же лагерь там появился?
Не Пижма ли бегала с устьев Лены/Колымы?
известно, что так как соль Нордвика оказалась плохой, то лагерь там скоро свернули,
передав к 1939 вместе с выстроенным портом Нордвик ГУСМП, но лагерь расконвоированных на солеруднике
продолжал существовать, численно в 1942 увеличившись в шесть раз и увеличив добычу соли в прежних(!) объемах.
выловить что-то точное, не копаясь в архивах ГУЛАГ нереально. А сохранился ли этот архив?
Все исследователи ГУЛАГов о Нордвикстрое касаются только периода ГУСМП, 1939-1947!
ps. второй вариант разумеется маловероятный, но Норвдвикстрой был и как-то должен был снабжаться - факт.