ЧАЙКА СВ » 04 Апрель 2016 16:25
Из книги Михаила Бычкова: "Из дневника штурмана Полярной Авиации"
Июль 1960 – июль 1961 года. Время интенсивного привыкания к условиям Севера. Полёты, полёты. За этот год впитал из рассказов бывалых полярников, а их, слава Богу, ещё много активно работают и передают свой богатейший и неоценимый опыт «новобранцам» Полярки, столько нового и интересного, что хватило бы на много книжек. Ах, жаль, не записывал, память на фамилии худа.
Дневники начинал писать много раз. Но, прочитав, стеснялся своих же мыслей об увиденном и пережитом. И уничтожал написанное. Попробовать снова, что ли?
21 августа. Работаем в Усть-Каре. Аэрогеодезическая съёмка на Ан-2. Командир Анатолий Фёдорович Макарцев. На Ан-2 летает давно. Был в составе одной из дрейфующих полярных станций. Очень трудно для штурмана. Высота полёта 30 метров над рельефом. Гласы надо выдерживать точно, без смещения, Расстояние между галсами 250 метров. Полёты по 6 часов в день. Правого лётчика в составе экипаже нет, на его месте сидеть мне, штурману.
В первый раз прилетели на эту работу в июле. Сделали 32 вылета и скапотировали (перевернулись на посадке через нос самолёта). Самолёт поломали, сами отделались лёгким испугом и малой кровью геологов. Месяц были в Москве. Сейчас опять здесь в том же составе экипажа.
Сделали 4 вылета, и все неудачно. То отказала мат часть геологов, расположенная в салоне, то вдруг заболел Саша Батынков, наш бортмеханик, то опять матчасть. Больше 2 часов в день не налётывали.
Материальное положение складывается трудное. Получил за июль оклад 75 рублей и взял аванс для питания в Каре 100 рублей. Жена выкручивается. Много ушло на переезд из Монино в Долгопрудный. Теперь туго.
25августа. Прилетел в Кару замполит 254 авиаотряда Тютюнкин. Летит сейчас с нами. Наверное, хочет посмотреть, проверить взаимодействие в экипаже. И взаимопонимание. Это после моей объяснительной, где я заявил об отказе летать с Макарцевым, часто и помногу «закладывающего за воротник». Это чревато. Наш июльский капот по его вине. Стычки и сейчас с ним происходят. Стараюсь их избегать.
4 Сентября. Встали сегодня рано. Но собирались на аэродром долго. Вылетели в 7.20. Сильный ветер, болтанка. Под конец галса на пути встала обрывистая гора.
До обрыва оставалось недалеко, когда командир перевёл самолёт в набор. Высота полёта 20 метров. Высота обрыва 150 метров. Тёмной массой он всё ближе, грозно надвигался на маленький, словно букашка, самолёт. Нервы напряжены до предела. Надо выдержать, не спасовать, не отвернуть или не передёрнуть за критический угол атаки крыла. Стрелка вариометра уже зашкалила. Никакие инструкции не предусматривают таких режимов. Стена всё больше. Все в экипаже подались вперёд, напрягая до предела мышцы, будто помогая самолёту подниматься.
Самолёт прошёл над вершиной на 3 -5 метров. Сразу все заговорили. Только теперь все почувствовали, что устали, что мышцы болят, будто после долгой тяжёлой работы.
9 сентября. Погода плохая. Условия полётов очень тяжёлые. Часто на пути попадаем в снежные заряды на малых высотах. Это не безопасно. Сделали два секущих маршрута в сложных условиях. Сознательно идут на нарушения, чтобы закончить работу, выполнить план, покрыть всю площадь съёмки.
Горючего в Каре опять не дают. Придётся на заправку летать в Воркуту. Будут большие подлёты.
12 сентября. Сегодня на нашем самолёте выполняются 100-часовые регламентные работы. Поэтому не летаем. 6 часов подряд бродил с ружьём по тундре. Охотился. Какое разнообразие живности! Утки, грациозные лебеди. В первый раз увидел вольных чёрных лебедей. Подстрелил уточку. Попытки испечь по-охотничьи, в глине, не увенчались успехом. Дичь получилась горькой.
А как приятно ступать по мягкому ковру из мха! Море морошки. Но ещё больше комаров.
Макарцев становится невыносимым. Вчера опять напился, стал приставать к Саше, ругаясь матерно. Выпрашивал у него спирт из неприкосновенного аварийного запаса. Саша хотел отказаться работать с ним. Еле уговорил не идти на конфликт, осталось работать 2-3 лётных смены.
Октябрь – ноябрь был в отпуске. Гулял дома, в Долгопрудном. В кругу детей. Ведь с ними так редко виделся за год.
11 января 1962 года. Работаю на перевозках из Тикси. Самолёт Ли-2 № 04372, командир Каш Алексей Аркадьевич. Из дома вылетели 24 декабря. С той поры налетали 66 часов. Условия сложные. Полярная ночь. Радионавигационное обеспечение отдельных площадок на которых приходится садиться, мягко выражаясь, слабое. По сути – никакое.
Сейчас везём рыбу из Устье-Оленька в Мирный – город алмазов. Через 30 минут будем там. Впервые за время работы увидели солнце. Здесь широта 62 градуса.
14 января. Вчера летали в Алдан – город золотопромышленников. Перед этим ночевали в Якутске. Город большой, современный аэродром. Хороший профилакторий для лётного состава.
Налетали 93 часа. Осталось 57. Из них 20 часов на перелёт домой.