http://ru.wikipedia.org
Из описания: "...Википедия — свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев. Русская "Википедия" является крупнейшей русской универсальной энциклопедией, более чем в полтора раза превосходя современную Большую энциклопедию "Терра" (в которой 160 000 статей, 2006 год) и Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (121 240 статей в 31 томе) и более чем в два с половиной — Большую советскую энциклопедию (95 279 статей).
Существенный момент: википедия есть у всех, кто имеет доступ в сеть - от профессора до школьника. С БСЭ, "Террой" и "Брокгаузом" дело обстоит несколько хуже.
Статьи в википедии может создавать и редактировать каждый, порядок поддерживается wiki-сообществом.
Можно редактировать - это хорошо.
Открываем "Атомный ледокол" ( [url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Атомный_ледокол[/url] ), читаем, рыдаем, удаляем, пишем ( http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB&diff=6610346&oldid=5651074 )
было (Версия от 18:35, 25 сентября 2007) :
«...Ледоколы «Арктика» и «Сибирь» сейчас находятся в ремонте. Кроме всего прочего, на них предполагается замена ядерных турбин и генераторов. Генераторы этих ледоколов не соответствует современным нормам безопасности. Генераторы «Арктики» работали 150000 часов, и сейчас проводятся исследования, чтобы узнать, могут ли они работать ещё 25-30000 часов.
Ледоколы «Арктика» и «Сибирь» сейчас находятся в ремонте. Кроме всего прочего, на них предполагается замена ядерных турбин и генераторов. Генераторы этих ледоколов не соответствует современным нормам безопасности. Генераторы «Арктики» работали 150000 часов, и сейчас проводятся исследования, чтобы узнать, могут ли они работать ещё 25-30000 часов.
Ледокол «Россия» несёт на себе два [[вертолёт]]а. Ледокол был использован для экспедиции 40 восточных немцев к [[Северный полюс|Северному полюсу]]. В [[2004]] г. «Россия» находилась в ремонте.
В [[1998]] г. ледокол «Советский Союз» попал в ледяную ловушку. В 2004 г. он принимал участие в арктической экспедиции, призванной исследовать влияние [[глобальное потепление|глобального потепления]]. Возможно, вскоре этот ледокол будет использован для арктического туризма.
Ледокол «Ямал» в основном используется для туризма и научных экспедиций. На нём имеются 50 кают и вертолёт. Команда включает 150 человек, в том числе 50 офицеров и инженеров.
Атомный ледокол «50 Лет Победы» — последний корабль класса «Арктика». Был заложен в [[1993]] г. в [[Санкт-Петербург]]е под названием «Урал» и в [[1994]] г. перемещён в [[Мурманск]]. Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в [[2006]] г. Поскольку ледокол имеет специальный экологический модуль для ядерных отходов, его общая длина (159 м) делает его наибольшим из ядерных ледоколов. Он несёт на себе два [[вертолёт]]а [[Ка-32]]. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле [[2007]].»
стало ( Версия от 11:22, 12 декабря 2007, Иван Кукушкин ) :
«...Ледокол «Сибирь» сейчас находится на временной консервации, ориентировочное время возврата в строй - 2008 год, на замену исчерпывающему свой ресур атомоходу «Арктика» (запланированния последняя навигация - 2008 год).
Все атомоходу класса «Арктика» могут нести на себе два [[вертолёт]]а, которые предоставляются отдельно для сложных рейсов или туристических круизов.
Ледокол «Ямал» в июле-августе специализируется на туризме, совершив уже более полусотни походов на полюс, и был первым ледоколом, достигшим Полюса Недоступности в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).
Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» - атомный ледокол «50 Лет Победы». Был заложен в [[1993]] г. на "Адмиралтейских верфях" в [[Санкт-Петербург]]е под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в [[2006]] г. и достраивался до весны 2007. Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле [[2007]].
Незаменимость атомного флота особенно отчетливо показала навигация 1983 года, когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельныельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказалось не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считатся самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.
Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Polarstern». В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом "Oden" обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС "Академик Федоров" на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола "Oden" в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».
Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказан временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной эенргетической установкой. В 1999 году, не заходя в в порт г.Мурманск, «Арктика» ровно 365 суток, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работала в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 г. российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход "Ленин" оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.
Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.»
Естественно правки были внесены в википедию после размещения на нашем сайте странички по "Арктике", за правку и редактирование которой огромное спасибо капитану а/л «Арктика» Баринову Александру Николаевичу (кстати проработавшему на атомоходе 30 лет).
И результат:
Игорь Чубаха. "Ледоколы — наше «холодное» оружие в Арктике"
Росбалт, 28/05/2008, Аналитика
http://www.rosbaltnord.ru/2008/05/28/488592.html
« ...В настоящее время российский атомный ледокольный флот насчитывает 7 действующих ледоколов.
Первым в мире гражданским судном с ядерной энергетической установкой был спущенный на воду в 1957 году ледокол «Ленин». Этот ледокол находился в эксплуатации 30 лет — с 1959 по 1989 годы. Водоизмещение «Ленина» 16 тыс. тонн, длина 134 м, осадка 9,2 м. Далее в 1975 году введен в строй еще более мощный корабль — «Арктика». Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состоит из двух блоков по 1 реактору и четырех парогенераторов в каждом. Водоизмещение — 23 460 т, длина 148 м, ширина 30 м, осадка 11 м, высота борта 17 м, мощность атомной паропроизводящей установки — 55,1 МВт.
Всего построено 5 ледоколов типа «Арктика» (проект 1052): «Арктика», «Сибирь» (сейчас находится на временной консервации, ориентировочное время возврата в строй — 2008 год, на замену исчерпывающему свой ресур атомоходу «Арктика»), «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». Кстати, для выполнения ледовой проводки в Арктике у атомных ледоколов имеются неоспоримые преимущества: автономность плавания 6-8 месяцев (Ледокол «Арктика» отработал без захода в какой-либо порт ровно 1 год — с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года), ресурс ядерного топлива обеспечивает работу атомных ледоколов в течение 4-5 лет.
Далее, в 1989 и 1990 годах атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» Балтийский завод строил в кооперации с финской компанией Wartsila (корпус и насыщение изготовлено на верфях в Финляндии, а реакторный отсек и оборудование устанавливали судостроители Балтийского завода). Эти суда оснащены одним реактором и способны заходить в устья крупных рек. Их длина — 151 м, ширина — 29 м, мощность реактора 35 МВт.
Ну, и в апреле 2007 года прибыл в порт приписки заложеный еще 4 октября 1989 года ледокол «50 лет Победы» (ранее «Урал») — судно проекта 10521, на сегодняшний день крупнейшее в мире. Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м. Водоизмещение: 25 тыс. тонн, длина 159,6 м, ширина 30 м, осадка 11 м. Силовая установка: два реактора ОК-900 мощностью по 171 МВт.
При этом будущее атомного ледокольного флота РФ вполне прозрачно. Во-первых, 27 августа этого года ОАО «Мурманское морское пароходство» передаст из доверительного управления все атомные ледоколы в оперативное управление госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Заниматься же непосредственным обслуживанием атомоходов предстоит ФГУП «Атомфлот». И при создании госкорпорации ее глава Сергей Кириенко подчеркивал, что уже разработаны новые типы реакторов для флота, а совместно с Минтрансом разрабатывается совместная стратегия развития атомно-ледокольного флота.
Во-вторых, в России в 2010 году будет заложен атомный ледокол (типа ЛК-60Я) следующего поколения мощностью 60 МВт. В прошлом году был закончен эскизный проект судна. В 2008-2009 годах будет сделан его технический проект. Новый ледокол предназначен для работ в открытом море и в устьях сибирских рек. Оценочная стоимость проекта атомохода составляет 15 млрд рублей...»
Статья в общем хорошая.
Обзорная подбока информации из открытых источников. Понятная, внятно рассказывающая "что-к-чему широким слоям". Мелкие ошибки - из той же википедии.
Периодически встречаются очень знакомые, по-буквенно совпадающие фразы
Я не говорю, что без этой правки в "вики" журналист накуролесил бы про "небезопасные генераторы" и исключительно туристическую направленность атомфлота. Но то, что пришлось бы значительно больше времени потратить на нормальный материал времени - это факт.
Вывод:
В прессе появилась нормальная обзорная статья не без помощи polarpost'a.
Пускай небольшой "помощи" - но и дел то было:
а) убрать дурость где видишь
б) поделится тем, что знаешь
да, еще важный пункт: забыть про любимую отмазку "я-бы-рад-да-некогда"
Резюме:
"Правильной дорогой идете, товарищи!" (с)