Атомное сердце северных морей
http://ev.spb.ru/art.php3?newsid=29244
Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)
N 5 (689) 18.02.2008
Ижорский и Балтийский заводы принимают участие в строительстве первой в мире плавучей атомной электростанции для регионов Крайнего Севера. Ижорцы уже изготовили и отгрузили на Балтийский завод первый корпус парогенератора, длина корпуса которого около 4,5 метра, а масса - 12 тонн.
Идея плавучей АЭС не нова. Ведь, в сущности, что такое атомный ледокол или подводная лодка с ядерными энергетическими установками, как не такая станция? Но они тратят свою энергию лишь на собственные нужды, не передавая ее на берег.
Россия - мировой лидер в области производства ядерных судовых энергоустановок. В нашей стране к концу восьмидесятых годов успешно эксплуатировалось свыше 450 судовых реакторов различных модификаций - на атомных ледоколах и подводных лодках. Вслед за первым в мире атомным ледоколом `Ленин` была спущена на воду целая серия из семи ледоколов и одного лихтеровоза.
Суммарный срок безаварийной работы всех реакторов гражданских судов - около двухсот пятидесяти лет, и за это время не было зафиксировано серьезных аварий, хотя суда эксплуатировались в тяжелейших условиях Северного морского пути, а ледокол `Арктика` в 1977 году впервые в мире достиг Северного полюса.
Как известно, Ижорский завод, который 10 лет назад вступил в состав корпорации `Объединенные машиностроительные заводы`, имеет непосредственное отношение к производству ряда транспортных энергоустановок на ядерном топливе. В частности, на погибшем `Курске` стояли именно ижорские реакторы. Их прочность и надежность оказались таковы, что даже после чудовищного взрыва в носовом отсеке подводной лодки реакторы не разгерметизировались, и радиационного загрязнения Мирового океана не произошло.
Накопленный опыт безаварийной эксплуатации судовых энергоустановок позволил проектировщикам работать в трех перспективных направлениях. Первый этап - создание плавучих мини-АЭС. Второй этап - проектирование и строительство плавучих опреснителей морской воды, которые могут производиться на экспорт для регионов с засушливым и жарким климатом. И третье направление, рассчитанное на более отдаленную перспективу, - создание подводных энергоисточников для изучения дна Мирового океана с целью добычи полезных ископаемых.
Еще в конце 60-х годов СССР и США вели работы над проектами плавучих мини-АЭС. Но в то время дешевизна нефти и газа сделала эти проекты неактуальными. Вновь к этой идее вернулись в России в 90-е годы. В 1998 году Ижорский завод заключил договор с Балтийским заводом на поставку заготовок для плавучего атомного энергоблока `Певек`. Были даже отлиты первые слитки, но наступил дефолт - и финансирование проекта прекратилось.
Сегодня, в связи с высокими ценами на углеводородное топливо и возобновившимся освоением нефтегазоносного шельфа Крайнего Севера и Дальнего Востока, вопрос об автономных источниках энергии для отдаленных регионов вновь стал актуальным. Подсчеты показывают, что себестоимость киловатт-часа плавучей АЭС составит около 4 центов. Это примерно в три раза ниже, чем при строительстве стационарной атомной станции.
На сегодня рассматриваются несколько российских регионов, где малые АЭС могут быть востребованы. В их числе - Дудинка на Таймыре, Северодвинск в Архангельской области, Камчатка и все тот же чукотский Певек.
Разработчик документации и генеральный подрядчик - ФГУП ОКБМ (Нижний Новгород). Судно строит Балтийский завод. На волгоградском заводе `Баррикада` изготовят гидрокамеру, корпуса фильтров первого контура и емкости для запасов воды. Что касается ижорцев, то на их долю выпало изготовление основных позиций сложнейшего оборудования для плавучей АЭС. Это - корпуса атомных реакторов, компенсаторы давления, парогенераторы...
Михаил МАТРЕНИН
http://ev.spb.ru/art.php3?newsid=29244