Страница 1 из 2

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 01 Январь 2015 18:41
Адольф Милованов
Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации
(в разные годы своей деятельности, конечно, не все)
1. Москва (Захарково) - принадлежал МАП. Гидро на Химкинском вдхр. и сухопутный. Действовал до 1962г.
2. Сотниково, Моск. обл. (с 1.1.1948г. по 1.1.1952г - из ВС СССР)
3. Череповец - в 1950г. а/п 4 кл, в 1952г. - 2кл, 1200х40 (в Моск. АГ), в 1960г. передан Северному ТУ ГВФ.
4. Архангельск - в 1938г. авиабаза УПА ГУСМП, в 1960г. передан Северному ТУ ГВФ.
5. Амдерма - в 1943г. значится за Московской АГ., в 1970г. передан Северному УГА.
6. Усть-Кары - Пр.734 по ГУСМП от 9.5.1939г. «Об организации авиабазы «Усть-Кара», в 1970г. передан Северному УГА.
7. Воркута - в 1942г. авиабаза Игарской АГ, в конце 1952г. передан в ГУ ГВФ.
8. Мыс Каменный - в 1947г авиабаза МАГОН, в 1970г. АЭ объединённую с а/п передали Тюменьскому УГА.
9. Татибеяга - в 1950г. а/п 3 кл. Московской АГ. (в разных источниках пишется по разному, в т.ч. Татиби-Яга, Тадибияха). В 1959г был в непосредственном подчинении УПА.
10. Усть-Таймыр - Пр. 636 по ГУСМП от 27.4.39г. «Об организации авиабазы «Устье Таймыр». В 1960г а/п закрыт.
11. Мыс Стерлигова - как авиабаза упоминается в 1936 (в связи с полётом Чкалова), в 1946г ликвидирована.
12. Мыс Челюскин - авиабаза с 1933г., в 1970г а/п Челюскин передан Красноярскому УГА.
13. Мыс Желания - упоминается в 1934г. В 1943г. усовершенствуется естественная сух. площадка. В 1950 - а/п 4кл. В 1952г подчинялся МАГОН. В 1959г. - в составе базового а/п Диксон в непосредственном подчинении УПА.
14. Эклипс - упоминается в 1949г. как а/п 3кл. 900х60, естеств. покрытия, МАГОН. В 1959г. - в составе базового а/п Диксон в непосредственном подчинении УПА.
15. Тюмень - гидро и сухопутный аэродром (гидро-Андеевское озеро к ЮВ от г. Тюмень в 25км, сухопутный – в 3-х км ЮЗ от гор. базов. АГ. В 1934г. упоминается в связи с принятием УВС от Аэрофлота новой авиалинии: Тюмень-Обдорск (Салехард). В соответствие с Постановлением СНК от 29.8.1938г. в отчётном году из системы УПА выбыли следующие организации: ... 2. Обская Авиалиния - постоянное местопребывание г. Тюмень. (в ГВФ)
16. Тобольск – гидро и сухопутный аэродром Обской авиалинии УВС. В 1938г. Обская АЛ УПА передана в ГВФ.
17. Самарово - аэропорт (летом гидро, зимой сухопутный) Обской АЛ УПА, переданный в 1938г. в ГВФ.
18. Берёзово - упом. в 1934г. как гидро а/п (зимой сухопутный) Обской АЛ УВС, передан в 1938г. в ГВФ.
19. Обдорск (Салехард) - гидро а/п (зимой сухопутный) Обской (Обдорской) АЛ УВС, передан в 1938г. в ГВФ.
20. Сургут - гидро а/п (зимой сухопутный) Обской АЛ, передан в 1938г. в ГВФ.
21. Нагурская - посадочная площадка (авиабаза) МАГОН УПА с 1952г. В 1955г - а/п 1 кл. В 1970г. передан Северному УГА.
22. Бухта Тихая (ЗФИ) - с осени 1933г. находились с-ты Ш-2 Н-20 и У-2 Н-18; пилот Кошелев М.А. и б/м Плосконосов. В 1960г. п/ст закрылась, видимо и авиабаза тоже.
23. Мыс Молотова (Мыс Арктический) - а/п открыт в 1953г. Пр. ГУСМП №14. 16.3.1960г. О ... и о восстановлении п/ст на м. Арктическом.
24. Остров Средний - в 1955г. а/п 2кл. В 1959г. в составе базового а/п Диксон в непосредственном подчинении УПА. В 1970г. а/п Средний (кл. Е) – АН-2 зимой и летом, а для ЛИ-2 и ИЛ-14 только зимой на ВПП 1100х100 и КПБ по 250м. передан Красноярскому УГА.
25. Красноярск – упоминается в 1932г. Центральная база УВС ГУСМП. В 1934г в составе Енисейской АГ Красноярск-центр. Г/аэропорт на Енисее и отдельный сухопутный аэродром на правом берегу Енисея;
26. Красноярск – сухопутный аэродром;
27. Тура – гидропорт в 1938г. в составе Енисейской АГ УПА - передана в ГВФ в конце 1945г.
28. Енисейск – авиабаза, гидропорт и сух. аэродром упоминается с 1933-34гг. до конца 1945г, когда Енисейская АГ УПА была передана в ГВФ
29. Байкит – гидропорт в составе Енисейской АГ УПА упоминается в 1938г
30. Подкаменная Тунгуска – гидропорт Енисейской АГ УПА упоминается в 1938г, 1942-43гг.
31. Мотыгино - а/п Енисейской АГ УПА, пункт обязательной заправки, упоминается в 1938г, 1943г.
32. Верхне-Имбатское – гидропорт, авиабаза Енисейской АГ УПА, упоминается в 1934г, 1943г.
33. Богучаны - а/п Енисейской АГ УПА, упоминается в 1938г, 1943г.
34. Туруханск – гидропорт, авиабаза Енисейской АЛ УВС упоминается с 1933г. В 1943г. а/п Енисейской АГ.
35. Кежма – гидропорт Енисейской АГ УПА, упоминается в 1938г-1943гг.
36. Кочумдек - упоминается в 1938 и 1943гг как а/п Енисейской АГ УПА.
37. Соврудник - упоминается как сухопутный аэродром Енисейской АГ в 1934, 38, 43гг.
38. Остров Диксон - упоминается в 1933г (с-т Н-5), в 1934г. - Районная база, мастерские 3 класса – 1 ангар. В 1938г по проекту - а/п 1 кл (к 1940-41г). В 1941г передали из Игарской в Московскую АГ. В 1944г при помощи воинской части построен сух. аэродром. В 1958г. готов к приёму Ил-18 и Ан-12. В 1970г. передан Красноярскому УГА.
39. Игарка - упоминается в 1932г как авиалиния Красноярск-Игарка. В 1938г - база Игарского АТО УПА. (в начале 1960г. передана Красноярскому ТУ ГВФ)
40. Дудинка - Упоминается с 1934г как авиабаза Енисейской АГ УПА. В 1951г. - а/п 1кл с радиоцентром (весной заливает). (в начале 1960г. передан Красноярскому ТУ ГВФ)
41. Усть-Порт - в 1939г авиабаза, гидропорт Игарской АГ УПА, в 1950г а/п 4кл без р/ст. (зимний 1100х150)
42. Сопочная Карга - в 1943-49гг аэропорт Игарской АГ УПА. (радиообъект построен в 1938-39г)
43. Халме(а)рседе - в 1943г входит в число 15 аэропортов Игарской АГ УПА.
44. Кресты Таймырские - с 15 июня 1941г. переименовали а/п Игарской АГ "Кресты" в "Кресты Таймырские". Имеет гидроаэропорт и при спаде воды на косе - сухопутный. В 1950г. а/п 3 кл.-13 чел. В 52-55гг + ледовый 1500х100.
45. Караул - в 1945г. в составе Игарской АГ УПА. В 1950г. а/п 4кл-5 чел. В начале 1960г. передан Красноярскому ТУ ГВФ в составе Хатангского ОАО.
46. Усть-Тарея - в 1952г а/п 3 кл; в 1959г в составе базового а/п Диксон в непосредственном подчинении УПА; в 1970г.(кл. Д) – АН-2, ЛИ-2, ИЛ-14 зимой и летом; передан Красноярскому УГА.
47. Рыбак - в 1952-53гг посадочная площадка Игарской АГ, нач. а/п Васильев.
48. Волочанка - указан в отчёте Игарской АГ за 1942г, гидроаэропорт 3 кл. + сухопутный, с р/ст, построенной в 1938-39гг. В 1952г. а/п 2 кл. Зимний аэр. 1800х150, акватория 2000х200. Нач а\п Турусов; В 1959г в составе Хатангского ОАО. В начале 1960г. передан Красноярскому ТУ ГВФ
49. Хатанга - в 1942-43гг. посадочная площадка Игарской АГ, с 1948 строительство расширенного проекта, в 1950г а/п 1 кл. В 1958г. готов к приёму Ил-18 и Ан-12. В 1970г передан Красноярскому УГА.
50. Мыс Косистый - в 1942г указана как авиабаза Игарской АГ УПА. Гидроаэропорт и сухопутный. В 1970г. передан Красноярскому УГА.
51. Усть-Оленёк - упоминается в 1935г. В 1939г - авиабаза ЛенскойАГ, с 1941г-Игарской АГ, в 1944г - в Чукотскую АГ, в 1945г. - в Московскую АГ УПА. В 1950х обзывается как Оленёкская культбаза или Оленёк.
52. Таймылыр - в 1947г. гидроаэропорт 3 кл Московской АГ. В 1949г-Игарской АГ. В 1950г а/п 2 кл с р/ст. 1952г - грунтовая ВПП. В 1959г. (37чел) в составе базового а/п Тикси подчиняется УПА. В 1967г - переквалификация а/портов ПУГА - стал не классифицированным АП МВЛ. В 1970г. - (кл. Е) – АН-2 зим и лет, ЛИ-2 и ИЛ-14 зимой 1100х100 и по 250м КПБ, передан Якутскому УГА.
53. Тикси - гидро и сухопутный. Первый полёт в 1929г. (Кальвица), потом в 1933 (Н-7 и Н-8), в 1934г.- Районная база УВС, мастерские 3 класса – 1 ангар. ... В 1970г передан в Якутское УГА. (по Тикси см. отдельную стр. на сайте)
54. Булун - с 1934г промежуточный гидропорт Ленской АГ ГУСМП. В 1940г а/п 2кл. Ленской АГ потом Якутской. В апреле 1970 ПУГА приняло его (а/п 5кл) от ЯУГА и подчинило Тиксинской ОАЭ, а на 1 октября снова передало ЯУГА.
55. Борогон - в 1970г. посадочная площадка в составе Тиксинской ОАЭ (с ночным стартом).
56. Сангар-Хая - в 1934г гидропорт Ленской, с 1938г Якутской АГ УПА.
57. Джард-Жан(Джарджан) - упоминается в 1936г - вахту нёс МП6 Н-31 в связи с полётом Чкалова. В 1939-41г - а/п Якутской АГ УПА.
58. Жиганск - упоминается в 1933г в связи с полётом Леваневского на Н-8. В 1934г- а/п Ленской АГ. Летом 1939 построен сух аэродром. В 1939-41г - а/п Якутской АГ УПА.
59. Котельный (Темп) - (гидро, а потом и сухопутный) в 1939г составлено проектное задание на авиабазу. В 1943г. входит в число 15 а/п Игарской АГ УПА. В 1946г. - авиабаза с пеленгатором и р/маяком. С 1.1.1948г а/п 2 (3) кл передан из Московской в Чукотскую АГ. В 1952г. - Песочно-галечный, годен для посадок ИЛ-12, ЛИ-2. Нач. а/п Седов. С 1.1.1956г подчинятся базовому а/п Тикси. В 1960г с переходом в ГВФ новая классификация а/п - 5 кл. В 1970г (кл. Е) – АН-2 зимой и летом, а для ЛИ-2 только зимой 1100х100 и по 250м КПБ, передан Якутскому УГА.
60. Усть-Янск - в 1940г. а/п 3кл Ленской АГ, в 1941 - Игарской. С 1.1.1944г. в Чукотской АГ. Летом гидроаэропорт, зимой 1200х60 на льду ; с гидрометеостанцией и р/ст. В 1955г. подчиняется нач. базового а/п Тикси. Пр. Р-81. 15.5.1957г. О закрытии а/п Усть-Янск. (Моросанов)
61. Русское Устье (у. реки Индигирки) - первым в 1929г. приводнился Кальвица. До образования авиабазы в Чокурдахе в 1939-40гг была авиабаза в Русском Устье с р/ст и метеостанцией. Подчинялась сначала МАГОН, затем Ленской АГ.
62. Чокурдах - в 1939г МАГОН организует авиабазу. В 1940г передана в Ленскую АГ. На 1.1.1941г а/п передан в Чукотскую АГ. ... В 1970г передан в Якутское УГА. (о Чокурдахе отдельный материал на этом сайте)
63. Ожогино - в отчёте Чукотской АГ за 1945г. указана там р/ст и 3 чел.; за 1946г в разделе а/п и а/базы - 3 чел.; в 1954г выполнялись рейсы по МВЛ из Чокурдаха (175км). Фактически находился в пос. Полоусный и подчинялся Дальстрою. В 1960-х годах, когда я, работая для экспедиции, там садился, то он был совсем заброшен с остатками колючей проволоки и прочей неприглядностью...
64. Дружина - в 1940г а/п 3 кл. в составе Чукотского авиаотряда УПА. В 1945г. туда выполнялись рейсы Чукотской АГ, чаще из Чокурдаха.
65. Зырянка - до 1939г сообщение между п. по Колыме было в руках Дальстроя. С 1.1.1940г а/п подчиняется временно МАГОН, в том же году - а/п 2 кл. в Чукотском АО. СМ СССР Постановлением от 26.11.51г. №4865-2090сс обязал Главсевморпути: ... б) произвести работы по изысканиям и проекту а/п для МВД СССР в пунктах: Магадан, Эгвекинот(Залив Креста), Батыгай и Зырянка. …
66. Кресты Колымские (Нижние Кресты, Черский) - с 1.1.1940г. а/п подчиняется временно МАГОН, в том же году - а/п 2 кл. в Чукотском АО. ... В 1970г. передан в Якутское УГА. (есть отдельный материал на этом сайте).
67. Андрюшкино - гидро и сухопутный. В 1950г а/п МВЛ Чукотской АГ УПА. В 1970г посадочная площадка в составе Нижне-Колымского ОАО передана Якутскому УГА. Имелся ночной старт, командная р/ст, метеоролог. Принимались вертолёты и самолёты Ан-2, Ли-2, Ил-14.
68. Колымская - в 1940-х годах летали самолёты на лыжах. В 1964г аэродром МВЛ с ночным стартом в составе НК ОАО ПУГА. В 1970г. - передана Якутскому УГА.
69. Анюйск - в 1964г. гидро и сух. аэродром МВЛ с ночным стартом в составе НК ОАО ПУГА (хотя административно находился в Магаданской обл.). В 1970г. в составе Нижне-Колымского ОАО передана Якутскому УГА.
70. Нижне-Колымск - первый полёт - в 1929г. До организации авиабазы в Крестах Колымских - одна из первых с 1934-35гг авиабаз Полярной авиации на Нижней Колыме. В 1960-70гг. - регулярные рейсы Ан-2 из Черского.
71. Средне-Колымск - с сентября 1946г в составе Чукотской АГ УПА, а/п 4кл со штатом 7 чел. (по 1948г?)
72. Омолон - летали регулярно с Крестов Колымских (Черского) в 1950 и 60х годах, но принадлежность а/п не увидел.
73. Амбарчик - с 1.1.1940г а/п временно подчиняется МАГОН, в октябре уже значится как а/п 3кл за Чукотским АО. Летом гидро, зимой на лёд. Как а/п упоминается ещё в 1948г, хотя рейсы по МВЛ из Крестов Колымских были в 1950х и в 1962г.
74. Коса Шелаурово (Устье Колымы) - Приказом по УПА №181 от 22.11.39г. авиабазу передать с 1.1.1940г МАГОН, в том же 1940г значится под №19, как а/п (а/б) Чукотского АО УПА, в 1941 - с радио и метео станциями.
75. Певек - в отчёте Чукотского АО о зимовке 1934-35гг: "Организовать промежуточные авиабазы в следующих пунктах: ... м. Шелагский или Певек...". В 1939г - а/п в составе Чукотского АО со своей радиослужбой, р/станцией и а/техником. В 1940г. а/п 2кл. За 1942г - наилучший порт Чукотской АГ УПА, как в приёме, так и в обслуживании самолётов ... – нач. а/п Кравцов Т.К. Гидро и сухопутный-постоянно действующий. В 1951г СМ СССР дал задание ГУСМП на проектирование и строительство нового а/п Певек (Апапельхино). ...
76. Апапельхино - в 1943г построен жилой дом для ЛПС. В 1951г. указывается как а/п 2кл Апапельхино-новое с радиоцентром и синбюро. 28.11.1956г Шевелёв назначил переезд из старого а/п Певек. В тоже время оба а/п работали и принимали самолёты и в 1959г. (в начале 1960г. передан Магаданской Отдельной АГ ГВФ и чаще, а потом окончательно стал называться "Певек")
77. Ванкарем - в 1934г в связи с гибелью п/х Челюскин образована временная авиабаза с радиостанцией, "Аникин Николай Васильевич – м/мех, комендант аэродрома". В 1940г -а/п (пос. площадка) 3кл Чукотского АО. В 1970г регулярно летали Ан-2 со Шмидта, который был передан в Магаданское УГА.
78. Коса 2-х пилотов - в 1940г - а/п(а/б) 3кл. Чукотского АО УПА. В 1944-48гг. - пос. площадка. Регулярные полёты со Шмидта
79. Мыс Шмидта (м. Северный) - из наших первым был в 1929г Кальвица. ... По Шмидту на этом сайте уже есть достаточно информации. В 1970г передан Магаданскому УГА.
80. О. Врангель (б. Роджерс) - в 1935г летал Молоков на Н-2. 25.3.1947г. поломка С-47 Н-423. "К 20.7.1950г. авиапорт Врангель на время навигации из б. Роджерс перебазировать в б. Сомнительную, где обеспечить приём сухопутных самолётов ледовой разведки." В апреле 1951г. там садилась группа самолётов под руководством Мазурука, работавшая для экспедиции "Чайка" (СП-5). "Исх. 21.11.52г. СС. План организации в 1953г. экпедиционных исследований... 7. Остров Врангеля. В настоящее время есть посадочная площадка в б. Роджерса и б. Сомнительная."
81. О. Врангель (б. Сомнительная) - Пр. по ГУСМП 128с 3.4.1952г. ... г) проверить и ввести в действие к 1.5 с.г. ВППлощадку на о. Врангель в р-не б. Сомнительная. В 1955г - а/п 2кл. нач. а/п Шур Анатолий Захарович, в подчинении базового а/п Шмидт. В 1957г в прямом подчинении Чукотского ОАО ПА Гл-ти ММФ. В 1959г: "Список должностей участников экспедиции по осеннему завозу на СП-8. Для усиления личного состава а/п Сомнительная на период осеннего завоза к-ру Чукотского АО ПА Лукашенко выделить и отправить следующих специалистов:
В а/п Сомнительная: 1. РП -1; 2. а/тех – 1; 3. а/моторист -1; 4. р/оператор – 2; 5. р/тех – 2; 6. Электро-механик – 3; 7. Грузчиков – 3. Все из Чукотского ОАО." С 1.7.60г подчиняется 248 АО ПА ГВФ. 1970г - (кл. Д) – АН-2, ЛИ-2 зим и лет по ПВП, передан Магаданскому УГА..
82. Уэлен - летом 1928г. – первый полёт на с-те ДВ «Советский Север» к/с Волынский А.А. В 1932г. – ДВ Н-1 к/с Петров Л.В. С 1933г – авиабаза. Самая интенсивная работа в 1934г в связи с гибелью п/х «Челюскин. В 1940г а/п (а/б) 3кл. Чукотского АО УПА. В 1943г большая работа по оборудованию сухих аэродромов, в т.ч. в Уэлене. Упоминается до 1962г.
83. Перевальная - В 1938г п/ст передана из Управления ПС в УПА. В 1939г. аэродром с радио и метеостанциями. В 1940г. – а/п (а/б) 3кл Чукотского АО УПА. На 1.1.1944г. нач. а/п Новоротский Иосиф Михайлович. В 1945г радиометеостанция передана Гидрометеослужбе Забайкальского фронта.
84. Б. Оловянная (Залив Креста, Эгвекинот) - Упоминается в 1937г (с-ты Н-42 и Н-44). В 1939г. – а/п Чукотского ОАО УПА со своей радиослужбой и метеостанцией. В 1940г – а/п (а/б) 3кл. На 1.1.1944г нач. а/п Кеутуви Анатолий (один из первых Чукотских лётчиков). В зиму 1946г. впевые оборудован колёсный аэродром. В 1947г записан как Оловянная (Залив Креста). С 1945г.- 4кл.
В отчёте Чукотского АО за зимовку 1934-35гг есть предложение: "Организовать промежуточные авиабазы в следующих пунктах: Залив Креста (Эгвекинот), …". «СМ СССР Постановлением от 26.11.51г. №4865-2090сс обязал Гл-ти: … б) произвести работы по изысканиям и проекту а/п для МВД СССР в пунктах: Магадан, Эгвекинот (Залив Креста)».
85. Сталино - Упоминается в 1943г, как а/п Чукотской АГ. На 1.1.1944г нач. а/п Рыбалкин Алексей Алексеевич. На 1.1.1945г. передано Гидрометеослужбе Забайкальского фронта - р/метео станция Перевальная и Сталино. Первоначальное и последнее название посёлка «Мухоморное».
86. Мыс Биллингса - В отчёте Чукотского АО за зимовку 1934-35гг есть предложение: «Организовать промежуточные авиабазы в следующих пунктах: … м. Биллингса…
3.8.1934г. нач. УВС Шевелёв пишет Начальнику Полярного управления (в его ведении находились полярные станции): «Для обеспечения работ прошу дать распоряжение начальникам п/ст б. Провидения, Уэлен, м. Сердце-камень, Колючин, Ванкарем, м. Шмидта, о. Врангеля, м. Биллингса, м. Шелагский об устройстве посадочных площадок размером 600х600 с открытыми подходами.
Точные технические указания и порядок приёма самолёта начальникам станций надлежит получить у командира Чукотского авиаотряда тов. Павленко, находящегося сейчас в б. Провидения."
В 1940г а/п (а/б) 3кл Чукотского АО УПА. На 1.1.1944г нач. а/п Кожурин Иван Петрович (он же нач. п/ст). В 1945-54гг указан как посадочная площадка Чукотской АГ УПА.
87. Усть-Белая - С 1.10.1938г. п/ст Усть-Белая и п/ст Перевальная переданы из УПС в ведение УПА. В 1940г. а/п (а/б) 3кл. Чукотского АО. До 1950-х годов летали на пос. площадку самолёты С-2 по сан. заданиям.
88. Марково - В отчёте Чукотского АО за зимовку 1934-35гг есть предложение: «Организовать промежуточные авиабазы в следующих пунктах: … Марково … иметь постоянных базовых механиков, некоторое количество ремонтных материалов и наиболее ходовых запчастей. …
7.3.1937г. на Н-120 прилетел Фарих: «Аэродром в селе Марково для лёгких самолётов удовлетворительный, для тяжёлых – не годится.». В 1939г. – а/п с радиометеостанцией.
В 1940г. – а/п 3кл. Чукотского АО УПА. В 1941г – а/п "крепость (Марково)" 3кл. Постановлением СМ СССР от 24.12.1951г. за №5309-2304сс на Гл-ти возложено проектирование аэродрома Марково (для Военного Министерства СССР).
89. Бухта Провидения - Первые полёты 4 ноября 1933г. – Н-15. В 1934г. – зимовочная авиабаза УВС.
Бухта Провидения – как вспомогательная и промежуточная база для развёртывания работы авиации на Чукотском п/о. В начале 1934г здесь базировался второй АНТ-4.
Сводка работы самолётов на зимовках 1934г: … Б. Провидения – 8 с-тов: Н-42,43,44,47,48,49,38,39.
В 1935г. - Районная база, мастерские 3 класса – 1 ангар. В 1939г. – а/п в составе Чукотского АО с р/ст, метео/ст и техником. В 1940г. – а/п 2кл. 15.3.1943г. К-р Чукотской АГ пишет отчёт за 1942г.: «Л. 11. Предложения. … Если осуществится передача указанных портов (Анадырь, Сталино, Оловянная, Провидения) в ведение трассы ВВС КА, то …». В 1943г. - пос. площадка м. Чаплина (Провидения) На 1.1.1944г. нач. а/п Седов Василий Михайлович. В 1943г. построено бензохранилище. В 1946г. – а/п 2кл., впервые оборудован колёсный аэродром. В 1948г. организовано регулярное почтовое сообщение Москва- Провидение. В 1951г. нач. а/п Банин и Кондратьев. В 1952г. - а/п 3 кл. Гидропорт, сухопутный аэродром, совместно с ВВС СА. Нач а/п в мае отстранён от должности. Кандидатура подбирается. Пр. УПА Р-201. 15.9.55г. О ликвидации а/п Анадырь.
Приказом ММФ от 27.8.1955г №350 … а/п Анадырь ПА Глав-ти с 1.9.55г ликвидировать (передан безвозмездно в ГВФ). Полярная авиация Главсевморпути принимает на свой баланс с баланса ГУГВФ при СМ СССР безвозмездно транспортные средства и материальные ценности ликвидируемого а/п ГУГВФ в бухте Провидения по состоянию на 1.7.1955г. Осн. Письмо ГУГВФ от 21/6-55г №22/5-8/.
Приказ №30с. 15.2.1955г. О переводе Полярной авиации Главсевморпути на новую организационную структуру….
3. Организовать … и в 1957г – Провиденский ОАО с базированием в а/п Провидения.
Пр. Нач ГУСМП ММФ СССР №28. 23.3.57г. 1. Изъять с 15.4.1957г. аэропорты Чокурдах, Апапельгин, м. Шмидта и Провидения из непосредственного подчинения Командующему ПА и подчинить их во всех отношениях Командиру Чукотского АО.
1960г. на аэродромах, расположенных на трассе Москва-Апапельгин-Провидения разрешены ночные полёты на транспортных с-тах ИЛ-14, ИЛ-12, ЛИ-2 и АН-2..
Приказ Начальника ГУГВФ при СМ СССР №011 6.2.1960г. О Полярной авиации.
… передать: … в) а/п Апапельхин и Провидение – Магаданской Отдельной АГ ГВФ;
Список аэродромов МО и ГУГВФ, выделенных для совместного базирования Постановлением СМ СССР от 28.1.60г. и письмо Генерального Штаба ВС СССР от 10.2.60г. №70166. … 31. Б. Провидения ДВВО ВВС-1960 – для ПВО, УПА, Магадан. ОАГ ГВФ.
90. Бухта Угольная - Упоминается в 1939г: «(пассажиры с п/х «Анадырь» ожидали в Угольной самолёта около 3-х месяцев)». В 1943г. Чукотская АГ на авиалинии Анадырь-б.Угольная обслуживает предприятия ГГУ(ГРУ) (б. Угольная). В 1943г. – а/п 3кл, в зимний период ВПП принимает на колёсах. В 1948г. обязательная посадка при выполнении почтовых рейсов Москва-Провидения. В 1952г: «АГ в своём составе имеет следующие аэропорты: … а/п 3 кл Угольная. ВПП естественное покрытие 1200х500. Нач. а/п Казаков (в 1956г-Шуман). На основании приказа замминистра Морского флота тов. Савинова от 8.10.57 за №286 а/п Угольная был передан в систему ГВФ. (с 15.10.57г)
91. Анадырь - В 1932г. – Н-1 (к-р Петров Л.В.). В 1933г. – Н-4 (Куканов) и Н-8 (Леваневский). В 1934г. большая работа в связи с гибелью п/х Челюскин, потом к концу года прибыл на зимовку первый Чукотский АО. Подробности уже есть на этом сайте…
92. Нагаево - 1933г. – Н-8 Леваневский. 1935г. – Н-104 Задков. В течение летнего периода 1935г. запланированы регулярные рейсы от б. Нагаево через Провидения – м. Шмидта – Нижне-Колымск и на о. Врангеля. Короткий период 1936-37гг участок воздушной линии Хабаровск-Уэлен проходящий через Нагаево подчинялся Тихоокеанской авиалинии УПА, которая прекратила свою деятельность в начале 1938г. (Временное её пребывание было во Владивостоке, начальник Красинский Г.Д.)
Управление по Тихоокеанской авиалинии.
1-й отряд – для работы на участках Комсомольск-Нагаево-Анадырь-Уэлен. К-р отряда Задков, с закреплением за отрядом следующих самолётов: П-6 Н-161, Н-162, Дорнье-Валь Н-10, Н-26. Всего 4 самолёта.
Конкретная принадлежность гидроаэропорта Нагаево мне не встречалась. Но к сух. аэродрому Магадан ГУСМП отношение имеет. СМ СССР Постановлением от 26.11.51г. №4865-2090сс обязал Гл-ти: … б) произвести работы по изысканиям и проекту а/п для МВД СССР в пунктах: Магадан, Эгвекинот (Залив Креста), Батыгай и Зырянка. …
93. Владивосток - Самолёты УВС летали во Владивосток в 1933-34гг. на ремонт и по другим делам. В 1935г. упоминается Владивостокская авиалиния. Тихоокеанская Воздушная Линия УПА ГУСМП организована на основании Постановления ГУСМП при СНК СССР от 5.6.1936г. за №143 и фактически оформилась к действию в августе месяце этого же года, с временным пребыванием в г. Владивостоке Приморской обл. Дальне-Восточного края. … (нач. АЛ Красинский)
Пр. по ГУСМП при СНК г. Москва 28.9.1938г. В соответствие с Постановлением СНК СССР от 29.8.1938 за №950 настоящим объявляю список действующих предприятий УПА Главсевморпути. П. 1): … 7. Владивостокская перевалочная база с местопребыванием – Владивосток.
Пр. №319 26.2.1939г. В целях упорядочения работы Владивостокских организаций Севморпути – ПРИКАЗЫВАЮ:
П. 1. Владивостокскую перевалочную авиабазу Чукотской АГ УПА – ликвидировать.
П. 3. Для обеспечения надлежащего контроля и содействия снабжению Чукотского АО – установить должность Уполномоченного УПА в Владивостоке по МТСнабжению (т. Вайнбаум Б.В.) Зам. Нач. Гл-ти Шевелёв.
Из Годового отчёта Чукотского ОАО … за 1939г: «В Чукотскую АГ входила Владивостокская авиабаза, которая была ликвидирована в 1939г.»
94. Хабаровск - Список основных авиабаз. Начало организации 1935г. … Хабаровск – Центральная база зоны, мастерские 1 класса – 2 ангара.
Из годового отчёта по операционной деятельности Тихоокеанской авиалинии Главсевморпути за 1936г. Сопроводительная от 13.3.1937г.
Л. 3. Объяснительная записка к Годовому отчёту Тихоокеанской Воздушной Линии УПА ГУСМП при СНК СССР за 1936г. г. Владивосток … 1. Линия начинается от Хабаровска и конечным пунктом имеет Уэлен. Общее расстояние Тихоокеанской Авиалинии по трассе составляет около 5200 км.
Пробные рейсы намечались на январь месяц 1937г из Хабаровска до Нагаево и в феврале, марте прямо до Уэлена. Летние полёты начинаются в июле и заканчиваются в сентябре.
В состав Тихоокеанской Авиалинии входят два отряда: 1-й Чукотский АО на м. Шмидта, переданный УПА с октября месяца 1936г но оперативно подчиняющийся Москве, и 2-й Тихоокеанский отряд в Хабаровске организованный с времени приёмки двух Р-6 в январе 1937г. (Н-163, Н-164)
95. Лабуя - До 1939 года местное сообщение поддерживалось самолётами Дальстроя между пунктами Амбарчик, Нижне-Колымск, Лабуя (15 км от Средне-Колымска), Зырянка, Таскан. Аэропорты были в Зырянке и в Таскане, в других местах – по мере надобности. … В 1939 г. обслуживание зимних перевозок на самолётах вдоль Колымы и между Колымой и Индигиркой (пп. Буор Юрях, Дружина) перешло в руки Главсевморпути. В 1940г. а/п (а/б) 3кл. в составе Чукотского АО.
96. Мома - В 1940г. а/п (а/б) 3кл. в составе Чукотского АО. (Приказ УПА 152. 19.10.1940г)
97. Якутск - В 1927г. возвращаясь с о. Врангель 13 августа садились «Ю-13» к/с Е.М. Кошелев и «Савойя-16» Э.М. Лухт.
Из Годового отчёта УВС за 1933г: … Начать эпизодические полёты по м-ту Якутск-Колыма-м. Северный, наметив организацию регулярных полётов с 1935г. С момента образования Ленской АГ (14.10.1934г.) – один из двух основных гидроаэропортов (2-й Иркутск), где базируется вся работа по обслуживанию СМП. … Нужно ускорить строительство авиабазы в Якутске. Учитывая, что строительство а/базы в Якутске начнётся только в 1936г. … ЛП и ИТС комплектуется исключительно по линии УПА, т.е. прикомандировывается из центра …
Из Стенограммы производственной конференции УВС Главсевморпути, посвящённой итогам 1934г: «21.4.35г. Выступление Галышева (аплодисменты). Якутская линия находится в стадии организации. В наличии 1 самолёт. Из лётного состава всего 2 человека, … 2 пилота и б/техник. В дальнейшем, конечно, придётся лётчиков, которые будут работать на Якутской линии, перебросить в Якутск на постоянную работу года на 3 для того, чтобы они могли освоить ту линию, по которой будут летать, чтобы летать не только при солнце, но и в полярную ночь.
Приложение №2 (л.11) Список основных авиабаз. … Начало организации 1936г. … Якутск – Центральная база зоны, мастерские 1 класса – 3 ангара. …
И.О. Нач. Гл-ти /Ушаков/
Из Отчёта УПА о производственной деятельности за 1938г:
«Ленская АГ располагает 11 самолётами, из них 2 требуют ремонта. База должна находится в Якутске, но из-за не подготовки строительства в Якутске, Управление АГ находится в Иркутске.»

Пр. по ГУСМП при СНК г. Москва 28.9.1938г.
В соответствие с Постановлением СНК СССР от 29.8.1938г. за №950 настоящим объявляю список действующих предприятий УПА Главсевморпути. П. 1):
1. Якутская АГ с местопребыванием в г. Якутск.

Из проекта Постановления СНК СССР «О коренной перестройке работы Главсевморпути». …. IV. По Полярной авиации. ….
Для выполнения указанных задач обязать Главсевморпути:
1. Произвести в 1938-39гг изыскания указанных в п. 2. Настоящего раздела авиабаз и закончить составление проектов и смет по ним к 1.11.1939г.
2. Приступить в 1939г. и закончить в 1940-41гг строительство 3-х центральных авиаремонтных баз (в Иркутске, Якутске и на м. Шмидта)»

Пр. 721 по ГУСМП 19.5.39г. «Об изысканиях и организации авиамагистрали «Якутск-Анадырь». Ввиду того, что авиация Якутск-Анадырь в перспективе своего строительства и эксплуатации в конечном счёте должна явиться транспортно-пассажирской магистралью, связывающей Чукотку через Якутск с центром Союза, и принимая во внимание, что … ПРИКАЗЫВАЮ: … П.3. Проектно-изыскательской конторе УКСа разработать и согласовать с УПА и представить мне на утверждение к 25 мая предварительные варианты трассы … Шевелёв

Секретарю ВКП(б) тов. Сталину И.В., Председателю СНК СССР тов. Молотову В.М. 3.11.1939г. Вход. 1187/с. Секретно. Копия.
По вопросу объединения авиационных подразделений по Якутской АССР.
… В настоящее время в Якутске работают следующие а/подразделения:
1. Ленская АГ ГУСМП.
2. Авиаотряд №11 ГВФ.
3. Авиаотряд спецприменения №234 тоже ГВФ. Два последних отряда имеют Управление в Иркутской области.
… В целях коренного улучшения дела развития авиации в Республике, Якутский Обком ВКП(б) и СНК ЯАССР считает необходимым провести следующие организационные мероприятия:
1. На базе существующей в г. Якутске Ленской АГ ГУСМП создать единое Якутское Управление Граждфоздухофлота, объединив все перечисленные выше авиаотряды, с соответствующим расширением авиаремонтной базы. …
Секретарь Обкома ВКП(б) – Степаненко, Председатель Совнаркома ЯАССР Фаткулов.
Ленская АГ была передана из УПА ГУСМП в ГУ ГВФ в первой половине 1941г.
98. Иркутск - Со времени организации Ленской АГ, т.е. с 14.10.1934г. в г. Иркутске находится Управление АГ, а также один из 2-х основных гидроаэропортов (Иркутск, Якутск), где базируется вся работа по обслуживанию СМП.
Из Проекта Постановления СНК СССР «О коренной перестройке работы ГУСМП» …
IV. По Полярной Авиации. … 2. Приступить в 1939г. и закончить в 1940-41гг строительство 3-х центральных авиаремонтных баз (в Иркутске, Якутске и на м. Шмидта), … (По штампу:) Полярная авиация Главсевморпути Иркутская авиабаза Ленской АГ 23.6.1939г. №754.
В УПА Разина 9 Либману.
На Ваш №023471 при сём направляя приёмо-сдаточный Акт на передачу Иркутскому Аэроклубу самолётов Н-193, Н-96 и Н-141.
Приложение: Переписка на 5 листах.
Нач. Иркутской авиабазы /Антоневич/ (Переписка с 27.3.39г – Акт о неисправности)
99. Николаевская лётная школа - В связи с возрастающей потребностью в лётных кадрах для следующих лет, в конце 1934г. в ведение УВС Главсевморпути была принята от ОСОВИАХИМА Николаевская лётная школа, представлявшая из себя в момент передачи лишь аэродром будущей школы. Списочный состав Оперативной лётной группы в течение 1934 года возрос с 20 до 42 пилотов …
Николаевская школа морлётов была приобретена от ЦС ОСОВИАХИМА согласно договора от 29.11.1934г. Передача началась с 25.12.1934г.
В соответствие с Постановлением СНК от 29.8.1938г. в отчётном году из системы УПА выбыли следующие организации: 1. Школа морских лётчиков – постоянное местопребывание г. Николаев. (по состоянию на 1.9.1938г. 1-я Военному ведомству…)
Акт передачи Николаевской школы морлётов в Наркомат ВМФ. 17.9-27.9.1938г. 111л. (им. Леваневского)
16.9.1938г. №133/с. Секретно. Начальнику УПА тов. Мазуруку.
Направляем Акты приёма и сдачи Школы Морских Лётчиков им. Леваневского Главсевморпути в 1 экз.
Приложение: упомянутое в 1 папке на 79 листах.
ИО начальника школы майор /Брыкин/
Начальник спецчасти /Сливи…/

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 01 Январь 2015 20:10
Kirindas
уважаемый Адольф Милованов
очень интересный список
но возникает вопрос относительно временных рамок
наверное для начала можно в скобочках пометить

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 02 Январь 2015 11:15
Адольф Милованов
Предложение принимается. Не сразу, но с удовольствием сделаю пометки.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2015 00:33
dmi-shef
И у меня просьба - поясните, пожалуйста, входили ли вертолетные площадки советского Шпицбергена в состав Полярной Авиации и Аэрофлота? Или это были объекты какого-то другого ведомства?
И какие вертолеты на них базировались в период 50-80 годов?

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2015 07:58
Адольф Милованов
dmi-shef пишет:И у меня просьба - поясните, пожалуйста, входили ли вертолетные площадки советского Шпицбергена в состав Полярной Авиации и Аэрофлота? Или это были объекты какого-то другого ведомства?
И какие вертолеты на них базировались в период 50-80 годов?


К с сожалению, полного ответа нет. Единственно что мне по пути встретилось по Шпицбергену, это Ми-4 Н-53 в 1956г, к/в Капрелян.
Надо иметь ввиду, что я не профессиональный исследователь, а любитель, искавший в архиве материалы по авиа в Черском, а когда окунулся, то стал выписывать сведения, интересные для меня как вертолётчика и работника Полярной авиации. То, что разместил (и дополняю) выше на этой страничке по аэропортам - это оттуда.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2015 12:32
dmi-shef
Большое спасибо за ответ!
Я тоже любитель. Нашел информацию о том, что в советское время на Шпицбергене было четыре советских поселка: Баренцбург, Грумант, Колсбей и Пирамида. Вертолетные площадки по информации интернета были в Баренцбурге, Колсбее и Пирамиде. Грумант расположен в сложной прибрежной гористой местности, площадки там не организовать.
В разное время там были упомянутый Вами Ми-4 СССР-Н53, а также Ми-4 СССР-17212 и СССР-17217.
Этой информации мне недостаточно, я хочу восстановить деятельность полярных летчиков на Шпицбергене полнее. Если появится еще какая информация об этом, буду благодарен увидеть её в данной теме.
В настоящее время на Шпицбергене действует только один российский городок - Баренцбург, при котором есть вертодром с базированием на нем вертолетов Ми-8. Остальные поселки заброшены, но по-прежнему находятся в пользовании Российской Федерации, в основном как экскурсионные объекты.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 07 Январь 2015 19:14
Адольф Милованов
dmi-shef пишет:Большое спасибо за ответ!
Если появится еще какая информация об этом, буду благодарен увидеть её в данной теме.


Там видимо был и аэродром.
РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2996. Инструкция УПА по планированию, финансированию и учёту работы лётных отрядов. Списки воздушных линий ПА на 1958г. 8л.
Л. 8. Список воздушных линий ПА Главсевморпути ММФ.
I. Линии союзного значения.
Москва – бухта Провидения – 7350 км.
*Москва – Мурманск – Баренцбург – 2900 км (Москва-Архангельск)

II. Линии местного значения. …
*Примечание. Авиалиния Москва – Баренцбург проектируется к вводу в эксплуатацию с 1959г.
Гл. штурман ПА Главсевморпути (Акуратов). 31 января 1958г.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2015 13:53
dmi-shef
Интересная информация, спасибо!
Думаю, что советского аэродрома на Шпицбергене не было, по крайней мере никакой информации об этом нет, а на спутниковых снимках нет даже намека на следы аэродрома.
Наши самолеты летали туда и сейчас летают с приземлением на норвежский аэродром Свальбард, он же военно-воздушная база НАТО Лонгиир. А оттуда вертолетами до Баренцбурга, Колсбея и Пирамиды.
Может быть аэродром планировался, да потом его решили не строить, а использовать норвежский Лонгиир.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 12 Январь 2015 12:57
ЧАЙКА СВ
Уважаемый Адольф Милованов! Список очень интересный. По нашей территории значаться: 5. Амдерма - в 1943г. значится за Московской АГ., в 1970г. передан Северному УГА.; 6. Усть-Кары - Пр.734 по ГУСМП от 9.5.1939г. «Об организации авиабазы «Усть-Кара», в 1970г. передан Северному УГА.
Я так понимаю, что эта информация взята из Архива Полярной Авиации и вы работаете с ним. В связи с этим очень хотел вас попросить посмотреть документы по авиабазе Полярной Авиации "Усть-Кара" периода войны 1941 - 1945 годы, об аварии самолета Г-1 в окрестностях п. Усть-Кара. Был бы вам признателен и за копию приказа 734 об организации авиабазы "Усть-Кары".

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 13 Январь 2015 10:13
Адольф Милованов
Я давно там не был. Советую лично (или письмом) обратится туда и заказать что Вам надо.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 16 Январь 2015 11:57
dmi-shef
Надо добавить в этот список аэродром Мячково Московской области.
Из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1 ... 0%BE%D0%BC):
Аэродром Мячково основан в 1941 году как аэродром спецназначения: здесь базировался 229-й летный отряд антарктической авиации, который проводил исследования Арктики и Антарктики (на самолётах Ли-2, а с 1950-х годов - Ил-14).
В 1965 году создан Мячковский объединенный авиаотряд.
До начала 1990-х штат сотрудников аэропорта составлял 3750 человек и состоял из 4 летных отрядов:
отряд аэрофотосъёмки - самолёты Ан-30 (27 единиц), выполнявшие аэрофотосъемку на территории СССР и за рубежом.
305-й отряд - вертолёты Ми-8, занимавшийся разведкой нефти и газа в Сибири.
325-й отряд - самолёты Ан-2, проводившие авиационные работы в Краснодарском и Ставропольском краях, средней полосе России, в Казахстане и Украине.
340-й отряд - вертолёты Ми-2 - авиационные работы в различных регионах СССР.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 17 Январь 2015 09:38
Адольф Милованов
У аэродрома Мячково своя богатая и интересная история, но в годы (до 1970) существования Полярной авиации он не входил в её состав. В 1956г в Мячково (а/д Московской АГ спецприменения и воздушных съёмок ГВФ) проходили тренировку после переучивания первые вертолётчики ПА. После расформирования ПА, личный состав и авиатехнику разбросали по ряду управлений, в том числе и в Мячково.

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 17 Январь 2015 16:40
dmi-shef
Получается, что 229-й летный отряд антарктической авиации базировался на аэродроме, который не входил в состав Полярной Авиации?
Или Википедия дает неверные сведения и этот отряд там не базировался?

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 17 Январь 2015 16:47
ББК-10
На форуме есть тема: Мячковский авиаотряд

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ АЭРОДРОМЕ «МЯЧКОВО» И МЯЧКОВСКОМ АВИАПРЕДПРИЯТИИ.

В 1962 году лётные отряды №1 и №2 преобразуются в Мячковский объединённый авиаотряд Воздушных съёмок №229, на который возлагаются основные функции по аэрофотосъёмке территории СССР, а также других видов воздушных съёмок. Полёты выполнялись на самолётах Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14.


еще можно посмотреть главу "Удар в спину"
в книге Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы»

Аэропорты, авиабазы, авиаплощадки Полярной авиации

СообщениеДобавлено: 17 Январь 2015 17:55
dmi-shef
Большое спасибо! Всё встало на свои места - Мячково имеет непосредственное отношение к Арктике и Антаркиде, но, увы, не относится к аэродромам Полярной Авиации.