Базы ГУСМП: Захарково

Авиация заполярья - авиабазы, авиаотряды, аэропорты и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 04:29

Москва, аэродром использующийся ПА ГУСМП в Захарково.
База Московской Авиагруппы Особого Назначения (МАГОН).





Рассказ о Захарково в послесловии А. Почтарева к книге В.М. Перова "От Арктики до Антарктики"
Относится к нему нужно очень осторожно, текст послесловия Почтарева изобилует ошибками.

... Уже с 10 октября приказом командующего Полярной авиацией М. Шевелева он (В.М. Перов) утверждается в новой должности и приступает к самостоятельным полетам с подмосковного аэродрома Захарково у одноименной деревни. В то время этот аэродром находился в городе Тушино, относившемся к Московской области, и именно на нем базировалась известная МАГОН, в начале 1960 года преобразованная в 247-й летный авиаотряд (ЛАО) Управления полярной авиацией.

Нынешнему поколению читателей, и главным образом москвичам, небезынтересно будет узнать, что аэродром Захарково располагался в районе станции метро «Сходненская», где ныне проходит улица Аэродромная. Он принадлежал Минавиапрому, а конкретно тушинскому машиностроительному заводу. Завод этот был построен перед войной как авиационный и, несмотря на всякие разные перепрофилирования, до последнего времени не изменял главной теме (помните пилотируемый космический челнок «Буран»?).

Но «Захарково» был и уникальным аэродромом. Ведь на нем долгие годы базировалась знаменитая на весь мир отечественная полярная авиация. Более того, здесь было единственное в Москве место, где гидросамолеты не только могли приводняться, но и выползать на сушу. Гидроспуск — специальный, бетонный пандус, плавно уходивший в воды Химкинского водохранилища, был аэродромной изюминкой (за заброшенной сегодня спортивной гостиницей по ул. Досфлота, 10).

Как рассказывает Виктор Перов, летающие лодки — а это были, главным образом, бывшие американские «Каталины» (PBY-6A) — подруливали к гидроспуску, и там механики, облаченные в гидрокостюмы, устанавливали колесные шасси. После чего самолет вытаскивали на сушу.

Многие москвичи, любившие тогда отдыхать на водохранилище, помнят, как катера МАГОНа перед взлетом и посадкой гидросамолетов разгоняли с «трассы» гребные лодки и лихих пловцов. В 40-50-е годы гидросамолеты — «полярники» практически все базировались в столице, улетая на север весной и возвращаясь осенью.

Тут же проходили и тренировочные полеты. Конец же послевоенной Московской гидроавиации положил несчастный случай: один из летчиков, пришедший в УПА из военно-морской авиации, очень жестко приводнил самолет. Машину подбросило на несколько метров так, что второй удар о воду она не выдержала, погиб радист Александр Абрамчук, а на поверхности водохранилища остались лишь расплывшиеся бензин и масло.

После этой катастрофы Моссовет запретил полеты гидросамолетов с Химкинского водохранилища. Полярные летчики объехали все окрестные водоемы, но что-то мало-мальски пригодное отыскалось лишь в Угличе.

Однако переезд на Волгу так и не состоялся. Последние гидросамолеты доделывали в Игарке и Крестах Колымских (сейчас поселок Черский). Но после того как в 1957 году у мыса Каменный в полете загорелась лодка Бе-6 и в катастрофе погиб весь экипаж, на полярной гидроавиации был поставлен крест.

В Захарково готовились и первые советские арктические экспедиции. Аэродром был грунтовый, а короткая — метров 600 — взлетно-посадочная полоса была выложена шестиугольными бетонными плитами (возможно, их и сейчас можно отыскать где-нибудь в Тушине).

В свое время здесь на стоянках размещались «транспортники» Ли-2 (лицензионные американские «Дугласы»), ленд-лизовские американские Си-47, лодки «Консолидейтеры», «Каталины», двухмоторные чешские «Зибели», четырехмоторный немецкий «Кондор» (Ш-200), огромный английский «Шот-Стирлинг», позже — Ил-12 и Ил-14. Штаб МАГОНа располагался в двухэтажном здании, чудом сохранившемся в наши дни.

В последнее время здесь был Центр аэронавигационной информации, ранее принадлежавший Аэрофлоту и ставший самостоятельным предприятием.

Как уже отмечалось, будучи грунтовым, в межсезонье аэродром Захарково раскисал, и самолеты перебазировались на аэродром Военно-Морских Сил в Измайлове (ныне почти все улицы Парковые находятся на местах его стоянок и рулежек). Поскольку штаб МАГОНа оставался в Тушине, то сообщение с полярниками осуществлялось при помощи маленького По-2.

Путь был простое: взлетали — и прямиком к железнодорожному мосту Октябрьской дороги (тому, что через канал), от него по «железке» в сторону центра до окружной железной дороги, налево, и кольцевая железная дорога приводила прямо к строящемуся (но так и недостроенному) стадиону. За стадионом и лежал аэродром.

[ Послесловие А. Почтарева в книге: В.М. Перов «От Арктики до Антарктики»., М., 2003 ]


Изображение
«Аэродром Захарково в Москве. Ремонт самолетов УПА ГУСМП. 1947год» на Яндекс.Фотках

Фотография из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Alexander Belov » 16 Июнь 2008 13:51

Изображение

Пе-8 (Н-566?) на аэродроме Захарково. Фото из книги Перова. Кстати, где-то была фотография сохранившегося до настоящего времени ангара аэродрома, поищу в архивах.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Александр Андреев » 16 Июнь 2008 14:52

Разместил на polarmuseum "ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ ПРИ СНК СССР"
от 22 июня. То есть периода максимального расцвета. Описана структура ГУСМП.

http://www.polarmuseum.ru/bibl/docs/gusmp36/gusmp36.htm
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 18:22

От дружественных авиаторов, вернее "авиатора" rata16 ( http://www.bellabs.ru/Fotab/ ; http://rata16.ya.ru/posts.xml?tag=23938 ) поступило предложение для москвичей: сорганизоватся для похода/поездки в Захарково.

Кто как на это смотрит?
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Alexander Belov » 16 Июнь 2008 19:59

Увы, там сейчас мало что можно найти, но я - ЗА!

Вопрос только во времени. КОГДА и КАК?

P.S. Контакты? Явки? Пароли? Частоты и время связи?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июнь 2008 20:48

Alexander Belov пишет:Увы, там сейчас мало что можно найти, но я - ЗА!
Вопрос только во времени. КОГДА и КАК?
P.S. Контакты? Явки? Пароли? Частоты и время связи?

Видимо в процессе определения :)
Оргвопросы будут размещены здесь.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Июнь 2008 16:02

Alexander Belov пишет:[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080616/16/16cc55e3f424a14acf.jpg[/url]

Пе-8 (Н-566?) на аэродроме Захарково. Фото из книги Перова. Кстати, где-то была фотография сохранившегося до настоящего времени ангара аэродрома, поищу в архивах.

Это Пе-8 Н-562, вылет экспедиции "Север-6" 25 марта 1954 года. [ «В центре Арктики», "Правда", Москва 1955 ]

Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Июнь 2008 16:25

Полярная почта: телеграмма "Молодежная (13 САЭ) — Захарково"

Прислал: Rata16 ( http://rata16.ya.ru/posts.xml?tag=23938 )

комментарии от владельца: Моя бабка была главбухом в Полярной авиации. Это прислали ей, как говорится - помни всегда и везде о том, кто выписывает зарплату.
Бабуля умерла 10 лет назад. Работа она в полярной авиации после войны и до 70 года (если не ошибаюсь). К сожелению фото с самолетами нет...


Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Апрель 2009 17:26

http://www.forumavia.ru/forum/1/4/9082847856558198290531224679514_1.shtml?topiccount=1
ИЛ-18Д:

В 1931 г на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолетов- амфибий. Особенностью самолетов, использовавшихся в полярной авиации являлось «многоликое» шасси на твердой земле это - колеса, зимой -широкие лыжи, на воде это - лодки, которые на суше заменялись на колеса или лыжи. Гидроспуск - бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище. Многие жители деревни Захарково работали на этом аэродроме.
В 1937 г в Захаркове был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые машины.
Летчики полярной авиации пользовались особым почетом и уважением в стране, так как их работа была связана не только с романтикой первооткрывателей но и с постоянным риском. Поэтому для их отдыха недалеко от Москвы был построен дачный поселок Опалиха, а усадьба Братцево стала домом отдыха «Главсевмоспути».

Cюда, в Захарково прибывали грузовики и автобусы, груженные оборудованием, снаряжением и продуктами для полярных экспедиций. Именно сюда, «домой в родное Захарково» возвращались после выполнения очередного ответственного задания экипажи самолетов, счастливые от сознания выполненного долга. Возвращались, ориентируясь на позывные радиомаяка, сначала - в Опалихе а затем при снижении - Захарковского радиомаяка. «Особенно трудно было» - вспоминают летчики возвращаться на аэродром в годы войны. Берега Химкинского водохранилища были закамуфлированы плотами с искусственной растительностью. Усталые после выполнения боевых операций, часто в сплошной облачности мы должны были «нащупать» коридор-«вход» в Москву, а эти воздушные коридоры периодически менялись. Рассчитывали мы только на средства радиотехнического самолетовождения и «пролезали» через аэростатное заграждение на свой аэродром Сложность маневра такого слепого полета в этих узких «коридорах» доставляла нам не меньше напряжения , чем полеты над вражеской территорией. Ведь, если самолет попадал в стальную сеть аэростатов безжалостная сталь их тросов разрезала самолет пополам».

В июле 1934 г Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего поселка Тушино, в состав которого вошел и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г - городом областного подчинения. В 1960 г Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 г полеты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень Но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево. От Захарковского аэродрома сохранился ангар и небольшое двухэтажное здание на Химкинском бульваре, остатки радиомаяка на Аэродромной улице, в названии которой осталось память об аэродроме.
С начала 60-х г г территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолет резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная» (12).
Живут у нас в районе и полярники, летавшие с Захарковского аэродрома и люди обслуживающие его. Стоит на улице Туристская дом № 31/1 построенный для полярников.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Семейный архив Никитиных: Захарково

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2009 23:51

Владимир Порохов щедро поделился снимками из семейного архива.

:": Захарково конца 30-х, начала 40-х годов.
С берега и не узнать вовсе. Кольца швартовочные пока на месте. Намертво сделаны.
Знаю точно, что это похоже на испытания МБР-2 на водохранилище, или ее доводку на рембазе ГУСМП, возможно на а/з 82 (тогда 81).


 Zaharkovo_01.jpg
 Zaharkovo_04.jpg
 Zaharkovo_06.jpg
 Zaharkovo_02.jpg
 Zaharkovo_03.jpg
 Zaharkovo_07.jpg


 Zaharkovo_11.jpg
 Zaharkovo_10.jpg
 Zaharkovo_14.jpg
 Zaharkovo_17.jpg
 Zaharkovo_15.jpg


 Zaharkovo_05.jpg
 Zaharkovo_08.jpg
 Zaharkovo_09_1940.jpg
 Zaharkovo_12.jpg
 Zaharkovo_13.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение Dobrolet » 02 Сентябрь 2009 02:04

В январе 1937 НКПС выдало Таганрогском узаводу заказ на пять МП-1бис с АМ-34 с герметизированным люком для аэрофотосъемки за вторым реданом. В Августе 1932 перегон Таганрог-Ростов-Сталинград-Саратов-Челябинск-Омск-Новосибирск-Красноярск-Братск-Иркутск-Нижнеангарск. В сентябре получили бортовые знаки от Ж-2 до Ж-6. (С.Богатко "Особая группа НКВД")

Самолет приписан к Бамстройпроекту НКВД. Обозначение СССР-Ж (Железнодорожный). Летал в Восточной сибири и на Дальнем востоке.
Интересно как его занесло в Захарково. Видимо на ремонт на завод №81.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение vvp » 05 Сентябрь 2009 21:29

Уважаемый Добролет! Дед часто летал на БАМ , это его самолет. Сразу после начала войны, экипажи Дальстроя перебежками, без еды и топлива , как могли возвращались в Захарково. Встретились все на а/д Кратово. 412 АПАДД , сформированный из московских испытателей ГВФ. У меня есть фото. Пишите в личку пожалуйста!
vvp
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 Январь 2009 21:46

Re: Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение vvp » 05 Сентябрь 2009 22:50

Полтора месяца тому назад, ангар который в интернетете все так смачно описывали- снесли. Ул. Свободы д.61.
Здание УПА ГУСМП очень обихожено, сейчас занимает ЦАИ ГА РФ. Центр аэронавигационной информации. Очень здорово отремонтировано, с фасада- точно. На причале два намертво вставленных швартовочных кольца. Их ничем никогда не выдрать. Ржавеют от скуки. На месте подъема теперь парк. Гостиница "Трудовые резервы" теперь полузгоревшие руины. Вокруг таунхаусы , пенсионеры гуляют. А на месте аэродрома ГУСМП - Тушино. До универсама по ул. Свободы - Южное, после - Северное.
vvp
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 Январь 2009 21:46

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Октябрь 2009 23:29

http://forum.evvaul.com/index.php?topic ... 114057#new
 Захарково сегодня.jpg
Володя Порохов присылал фото современного Захарково. Комментарий был таков:
"как сейчас выглядит Захарковская бухта!
Там вроде и муэей, но никогда не видел, что кто-то туда ходит.
Но к месту спуска гидропланов это место отношения почти не имеет. Это торец Захарковской ВПП. Гидропорт южнее на 400 метров примерное."
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Базы ГУСМП: Захарково

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Ноябрь 2009 12:27

Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»

... Судьба свела меня с Барановым в январе 1963-го. Тогда единый мощный 247-й летный отряд Полярной авиации, который базировался в аэропорту Шереметьево, разделили на два. К нам начали поступать новые тяжелые самолеты Ан-12, Ил-18, объем транспортных и пассажирских перевозок рос не по дням, а по часам — Арктика осваивалась все интенсивнее. В то же время никто не снимал с нашего отряда обязанностей вести ледовую разведку, обслуживать Северный морской путь, высокоширотные экспедиции — объем этих работ тоже рос из года в год.
Вот и решили «отпочковать» от 247-го новый (254-й) летный отряд — с местом базирования в березовой роще на краю аэродрома, со своими экипажами, самолетами и т.д., и возложить на него все штучные виды авиационных работ в высоких широтах. Это решение продиктовала сама жизнь.
Дело в том, что Полярная авиация волею судеб вынуждена выполнять и транспортные работы по обеспечению всем необходимым приисков, рудников, поселков, пушных факторий, рыболовецких артелей, полярных станций на островах, в общем, всего населения Арктики. А поскольку жизнь бурно развивалась, потоки пассажиров и грузов росли, пришлось вводить в расписание регулярные рейсы: 803 (Москва — Певек), 805 (Москва — Хатанга), 807 (Москва — Тикси). Их выполняли на самолетах Ил-14. К удивлению всего личного состава гражданской авиации, несмотря на очень жесткие погодные условия, экипажи «Полярки» считали своим долгом приводить машины в пункты назначения с точностью до минуты, причем на трассах, где полеты длились по несколько суток. Такой вот был своеобразный «кодекс чести», которому мы следовали.
Когда появились Ил-18, они взяли на себя большую долю этой работы, оставив Ил-14 полеты на малые аэродромы, в отдаленные районы, где отсутствовали взлетно-посадочные полосы для тяжелых машин, да и пассажиров-то для них не набиралось.
В самые же дальние точки летали Ан-2: зимой — на лыжах, летом — на поплавках... Вот так работала отлаженная, сложнейшая система, в которой действовали сотни самолетов, множество аэродромов, тысячи людей, «прикрывавших» собой, своим трудом Арктику. К началу 60-х годов объем работ, их диапазон расширились настолько, что одному 247-му отряду, базировавшемуся в Шереметьеве, справиться с ними становилось все труднее. Тогда 247-му отряду оставили транспортные полеты, а новому, 254-му, так называемому экспедиционному, передали авиаобеспечение высокоширотных экспедиций, все виды ледовых разведок, проводку судов по Северному морскому пути, обслуживание антарктических экспедиций и т.д.Старым полярным летчикам, к числу которых принадлежал и Баранов, сразу предложили перейти в 254-й отряд. По возрасту они уже не могли надеяться на переучивание на новые тяжелые самолеты, да и тот опыт, которым они обладали, в полной мере мог пригодиться именно в этом отряде. Нам же, молодым пилотам, дали право выбора. Откровенно говоря, причин отказаться от перехода в экспедиционный отряд у нас было более чем достаточно. Работа в отрыве от дома, от семей, жизнь месяцами в холоде, в непростых бытовых условиях, тяжелые изматывающие полеты — все это нам уже было хорошо знакомо. Поэтому многие наши «коллеги» из ВВС остались в 247-м отряде, но большинство выпускников Балашовского училища все же предпочли работать в экспедиционном.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Авиабаза



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения