Ан-6
Добавлено: 04 Май 2008 01:37
Ан-6
По виду - модификация Ан-2
Два самолета принимали учавстие в морском отряде 3-ей КАЭ.
Е. И . Толстиков "На полюсах Антарктиды", Гидрометеоиздат, 1980
Итак, выгрузка хотя и медленно, но началась. В первую очередь доставлялись на берег грузы, необходимые для подготовки внутриконтинентальных походов. Разумеется, осуществляя выгрузку, мы регулярно интересовались прогнозом погоды. 23 ноября синоптики обещали штиль и солнце. На лед был выгружен самолет Ли-2. Кроме того, у борта „Оби" велась сборка самолета Ан-6. Ему предстояло работать в морской экспедиции. Один самолет Ан-6 был уже собран, и на нем летал летчик Каминский. Выгружались тягачи. Мы предполагали четыре из них отогнать в Мирный, но они стояли на люках трюмов, и чтобы выгрузить тягачи, сначала пришлось снять 10 саней.
Приступили к выгрузке второго самолета Ли-2. Но неожиданно усилился ветер. Вопреки прогнозу началась пурга. Пришлось прекратить выгрузку. Надо было срочно решать, что делать с выгруженным снаряжением. Один трактор с санями, нагруженными обмундированием, был готов к отходу в Мирный, но выпускать его в пургу было очень рискованно. Решили самолет Ли-2 и трактор с санями оттянуть в глубь припая километров на пять. Однако выгруженные тягачи поднять на палубу было невозможно. Посоветовались с Трешниковым, и решили тягачи гнать в Мирный. Причем впереди решили послать вездеход, на котором еще до пурги прибыл на „Обь" Алексей Федорович. Ни я, ни водители тягачей в Мирном не были, дороги не знали. Но водитель вездехода Демсков и Трешников заявили, что они дорогу найдут.
В головной вездеход сел начальник наземного транспорта А. Ф. Николаев, который на одном из первых тракторов уже ходил в Мирный. Я тоже сел в вездеход, сказав И. А. Ману, чтобы он принял меры к безопасности оставшегося груза и по возможности поднял его на палубу. Наш поезд в составе вездехода и трех тягачей ушел в пургу к Мирному. Не прошло и нескольких минут, как мы оказались в „молоке". Снег залепил стекла, дороги не было видно. Пришлось открыть дверь вездехода. Лицо забивало снегом. Снег больно стегал в глаза. Одновременно приходилось следить за тем, чтобы не потерять следовавшие за нами тягачи. Иногда колея пропадала. Останавливали вездеход, выходили и в пурге отыскивали колею. Так вот продвигаясь, мы прибыли в Мирный, где уже давно нас ждали (о нашем выходе сообщили по радио). Нас обругали за то, что в такую погоду мы разгуливаем по припаю. Но оказалось, что сделали мы правильно. Через несколько часов, когда мы уже спали, меня по радио вызвал Иван Александрович Ман. В результате шторма значительная часть припая оказалась взломана, раскрошена на мелкие куски, и наш груз теперь плавал на отдельных льдинах. Даю указание в первую очередь спасать Ли-2 и обмундирование.
Ман искусно подвел ледокол к льдине, на которой стоял Ли-2, и самолет подняли на борт. Сани с обмундированием оказались в центре другой льдины. И вот в пургу на обломок льдины спустились люди и по цепочке стали передавать на судно ящики. Все ящики до одного были подняты на корабль. На третьей, маленькой, льдине увидели трактор. Судно подошло к ней. Но трактор нужно было подогнать к борту, а для этого его запустить. Вызвался это сделать опытный полярный тракторист Кашкин. Около часа Кашкин на обломке льдины возился с трактором, пытаясь его завести, и его уже звали на борт, советуя бросить эту затею. Но Кашкин был упрям — и в конце концов трактор завелся. Удалось поднять на борт и часть саней. Но все же один трактор, несколько саней и один самолет Ан-6 утонули. К сожалению, это была не последняя потеря.
Особенно было жаль самолета. Наша морская экспедиция располагала двумя самолетами Ан-6 и одним маленьким двухместным самолетом Як-12.
Авиационный отряд морской экспедиции возглавлял опытный полярный летчик Герой Советского Союза Михайленко, небольшого роста, спокойный, выдержанный человек, который имеет хорошее хобби — он художник. В этом же отряде был и опытный полярный летчик М. Н. Каминский! С ним мы работали на Чукотке еще в 1937 году. Их опыт и мастерство у меня не вызывали сомнения.
Как только наш корабль подошел к Мирному, Михайленко принял все меры к тому, чтобы собрать свои самолеты. Они были нужны и нам для работы. Вначале спустили маленький самолет Як-12, и он через пару часов уже поднялся в воздух. Затем спустили на лед первый Ан-6. На мой запрос, сколько времени нужно на его сборку, ответили, что часов восемь—десять. Действительно, за этот срок самолет был собран, и Каминский на нем полетел. Увидев этот самолет у борта, я предложил Михаилу Николаевичу базироваться на берегу, где стоянка самолета безопасна. Он мне что-то сказал насчет плохих условий жилья на берегу и предложил поставить самолет на айсберге, который стоял в километре от нас. Я с этим не согласился. В это время у борта судна собирался второй Ан-6. Прошли сутки, а самолет все еще не был собран. Когда я спросил Михайленко, почему до сих пор самолет не на берегу, получил ответ, что нет какого-то инструмента, который должны доставить с берега. Так задержка со сборкой самолета привела к его гибели. Утром, когда началась пурга, я увидел второй Ан-6 на айсберге. Выяснилось, что все же Каминский с разрешения Мана поставил свой самолет на айсберге. Тут я уж приказал перебазировать его на берег. Но начавшаяся пурга помешала этому. После пурги айсберг с самолетом уплыл в море. Пришлось экипаж доставлять на этот айсберг на другом самолете.
По виду - модификация Ан-2
Два самолета принимали учавстие в морском отряде 3-ей КАЭ.
Е. И . Толстиков "На полюсах Антарктиды", Гидрометеоиздат, 1980
Итак, выгрузка хотя и медленно, но началась. В первую очередь доставлялись на берег грузы, необходимые для подготовки внутриконтинентальных походов. Разумеется, осуществляя выгрузку, мы регулярно интересовались прогнозом погоды. 23 ноября синоптики обещали штиль и солнце. На лед был выгружен самолет Ли-2. Кроме того, у борта „Оби" велась сборка самолета Ан-6. Ему предстояло работать в морской экспедиции. Один самолет Ан-6 был уже собран, и на нем летал летчик Каминский. Выгружались тягачи. Мы предполагали четыре из них отогнать в Мирный, но они стояли на люках трюмов, и чтобы выгрузить тягачи, сначала пришлось снять 10 саней.
Приступили к выгрузке второго самолета Ли-2. Но неожиданно усилился ветер. Вопреки прогнозу началась пурга. Пришлось прекратить выгрузку. Надо было срочно решать, что делать с выгруженным снаряжением. Один трактор с санями, нагруженными обмундированием, был готов к отходу в Мирный, но выпускать его в пургу было очень рискованно. Решили самолет Ли-2 и трактор с санями оттянуть в глубь припая километров на пять. Однако выгруженные тягачи поднять на палубу было невозможно. Посоветовались с Трешниковым, и решили тягачи гнать в Мирный. Причем впереди решили послать вездеход, на котором еще до пурги прибыл на „Обь" Алексей Федорович. Ни я, ни водители тягачей в Мирном не были, дороги не знали. Но водитель вездехода Демсков и Трешников заявили, что они дорогу найдут.
В головной вездеход сел начальник наземного транспорта А. Ф. Николаев, который на одном из первых тракторов уже ходил в Мирный. Я тоже сел в вездеход, сказав И. А. Ману, чтобы он принял меры к безопасности оставшегося груза и по возможности поднял его на палубу. Наш поезд в составе вездехода и трех тягачей ушел в пургу к Мирному. Не прошло и нескольких минут, как мы оказались в „молоке". Снег залепил стекла, дороги не было видно. Пришлось открыть дверь вездехода. Лицо забивало снегом. Снег больно стегал в глаза. Одновременно приходилось следить за тем, чтобы не потерять следовавшие за нами тягачи. Иногда колея пропадала. Останавливали вездеход, выходили и в пурге отыскивали колею. Так вот продвигаясь, мы прибыли в Мирный, где уже давно нас ждали (о нашем выходе сообщили по радио). Нас обругали за то, что в такую погоду мы разгуливаем по припаю. Но оказалось, что сделали мы правильно. Через несколько часов, когда мы уже спали, меня по радио вызвал Иван Александрович Ман. В результате шторма значительная часть припая оказалась взломана, раскрошена на мелкие куски, и наш груз теперь плавал на отдельных льдинах. Даю указание в первую очередь спасать Ли-2 и обмундирование.
Ман искусно подвел ледокол к льдине, на которой стоял Ли-2, и самолет подняли на борт. Сани с обмундированием оказались в центре другой льдины. И вот в пургу на обломок льдины спустились люди и по цепочке стали передавать на судно ящики. Все ящики до одного были подняты на корабль. На третьей, маленькой, льдине увидели трактор. Судно подошло к ней. Но трактор нужно было подогнать к борту, а для этого его запустить. Вызвался это сделать опытный полярный тракторист Кашкин. Около часа Кашкин на обломке льдины возился с трактором, пытаясь его завести, и его уже звали на борт, советуя бросить эту затею. Но Кашкин был упрям — и в конце концов трактор завелся. Удалось поднять на борт и часть саней. Но все же один трактор, несколько саней и один самолет Ан-6 утонули. К сожалению, это была не последняя потеря.
Особенно было жаль самолета. Наша морская экспедиция располагала двумя самолетами Ан-6 и одним маленьким двухместным самолетом Як-12.
Авиационный отряд морской экспедиции возглавлял опытный полярный летчик Герой Советского Союза Михайленко, небольшого роста, спокойный, выдержанный человек, который имеет хорошее хобби — он художник. В этом же отряде был и опытный полярный летчик М. Н. Каминский! С ним мы работали на Чукотке еще в 1937 году. Их опыт и мастерство у меня не вызывали сомнения.
Как только наш корабль подошел к Мирному, Михайленко принял все меры к тому, чтобы собрать свои самолеты. Они были нужны и нам для работы. Вначале спустили маленький самолет Як-12, и он через пару часов уже поднялся в воздух. Затем спустили на лед первый Ан-6. На мой запрос, сколько времени нужно на его сборку, ответили, что часов восемь—десять. Действительно, за этот срок самолет был собран, и Каминский на нем полетел. Увидев этот самолет у борта, я предложил Михаилу Николаевичу базироваться на берегу, где стоянка самолета безопасна. Он мне что-то сказал насчет плохих условий жилья на берегу и предложил поставить самолет на айсберге, который стоял в километре от нас. Я с этим не согласился. В это время у борта судна собирался второй Ан-6. Прошли сутки, а самолет все еще не был собран. Когда я спросил Михайленко, почему до сих пор самолет не на берегу, получил ответ, что нет какого-то инструмента, который должны доставить с берега. Так задержка со сборкой самолета привела к его гибели. Утром, когда началась пурга, я увидел второй Ан-6 на айсберге. Выяснилось, что все же Каминский с разрешения Мана поставил свой самолет на айсберге. Тут я уж приказал перебазировать его на берег. Но начавшаяся пурга помешала этому. После пурги айсберг с самолетом уплыл в море. Пришлось экипаж доставлять на этот айсберг на другом самолете.