Нашел буклет "Полярная авиация" выпущенный РИО МГА к 40-летию "Полярной авиации" ГВФ.
А в нем сразу два новых борта в список.
Думал - куда бы этот буклет пристроить? Но, раз в нем так четко обозначен Черский, и некоторые из описываемых событий относятся к КИОАО, то место ему здесь.
Полярная авиацияСеверная воздушная магистраль — одна из наиболее протяженных в мире — соединяет Норильск, Магадан, Тикси, Черский, Анадырь и другие населенные пункты Арктики со столицей нашей Родины.
Туда доставит Вас из Москвы в считанные часы быстроходный комфортабельный ИЛ-18.
Арктика и Антарктида сбросили с себя покрывало таинственности. Сюда пришли люди — рабочие, инженеры, ученые. Они создали научные исследовательские станции, превратили Заполярье в крупный индустриальный район с современными городами.
Среди мужественных и смелых пионеров — исследователей, первооткрывателей этого сурового края, тех, кто обживал его, открывал здесь для людей несметные богатства, кто продолжает и сейчас свой благородный труд, — большой отряд полярных летчиков. Они и сегодня в небе.
Это случилось в Арктике, в малоисследованном районе Восточно-Сибирского моря — одного из морей Северного Ледовитого океана. Есть там необитаемый островок Вилькицкого, который, как выяснилось, нанесен на карту не точно. «Поставить остров на место» — определить его точные координаты — надлежало гидрографическому судну «Иней». Утром подошли к острову метров на сорок-пятьдесят. И вдруг — западня: каменная седловина будто тисками сжала судно. Все попытки высвободиться из тяжелых объятий подводной скалы были тщетными.
Авария... А тут еще на спокойное море налетел ураган. Гигантские волны захлестывали «Иней», колотили его о камни, грозя вдребезги разнести судно.
Авария.
Тревожную морзянку с корабля принял радист полярной станции Игорь Всеволодович Масолов — и через несколько иинут вся Арктика узнала о случившемся.
Сквозь страшный шторм на помощь «Инею» пошли ледоколы «Седов» и «Москва», судно «Шквал», готовились в рейс самолеты и вертолеты Полярной авиации Аэрофлота.
Наконец к острову пробился Ил-14 Владимира Большакова. Экипаж только что вернулся с ледовой разведки и, узнав об «Инее», снова ушел в полярное небо.
Вскоре с самолета увидели остров, а рядом с ним — суденышко. Много раз заходили над островом, сбрасывая куртки, ушанки, перчатки, провизию, которые были в самолете, чтобы хоть как-то помочь товарищам, терпящим бедствие.
ИЛ-14 Большакова сменил ИЛ-14 под командованием Бориса Захарова. На его борту — полное снаряжение для экипажа «Инея». Сбросили на остров.
Уже на обратном пути «Илы» догнала радиограмма о том, что к острову подходят два вертолета. Трудно пришлось их командирам Добротворцеву и Киселеву. Они показали не только высокое мастерство, но и проявили большое мужество, пролетев ночью более тысячи километров над ревущим морем при сильнейшем — тридцать метров в секунду — ветре, при минимальной видимости и низкой облачности.
Однако посадить машины на «Иней» было невозможно. Пришлось пойти на эксперимент. Один из вертолетов «завис» над судном (другой по радио корректировал его действия). Из люка выбросили канат с прикрепленным якорем. Опустили его на палубу. Люди садились верхом на якорь и в таком положении их переправляли на берег.
Потоп «стальная стрекоза» опять зависала над Инеем, и все повторялось сначала.
Операция по спасению моряков и гидрографов была выполнена без людских жертв.
— Героизм, подвиг, — скажете Вы о действиях авиаторов.
— Ничего особенного, обычная летная работа, — скажут об этой операции они сами. И, пожалуй, будут правы. В условиях Арктики каждый полет сопряжен с известным риском, требует от экипажа самолета или вертолета исключительного мастерства, максимальной собранности, мужества.
Арктика.... Огромные пространства нашей страны находятся за Полярным кругом. Велик был интерес человека к этому краю. На протяжении многих веков люди пытались изучить его. Известно немало смелых попыток достичь Северного полюса. Но многочисленные санные походы по дрейфующему льду, экспедиции на собачьих упряжках, судах, воздушных шарах, дирижаблях, как правило, кончались трагически.
И все-таки Арктика отступила, подчинилась воле человека.
Систематическое изучение и освоение ее началось только при Советской власти и теснейшим образом связано с развитием гражданской авиации СССР. Правда, первый самолет появился здесь еще до революции, в 1914 году: русский летчик Я. И. Нагурский совершил тогда всего несколько полетов над Новой землей, разыскивая пропавшую экспедицию Г. Я. Седова.
Через десять лет в том же районе Б. Г. Чухновский, ставший впоследствии известным полярным летчиком, произвел с самолета аэрофотосъемку и ледовую разведку. А пять лет спустя, когда советские суда начали регулярно появляться в устьях северных рек, самолеты стали вести для них ледовую разведку, участвовать в проводке судов через ледяные просторы. Тогда, в 1929 году, и начала работу Полярная авиация.
В ее истории — немало героических страниц. Вот лишь некоторые из них.
1934 ГОД. 102 человека с погибшего корабля «Челюскин» в полярную ночь оказались на льду Чукотского моря. Полярные летчики пришли к ним на помощь. В невероятно тяжелых условиях, при отсутствии аэродромов и специальных служб, самолеты добрались до лагеря челюскинцев и, совершив несколько посадок на лед, вывезли пострадавших на Большую землю.
Именно в этом году Советским правительством было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его удостоились полярные летчики М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Леваневский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков и М. Г. Слепнев, участвовавшие в этой беспримерной операции.
Первый дальний перелет в Арктику и полеты по спасению челюскинцев были выполнены на самолетах АНТ-4 конструкции А. Н. Туполева и Р-5 Н. Н. Поликарпова, построенных на заводах молодой советской авиационной промышленности. Для самолетов иностранных фирм такие полеты оказались непосильными.
1937 ГОД. Полярной авиацией уже накоплен большой опыт полетов над морями Северного Ледовитого океана.
Среди хаоса ледовых нагромождений пилоты научились выбирать площадки, пригодные для безопасной посадки. И вот зимой большая экспедиция на четырех воздушных кораблях отправилась из Москвы в Арктику. 22 мая 1937 года впервые в истории ее освоения самолет М. В. Водопьянова совершил посадку на Северном полюсе. И заалел над полюсом флаг Страны Советов: здесь начала работать научная станция И. Д. Папанина — СП-1. Начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, его заместитель М. И. Шевелев, командиры кораблей А. Д. Алексеев, И. П. Мазурук, флаг-штурман И. Т. Спирин были удостоены звания Героев Советского Союза. М. В. Водопьянову и В. С. Молокову это звание было присвоено еще в 1934 году за спасение челюскинцев.
1941 ГОД. Воздушная экспедиция, возглавляемая полярным летчиком И. И. Черевичным, на самолете «СССР Н-169» совершила несколько посадок на лед Центрального полярного бассейна. Впервые в истории исследований Арктики она достигла района полюса относительной недоступности. За 144 летных часа самолет, ведомый Черевичным, покрыл расстояние в 26 тысяч километров.
Этот полет в глубь Арктики — новый яркий пример мужества и героизма советских людей, воспитанных партией Ленина.
Думается, следует привести строки из передовой газеты «Правда» от 17 мая 1941 года: «Высокоширотная экспедиция Черевичного и его друзей еще раз показала героизм советских летчиков и ученых.... Они завоевали пространства, которые считались недоступными. В основе их подвига — настойчивый, повседневный труд и стремление идти вперед, всегда вперед».
Сегодняшнюю Арктику невозможно представить без авиации: у нее здесь много забот, наверное, больше, чем в других районах страны. Летчики Полярного управления гражданской авиации СССР обеспечивают работу дрейфующих станций, расположенных на льду Центрального полярного бассейна, — доставляют на них продовольствие, горючее, необходимое оборудование. Полярная авиация Аэрофлота осуществляет ледовую разведку и проводку десятков караванов судов, идущих в различные порты по Северному морскому пути, занимается расстановкой автоматических метеостанций, позволяющих прогнозировать погоду на всей территории страны.
Летчики — активные помощники разведчиков недр. В поисках новых подземных кладовых самолеты и вертолеты доставляют геологов в труднодоступные районы, обеспечивают их всем необходимый.
И еще одну нелегкую задачу успешно решают летчики Полярного управления гражданской авиации СССР. Тысячи тонн овощей и фруктов для жителей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока перевозят они из южных районов страны.
Большую роль играет Полярная авиация в жизни чукчей, эскимосов, инганасанов и других народностей Севера. Самолеты доставляют детей из колхозов и поселков, отстоящих друг от друга иногда на многие сотни километров, в школы-интернаты, врачей в тундру и на острова, вывозят больных на материк. Нет на Крайнем Севере такого населенного пункта, куда бы полярные летчики не привозили почту, газеты и журналы, кинофильмы. Каждое лето тысячи детей тружеников Заполярья отправляются самолетами в пионерские лагеря, дома отдыха, санатории Крыма и Черноморского побережья Кавказа.
Неузнаваено изменилось Заполярье за время, прошедшее с октября 1917 года. Здесь выросло много благоустроенных городов и населенных пунктов. Прошлое, настоящее и будущее Норильска и Певека, Тикси и Анадыря, Диксона и Магадана, как и многих других городов и поселков, связано с Полярной авиацией Аэрофлота. Сейчас за Полярным кругом проложены десятки воздушных дорог. Заполярье связано с Москвой и рядом других крупных промышленных и культурных центров Советского Союза прямым воздушным сообщением. Северная воздушная магистраль — одна из наиболее протяженных в мире — соединяет Норильск, Магадан, Тикси, Черский и Анадырь со столицей нашей Родины. Быстроходный комфортабельный ИЛ-18 в считанные часы доставит Вас из Москвы в любой из этих населенных пунктов.
Самолетом Вы можете прилететь и в Уэлен — самый восточный населенный пункт страны, жители которого первыми встречают каждый новый день Родины.
Для воздушного путешественника город, в который он летит, начинается с аэропорта. Если Вы еще не бывали в Заполярье и сейчас, сидя в удобном кресле ИЛ-18, направляетесь по служебным делам в один из полярных центров, знакомство с ним Вы обязательно начнете с аэропорта. Отметим, что многие заполярные города имеют хорошо оборудованные, благоустроенные аэропорты с комнатами отдыха, камерами хранения багажа, почтой и телеграфом. Здесь Вы отдохнете, получите свежие газеты и журналы, отсюда Вы можете дать телеграмму на предприятие или учреждение, в котором работаете, связаться по телефону с семьей.
Авиация прочно вошла в быт жителей Заполярья. И отнюдь не случайно. Воздушный транспорт в этих условиях наиболее дешевый, экономически выгодный. Он способствует быстрейшему развитию производительных сил Крайнего Севера, расширению связей этого огромного района с другими районами страны.
С Арктикой Полярную авиацию Аэрофлота связывают четыре десятилетия, а вот Антарктида, прежде очень далекая от Советского Союза, стала близкой сравнительно недавно, с 1962 года. Тогда самолеты ИЛ-18 и АН-12 Полярной авиации проложили первую воздушную дорогу на шестой континент планеты. Новая сверхдальняя трасса пролегает над просторами Европы, Азии, Австралии, Антарктиды и водами двух океанов.
В исследовании Антарктиды, как и Арктики, широко используются вертолеты. Они соединяют между собой микропоселки и экспедиции шестого континента. Кстати, вертолеты — помощники ледокольных судов, работающих в арктических морях, и китобойных флотилий, ведущих промысел у берегов Антарктиды. И в том, что наши китобои всегда возвращаются в родные порты с хорошей добычей, немалая заслуга винтокрылых разведчиков.
И сегодня над Арктикой и Антарктидой явственно слышен гул авиационных моторов. Это значит, что штурм белого безмолвия продолжается...