1000 верст на аэростате.Записки пилота.Улетая из Москвы, мы не рассчитывали долго продержаться в воздухе, т. к. газовый завод снабдил нас плохим газом и, кроме того, мы располагали незначительным балластом, всего около 5 мешков.
Мы решили всячески экономить балласт и итти возможно ниже. После данного старта мы плавно идем вверх. На высоте 150 метров нам удается уже уравновеситься. Замечаю, что аэростат, вопреки предсказаниям метеорологов, указывавших восточное направление, берет направление на север. Решаем держаться на высоте 150—300 метров. И это удается.
Идем очень быстро. Вначале скорость 40 клм., затем, прогрессивно возрастая, местами она доходит до 90 клм.
Через 4 ч. 50 м. полета подходим к Ярославлю. Здесь аэростат неожиданно резко изменяет направление, нас относит на восток, а затем мы, минуя Волгу у Плеса, снова идем на север.
Незаметно подкрадывается ночь. Становится совершенно темно. Луны нет. Нельзя отличить, где вода, где земли. Мы теряем ориентировку и лишь с первыми проблесками зари, увидев реку Юг, снова приобретаем возможность ориентироваться.
К 8 час. утра у нас остается балласта менее 1 мешка. Приходится задуматься над вопросом:
— Лететь ли дальше, или спуститься поближе от железной дороги и людей.
Взвесив все и надеясь, что восходящее солнце, подогрев газ, увеличит его подъемную силу, решаем лететь дальше. Около часу мы продолжаем путь над лесным массивом. Неожиданно пошел дождь. Последняя горсть балласта уже выброшена. Мы напрягаем последние усилия, чтоб удержаться на должной высоте. Но напрасно... Дождь прибивает аэростат к земле. Гайдроп пошел уже по верхушкам сосен, и сзади нас слышен лишь треск сучьев. Мы выбираем наиболее удобное место для посадки и в 60 верстах от Яренска садимся. Вылезаем из корзины. Посоветовавшись с картой, решаем, что всего лучше итти на северо-запад, по направлению к Вычегде, где много селений. Нагружаем на себя скарб и отправляемся в далекий путь. Лишь только мы тронулись, разразилась сильнейшая гроза. Итти невыносимо тяжело, так как лесная чаща оказывается сплошь заваленной буреломом, через который приходится карабкаться. Дождь тем временем превращается в ливень. Наша одежда быстро промокает насквозь и становится от этого очень тяжелой. Снимаем платье, чтобы облегчить движение, и, нагруженные вьюками спереди и сзади, (а у меня еще, кроме того, корзина с голубями), продолжаем итти. Но путь все труднее. Решаем расстаться с частью багажа и в первую очередь с голубями. До Москвы голубям все равно не долететь, так как очень далеко.
Ночь первого дня нашего похода застает в лесу. Мы собираем там кучу хвороста, зажигаем костер и сушимся. Дождь не перестает. Устав, мы так крепко засыпаем, что не слышим и не чувствуем, как идет и как пронизывает нас насквозь дождь.
На второй день добираемся до большой сплавной реки. Заглянув в карту, решаем, что если пойдем по берегу реки, то доберемся до Вычегды.
На четвертый день, утром, сильный дождь. Снова расстаемся с частью багажа, вырубаем себе палки и с их помощью идем дальше. Вскоре на реке находим плот. Решаем им воспользоваться. Грузим на него все вещи, садимся сами и плывем. Но, увы, недолго нам удалось плыть. Наш плот налетел на корягу. Часа два вы возимся и пытаемся стащить
его с коряги, но наши попытки тщетны. Раздевшись и снова нагрузив на себя имущество, мы вброд переходим речку, выходим на берег и продолжаем путь.
На третий день нас ждала новая неприятность. Мы обнаружили, что пищи у нас остается ровно на один день. Правда, это не было для нас неожиданностью, так как мы располагали всего двухдневным запасом. Но что делать? Пришлось примириться с создавшимся положением. «Причащаемся» в последний раз: немного портвейна, кусочек бисквита, шоколада и все. Переходим на травяное довольствие питаемся ягодой. Жалеем, что с нами нет ружья, так как всюду много дичи.
Третий день оказался труднее, чем другие. Берега становились все круче. Часто их перерезали глубокие, крутые заросшие рвы. По пути встречаем несколько небольших речек и притоков, через которые приходится переправляться вброд. Для того, чтобы переправиться через другие, пришлось строить настоящие мосты. В изобилии начинают попадаться медвежьи следы. Идем, и в глубине души мечтаем о вчерашнем спасительном стоге сена.
Но судьба иногда любит зло посмеяться. На всем пути ни одного стога. Лишь поздно вечером мы выходим к первому встречному по пути подобию жилья: зимовке дровосека. Решаем в ней переночевать...
На четвертый день, утром сильный заморозок. Идем по траве, покрытой инеем. Питаемся уже только подмороженной рябиной. К вечеру выходим к полуразвалившемуся рыбачьему шалашу, который чиним и в нем ночуем. На беду тов. Шпанов теряет топор. Это обстоятельство еще больше ухудшает и без того несладкое положение Делать нечего. Приходится помириться и с этим новым осложнением. Дерем ветки руками, чтобы разложить костер. Согревшись, засыпаем.
Ночью опять дождь, который не прекращается и утром.
Сильно устав, выбившись из сил идем очень медленно. Днем видим на противоположном берегу реки дым костра. Рады бесконечно. Наконец-то встретили человека. Кричим. На наш крик от костра отделяется крестьянский парнишка, подходит к самому берегу реки, всматривается, убегает снова к костру, и мы слышим лишь его голос:
— Батя, там беглые!
Вскоре подошли к нам крестьяне. Мы рассказали, кто мы и что нам надо. Они соорудили для нас плот и переправили нас на свой берег. В сопровождении их мы вышли к деревне Сойги на реке Вычегде. Там крестьяне встретили нас чрезвычайно гостеприимно.
Объясняем крестьянам, что надо выручить аэростат, и где он находится. Но они ориентируются по-своему. Один из них сказал:
— Вы следы свои оставили? Ужо мы найдем!
Зная по практике, как трудно в таких случаях что-либо сделать без денег, а их у нас оставалось немного, мы хотели послать в Авиахим телеграмму с просьбой о высылке денег для уплаты за доставку аэростата.
Но это оказалось лишним. Крестьяне о деньгах и не заикнулись. Пошли так.
Мы окончательно успокоились за судьбу аэростата. Целый день отдыхали, поглощая непомерное количество пищи после вынужденной голодовки и беседуя с крестьянами, а затем выехали в Котлас, откуда по железной дороге в Москву.
М. КАНИЩЕВ.