"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Наиболее интересные новости и их обсуждение. События из жизни "Полярной Почты"

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Октябрь 2011 10:44

Мне, как в некотором смысле связисту, тема особенно близка, понятна и интересна.
"Севморпуть" становится и крупной информационно-транспортной магистралью.




Россия проложит линию связи в Арктике
Подводная кабельная система, проложенная вдоль российского северного побережья, свяжет Европу и Азию
Татьяна Шадрина "Российская газета" - http://www.rg.ru 15.10.2011, 11:50
http://www.rg.ru/2011/10/15/arktika-site.html

    Уже в следующем году Россия может начать подготовку к строительству линии связи в Арктике.

    Технический проект "Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС) был одобрен на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации в конце прошлой недели.

    Теперь разработчикам проекта необходимо собрать необходимые средства. А они не малые, чтобы протянуть кабель по дну океана, понадобится, по предварительным оценкам, 145 миллионов долларов. Трасса должна соединить Лондон и Токио. В США также считают, что появление новых подводных линий связи должно повысить безопасность интернет-сетей в целом. Однако у отечественного проекта есть реальный конкурент из Америки - ArcticLink, который обеспечивает выход на Европу из Азии через Атлантический и Тихий океан, предостерегают эксперты. Пока он перегоняет 95 процентов всего трафика на этом направлении.

    Укрепление северных границ России - стратегически важная тема, отметил во время обсуждения проекта глава комиссии Игорь Щеголев. Согласно решению Совбеза, необходимо развивать информационно-коммуникационную среду в Арктике, напомнил он. Но проведение подводных кабельных линий связи - это сложная задача, поэтому при ее решении целесообразно исходить из инструментов государственно-частного партнерства, считает глава минкомсвязи Игорь Щеголев.

    Беспрецедентной рост объемов трафика между Азией и Европой, по словам замгендиректора "Поларнет Проект" Руслана Саушкина позволяет рассчитывать на предварительную продажу емкостей. Уже ведутся переговоры по заключению контрактов на 15 лет и стоимостью в 470 миллионов долларов. Такого рода предварительные продажи емкостей операторам связи могут окупить проект еще на этапе строительства, отметил он. Параллельно идут переговоры и с инвесторами о вхождении в уставной капитал проекта. До конца года все вопросы финансирования разработчик проекта намерен завершить.

    Само строительство подводной кабельной системы РОТАКС планируется в течение 2013-2014 годов по единственному из оставшихся неосвоенными географических маршрутов между Европой и Азией, которые проходят вблизи Арктического и Дальневосточного побережий России. Протяженность предлагаемого маршрута, по его словам, на 7 тысяч километров меньше, чем альтернативный вариант через Индийский океан и территорию США.

    "На фоне возрастающего интереса наших соседей к освоению Арктики задача скорейшего обустройства транспортной, пограничной телекоммуникационной инфраструктуры является чрезвычайно важным для обеспечения национальных интересов и безопасности в Арктическом регионе России", - отметил Саушкин. По его словам, РОТАКС позволит эффективно осваивать стратегически важные территории России, а три пункта регенерации - в Мурманске, Анадыре и Владивостоке - обеспечит полный контроль управления кабельной системой с территории России. При этом скорость передачи сигнала будет выше, чем у конкурирующих проектов, а гарантируемый срок эксплуатации системы составит 25 лет. Маршрут спроектирован на максимально возможных глубинах, что обезопасит от возможных повреждений, в том числе и льдом.

    В будущем рассматривается возможность сделать прямой выход на Китай. Стоимость строительства отдельной подводной кабельной системы по арктическому маршруту предварительно оценивается в 145 миллионов рублей, если же сделать ответвления к отдаленным территориям России, то стоимость дальневосточного сегмента может сократиться на 50 миллионов долларов.

    Первый этап трансарктического строительства в российской экономической зоне Северного Ледовитого и Тихого океанов по трассе Бьюд (Англия), Мурманск, Анадырь, Владивосток, Токио оценивается в 860 миллионов долларов. Второй этап - прокладка отводов на побережье российской Арктики и Дальнего Востока - в 500 миллионов долларов. Третий этап станет сухопутным. Строительство будет вестись в партнерстве с компанией "Транснефть" (500 миллионов долларов). Проект позволит России войти в клуб глобальный операторов подводных кабельных систем и успешно конкурировать на глобальном рынке пропускной способности.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение SVF » 17 Октябрь 2011 10:59

 IMG_0057.JPG
Интересно, что еще в 2003 г. (август-сентябрь) была проведена экспедиция по обследованию дна на трассе прокладке кабеля.
В экспедиции принимали участие а/л "Советский Союз" (капитан А.М. Спирин) и т/х "Кола" (капитан Э.М. Шацбергер). Все научное оборудование было установлено на "Коле" (эхолоты и пр.). Проехали по трассе прокладки кабеля сначала с запада на восток, потом обратно.
После этого, в ближайшие три года планировалась прокладка кабеля, но дело заглохло. А теперь реанимировалось. Ну и хорошо :)

Фотография из той экспедиции.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Ноябрь 2011 11:01

Трансарктический кабель РОТАКС готов пойти по дну
Правительственная комиссия одобрила строительство российской кабельной системы РОТАКС, но риски для инвестирования в нее слишком высоки
Алексей Есауленко | «Computerworld Россия» , № 27, 2011 | http://www.osp.ru/cw/2011/27/13011245/

    Правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации поддержала проект строительства Российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС). Эта амбициозная идея, более 10 лет вынашиваемая частной компанией «Поларнет Проект», возможно, как никогда близка к своей реализации.
    Как заявил на комиссии заместитель генерального директора ЗАО «Поларнет Проект» Руслан Саушкин, подводную кабельную систему РОТАКС планируется построить в течение 2012-2014 годов. В окончательном варианте предусмотрено строительство подводной оптической DWDM-системы от Лондона до Токио с тремя пунктами оптической регенерации — в Мурманске, Анадыре и Владивостоке. Такое решение должно обеспечить полный контроль и управление кабельной системой с территории России и защиту ее национальных интересов в Арктике и на Дальнем Востоке. От магистральной части системы планируется строительство десяти кабельных отводов в сторону российского побережья. Эти планы увязываются с решениями морской коллегии Совета безопасности России по освоению экономического потенциала Заполярья, предусматривающими строительство и модернизацию морских портов и развитие круглогодичного судоходства по Северному морскому пути.

    Общая протяженность РОТАКС должна составить 17 тыс. км. На магистрали будет действовать DWDM-система, обеспечивающая передачу в каждой паре волокон 40 длин волн, пропускной способностью 40 Гбит/с каждая. Система комплектуется шестью парами волокон, поэтому ее суммарная пропускная способность составит 9,6 Тбит/с. Одна пара волокон резервируется для строительства отводов.

    Преимущество РОТАКС состоит в том, что она на 7 тыс. км короче, чем альтернативные маршруты через Индийский океан и территорию США. Это обеспечивает низкий показатель задержки оптического сигнала — от Лондона до Токио он составит примерно 190 мс (миллисекунд), что значительно меньше, чем на существующих альтернативных маршрутах через Индийский океан (320 мс) и территорию США (310 мс).

    Строительство системы планируется осуществить в три этапа. Сначала вдоль наших северных и восточных границ должна быть проложена подводная оптическая магистраль из Великобритании в Японию. Ориентировочная стоимость этого этапа составит 860 млн долл. Затем от магистрали пойдут кабельные отводы к российскому побережью, на что потребуется чуть меньшая сумма — 500 млн долл. На третьем этапе планируется совместно с компанией «Транснефть» проложить сухопутную часть РОТАКС, замкнув таким образом национальное магистральное оптическое кольцо. Стоимость завершающего этапа оценивается в 500 млн долл. Таким образом суммарная стоимость РОТАКС приближается к 2 млрд долл.

    Проект имеет три уязвимые точки, первая из которых — физического свойства. Известно, что 90% отказов подводных кабельных линий происходит из-за внешних воздействий, например при повреждении рыболовецкими тралами или якорями судов. Магистраль РОТАКС спроектирована на максимально возможных глубинах (более 70 м) и удалена от трассы Северного морского пути. Но подводные кабельные отводы от магистрали на побережье придется прокладывать по мелководью. На этих участках, по признанию самого Саушкина, велик риск повреждения кабеля при всплытии донного льда и экзарации (ледникового смещения) донных грунтов. И хотя для минимизации риска намечены дополнительные морские изыскания, а сам кабель на опасных участках планируется армировать и заглублять в грунт, даже неспециалисту понятно: надежность такой системы остается под вопросом. Ведь ремонт удастся осуществить лишь через несколько недель после повреждения, когда на место аварии прибудет специальная экспедиция. А если обрыв произойдет в зимний период? В сложной ледовой обстановке ремонтные работы, вероятнее всего, провести вообще не удастся. Не нужно объяснять, каковы будут репутационные и финансовые потери владельцев кабельной системы в этом случае.

    Вторую уязвимость РОТАКС определяют сложности с финансированием проекта. Напомним, по предварительным оценкам, стоимость работ составит 1,86 млрд долл. До сих пор инициаторам проекта не удалось привлечь необходимые средства. Теперь же, получив поддержку властей в виде положительного решения комиссии (которое, правда, не подразумевает никаких юридических или финансовых гарантий со стороны государства), представители «Поларнет Проект» рассчитывают на положительный исход переговоров с инвесторами. Эти переговоры должны завершиться уже в декабре, утверждает Саушкин.

    Но самое слабое звено проекта РОТАКС — его коммерческое обоснование. В компании рассчитывают на «беспрецедентный рост спроса на рынке магистральной емкости». В «Поларнет Проект» надеются выручить за один терабитный канал от Лондона до Токио 474 млн долл. (на условиях 15-летнего контракта), что, как утверждает Саушкин, позволит окупить затраты на проект РОТАКС уже на этапе строительства системы.

    Эти планы выглядят слишком оптимистично. По прогнозам Yankee Group, общий спрос на транзитную емкость в направлении «Европа — Азия» составит к 2015 году всего 1,6 Тбит/с (а планируемая производительность РОТАКС — 9,6 Тбит/с). Нужно также учесть, что на рынке сложилась устойчивая многолетняя тенденция к снижению тарифов на магистральную емкость. И упования на то, что кабельные отводы РОТАКС к побережью будут востребованы в связи с объявленными планами России возобновить активное освоение богатств арктического региона, могут оказаться несбыточными. Например, в регионе может произойти неожиданное похолодание или задумки властей окажутся скорректированными вследствие экономического кризиса.

    Наконец, РОТАКС вступает в конкуренцию с подводными кабельными сетями зарубежных операторов и с российскими «сухопутными» представителями рынка евро-азиатского телекоммуникационного транзита. К числу последних относятся «Рос­телеком», ТТК и «Синтерра» (теперь принадлежит «Мега­Фону»). Каждый из этих игроков способен относительно небольшими финансовыми усилиями поднять канальную емкость своей магистральной сети на порядок. К примеру, «Ростелеком» уже реализует проект по расширению емкости своих магистральных оптических каналов на основе технологии 100G. Эта технология позволяет осуществлять передачу данных со скоростью 100 Гбит/с на каждой из 80 длин волн уже существующей оптической магистрали. И это не предел, поскольку прогресс в области оптических линий связи набирает обороты. Очевидно, что в этих условиях модернизация существующих наземных каналов для удовлетворения спроса на магистральную емкость в направлении «Лондон-Токио» обойдется значительно дешевле, чем строительство РОТАКС.

    И вряд ли потенциальные спонсоры оставят без внимания все вышеперечисленные аспекты. А значит, говорить о начале практической реализации этого рискованного проекта как о свершившемся факте все еще преждевременно.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение insp2 » 20 Ноябрь 2011 11:44

SVF пишет:
IMG_0057.JPG
Интересно, что еще в 2003 г. (август-сентябрь) была проведена экспедиция по обследованию дна на трассе прокладке кабеля.
В экспедиции принимали участие а/л "Советский Союз" (капитан А.М. Спирин) и т/х "Кола" (капитан Э.М. Шацбергер). Все научное оборудование было установлено на "Коле" (эхолоты и пр.). Проехали по трассе прокладки кабеля сначала с запада на восток, потом обратно.
После этого, в ближайшие три года планировалась прокладка кабеля, но дело заглохло. А теперь реанимировалось. Ну и хорошо :)

Фотография из той экспедиции.

Но та экспедиция была организована на японские или норвежские деньги.Хорошо бы об этом спросить Эмиля Мозусовича Шацбергера. Он сейчас на пенсии и преподает в ЛВИМУ. И скрывать ему теперь наверно нечего, ведь подписки он японцам не давал.Он кажется в том рейсе был капитаном-наставником,а капитаном наверно был штатный капитан Соколов А.И.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Декабрь 2011 14:52

Изображение
Гонка арктических маршрутов
22.12.2011 Автор: Анатолий Теплаков http://nag.ru/go/text/21537/

    Глобальное потепление, которым эксперты пугают мировые правительства, играет на руку телекоммуникационным компаниям, открывая для них Арктику на маршруте из Азии в Европу. Проложить подводный кабель, который обеспечит низкую задержку между Северным Китаем и Японией в Северную Европу планируют в Arctic Fibre Inc, международном консорциуме со штаб квартирой в Канаде. Маршрут трассы пройдет путем Северно-Западного прохода вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.

    Общая протяженность маршрута составит 15 840 км, а общая емкость системы 6,4 Тбит/сек (4 пары волокна x 40λ x 40 Гбит/сек). Изначально планировалось начать работы в 2011 году и закончить их в 2013. Правда, сроки теперь немного сместились. Только недавно был объявлен один из подрядчиков. Инженерные системы для подводных работ будет предоставлять WFN Strategies. Завершить работы по прокладке кабеля планируется в третьем квартале 2014 года.

    Второй проект анонсирован в России компанией «Поларнет Проект» при поддержке Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации. Строительство Российской трансарктической кабельной системы по маршруту Бьюд (Великобритания) - Мурманск - Анадырь - Владивосток – Токио протяженностью порядка 17 тыс. км планируется начать в I квартале 2012 года, как пояснил гендиректор «Поларнет проекта» Руслан Саушкин корреспонденту Comnews.

    Что интересно, оба проекта в ряду задач заявляют о своей роли в освоении Арктики и обеспечения национальной безопасности. К примеру, по проекту Arctic Fibre Inc. необходимая полоса пропускания будет выделена для Департамента национальной обороны Канады и новой арктической научно-исследовательской станции, расположенной в Кембриджском заливе. Тем не менее, главное преимущество обеих проектов построено на низкой задержке между Европой и Азией. Конкурент российского проекта обещает сделать ее не более чем в 90 мс. Учитывая, что оба проекта планируют выйти на рынок примерно одновременно, будет интересно посмотреть, кто в гонке Арктических маршрутов займет первое место на финише.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Arctic Fibre

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Март 2012 18:44

"Конкуренты"
http://www.miks.ru/news/news_otrasli/4250993.html

    Кабель от Токио до Лондона пойдет через Арктику

    Прокладка волоконно-оптического кабеля Лондон-Токио через канадскую Арктику может начаться уже в будущем году. Стоимость проекта оценивается в 640 млн долларов.
    Как сообщил президент торонтской компании Arctic Fibre Inc Дуг Каннингэм, недавние обсуждения этого проекта с представителями канадских властей на федеральном уровне и на уровне провинций, а также с представителями телекоммуникационных компаний в Великобритании и Японии внушают оптимизм. По словам Каннингэма, он уже обратился за необходимыми разрешениями в Совет по экологической оценке территории Нунавут. Если проект будет утвержден, то первый участок кабеля будет проложен в ноябре будущего года от Ньюфаундленда до Баффиновой Земли.
    Оптико-волоконный кабель протяженностью 15 тыс километров пройдет, по данным информационного агентства Postmedia News, от конечной станции на побережье Корнуолла по дну Атлантики, по проливам Северо-Западного прохода через канадский арктический архипелаг и далее - через море Бофорта в Тихий океан. Прокладка кабеля, отмечает агентство, "ускорит передачу информации в глобальном масштабе и произведет революционные изменения в связи на Крайнем Севере".

    Как сообщил президент Arctic Fibre, правительство Канады "действует достаточно быстро" с тем, чтобы расширить возможности связи в Арктике и таким образом укрепить канадский суверенитет на крайнем Севере. "Для базы министерства обороны в Кембридж-Бэй /территория Нунавут/ необходимы дополнительные возможности организации связи, - отметил Каннингэм. - такие же потребности возникнут и у персонала канадского исследовательского центра, который планируется создать в Арктике". Именно поэтому, пояснил он, проект предусматривает создание промежуточной станции связи на трассе волоконно-оптического кабеля в Кембридж-Бэй, в 6700 километрах от Лондона и в 8100 километрах от Токио. Компания Arctic Fibre уже объявила о том, что американская консультационная компания AP Telecom будет заниматься решением "множества вопросов, которые возникнут при реализации проекта".

    Планы прокладки волоконно-оптического кабеля через канадскую территорию рассматривает и американская компания Arctic Cable Company со штаб-квартирой на Аляске. В 2010 году она представила проект прокладки кабеля по маршруту Лондон-Токио стоимостью 1,2 млрд долларов, который должен пройти по дну проливов к северу от Баффиновой Земли.

    Источник: ТАСС телеком


http://www.ruscable.ru/news/2012/03/28/ ... ptovoloko/

    28.03.2012, 09:44
    Благодаря новым арктическим подводным оптоволоконным кабелям Европа станет ближе к Японии на целых 60 миллисекунд

    Уменьшение толщины арктических льдов, вызванное глобальными климатическими изменениями, имеет и положительные стороны. Северный Ледовитый океан теперь стал достаточно проходим для того, что бы суда-кабелеукладчики смогли проложить новые подводные кабели, которые будут напрямую связывать Лондон с Токио, города, находящиеся на противоположных полушариях Земного шара.

    Первым проектом из этой области является проект "Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС), реализацией которого занимается российская компания "Поларнет Проект". В рамках этого проекта, стоимостью около одного миллиарда долларов, от Лондона до Токио будет проложен кабель, содержащий 6 оптоволоконных каналов с пропускной способностью 1.6 Тбит/сек каждый. С использованием каналов передачи данных, обеспечиваемых прокладкой нового кабеля, минимальная задержка передачи от Токио в Лондон будет составлять 76,58 миллисекунд. Создание системы РОТАКС и начало прокладки подводных кабелей должно начаться во второй половине этого года.

    Соединение Arctic Fibre так же соединит Англию с Японией, но на этот раз вдоль северного побережья Североамериканского континента. Ширина полосы пропускания канала Arctic Fibre составит 6.4 Тбит/сек, а максимальное время задержки передачи между Токио и Лондоном будет равно приблизительно 168 миллисекунд. К сожалению, третий проект Arctic Link, воплощаемый в жизнь американской компанией Arctic Cable Company, который подобен проекту Arctic Fibre, был заморожен из-за недостаточного финансирования проекта, передает DailyTechInfo.

    В настоящее время Японию с Европой связывают наземные и подводные линии, проходящие через весьма оживленные морские пути на Ближнем Востоке и в Азии. Морское судно, бросившее якорь в неудачном месте, может с легкостью повредить коммуникационный кабель и разорвать связь между полушариями земного шара. Арктические маршруты, проходящие в пустынных местах, имеют меньшую вероятность получить случайные повреждения. Помимо этого кабельные трассы арктических маршрутов намного короче.

    Конечно, прокладка кабелей в водах Северного Ледовитого океана является делом весьма сложным, несмотря на уменьшение толщины льдов. Обычные суда-кабелеукладчики рассчитаны на работу в более теплом климате, таким образом, работать и передвигаться они смогут только в сопровождении судов-ледоколов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Март 2012 18:46

http://www.comnews.ru/node/62794

    Государство инвестирует в РОТАКС
    ПАВЕЛ СКОКОВ © COMNEWS

    15.03.2012 Строительство российской трансарктической кабельной системы (РОТАКС) начнется в апреле 2012 г. и завершится в 2014 г. Инвестиции в проект составят около $800 млн, из которых около $150 млн будет выделено правительством РФ.
    Об этом вчера на III Международной конференции "Развитие телекоммуникационных магистральных транспортных сетей в России - TransNet Russia'2012" сообщил заместитель генерального директора ЗАО "Поларнет Проект" Руслан Саушкин. Эта компания является инициатором проекта РОТАКС.
    Строительство кабельной системы будет вестись в российской экономической зоне Северного Ледовитого и Тихого океанов. РОТАКС пройдет по маршруту Лондон - Мурманск - Анадырь - Владивосток - Токио. Общая протяженность кабельной системы составит около 15 тыс. км.
    Руслан Саушкин рассказал, что проект РОТАКС не просто организует транзит трафика между Лондоном и Токио, но и обеспечит связью российское Заполярье и Дальний Восток, где пока приходится полагаться в основном на спутниковые ресурсы. По его словам, по мере строительства кабельной системы судами СА-15 также будут проложены кабельные отводы на побережье российской Арктики и Дальнего Востока. Общая протяженность подводов составит около 2 тыс. км. Их строительство обойдется приблизительно в $120 млн.
    Общие инвестиции в проект составят около $800 млн. Из них около $150 млн выделит государство, остальную часть проекта профинансируют сторонние инвесторы. Руслан Саушкин не исключил, что финансирование будет осуществлено при участии, например, Внешэкономбанка или ВТБ. На государственные деньги будет построен дальневосточный участок кабельной системы РОТАКС. По словам представителя "Поларнет Проект", этот участок будет введен в эксплуатацию в первую очередь.
    По словам Руслана Саушкина, в конце 2011 г. компания приступила к выбору производителя оборудования, которое необходимо для реализации проекта. Представитель "Поларнет Проект" рассказал репортеру ComNews, что компания рассматривает решения производства Alcatel-Lucent, Huawei Marine Networks, Tyco Electronics.
    Руслан Саушкин полагает, что срок службы РОТАКС составит как минимум 25 лет. Он уверен, что проект может выйти на самоокупаемость уже в 2017-2018 гг., но при условии, что каналы РОТАКС будет загружены сразу после начала эксплуатации в 2014 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Создана карта подводных артерий Интернета

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2013 15:09

Создана карта подводных артерий Интернета
http://www.ichip.ru/novosti/internet-i- ... -interneta

 cable-map-2013-wp1600.JPG
Вот ссылка для любознательных
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение Юрий Клименко » 11 Февраль 2013 16:25

:tnxman:

Полагаете,что "закрытых" от публикаций схем подводных кабелей НЕ существует? 8)
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

"Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Февраль 2013 19:13

Полагаю, что до сих пор магистральные "водо- и говнотоки" под грифом :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Новости на "Полярной Почте"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения