Сезонный аэродром "Остров Жохова". База ААНИИ.
Добавлено: 10 Декабрь 2010 11:35
"Вокруг Света" 2-1985.
Журнал «Вокруг Света» | №2 (2533) | Февраль 1985 | Рубрика «Исторический розыск» | http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3188/
Остров Жохова в архипелаге Новосибирские острова.
Остров Жохова
Местонахождение Острова Де-Лонга
Страна Россия
Субъект страны Республика Саха
Административная единица Булунский улус
Акватория Восточно-Сибирское море
Координаты 76°08′50.28″ с. ш. 152°43′12.12″ в. д. / 76.1473° с. ш. 152.720033° в. д. (G)
Площадь 58 км²
Наивысшая точка 123 м
Население (2010) 0 чел.
Лист карты T-56-XXXI,XXXII,XXXIII. Масштаб: 1:200 000.
В северной части острова расположена лагуна, отделенная от моря галечной косой. Это дает возможность не опасаться торошения при устройстве ледового аэродрома. Тем немение, наличие прорвы в косе, при особо больших приливах и отливах, вызывало колебание льда в лагуне и образование трещин на ВПП, которые периодически приходилось бутить снегом с водой.
C 1955 года (?) на о. Жохова находилась полярная станция. Она располагалась там, где на карте обозначен астрономический пункт. Я работал на Жохова, в основном, ночью и поэтому мне запомнился только сам жилой дом "полярки" и аэрология с газгенкой. Там, где на карте буква "С" слОва Конусная, находилась база ААНИИ и комплексы РП и АТБ. Из щитов ПДКО была собрана кают-компания - помещение довольно просторное, с тамбуром-курилкой, где так же стоял кинопроектор, просторным залом, столов на 10, кухней, тёплым складом и комнатой поваров. Рядом находилась дизельная с мастерской, баней с парилкой, четырьмя, кубовыми (?) ёмкостями, куда закачивалась вода из искусственного озера, а когда оно промерзало до дна, в этих ёмкостях растапливался заготавливаемый, на общих субботниках, снег. Здесь же было жилое помещение механиков. Подсобные помещения дизельной и кают-компания отапливались от дизелей. Вода для охлаждения рубашки двигателя поступала не в радиатор, а циркулировала по системе отопления этих помещений и использовалась на кухонные нужды. По системе труб похожих на ТЭНы в электрочайниках, она же, когда было нужно, циркулировала в емкостях, где растапливался снег. (Вспомнил - эти ёмкости назывались "теплообменниками") Вода из емкостей по водопроводу поступала на кухню и в баню, добавлялась в систему отопления. Между кают-компанией и комплексом РП стоял ряд ПДКО - штук 10. Добавлено 31.03.2013. Домиков, пожалуй, было штук 15, судя по снимку найденому здесь: viewtopic.php?f=2&t=1904 . Память подводит. В отдалении видна гора Конусная с телевизионным ретранслятором и спутниковой тарелкой. Даже большой диаметр тарелки не помогал уверенному приему ТВ, т.к. спутник находился слишком низко над горизонтом. Тем не менее, с рябью и пропаданием сигнала, смотрели первое мыло на советском ТВ - "Рабыня Изаура". (Чего не сделаешь по наивности)
В этих домиках проживали сезонные работники, экспедиционный состав и экипажи базировавшихся на Жохова бортов. Поперек этого ряда, ближе к РП, стоял домик начальника базы ААНИИ. Чуть ближе к лагуне находился холодный склад базы.
Комплекс РП состоял из из четырех ПДКО слепленных буквой П с одной двойной ножкой - КДП и радиорубкой. Между ними было окошко для передачи радиограмм и сообщений. Два оставшихся домика были жилыми. В каждом располагались по 6 человек - РП, диспетчерА, радисты, радиотехники. В пустом, перекрытом крышей и закрытом брезентовым пологом, пространстве буквы П, складировался всякий бутор, который не должен был быть занесенным снегом и стоял снегоход "Буран". Началось строительство нового комплекса РП из больших строительных вагончиков с водяным отоплением от общего котла. Но оно не было закончено ввиду сворачивания работ по ВВЭ. Там где на карте стоит точка в сокращении "астр." находился КУНГ с приводной радиостанцией, которая в режиме ЧМ так же использовалась для радиотелетайпной связи с Черским. Привод находился в створе ВПП, что здорово облегчало заход на посадку в СМУ. Ниже холодного склада находился комплекс АТБ и ГСМ. Если не ошибаюсь, 8 штук ПДКО, собранных вместе, составляли жилые и технические помещения для авиатехников и ГСМщиков. Все вышеперечисленные домики отапливались соляровыми печками - "венгерками" или "АПСНЫ". При неправильной регулировке дозатора может случиться перелив топлива. Так сгорел домик СИН-группы. В левом верхнем углу лагуны находился лагерь 123 экспедиции, то ли ГУГК, то ли чей то еще - сейчас не помню. Жили они в утепленных палатках и "юртах". Про их житуху, мало, что могу рассказать, ввиду их удаленности от РП (около 2 км по ВПП).
Радиорубка гр. РП. Радист Владимир Савкин.
Фото из журнала Журнал «Вокруг Света» / №10 (2552) Октябрь 1986. Статья Надира Сафиева За кромкой бирюковского берега http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3477/
Ледовый аэродром на лагуне о. Жохова.
Работники группы РП: радиотехник Владимир Балаба, радист Борис Суров, радиотехник Сергей Островский, диспетчер Николай Головин, сидит техник ГСМ(?) Гера Малахов(?), радист Анатолий Курылев. Радиорубка группы РП.
Журнал «Вокруг Света» | №2 (2533) | Февраль 1985 | Рубрика «Исторический розыск» | http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3188/
Остров Жохова в архипелаге Новосибирские острова.
Остров Жохова
Местонахождение Острова Де-Лонга
Страна Россия
Субъект страны Республика Саха
Административная единица Булунский улус
Акватория Восточно-Сибирское море
Координаты 76°08′50.28″ с. ш. 152°43′12.12″ в. д. / 76.1473° с. ш. 152.720033° в. д. (G)
Площадь 58 км²
Наивысшая точка 123 м
Население (2010) 0 чел.
Лист карты T-56-XXXI,XXXII,XXXIII. Масштаб: 1:200 000.
В северной части острова расположена лагуна, отделенная от моря галечной косой. Это дает возможность не опасаться торошения при устройстве ледового аэродрома. Тем немение, наличие прорвы в косе, при особо больших приливах и отливах, вызывало колебание льда в лагуне и образование трещин на ВПП, которые периодически приходилось бутить снегом с водой.
C 1955 года (?) на о. Жохова находилась полярная станция. Она располагалась там, где на карте обозначен астрономический пункт. Я работал на Жохова, в основном, ночью и поэтому мне запомнился только сам жилой дом "полярки" и аэрология с газгенкой. Там, где на карте буква "С" слОва Конусная, находилась база ААНИИ и комплексы РП и АТБ. Из щитов ПДКО была собрана кают-компания - помещение довольно просторное, с тамбуром-курилкой, где так же стоял кинопроектор, просторным залом, столов на 10, кухней, тёплым складом и комнатой поваров. Рядом находилась дизельная с мастерской, баней с парилкой, четырьмя, кубовыми (?) ёмкостями, куда закачивалась вода из искусственного озера, а когда оно промерзало до дна, в этих ёмкостях растапливался заготавливаемый, на общих субботниках, снег. Здесь же было жилое помещение механиков. Подсобные помещения дизельной и кают-компания отапливались от дизелей. Вода для охлаждения рубашки двигателя поступала не в радиатор, а циркулировала по системе отопления этих помещений и использовалась на кухонные нужды. По системе труб похожих на ТЭНы в электрочайниках, она же, когда было нужно, циркулировала в емкостях, где растапливался снег. (Вспомнил - эти ёмкости назывались "теплообменниками") Вода из емкостей по водопроводу поступала на кухню и в баню, добавлялась в систему отопления. Между кают-компанией и комплексом РП стоял ряд ПДКО - штук 10. Добавлено 31.03.2013. Домиков, пожалуй, было штук 15, судя по снимку найденому здесь: viewtopic.php?f=2&t=1904 . Память подводит. В отдалении видна гора Конусная с телевизионным ретранслятором и спутниковой тарелкой. Даже большой диаметр тарелки не помогал уверенному приему ТВ, т.к. спутник находился слишком низко над горизонтом. Тем не менее, с рябью и пропаданием сигнала, смотрели первое мыло на советском ТВ - "Рабыня Изаура". (Чего не сделаешь по наивности)
В этих домиках проживали сезонные работники, экспедиционный состав и экипажи базировавшихся на Жохова бортов. Поперек этого ряда, ближе к РП, стоял домик начальника базы ААНИИ. Чуть ближе к лагуне находился холодный склад базы.
Комплекс РП состоял из из четырех ПДКО слепленных буквой П с одной двойной ножкой - КДП и радиорубкой. Между ними было окошко для передачи радиограмм и сообщений. Два оставшихся домика были жилыми. В каждом располагались по 6 человек - РП, диспетчерА, радисты, радиотехники. В пустом, перекрытом крышей и закрытом брезентовым пологом, пространстве буквы П, складировался всякий бутор, который не должен был быть занесенным снегом и стоял снегоход "Буран". Началось строительство нового комплекса РП из больших строительных вагончиков с водяным отоплением от общего котла. Но оно не было закончено ввиду сворачивания работ по ВВЭ. Там где на карте стоит точка в сокращении "астр." находился КУНГ с приводной радиостанцией, которая в режиме ЧМ так же использовалась для радиотелетайпной связи с Черским. Привод находился в створе ВПП, что здорово облегчало заход на посадку в СМУ. Ниже холодного склада находился комплекс АТБ и ГСМ. Если не ошибаюсь, 8 штук ПДКО, собранных вместе, составляли жилые и технические помещения для авиатехников и ГСМщиков. Все вышеперечисленные домики отапливались соляровыми печками - "венгерками" или "АПСНЫ". При неправильной регулировке дозатора может случиться перелив топлива. Так сгорел домик СИН-группы. В левом верхнем углу лагуны находился лагерь 123 экспедиции, то ли ГУГК, то ли чей то еще - сейчас не помню. Жили они в утепленных палатках и "юртах". Про их житуху, мало, что могу рассказать, ввиду их удаленности от РП (около 2 км по ВПП).
Декабрь 1984 г.
Радиорубка гр. РП. Радист Владимир Савкин.
1986 г.
Фото из журнала Журнал «Вокруг Света» / №10 (2552) Октябрь 1986. Статья Надира Сафиева За кромкой бирюковского берега http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3477/
Ледовый аэродром на лагуне о. Жохова.
ВВЭ 1988-1989 гг.
Работники группы РП: радиотехник Владимир Балаба, радист Борис Суров, радиотехник Сергей Островский, диспетчер Николай Головин, сидит техник ГСМ(?) Гера Малахов(?), радист Анатолий Курылев. Радиорубка группы РП.