Правда, 1936, №9ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ
Подъем субстратостата в Москве
Тяжелый свод облаков повис над Москвой, закрыв для наблюдателей-астрономов весь небесный свод. Событие, к которому столь длительно и тщательно готовились астрономы столицы, оказалось за пределами досягаемости обычным средствами. Низкая облачность, и ее толщина сорвали и намечавшуюся астрономическую вылазку на самолетах: машины могли обледенеть.
Тогда, по предложению стратонавта тов.
Г. А. Прокофьева, решено было прибегнуть к астрономической атаке с помощью аэростата. Предложение нашло живой отклик среди ученых столицы и вчера под Москвой началась деятельная подготовка. Радиозонд, пущенный на разведку, сообщил, что толщина облачного слоя равна 2½- 3 километрам. Ветер порывистый, сила его у земли — 5-6 метров в секунду.
— Тяжелые условия для старта, — резюмировали метеорологи. Аэронавты все же решили лететь.
В сумерки оболочку субстратостата вынесли на летное поле. Началось наполнение. Постепенно материя принимала форму незаконченного шара. Подвели и подвесили открытую корзину, загрузили ее приборами, балластом, кислородными аппаратами. Начальник старта тов.
Гараканидзе предложил пилотал занять места.
Первым в корзину влез командир субстратостата стратонавт
К. Я. Зилле. За ним — молодой пилот
Агафонов и астроном, ученый секретарь астрономического института им. Штернберга, тов.
Н. Ф. Флоря. Все—в зимних летных комбинезонах, с парашютами за плечам.
Зилле делился своими предположениями:
— Черев 10 минут после старта я рассчитываю уже увидеть луну. Думаю, что облака сумею пройти за 7-8 минут. Понаблюдаем столько, сколько требуется, и тихонечко опустимся. Посадку попробуем сделать ночью. Если все будет благоприятно, то подымемся до высоты 7-8 километров.
Сильный ветер кидает аэростат (объёмом в 2.200 кубометров) из стороны в сторону. Спешно заканчиваются последние приготовления, раздается привычная команда «Дай свободу», и воздушный шар плавно взмывает вверх, в ночное небо.
— В полете! — кричит тов.
Прокофьев.
— Есть в полете! — спокойно и традиционно отвечает
Зилле. И субстратостат, уносимый ветром, быстро скрывается в темноте в северо-восточном направлении.
• • •
Перед отлетом в беседе с сотрудником «Правды» ученый секретарь астрономического института им. Штернберга тов.
Н. Ф. Флоря сообщил:
— До сих лор мы очень часто оказывались в нелепом и даже обидном положении. Астрономические события происходят, мы это знаем, но видеть и наблюдать не можем, так как все наши наблюдения обычно производились с земли, а когда небо покрыто облаками, то, естественно, что производить исследования обычным путем бесполезно. В прошлом году облачный фронт был прорван. По инициативе редакции «Правды» во время лунного затмения были проведены астрономические наблюдения с самолета.
Воздушного наблюдения за лунным затмением, а тем более с аэростата, до сих пор нигде не проводилось. Непосредственной целью нашего полета является изучение зависимости между яркостью и окраской лунного диска и освещением и состоянием земной атмосферы. Я буду вести также непосредственное изучение всех фаз затмения, попытаюсь определить коэффициент прозрачности атмосферы и, если удастся, предполагаю набросать вехи методики астрономических наблюдений производимых из высоких слоев атмосферы. Такие наблюдения нам будут нужны не только при затмениях всякого рода, но и для изучения проблемы космических лучей, исследования солнечной короны.
В полет я беру с собой элементарные приборы и, кроме того, особый аппарат своей конструкции (так называемы! интегральный фотометр) для определения общей яркости луны.
Мы ждем от этого полета очень многого, лечу я с огромным удовольствием (до сих пор мне летать не приходилось). У нас в институте произошел даже спор из-за того, кому лететь сегодня.
В ЛЕНИНГРАДЕ, ХАРЬКОВЕ, СИМЕИЗЕ И ТАШКЕНТЕ НАБЛЮДЕНИЯ НЕ УДАЛИСЬ
ЛЕНИНГРАД. 8 января. (Корр. «Правды»). С утра серые облака нависли над городом. Стало очевидно, что наблюдать лунное затмение с земли не удается.
В 14 часов 25 минут из Ленинградского авиогорода в пробный полет вылетел двухместный самолет «П-5». На борту его находились пилот тов.
Дроздов и вооруженный научными приборами астроном Пулковской обсерватории
Д. И. Еропкин. Лишь на высоте 4.500 метров самолет прорвался сквозь облака.
За время полета самолет отнесло в район Шлиссельбурга.
После короткого отдыха и дополнительной проверки оборудования, в 19 часов 30 минут, самолет вновь исчез в облаках.
Через 15—20 минут он достиг высоты около 2.500 метров. Однако началось обледенение машины, и дальнейший подъем стал невозможным.
В 20 час. 15 мин. самолет вернулся на аэродром.
• • •
Вчера вечером редакция «Правды» связалась по телефону и по прямому проводу с обсерваториями Харькова, Симеиза (Крым) и Ташкента.
Из Харькова сообщили, что большая облачность не позволила там наблюдать с земли затмение луны. Профессор Харьковской обсерватории
Барабашов и научный сотрудник
Семейкин, предполагавшие подняться на самолете над облаками, чтобы наблюдать затмение, вынуждены были отказаться от этого вследствие угрозы обледенения самолета.
Густые тучи, затянувшие небо над крымским побережьем Черного моря, не дали возможности научным сотрудникам Симеизской обсерватории произвести наблюдения.
Ташкентская обсерватория предполагала провести работы по фотометрии луны и наблюдать покрытие звезд. Как сообщал ученый секретарь обсерватории тов. Козлов, в первой половине затмения было ясно, а потом появились облака, помещавшие наблюдениям.
Правда, 1936, №10НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛУННЫМ ЗАТМЕНИЕМ С ВЫСОТЫ 6.500 МЕТРОВ
БАЛАХНА, 9 января. (Корр. «Правды»). Сегодня, в 3 часа 15 мин. ночи, в 6 километрах севернее Балахны приземлился субстратостат, с которого производились наблюдения затмения луны. (См. номер «Правды» от 9 января). В гондоле субстратостата находились стратонавт тов. Зилле, помощник пилота тов. Агафонов и старший научный сотрудник Московского астрономического института тов.
Флоря.
В беседе с нашим корреспондентом командир субстратостата тов. Зилле рассказал следующее:
— Из Москвы мы вылетели вечером 8 января. Нас предупреждали, что полет будет очень тяжелым и что толщина облаков достигает 3. 000 метров, а поэтому возможно обледенение оболочки. Однако мы решили лететь, чтобы дать, возможность советскому астроному наблюдать затмение луны.
Отстартовав, мы пошли со скоростью 3—4 метра в секунду. На высоте 300 метров субстратостат вошел и облака, и скорость подъема сразу замедлилась. Пришлось выбросить первые 60 килограммов балласта. На высоте около 1.000 метров мы вышли из первого слоя облаков. Но через 2 минуты попали во второй. Лишь, на высоте более 5.000 метров мы, наконец, расстались с облаками. Выбросив еще 120 килограммов балласта, мы поднялись до 6.000 метров. Оболочка приняла шарообразную форму.
Научный сотрудник тов. Флоря летел первый раз. Он начал пользоваться кислородным прибором на высоте 4. 000 метров. Температура воздуха была 37 градусов ниже нуля.
Вся намеченная программа научных наблюдений выполнена целиком. Наблюдения на высоте 6.500 метров продолжались до полного окончания затмения.
В 23 часа мы начали медленно снижаться. Учитывая опасность обледенения, мы опускались со скоростью не больше 1 метра в секунду. Опустившись до высоты 300 метров, еще не различали землю, так как она была закрыта густым туманом. Наконец, когда он рассеялся, мы заметили подходящее поле. Это было, как потом оказалось, поле колхоза "Госрэс". Там мы и совершим благополучное приземление. Вскоре явились колхозники, оказавшие нам деятельную помощь и теплый прием.
Должен отметить, что впервые мне пришлось летать в таких неблагоприятных метеорологических условиях.
• • •
Научный сотрудник Московского астрономического института тов.
Флоря сообщил:
— Мне было поручено при помощи специального прибора — интегрального фотометра — произвести измерение общего излучения луны в различных фазах затмения. Это важно для изучения верхних слоев атмосферы. Кроме того, надо было определить прозрачность воздуха на различной высоте и произвести оценку качества изображений. Наконец, наш полет должен был подтвердить практическую пригодность субстратостата для подобных наблюдений.
Лишь после того, как субстратостат пробил три слоя облаков и поднялся на высоту более 6.000 метров, мы увидели звезды, и я занялся научными работами. На этой высоте стратостат находился около 3 часов.
Вся намеченная программа наблюдений выполнена целиком. Нами получены ценные научные материалы, обработка которых будет произведена в Москве. Наш полет показал, что субстратостат благодаря своей устойчивости в воздухе гораздо более пригоден для точных астрономических наблюдений, нежели самолет.
Тт.
Зилле и
Агафонов прекрасно совершили приземление. Все приборы оказались в полном порядке.
По предварительным расчетам, мы предполагали опуститься в 170 километрах от Москвы, но ветер унес нас на 400 километров.
Б. Аристов.