В Нарьян-Маре завершилась встреча стран - членов Арктического совета
Тема: Арктический совет
08.08.2014
В Нарьян-Маре завершилась встреча стран - членов Арктического совета при участии секретаря Совета Безопасности России Николая Патрушева, а также губернаторов арктических регионов. Второй день программы форума полностью посвятили обсуждению вопросов развития Арктики.
Всего на международную встречу в столицу Ненецкого округа приехали около двухсот человек. Гостей города познакомили с Нарьян-Маром, варандейским терминалом и морской ледостойкой нефтяной платформой «Приразломная». Говорили о поддержке коренных малочисленных народов Севера — в России создана мощная база в этом направлении. Примечателен опыт Ямала, где коренное население прирастает и кочевники вовсе не рвутся из тундры в города.
— Мы стараемся, конечно, уйти от простых денежных дотаций. То есть мы больше даем человеку удочку, создаем рабочие места. У нас это работает не только среди коренного населения, статистика такая на сегодня, что на одного безработного — 20 вакансий, — делится опытом своего региона губернатор ЯНАО.
Обсудили глобализацию в Арктике, разработку шельфа и экологические риски, связанные с этим. Замминистра связи России Дмитрий Алхазов объявил, что ориентирование на Северном морском пути больше не связано с огромными рисками: сейчас вся магистраль покрыта навигационными спутниками. Ограничения начинаются только выше 80-го градуса северной широты. Это подтвердило исследовательское судно Михаил Сомов, пройдя путь от Архангельска до мыса Челюскин. Подводя итоги конференции, Николай Патрушев отметил необычный состав участников. Вместо пропустивших встречу Соединенных штатов в Нарьян Мар прилетели делегации сразу четырех стран, которые в Арктическом совете носят статус наблюдателей.
— Это особенность — еще четыре страны — Китай, Индия, Корея и Сингапур — приняли участие в конференции, и, на мой взгляд, это правильно, потому что те доклады и выступления, которые они сделали, представляли серьезный интерес, — отметил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Одним из самых интересных участники сочли доклад чрезвычайного и полномочного посла Сингапура, г-жи Ксенг Хуа Лим. Республика претендует на звание финансовой и интеллектуальной столицы Юго-Восточной Азии, в городе-государстве высоко развит банковский сектор, образование, инфраструктура связи. Кроме того, Сингапур — один из крупнейших мировых портов, что само по себе подразумевает активность судостроительной и судоремонтной индустрии. И речь не только о грузовых судах — арктические суда на экваторе тоже строить умеют. К примеру, многофункциональный ледокол «Варандей» собран на сингапурских верфях.
— Мы можем предоставить технологии для освоения Арктики, — сказала г-жа Ксенг Хуа Лим. —
Сингапур — самый технологически продвинутый регион в Юго-Восточной Азии в части судостроения и судоремонта, постройки специализированных судов и корабельного оборудования
Неизгладимое впечатление на гостей произвела платформа «Приразломная». Это первый шельфовый арктический проект такого масштаба — он гораздо нагляднее иллюстрирует присутствие Российской Федерации в Арктике, чем тысяча пограничных столбов.
— Важно то, что там у людей правильное настроение. Они делают хорошее дело, делают его на хорошем уровне с хорошим качеством. Это то, к чему стремится и направляет нас один из указов президента о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Там они есть, там они созданы, — говорит губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
Когда говорят о шельфовых ресурсах, неизбежно затрагивают тему экологии в Арктике. Советское наследие в виде испорченной, а местами уничтоженной природы тундры — в далеком прошлом. Для нашей страны шельф и экология связаны неразрывно.
— Освоение Арктики — это моральная дилемма. Вопрос в том, какой может оказаться цена, которую придется заплатить человечеству за освоение Арктики в региональном масштабе и в глобальном? — задается вопросом политолог из Финляндии Ласси Хейнинен.
Ответ на него хорошо знают нефтяники — они вкладывают огромные средства в проекты по изучению и охране биологического разнообразия в высоких широтах. «Газпром» и «Роснефть» неоднократно заявляли о готовности считаться с экологическими рисками, даже если это существенно повысит стоимость буровых и геологоразведочных работ. Своего рода психологический итог встречи подвел Игорь Кошин: он поделился с журналистами мыслью, которая посетила его во время визита на Приразломную:
— Мы очень многое можем, но в последнее время почему-то стесняемся этого. Не надо бояться амбициозных проектов, проектов, нацеленных, прежде всего, на развитие нашей страны.
Итог форума — Арктика будет освоена международными усилиями. Лучшие специалисты, инновационные технологии на фоне бережного отношения к арктическим ресурсам — все это дело даже не завтрашнего дня, а уже сегодняшнего.
САЙТ ТРК «СЕВЕР»