Арктика и политика

Наиболее интересные новости и их обсуждение. События из жизни "Полярной Почты"
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Битва стран за Арктику набирает обороты

Сообщение Юрий Клименко » 30 Ноябрь 2012 22:09

http://barentsobserver.com/ru/2012/11/k ... essa-28-11

Китайцы запрыгнули на борт российского арктического экспресса

Государственная Китайская компания гражданского строительства присоединяется к развитию Белкомура, уже давно проектируемой железнодорожной линии, которая протянется по направлению к российскому арктическому побережью.


By
Atle Staalesen
28 ноября, 2012
Share on vk Share on email Share on print
Location:

Китайская строительная компания - крупное государственное предприятие, специализирующееся на инфраструктурных инвестициях - подписала меморандум о сотрудничестве с Республикой Коми. Основной целью соглашения является строительство железной дороги «Белкомур», которая соединит Пермь и Архангельск.

Меморандум был подписан в Шанхае заместителем губернатора Республики Коми Александром Буровым, сообщает пресс-релиз. Обе стороны сейчас готовы создать рабочую группу, которая должна «начать разработку механизма совместного осуществления проекта при содействии китайского и российского правительств».

Новое соглашение может стать поворотным пунктом в длинной истории трассы Белкомур. Строительная компания, ответственная за строительство новой железнодорожной ветки, в создание которой были вовлечены три российских региона, была основана в 1996 году. Но компания вскоре обанкротилась из-за отсутствия финансирования и политического интереса со стороны федеральных властей. В 2007 году региональные власти возобновили лоббирование проекта.

Если проект будет реализован, то новая железнодорожная линия сократит путь между регионами Сибири, Урала и российским северным портом Архангельск. Железнодорожная линия в длину будет составлять 1252 км, из которых остаётся построить ещё около 712 км. Общая стоимость проекта составляет почти 600 миллиардов рублей (15 млрд. евро), из которых более 80 процентов должно поступить из источников частного капитала.

Китайская компания гражданского строительства является крупным международным инвестором в сфере железнодорожной инфраструктуры. К концу 2011 года число проектов выполняемых строительной компанией составило 128, а суммарная стоимость контрактов составляет 8 млрд. 385 млн. долларов США, сообщает сайт компании. Львиная доля инвестиций компании направляется на развитие железнодорожной инфраструктуры в африканских странах.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Битва стран за Арктику набирает обороты

Сообщение Юрий Клименко » 04 Декабрь 2012 22:07

http://top.rbc.ru/economics/04/12/2012/834927.shtml
Д.Рогозин: Если Россия не защитит Арктику, то утратит суверенитет

Если Россия не сумеет защитить свои экономические интересы в Арктике, то уже к середине XXI века может прекратить существование как независимое государство. Об этом заявил сегодня на заседании Морской коллегии в Москве вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Он напомнил, что доля добавленной стоимости у работающих в Арктике российских предприятий и добывающих отраслей доходит до 60%. "Для сравнения: в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии - не более 15%, на Аляске и в арктической части Канады - около 30%, две трети совокупного богатства Арктики создается в России", - сказал вице-премьер.

Д.Рогозин подчеркнул, что ближе к середине века борьба за природные ресурсы будет приобретать "совсем нецивилизованные формы". Вице-премьер напомнил, что еще в 2008г., когда он работал постоянным представителем РФ при НАТО, тема Арктики звучала практически на каждом мероприятии Североатлантического союза.

"Под это подводилась большая научная подложка, обосновывались некие умозаключения относительно того, что климат меняется настолько быстро, что вот-вот растают льды, а значит, Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства", - добавил Д.Рогозин.

По его словам, это означает, что Североатлантический альянс будет обязан направить в эту зону свои корабли якобы для обеспечения гражданского судоходства и наглядно свидетельствует о том "магнетизме, который источает Арктический регион".

"Нам крайне важно расставить вешки, нам крайне важно расставить периметр наших национальных интересов в этом (Арктическом) регионе. Если мы этого не сделаем, мы проиграем борьбу за ресурсы, а значит, проиграем большую борьбу за право иметь собственный суверенитет, независимость", - заключил Д.Рогозин.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/economics/04/12/2012/834927.shtml
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Новая Большая Игра: Северный Ледовитый океан

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Декабрь 2012 18:02

перевод иносми.ру : http://pda.inosmi.ru/world/20121108/201934308.html?all

Новая Большая Игра*: Северный Ледовитый океан (The Diplomat, Япония)
The New Great Game: The Arctic Ocean By James R. Holmes

Изображение
08/11 15:22 Naval Diplomat на прошлой неделе снова переменил свои убеждения, когда на страницах Foreign Policy появился очерк о стратегических последствиях начала постоянной навигации в Северном Ледовитом океане. Бывший главный климатолог ВМС США прогнозирует, что этот арктический океан, по сути дела являющийся внутренним морем, через несколько десятилетий будет ежегодно полностью освобождаться ото льда примерно на месяц. Если так, то это открывает новые перспективы для коммерции и геополитического соперничества, по крайней мере - на какое-то время каждый год. Климатические изменения могут освободить Россию от ее вечных поисков круглогодичного выхода в море, придав российскому военно-морскому флоту новую стратегическую мобильность. С точки зрения Москвы, в этом есть и серьезный недостаток: российские северные рубежи станут уязвимыми со стороны моря.

В одной из своих работ, написанной в середине прошлого века, ученый из Йельского университета Николас Спикман (Nicholas Spykman), отмечал, что морское господство Британии когда-то зиждилось на превосходстве Королевских ВМС в окраинных и внутренних морях, омывающих евразийский континент. Соединенные Штаты, со своей стороны, сосредоточились на том, чтобы не дать потенциальному гегемону взять под свой контроль «периферийные земли» Западной Европы и Восточной Азии, которые стали бы для супостата тем плацдармом, с которого он мог угрожать Западному полушарию. В последние годы во внешней политике и стратегии США уже начали появляться британские нотки. Положение Соединенных Штатов в мире сегодня зависит от окружения Евразии с моря - точно так же, как столетие тому назад от этого зависело британское владычество.

Разработанная в 2007 году военно-морская стратегия США определяет зону Индийского океана в качестве одного из центров приложения американской морской силы. Вторым центром является западная часть Тихого океана. Вашингтон, очевидно, считает Атлантический океан достаточно безопасным и защищенным местом - и не без оснований. Там больше нет возможностей для того, чтобы какая-то доминирующая держава отобрала у Западной Европы контроль над этим океаном. Вот почему Америка повернула острие своей стратегии в сторону дальних морей. А как насчет судоходного Северного Ледовитого океана? Появление там новых морских путей добавит северный вектор к американским стратегическим расчетам, дополнив южный вектор, указывающий на юг Азии. Теперь периферийными землями впервые станет весь евразийский периметр, а Россия лишится непроходимого тыла. В геополитическую игру вступит весь контур евразийского континента.

Здесь есть над чем поразмыслить. В американских представлениях о периферийных землях наряду с традиционным направлением восток-запад появится новое - север-юг, если северные морские пути будут открываться регулярно и предсказуемо. Кроме того, существует и интерактивное измерение. Клаузевиц сравнивает международный конфликт с борьбой, участники которой стремятся выиграть стратегические преимущества. Но теперь борцам придется надевать пуховики, чтобы не пострадать от обморожения. Арктика может стать очередной ареной большой игры.


примечание:
* Больша́я игра́ (англ. The Great Game, другое русское название Турниры теней[1]) — империалистическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Центральной Азии (1813—1907).
Авторство термина «Большая игра» приписывают Артуру Конноли — офицеру британской секретной службы (был казнён в Бухаре 17 июня 1842). В широкий оборот он был введён британским писателем Редьярдом Киплингом в романе «Ким»[2].
Документальный сериал на трекере: Большая Игра (ОРТ) (8 серий)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Битва стран за Арктику набирает обороты

Сообщение Юрий Клименко » 13 Январь 2013 22:47

http://www.regnum.ru/news/polit/1612222.html?forprint
Опубликовано 19:01 11.01.2013
Документ: http://www.regnum.ru/news/1612222.html


Норвегия отреагировала на высказывание Дмитрия Рогозина "Дрожите, буржуи! Кирдык вам"

Министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде прокомментировал высказывание российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, сделанное последним в Twitter по поводу ввода в строй российского ВМФ новой ПЛАРБ "Юрий Долгорукий": "Дрожите, буржуи! Кирдык вам". Эспен Барт Эйде по этому поводу заметил: "Язык, оставшийся из риторики Холодной войны, используется слишком часто". Норвежского министра, по его словам, не волнует факт того, что русские вводят в строй для замены старых новые субмарины. Его тревожит риторика подобного рода. "Когда я был министром обороны, - вспоминал Эйде, - я также получил новые военные корабли - фрегаты. Но я выбрал другой способ коммуникации, чем это сделал Рогозин".

Эспен Барт Эйде 21 сентября 2012 года сменил на посту министра иностранных дел Норвегии Йонаса Гаре Стёре, перейдя на этот пост из министерства обороны. Упомянутые Эйде пять фрегатов типа "Нансен" являются лишь частью его деятельности по модернизации вооруженных сил Норвегии. Заметим, что упомянутые Эйде фрегаты являются одними из наиболее современных боевых кораблей этого класса в мире. Они имеют на вооружении единственную на Западе сверхзвуковую противокорабельную ракету. ВМФ Норвегии, в частности, располагает и шестью подводными лодками класса "Ула" постройки конца 1980-х - начала 1990-х годов. В настоящее время их модернизируют с целью продлить ресурс службы до 2020 года. Но гораздо внушительнее выглядят планы по модернизации ВВС Норвегии. Норвегия выделила $7 млрд евро на приобретение у США 56 новейших истребителей пятого поколения F35, способных с 2016 года нести тактическое ядерное оружие.

Что касается сухопутных частей, то в 2012 году Норвегия приступила к формированию специального батальона, приспособленного для ведения боевых действий в условиях Арктики.

С 12 по 21 марта 2012 года НАТО провел зимние военные учения "Cold Response" ("Холодный ответ") под норвежским руководством в северных губерниях Норвегии Нурланд и Трумс. Основной целью учений являлась отработка активных действий НАТО по мандату ООН в зимних условиях. В "Cold Response" приняли участие 16 тыс. солдат из 15-ти стран, в том числе, из не входящей в блок НАТО Швеции. Участники "Cold Response" практиковались в применении сил быстрого реагирования в кризисном районе, где им пришлось, по сценарию учения, иметь дело, как с интенсивными боевыми действиями, так и отражением террористических угроз и противостоянием мирным демонстрациям. Т. е., фактически, учения "Cold Response" являлись отработкой действий в зимних условиях оккупации враждебного "кризисного района".

Сразу же по окончании учений НАТО "Cold Response" 23 марта 2012 года министерство обороны Норвегии выпустило новый долгосрочный план для оборонного сектора страны, особое внимание в котором уделялось повышению оперативных возможностей норвежской армии. "Мы занимается поиском приемлемых для текущего момента решений. Перед собой мы поставили задачу занять лидирующие позиции в мире в вопросах действий в арктических условиях", - прокомментировал это событие в бытность тогда министром обороны Эспен Барт Эйде.

2 и 3 сентября 2012 года в городе Будё - военном центре Норвегии состоялось совещание министров иностранных дел и обороны пяти северных стран Европы (Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии). Совещание в норвежском Будё стало первым за всю историю военно-политическим совещанием стран формирующегося "Северного союза". По поводу прошедшего совещания тогдашний министр обороны Норвегии Эспен Барт Эйде заявил: "На севере - наши самые важные стратегические интересы. Здесь у нас имеются огромные пространства и ресурсы, и мы видим, что этот регион планеты играет все более важную роль".

Свое последнее заявление в ответ на комментарий Рогозина министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде сделал 10 января 2013 года в Киркенесе после проведенного семинара, посвященного 20-ти летней годовщине т. н. "Баренц сотрудничества". Семинар является частью мероприятий перед запланированным на июнь 2013 года саммитом в Киркенесе премьер-министров России, Норвегии, Швеции и Финляндии.

В то время как министр иностранных дел Норвегии находился в Киркенесе, с другой стороны границы "в российской части Баренцева региона" президент РФ Владимир Путин посещал главную базу российского Северного Флота город Североморск, а министр обороны Сергей Шойгу в городе Северодвинске присутствовал при подъеме флага на "Юрии Долгоруком".


P.S.Выделено мной
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Битва стран за Арктику набирает обороты

Сообщение Юрий Клименко » 30 Январь 2013 23:53

http://www.geopolitika.ru/news/nato-pro ... QmHPK4uPGg

НАТО проводит милитаризацию Арктики

среда, 30 января, 2013 - 15:00

Обеспокоенность этим выразила в интервью "Голосу России" Агнета Нордберг , вице-председатель Шведского совета мира, член комитета управления Международного бюро мира и член наблюдательного совета Глобальной сети против оружия и ядерных испытаний в космосе

Об экспансии НАТО, по ее мнению, может свидетельствовать проведение на территории скандинавских стран широкомасштабных военных маневров с участием многих государств, в первую очередь США.

В пример она привела учения "Nordic Air Meet", "Loyal Arrow" и "Cold Response". Практически каждый год в северных широтах НАТО проводит не менее двух крупных учений, резюмировала политик.

Агнета Нордберг выразила также обеспокоенность планами размещения у границ России радаров американской системы ПРО. По ее мнению, в настоящее время меняются способы ведения войн.

"Войны ведутся с помощью радаров и космических спутников", - сказала политик.

В пример она привела радар на Шпицбергене, который использовался в войне в Ливии.

"Это очень опасно, поскольку Шпицберген является зоной мира по соглашению, подписанному 14 странами. Но правительство Норвегии разрешило США разместить там радарные установки, а в сочетании со спутниками они используются для ведения войны", - подчеркнула Нордберг.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Битва стран за Арктику набирает обороты

Сообщение Юрий Клименко » 10 Февраль 2013 21:09

Если МИД РФ о претензиях на шельф в Арктике НЕ знает,то и к "битвам" неча готовиться??? 8)

http://www.arctic-info.ru/News/Page/v-m ... skii-sel_f
В МИД России не знают о претензиях других стран на арктический шельф
08 февраля 2013


Министерство иностранных дел России не располагает информацией о претензиях западных стран на континентальный шельф Арктики. Об этом накануне заявил на брифинге официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.

«Что касается вопроса о наличии у некоторых западных стран претензий на континентальный шельф в Арктике, на который, по мнению России, распространяются ее суверенные права, то нам о таких претензиях ничего не известно», - сообщил представитель российского внешнеполитического ведомства.

По словам Лукашевича, в настоящее время каких-либо международных споров по вопросам разграничения континентального шельфа в Арктике нет. Он отметил, что Россия уже достаточно долгое время ведет планомерную работу по оформлению своих законных прав на континентальный шельф за пределами 200 морских миль от побережья.

Представитель МИД сообщил, что к настоящему времени почти полностью завершена первая стадия этой работы, в рамках которой был проведен комплекс полевых исследований и подготовлено научное обоснование наличия у России права на расширенный континентальный шельф.

В скором времени Россия намерена направить в комиссию по границам континентального шельфа представление в отношении шельфа в центральной части Охотского моря, а в ближайшие год-два в отношении континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.
Источник: Арктика-Инфо
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Март 2013 19:46

Внешняя политика России 2020 // Аналитика
отрывок из статьи
оригинал полностью: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1529#top

Перспективы развития российско-американских отношений
Алексей Фененко
К.и.н, в.н.с. Института проблем международной безопасности РАН, эксперт РСМД

Прогноз 2013-2020

3. Региональные тенденции развития российско-американских отношений
3.5. Арктика


Изображение
Фото: AFP / Charly Hengen
Алексей Фененко:
Москва и Вашингтон вАрктическом пространстве
В Арктическом регионе российско-американские отношения до 2020 г. будут оставаться конфликтными. Между сторонами существует объективное противоречие. Россия выступает за сложившуюся в 1920-х годах секторальную систему раздела Арктики. Соединенные Штаты выступают за интернационализацию Северного Ледовитого океана и отказа от секторального деления. Россия стремится закрепить за собой советский арктический сектор через признание части подводных хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением Сибирской континентальной платформы. Вашингтон, как следует из текста «Региональной политики США в Арктике» (2009 г.), будут противодействовать этому процессу.

Ситуация осложняется тремя обстоятельствами. Дискуссия о переделе Арктики происходит между пятью арктическими державами, четыре из которых — члены военно-политического блока НАТО, Норвегия, Дания и Канада являются союзниками США по Вашингтонскому договору 1949 г. Соединенные Штаты могут иметь с ними территориальные противоречия, однако они (в отличие от противоречий с Россией) не имеют военно-политической подоплеки.

Квазиэкологические концепции рассматриваются в Вашингтоне как инструмент интернационализации Северного Ледовитого океана и, следовательно, сокращения акватории действия Северного флота ВМФ России. США, Норвегия и Швеция никогда не признавали эксклюзивных прав России на Северный морской путь. Развитие «общих экологических проектов» видится из Вашингтона, Осло и Стокгольма как косвенное согласие России на пересмотр статуса этой транспортной артерии.

Арктические споры связаны с дискуссиями о перспективах развития российских и американских стратегических ядерных сил (СЯС), прежде всего — баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ). США стремятся девальвировать мощь Северного флота ВМФ России, который выступает основой морской компоненты российских СЯС. Союзники США поддерживают Вашингтон в этом устремлении.

Эти факторы до 2020 г. будут с высокой долей вероятности определять развитие российско-американских отношений в Арктике.

Новый формат российско-американскому взаимодействию в Арктике придает Мурманский договор между Россией и Норвегией 2010 г. Документ доказал:

    - возможность ведения диалога России с другими арктическими странами без участия США;
    - ограниченность формата взаимодействия России с арктическими союзниками США (Норвегия, несмотря на раздел спорных районов Баренцева моря и уступок Москвы по Шпицбергену, не признала Северный морской путь (СМП) внутренней транспортной артерией России);
    - допустимость использования США территориальных уступок Москвы как прецедента для разрешения российско-американских пограничных споров.

К стабилизирующим факторам российско-американских отношений в Арктике можно отнести, во-первых, предельную сложность климатических условий Северного Ледовитого океана и, во-вторых, наличие у США территориальных противоречий с Данией и Канадой. Позитивную роль могут сыграть совместные российско-американские проекты глубоководного бурения для Северного Ледовитого океана.

* * *

В российских и американских СМИ уже два года муссируется тезис о кризисе политики перезагрузки. Отказ Соединенных Штатов идти на компромиссы по ПРО, сохраняющиеся трения вокруг Ирана, Сирии и Грузии, поддержка Вашингтоном Японии в территориальном споре с Россией осуждение Госдепартаментом США итогов парламентских и президентских выборов в России, свертывание деятельности американских гуманитарных организаций — все это симптомы более глубокой проблемы. Повестка российско-американских отношений на 90% пока ограничена контролем над вооружениями. Материально-техническая основа мало отличается от советско-американских отношений 1980-х годов. И это — главное психологическое разочарование последних 20 лет.

Возникают три сценария развития двусторонних отношений после 2012 г.:

- негативный: он предполагает демонтаж «перезагрузки» и возвращение к «малой конфронтации» России и США 2007–2008 гг.;
- «стагнационный»: двусторонние отношения ограничатся поиском компромисса в области контроля над вооружениям;
- позитивный: стороны продолжат искать пути преодоления трудностей, возникших на переговорах по ПРО/СНВ, и разрабатывать позитивную повестку двусторонних отношений.

Позитивный сценарий не означает, что Россия и США откажутся от конфликтной модели взаимного ядерного сдерживания. Но параллельно Москва и Вашингтон могут попытаться развивать стабилизирующие экономические связи. В этом смысле для Москвы не так уж важно, кто после 2012 г. будет у власти в Вашингтоне. И республиканец, и демократ будут стремиться к сокращению стратегических вооружений. И республиканец, и демократ вряд ли пойдут на серьезный компромисс по ПРО или ядерным вооружениям в Европе. Ни республиканец, ни демократ не признает приоритетных российских интересов на территории бывшего СССР. И ни республиканец, ни демократ не ослабит механизма американского военного присутствия в Европе. Разница будет в риторике и готовности выслушать противоположную сторону.


Полный оригинал статьи: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1529#top
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11632
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 19 Март 2013 17:48

http://www.iarex.ru/articles/34769.html


15 марта 2013 21:00
Русский Север становится беззащитным и завтра может не быть русским: Борьба за Арктику в СМИ / Николай Данилин

"Борьба за Арктику" в российских и иностранных СМИ


Борьба за Арктику превращается в сложную игру, в которой все более значительное место занимает военная составляющая

Проблемы борьбы за Арктику и ее природные богатства является одной из наиболее освещаемых и актуальных отечественных СМИ.

Во времена Советского Союза границы советской Арктики не вызывали сомнений у стран, граничащих с полярными районами. США (основного антагониста СССР) больше интересовал ближний восток с легкодоступной и слабо-защищенной нефтью.

Сегодня же стремятся в Арктику даже те, кто своим географическим расположением не может претендовать на ресурсы Арктического Севера.

В настоящее время Арктический Совет, включающий 8 приарктических стран (Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция, США) регулирует вопрос получения прав на ресурсы арктического шельфа другими государствами, имеющие легитимные интересы в этом регионе, на правах стран-наблюдателей. Постоянный состав наблюдателей международной организации запланировано утвердить в мае 2013г. Среди прочих претендентов на этот статус – Японии, Индии и Южной Кореи, Китай особенно активно стремится добиться расположения членов совета, предлагая инвестиции и результаты обширных исследований арктической экосистемы, ставших возможными благодаря недавно введенным в эксплуатацию полярным ледоколам.

Не своевременно признав геополитическую ценность арктического региона, Россия спешно пытается вернуть утраченные в последние десятилетия позиции, в срочном порядке, укрепляя военный, научный и промышленный потенциал полярного района. Подразумевается ряд дипломатических уступок, а именно: передача США 51 тысячи кв. км акватории в Беринговом проливе в 1990г; ратификация конвенции ООН по морскому праву 1982 года, поставившую под сомнение морские границы России в Арктике; подписание в 2008 году декларации об отказе РФ от советской арктической границы и, наконец, подписание договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, фактической передаче 12% акватории Баренцева моря Норвегии в 2010 году.

На сегодняшний день Арктика является объектом споров многих мировых держав, так как является кладезем многих минеральных ресурсов, и в первую очередь, углеводородов. В связи с чем, под угрозой оказалась Русская Арктика.

По данным ООН и США, запасы нефти в арктическом регионе составляют 90-100 миллиардов тонн, что в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. [4]

По оценкам других международных экспертов, в арктическом шельфе скрыто от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Можно добавить еще и тот факт, что здесь добывается почти половина рыбной продукции мира.

Кроме того, здесь пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, а также Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Известно все это было давно, но тяжелые льды делали добычу ископаемых и регулярное использование Севморпути делом малореальным. Все изменило глобальное потепление. Ученые полагают, что к 2030 году даже Северный полюс может очиститься ото льдов. Вот тогда, видимо, и начнется…[1]

Параллельно с повсеместным укреплением военного потенциала стран предпринимаются отдельные шаги к процессу демилитаризации Арктики. В этом смысле, примечательно российско-канадское сотрудничество в сфере безопасности региона и расширения хозяйственной деятельности в Арктике. Инициатива Оттавы по созданию в Арктике зоны, свободной от ядерного оружия, во многом пересекается с идеями, высказанными еще М.С. Горбачевом. По-прежнему обсуждаемым остается и вопрос о дислокации ядерных стратегических подлодок Северного флота РФ в рамках этой программы.

В свете объявления Америкой арктического региона - сферой интересов собственной безопасности (в системе противоракетной обороны морского базирования и прочих элементах стратегического сдерживания), РФ следует поэтапно и правомерно отстоять прежние советские границы арктического шельфа, избежав навязываемые противостоящими ей силами 200-мильной территории вокруг побережья. Оперируя озабоченностью большинства стран, не имеющие выхода к Северному Ледовитому океану, опасностью загрязнения морской среды, расширением масштабов трансграничной преступной и террористической деятельности и незаконной миграцией блок НАТО всячески размывает исключительные права РФ и Канады в регионе.

Одним из первых практических приложений к тому, чтобы объявить о достаточно серьезных площадях российского континентального шельфа, стала экспедиция под руководством известного путешественника и ученого Артура Чилингарова (ныне сенатор от Тульской области), состоявшаяся летом 2007 года.

Тогда Артур Чилингаров и другие полярные исследователи с помощью глубоководных аппаратов «Мир» провели мониторинг дна Северного Ледовитого океана, заключив, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются частями российского арктического шельфа, и, следовательно, по международным правилам должны быть юридически закреплены за Российской Федерацией.

Хребет Ломоносова простирается на 1800 километров от Новосибирских островов почти до канадского острова Элксмир. Он был открыт советскими исследователями Арктики в 1948 году.

Хребет Менделеева располагается восточнее хребта М.В.Ломоносова. Был открыт советской экспедицией в 1949 году. Имеет часть, которая на американских арктических картах обозначается как поднятие Альфа.

В течение десяти лет шла подготовительная работа, направленная на то, чтобы с помощью продуманных эффективных действий добыть требуемые образцы. И вот, в рамках экспедиции «Арктика-2012» был проведен целый комплекс бурильных работ, в ходе которых специалисты получили около пятисот килограммов горной породы с тех самых подводных горных хребтов, о которых речь шла выше.

Однако от оппонентов России можно ожидать самых неожиданных результатов. Будет неудивительно, если и полтонны породы, добытой с глубин Северного Ледовитого океана, в ООН покажутся недостаточными доказательствами. В таком случае придется доказывать свое право на Арктику с помощью более жестких мер.

Для укрепления позиций Российской Федерации в Арктической зоне планируется строительство сети метеостанций, позволяющих оперативно реагировать на изменение климатических условий в регионе, прогнозирование погоды на всём движении судов.

Россия, имеющая в своем распоряжении самый мощный ледокольный флот, в том числе девять из десяти имеющихся в мире атомных ледоколов, является единственной страной, которая может обеспечить ледокольное сопровождение торговым и военным караванам.

Помимо унаследованных советских атомных ледоколов, у России есть неоспоримое преимущество в протяженности береговой линии, на которой размещено значительное число аварийно-спасательных центров. Именно на их основе предполагается развить инфраструктуру будущих полярных баз: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре. Эти десять пунктов базирования флота и Пограничной службы получили статус объектов двойного значения и стали местом размещение войск, структурно подчиненных МЧС. Одной из разновидностей таких баз должна стать база по слежению за деятельностью в Арктике российских «партнёров» из стран НАТО, Китая и других государств мира, которые уже не прочь предъявить претензии на всё то, что на этих территориях способно приносить прибыль. При разумном использовании этих ресурсов Россия сможет реально контролировать ситуацию в своем секторе Северного Ледовитого океана.

Но глобальное потепление, в результате которого за последние 15 лет ледовый покров уже уменьшился на 25-27%, может свести на нет все преимущества географического положения России, увеличив уязвимость ее ядерных сил сдерживания. США активно развивают ПРО морского базирования, и никто не помешает им разместить ее элементы в Северном Ледовитом океане с тем, чтобы контролировать большую часть российской территории.

Все эти соображения и тенденции: борьба за ресурсы и транспортные маршруты, разногласия по принципиальным подходам, милитаризация и глобальное потепление – превращают борьбу за Арктику в сложную многофакторную игру, в которой все более значительное место занимает военная составляющая.
Международный «эффективный экологический менеджмент» и «неэффективная» Россия

Сегодня на фоне военно-политических и геостратегических сражений на Африканском континенте, а так же внутренних противостояний в Азии и в странах Ближнего востока, борьба за арктический шельф несколько утратила свою популярность в отечественных и западных СМИ. Тем не менее, для государств, заинтересованных в арктических ресурсах она не стала менее актуальной.

Основными претендентами на Арктику являются такие государства как Россия, Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, США и Исландия.

Подобная ситуация вызывает возмущение у многих государств, которые также желают получить свою часть арктических ресурсов. Вслед за Великобританией, Германией, Францией, Испанией и Польшей в Арктический совет под лозунгом "Арктика принадлежит всем!" обратились Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Бразилия и Китай.

Сегодня многие западные СМИ при рассмотрении вопросов борьбы за арктические ресурсы и право нефтедобычи затрагивают такие важные для экологии темы как вероятность разлива нефти по акватории и возможные последствия таких событий для экосистемы Арктики.

Зарубежная пресса оказалась серьезно обеспокоенной данным вопросом, а так же тем, что на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы очистки вод от нефти (подо льдом в том числе) и выступают с пропагандой отказа от недр Арктики, приводя в качестве примера катастрофу, произошедшую в Мексиканском заливе.

По сформированному мнению зарубежной прессы, в США, Канаде и Скандинавии обеспокоенность экологов освоением Арктики имеет большой вес, а в России – нет. Не смогла переубедить зарубежных экологов и многолетняя экологическая программа России по очистке Арктики от мусора, которую лично курирует В.В. Путин.

Со страниц иностранной прессы, и в первую очередь западных СМИ ежедневно слышатся призывы к остановке освоения Арктики до тех пор, пока не будут разработаны гарантирующие экологическую безопасность методики и технологии освоения арктического шельфа, а так же регулирование экологических норм на международном уровне.

Очередным объектом информационной экологический войны стало Карское море, которое представляет собой отдаленный участок арктических вод, куда по утверждению западных СМИ, СССР в течение двадцати пяти лет сбрасывал радиоактивные отходы.

Кроме того, иностранные эксперты распространяют в прессе мнение о том, что наиболее опасным с точки зрения экологии объектом на дне моря является не что иное, как российская атомная подводная лодка К-27, которая была затоплена еще в 1981 году.

Большую озабоченность иностранные средства массовой информации проявляют в связи тем, что Exxon Mobil Corp. и ее российский партнер ОАО "Роснефть" предпринимают попытки по морскому бурению в рассматриваемом регионе, при этом, не производя очистку территории. Тема глобального изменения климата и таяния арктических ледниковых шапок и покровов так же являются весьма часто затрагиваемыми темами, как в отечественных, так и иностранных средствах массовой информации. Тем не менее, и в данном вопросе наблюдается определенная разница во взглядах на проблему.

Иностранные эксперты в зарубежных средствах массовой информации проявляю обеспокоенность таянием арктических льдов в связи с повышением экологического риска в арктическом регионе: в первую очередь это увеличение транспортного потока по Северному морскому пути, которое может отрицательно сказаться на флоре и фауне региона.

В качестве примера многие иностранные СМИ приводят катастрофу, произошедшую на Аляске в результате крушения нефтяного танкера «Эксон Вальдез». Последствия этой катастрофы не ликвидированы до конца даже по истечении уже более 20 лет ее момента.

Очередной темой для опасений называются нефтяные загрязнения на островах Арктики, которые в результате таяния ледников вместе с талыми водами попадают в Мировой океан. Эксперты, публикующие свое мнение в иностранных СМИ утверждают, что «в водах Северного Ледовитого океана, назревает "нефтяная лихорадка", грозящая дополнительными выбросами парниковых газов и риском экологических катастроф из-за разливов нефти».

Кроме того, как отечественные, так и зарубежные СМИ проявляют озабоченность желанием таких стран как Китай, Индия и Индонезия принять участие в разработке и освоении арктических месторождений полезных ископаемых.

Основной интерес этих стран базируется на том, что таяние арктических ледников сделало регион более доступным с точки зрения разработки нефтегазовых месторождений.

Таким образом, подводя итог анализу освещения в иностранных СМИ борьбы за арктический регион, можно сделать вывод о том, что в них основной упор делается на важность экологической безопасности, основную угрозу для которой представляет именно Россия.

В частности иностранная пресса пишет о России как о стране, которая получит больше всех преимуществ, за счет того, что она нарушает экологические требования, предъявляемые к нефте- и газодобывающим предприятиям.

Введенные российским правительством налоговые льготы для иностранных инвесторов заполярных предприятий Газпрома и Роснефти в скором времени привлекли внимание норвежской компании Statoil, французской Total, итальянской Eni и американской Exxon Mobil. Несмотря на существенный интерес, проявляемый этими иностранными добывающими компаниями к совместным с Россией проектам по разработке арктических месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан, зарубежные СМИ придерживаются мнения о необходимости приостановить освоение региона.

Тем не менее, несмотря на всю разницу между отечественными и зарубежными СМИ, в одном их мнения сходятся. Освоение и разработка арктической территории представляет собой многолетний процесс, тогда как охрана хрупкой экосистемы Арктики требуется уже сегодня. Причем качественной она будет только при условии совместной экологической работы всех прилегающих к региону стран.

Эффективный экологический менеджмент планируется выработать шестью рабочими группами Арктического совета. Проекты для дальнейшего исполнения регламентированы министерскими декларациями - официальными документами, заключаемыми на совещаниях Совета министрами восьми стран-участников. Примечательно, что в 2013 году заканчивается двухлетний период председательства РФ в одной из этих рабочих групп – СAFF, ответственной за сохранение арктической флоры и фауны. На февральском форуме, проведенном в Якутии, в ходе диалога с региональными экспертами была продолжена подготовка крупной программы ООН по охране окружающей среды.
Источник: OSTKRAFT
Постоянная ссылка: http://www.iarex.ru/articles/34769.html
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 03 Апрель 2013 19:20

http://www.inosmi.ru/world/20130402/207612422.html

Когда айсберг тает, кто становится владельцем океанских богатств?
("Smithsonian", США)
Перспективные нефтяные месторождения подогревают международные споры по вопросу истинных границ в Арктике
Эйми Крофорд (Amy Crawford)




02/04/2013

Глобальное потепление может обернуться катастрофой для окружающей среды, однако те страны, что заглядываются на Северный полюс, видят в нем и благоприятные возможности.

«У нас никогда не было такой ситуации, когда океан приближался буквально за ночь, - говорит политолог из университета Калгари Роб Хьюберт (Rob Huebert), занимающийся изучением проблем безопасности в Арктике. – Лед никого не подпускал, и вдруг оказывается, что он вот-вот исчезнет. Что же будет дальше?»

Возможно, будет версия «Большой игры» для XXI века, подобная той, что развернулась в XIX столетии в горах и пустынях Центральной Азии между Россией и Британией. Тогда главным призом были богатства Индии. Сегодня это новые морские пути и неисследованные месторождения, среди которых - 13% мировых запасов нефти и 30% природного газа.

Россия снова включилась в эту игру. Она отправляет в Северный Ледовитый океан свои подводные лодки, чтобы собрать геологические образцы. А в 2007 году она установила там титановый флаг, чтобы этим символом подтвердить свою заявку на часть морского дна, простирающуюся до самого Северного полюса. Она утверждает, что это продолжение сибирского континентального шельфа. Если у России все получится, ее границы расширятся, и она станет обладательницей примерно пяти миллиардов тонн нефти и природного газа.

Китай, находящийся в полутора тысячах километров от Северного полярного круга, не может претендовать на эти территории, однако этот самый крупный в мире потребитель энергии вкладывает миллиарды в канадские нефтяные и газовые проекты. Пекин также внезапно выразил желание стать членом ранее никому не известного Арктического совета. Эта организация, куда входят Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Соединенные Штаты Америки, а также представители коренных народов Арктики, была основана в 1996 году для защиты окружающей среды и обеспечения безопасности на море. Но поскольку сегодня на кону такие колоссальные запасы полезных ископаемых, политика этого совета приобретает все большее значение.

Канада, которая будет следующим председателем в Арктическом совете, может поддержать усилия Китая, направленные на участие в дискуссиях совета, хотя правом голоса Пекин обладать не будет. «Налицо тревога по поводу Китая, существующая на определенном уровне, но как вежливо сказать об этом?» - спрашивает Хьюберт. Существует опасение, что более прочные связи между Канадой и Китаем могут привести к росту напряженности в канадско-американских отношениях.

Соединенные Штаты и их северный сосед также не могут прийти к согласию относительно Северо-Западного прохода. Это легендарный морской путь, пролегающий в Северном Ледовитом океане вдоль побережья Северной Америки. В августе 2007 года он впервые освободился ото льда на всем своем протяжении. Путь через этот проход как минимум на 4000 миль короче, чем обычный маршрут через Панамский канал. Он сокращает время в пути на две недели, а это может дать огромные преимущества таким крупным экспортерам, как Китай. Канада настаивает на том, что часть прохода лежит в пределах ее границ, однако США и Европа заявляют, что этот морской путь лежит в международных водах.

С другой стороны Северного Ледовитого океана Россия претендует на право владения Северным морским путем, который с 2008 года в летнее время и в начале осени становится пригодным для судоходства, позволяя судам сокращать растояние между Европой и Азией. В 2011 году по этому пути прошли два финских танкера, продемонстрировав потенциальные возможности для ускорения доставки нефти в страны тихоокеанского региона.

Но не ждите, что новые нефтяные фонтаны забьют в Арктике в ближайшее время. Некоторые энергетические компании отказались от программ разведочных работ, поскольку они связаны с большими издержками. А инженеры так пока и не изобрели технологии добычи энергоресурсов в суровых северных широтах. Хотя лед Арктики тает, легко уступать свои богатства она не намерена.

Оригинал публикации: When an Iceberg Melts, Who Owns the Riches Beneath the Ocean?

Опубликовано: 01/04/2013 14:27

Читать далее: http://www.inosmi.ru/world/20130402/207 ... z2PPyOrWDB
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 14 Апрель 2013 06:18

http://www.interfax.ru/russia/news.asp?id=301306

Представители государств-членов Арктического совета в Салехарде обсудят вопросы экологической безопасности

Салехард. 13 апреля. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Представители государств-членов Арктического совета примут участие в международной конференции "Обеспечение техногенно-экологической безопасности в Арктике: пути решения" в Салехарде 13 апреля, говорится в сообщении Совета безопасности РФ.

На форуме планируется рассмотреть вопросы ресурсного освоения и сохранения арктических экосистем, развития транспортной инфраструктуры, перспектив международного арктического сотрудничества в области предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике.

В конференции примут участие секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, советник президента РФ Александр Бедрицкий, полномочный представитель президента РФ в УрФО Игорь Холманских, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, министр регионального развития Игорь Слюняев.

Также в мероприятии будут участвовать представители от США, Канады, Дании, Исландии, Норвегии, Канады, Швеции, Финляндии, отмечается в пресс-релизе.

Кроме того, представители государств-членов Арктического совета, встреча которых начнется в Салехарде 9 апреля, осмотрят пограничную заставу ФСБ РФ "Нагурское", дрейфующую ледовую базу "Барнео", а также посетят Северный полюс.

http://www.morvesti.ru/super-news/index.php?news=18320
Члены Арктического совета планируют разработать до 2016 года Полярный кодекс, касающийся экологии и безопасности эксплуатации морских судов. Об этом сообщил замминистра транспорта Виктор Олерский на международной конференции, посвященной обеспечению техногенно-экологической безопасности в Арктике.

«В рамках работы в Международной морской организации Минтранс России участвует в разработке Обязательного кодекса для судов полярного плавания, так называемого Полярного кодекса», – пояснил Олерский. В разработке документа участвуют страны Арктического совета.

По словам замминистра, Полярный кодекс будет охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 15 Апрель 2013 11:02

Нижеследующую инфу помещу в эту тему,хоть она и пересекается с веткой "...конференции,презентации...".Где-то здесь на полях "ПП" я уже высказывал своё опиниум,что "расплодилось" слишком много "нянек" в программах развития Арктики и Антарктики и зачастили количеством проводимых форумов и межнародных совещаний.Закрадывается IMHO мысль,что подобное стало своеобразной модой для всех этих нянек,устраивающей междусобойчики;в орбиту подготовки всех таких мероприятий втягиваются огромные массы чиновников и помощников власти :( Не люблю считать чужие деньги (?),но представляется,что половина хотя бы потраченного на "поляны" принесла бы бОльшую помощь в черновой конкретике развития полярных регионов...

http://ria.ru/eco/20130411/932059065.html :Международная конференция по Арктике пройдет летом в Нарьян-Маре

http://ria.ru/arctic_news/20130409/931680532.html : Форум "Арктика - территория диалога" пройдет в Салехарде в сентябре
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение SVF » 15 Апрель 2013 16:58

Тогда надо открывать новую ветку - "Арктика и бабки, не имеющие отношения к Арктике"
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4445
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 17 Апрель 2013 22:55

http://www.arctic-info.ru/News/Page/gla ... -v-arktike

Главы МИД России и Финляндии обсудили сотрудничество в Арктике
16 апреля 2013

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя обсудили сотрудничество на севере Европы и в Арктике.

В ходе переговоров также рассматривались актуальные вопросы российско-финляндских добрососедских отношений.

На пресс-конференции по итогам встречи, отвечая на вопрос об отношении к возможности предоставления Евросоюзу статуса наблюдателя в Арктическом совете, глава российского внешнеполитического ведомства напомнил, что критерии предоставления статуса наблюдателя были согласованы и одобрены на министерской встрече стран-членов Арктического совета два года назад.

Он выразил надежду, что Россия, Финляндия и остальные члены Арктического совета, будут руководствоваться этими критериями при рассмотрении заявок на предоставление такого статуса в будущем.

Напомним, что на данный момент в Арктический совет входят восемь государств, в том числе Россия, и шесть постоянных представителей коренных народов. Еще шесть стран являются постоянными наблюдателями. На майском заседании Арктического совета рассмотрят четырнадцать дополнительных заявок на получение данного статуса.

В феврале текущего года во время третьей министерской встречи партнерства «Северное измерение» в Брюсселе Европейский Союз выразил надежду, что Россия поддержит просьбу ЕС о предоставлении ему статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете. Но, как сообщили российские СМИ, Москва на это пойти не готова.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Юрий Клименко » 17 Апрель 2013 23:20

Приведу пару выдержек из выступления Премьера Д.А.Медведева с годовым отчётом перед Гос.Думой 17 апреля 2013г.
:

"Перспективные планы газовой промышленности связаны с освоением месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Было принято инвестрешение по разработке Чаяндинского месторождения, как вы знаете. Компания «Новатэк» реализует проект «Ямал СПГ», в рамках которого должен быть создан завод по сжижению природного газа. Также есть планы создать новый порт на севере на принципах государственно-частного партнёрства, что позволит значительно увеличить грузопоток по Северному морскому пути и подтвердить наше историческое лидерство в арктических широтах, в освоении Арктики.

"Меры государственной поддержки оказывались и судостроительной промышленности. В частности, взносы в уставные капиталы компаний составили почти 10 млрд рублей. Кроме того, с использованием таких инструментов, как субсидии, мы занимались предотвращением банкротства стратегических предприятий – субсидии по кредитам давали, возмещали лизинговые платежи за суда. Естественно, это касалось того, что мы делаем на российских верфях. В прошлом году (это было в моём присутствии) «Адмиралтейские верфи» передали заказчику – нашему Росгидромету – уникальное научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», которое уже осуществило первый антарктический рейс. То есть мы вернулись и к производству таких уникальных судов, а их действительно выпускает в мире очень ограниченное число стран.

Полный текст выступления - на портале Правительства РФ: http://www.government.ru/docs/23942/
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1295
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Арктика и политика

Сообщение Polarstern » 18 Апрель 2013 00:24

Ну и как кораблик получился? Есть какие-то обзоры, впечатления?
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 745
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Пред.След.

Вернуться в Новости на "Полярной Почте"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения