Болосов А. Н. Полярная авиация России. 1946–2014 гг.

То, что мы считаем интересным, важным или полезным.
Создание новостных сообщений разрешено группе "Редактор"

Болосов А. Н. Полярная авиация России. 1946–2014 гг.

Сообщение paulsen » 27 Июнь 2014 15:57

Изображение
В 2014 году исполняется ровно 100 лет с момента первого полета на самолете за Полярный круг.
В поисках пропавших полярных экспедиций Седова, Брусилова и Русанова 21 августа 1914 года Ян Иосифович Нагурский совершил первый полет в Арктике — над водами Баренцева моря и западным побережьем Новой Земли.
Вместе с механиком Евгением Кузнецовым на самолёте «Морис Фарман» Ян Нагурский преодолел расстояние в 448 км за 4 ч 20 мин.
Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внес существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.
Это героическое событие имело судьбоносные для нашей страны последствия, потому что положило начало развития всей полярной авиации России. Именно благодаря полярной авиации удалось существенно расширить территории проживания населения, построить новые населенные пункты за полярным кругом, установить дрейфующие полярные станции, начать масштабные научные исследования в Арктике и обнаружить полезные ископаемые в этом регионе. Именно Арктика сегодня стала приоритетным направлением в политике нашего государства, а ее освоение по-прежнему невозможно без полярной авиации.

В 2011 году издательство «Паулсен» выпустило книгу «Полярная авиация России. 1914–1945 гг.» том 1. И вот сейчас, в юбилейный для полярной авиации год, мы представляем второй том масштабного исторического обзора развития полярной авиации в книге Андрея Болосова «Полярная авиация России. 1946-2014».
В книгу вошли уникальные материлаы о ранее засекреченных операциях по созданию совместно с Министерством обороны СССР ледовых аэродромов «подскока» для базирования истребительной и дальнебомбардировочной авиации. Автор рассказывает об интересных, но малоизвестных фактах работы Воздушных, высокоширотных экспедиций «Север» в Арктике.
При создании книги были использованы воспоминания и семейные архивы полярных лётчиков, а также ранее неизвестные архивные документы, часть из которых длительное время хранились под грифом «Секретно» и вводятся в научный оборот впервые.
Предисловие к книге написано академиком АН РФ, участником арктических и антарктических экспедиций, в прошлом знаменитым военным летчиком А.П. Лисицыным.

:i: Дополнительная информация и онлайн-магазин
paulsen
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 17 Июнь 2014 12:46

Болосов А. Н. Полярная авиация России. 1946–2014 гг.

Сообщение петрович » 15 Июль 2014 22:29

Получил, читаю, интересно... Пока явных ляпов 3
1-й два Мазурука на супере с разницей лет в 20
2-й Н.Семенов на стр. 19 стоит не на Юнкерсе, а на биплане ПР-5
3-й В составе ВВЭ-2 1948 года упоминаются МиГ-3 и Пе-2 - первых к этому времени просто не осталось(последние списаны в 1946-47 гг) вторые в это время массово списывались по износу и утилизировались.
петрович
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Болосов А. Н. Полярная авиация России. 1946–2014 гг.

Сообщение Kuzmich » 16 Июль 2014 18:16

Да, имеют место некоторые ошибки. Напрмер, история про беспосадочный полет Пе-8 "Н396", который автор приписывает "Н419".
Аватара пользователя
Kuzmich
 
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 08 Май 2013 08:09
Откуда: Нижний Новгород

Болосов А. Н. Полярная авиация России. 1946–2014 гг.

Сообщение Historik » 05 Сентябрь 2014 15:12

Искажённая история крылатых покорителей ледовых просторов

В августе 2014 года исполнилось 100 лет со дня воздушного освоения Арктики. Постоянным посетителям этого сайта известно, что сделал это 8 августа 1914 года россиянин поручик Ян Нагурский, который вместе с матросом 1-й статьи Евгением Кузнецовым первым в мире поднял в арктическое небо гидросамолёт «Морис Фарман» для обследования западного берега Новой Земли в поисках экспедиции полярного исследователя Георгия Седова.

К этой дате в московском издательстве «Паульсен» увидела свет вторая книга из истории Полярной авиации: «Полярная авиации России. 1946-2014 гг.». Первая книга вышла ранее, в 2011 году к 80-летию этой легендарной организации и посвящённой этапу её становления в 1914-1945 гг. Её авторами были полковник морской авиации, кандидат исторических наук А.Н.Почтарёв и журналистка Л.И.Горбунова.

На этот раз автором выступил кандидат технических наук А.Н.Болосов. Несмотря на то, что Полярная авиации в нашей стране, как самостоятельная структура, прекратила своё существование в 1971 году, с расформированием Полярного управления Гражданской авиации, исследователь попытался обобщить все страницы, связанные с послевоенным авиационным освоением Арктики и Антарктики вплоть до сегодняшних дней. На наш взгляд, дело это хотя и благородное, но рискованное. И в данном конкретном случае, при ряде явных плюсов, включая страницы, связанные с открытием дрейфующих научных станций «СП» («Северный полюс») и их военным назначением, а также эксплуатацией воздушных трасс в Антарктиде, автор совершил довольно много грубых ошибок и извращений исторических фактов.

Так, труд не даёт читателям полного представления об основных задачах, структуре Управления Полярной авиации (УПА), основных этапах её реформирования и начальниках, многие из которых являлись выходцами из морской авиации. В частности, грубо искажены даты командования УПА инженер-полковником Ф.М.Кузичкиным (12.11.1941 г.-29.01.1946 г. и 28.03.1947 г.-12.05.1947 г.), известным Героем Советского Союза генерал-лейтенантом авиации М.И.Шевелёвым (17.12.1955 г.-11.06.1971 г.). Отсутствует в списке начальников легендарный Герой генерал-майор авиации И.П.Мазурук (29.01.1946 г.-28.03.1947 г.). Безосновательно возведён в ранг начальников УПА Герой Советского союза генерал-майор авиации А.А.Кузнецов (в годы Великой Отечественной войны командовал ВВС СФ), являвшийся заместителем, первым заместителем начальника, а потом и начальником Главсевморпути, которому подчинялась Полярная авиация (09.1946 г.-03.1953 г.). С ошибками приведены даты командования УПА (29.01.1951 г.-17.12.1955 г.) и фамилия полковника М.Н.Моросанова (в период войны — флагманский штурман ВВС СФ и ВВС ВМФ).

Автор практически не осветил такую важную сторону деятельности Полярной авиации, как обеспечение послевоенных переходов кораблей ВМФ и гражданских судов по Северному морскому пути. А тем временем, по сведениям известного исследователя Арктики капитана 1 ранга В.Г.Реданского, только в 1949-1960 гг. с помощью экипажей самолётов-ледовых разведчиков УПА были осуществлены проводки с Запада на Восток и обратно 550 кораблей и судов различных классов и типов, что позволило заметно усилить боевые составы Северного и Тихоокеанского флотов, а также возможности действовавших в тех регионах морских и речных пароходств (обеспечение проводок кораблей продолжалось и в последующие годы).

Нет в книге сведений о вкладе Полярной авиации в развитие «атомного проекта» СССР, создании «арктического щита» Родины на её северных рубежах, о тесной взаимосвязи гражданских и военных исследований в Арктике и Антарктике, а также полноценной картины вклада УПА в выполнение народнохозяйственных планов страны.

Вызывает сомнение и в обоснованности заявленной темы, названии и хронологических рамок книги. Полярная авиация, как уже было отмечено, прекратила своё существование в 1971 году. Её задачи были распределены между территориальными управлениями Министерства гражданской авиации. А это уже была далеко не та легендарная структура, принёсшая мировую славу нашей стране небесных первооткрывателей и покорителей ледовых просторов Арктики и шестого континента.

Важно заметить и то, что в обновлённой России Полярная авиация, как таковая, к глубокому сожалению, более 20 лет как не существует. Возможно, те меры, которые сегодня предпринимает руководство страны по освоению Арктики и обеспечению безопасности северных рубежей приведут к возрождению Полярной авиации. По крайней мере, хочется в это верить.

Остаётся добавить, что книга страдает непоследовательностью изложения событий, что не даёт читателям комплексной картины происходившего, а также изобилует массой опечаток, повторов и неточностей в описании фактов, типов и номеров самолётов и вертолётов, их поступлении на вооружение, в подписях фотографий, названиях орденов и, что особенно непростительно, в биографиях известных в стране и за рубежом персоналей, составивших её золотой фонд.
Последний раз редактировалось Иван Кукушкин 01 Октябрь 2014 23:11, всего редактировалось 1 раз.
Причина: жалоба издателя, переход на личности
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Новости "Полярной Почты"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения