© Обойщиков К.А. НА ДОРОГАХ ПОБЕДЫ
Из Ягодника наша эскадрилья капитана Щербакова перебазировалась. на аэродром вблизи селения Поной на восточной окраине Кольского полуострова. Этот небольшой, в несколько дворов поселок расположился в глубоком ущелье у самой реки. Вокруг него на сотни километров нет других населенных пунктов, поэтому Поной нанесен на картах любых масштабов.
Аэродром был построен перед войной, как ходили слухи, врагами народа, так как направление взлетно-посадочной полосы было выбрано со злым умыслом и постоянные боковые ветры чрезвычайно мешали посадке нередко приводя к авариям самолетов. Но скорее всего это было очередное доказательство того, что мы прежде делаем и только потом думаем.
Из Ягодника наша эскадрилья капитана Щербакова перебазировалась. на аэродром вблизи селения Поной на восточной окраине Кольского полуострова. Этот небольшой, в несколько дворов поселок расположился в глубоком ущелье у самой реки. Вокруг него на сотни километров нет других населенных пунктов, поэтому Поной нанесен на картах любых масштабов.
Аэродром был построен перед войной, как ходили слухи, врагами народа, так как направление взлетно-посадочной полосы было выбрано со злым умыслом и постоянные боковые ветры чрезвычайно мешали посадке нередко приводя к авариям самолетов. Но скорее всего это было очередное доказательство того, что мы прежде делаем и только потом думаем.
© Источник "Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы. Выпуск 4.
Составитель и научный редактор М. Н. Супрун, Архангельск. 2000 г
НЕМЕЦКАЯ РАЗВЕДКА О РУССКОМ СЕВЕРЕ, 1939—1943 гг.
ИЗ "СБОРНОЙ ПАПКИ О ТЫЛОВОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВНИКА ПЕРЕД 20-м ГОРНЫМ КОРПУСОМ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.02.1943 г." —
SAMMELMAPPE UBER DAS RUCKWARTIGE FEINDGEBIET VOR (GEB.) А. О. К. 20. STAND VOM 1.2.1943)
NARA. RG. T. 312. 20 (Geb) A.O.K.P. 274-330. Подлинник. Перевод Р. Ю. Болдырева. Публикация М. Н. Супруна
9. Устье Поноя (см. эскиз 30a)*.
На северном берегу дельты маленькая хорошая пристань для парома, большие суда должны сниматься с якоря на расстоянии примерно 800 м от устья Поноя. В гавани несколько бараков, в 3-3,5 км вверх по реке большое барачное поселение с пристанью, складскими, казарменными и штабными бараками.
Маленькая электростанция с котельной и машинным отделением, кабельный мост (Kabelbrucke) и трансформаторное и распределительное отделение (поставщик электричества для укреплений). Радиостанция и расположенная дальше высокая передающая антенна. Маленький склад лесоматериалов с наклонным подъемом от реки. В окрестностях многочисленные полевые укрепления, окопы, доты, ячейки, на северо-востоке тяжелая артиллерийская позиция в постройке.
На восток лежат, недалеко от берега, 2-3 тяжелых орудийных дота из железобетона, калибр, вероятно, 30,5 см, дальность стрельбы 45-60 км. Две других позиции береговых орудий, по-видимому, в постройке. Доты, полевые укрепления, окопы и кабельные траншеи между позициями. Летом 1942 года оживленная строительная деятельность.
Вдоль северного берега реки Поной ведет исправная, покрытая щебнем дорога с кюветами на примерно 16—18 км в глубь территории, справа и слева от дороги доты и полевые укрепления. В конце дороги, на северном берегу ущелистой, изрезанной реки, расположен аэродром Поной, занятый самолетами-разведчиками, истребителями и бомбардировщиками. Вокруг казарменные бараки и склады.
На правом берегу реки, на расстоянии примерно 14-15 км от устья, старое рыбачье поселение Поной. Напротив казарменные бараки летчиков.
Составитель и научный редактор М. Н. Супрун, Архангельск. 2000 г
НЕМЕЦКАЯ РАЗВЕДКА О РУССКОМ СЕВЕРЕ, 1939—1943 гг.
ИЗ "СБОРНОЙ ПАПКИ О ТЫЛОВОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВНИКА ПЕРЕД 20-м ГОРНЫМ КОРПУСОМ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.02.1943 г." —
SAMMELMAPPE UBER DAS RUCKWARTIGE FEINDGEBIET VOR (GEB.) А. О. К. 20. STAND VOM 1.2.1943)
NARA. RG. T. 312. 20 (Geb) A.O.K.P. 274-330. Подлинник. Перевод Р. Ю. Болдырева. Публикация М. Н. Супруна
9. Устье Поноя (см. эскиз 30a)*.
На северном берегу дельты маленькая хорошая пристань для парома, большие суда должны сниматься с якоря на расстоянии примерно 800 м от устья Поноя. В гавани несколько бараков, в 3-3,5 км вверх по реке большое барачное поселение с пристанью, складскими, казарменными и штабными бараками.
Маленькая электростанция с котельной и машинным отделением, кабельный мост (Kabelbrucke) и трансформаторное и распределительное отделение (поставщик электричества для укреплений). Радиостанция и расположенная дальше высокая передающая антенна. Маленький склад лесоматериалов с наклонным подъемом от реки. В окрестностях многочисленные полевые укрепления, окопы, доты, ячейки, на северо-востоке тяжелая артиллерийская позиция в постройке.
На восток лежат, недалеко от берега, 2-3 тяжелых орудийных дота из железобетона, калибр, вероятно, 30,5 см, дальность стрельбы 45-60 км. Две других позиции береговых орудий, по-видимому, в постройке. Доты, полевые укрепления, окопы и кабельные траншеи между позициями. Летом 1942 года оживленная строительная деятельность.
Вдоль северного берега реки Поной ведет исправная, покрытая щебнем дорога с кюветами на примерно 16—18 км в глубь территории, справа и слева от дороги доты и полевые укрепления. В конце дороги, на северном берегу ущелистой, изрезанной реки, расположен аэродром Поной, занятый самолетами-разведчиками, истребителями и бомбардировщиками. Вокруг казарменные бараки и склады.
На правом берегу реки, на расстоянии примерно 14-15 км от устья, старое рыбачье поселение Поной. Напротив казарменные бараки летчиков.