"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

То, что мы считаем интересным, важным или полезным.
Создание новостных сообщений разрешено группе "Редактор"

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Анна Юдина » 08 Февраль 2012 22:15

Текст: © Анна Юдина

Вадим Базыкин. Фото: 5-tv.ru : Видим Базыкин.jpg
Вадим Валерьевич Базыкин — фигура в Арктике заметная. Его компания «Спарк+» чаще всего обеспечивает работу вертолетов на высадке дрейфующих полярных станций и во время прочих работ в зоне Северного Ледовитого океана как в содружестве с ледокольщиками, так и без. У «базыкинцев» есть спасательная база на Шпицбергене, и все аварийно-спасательные операции в том регионе — тоже их постоянная забота. А кроме того, от себя добавлю, что Вадим Валерьевич — человек очень простой, скромный, улыбчивый и никогда не отказывает журналистам в комментарии. Он болеет за летное дело всей душой и говорит, что его задача - «лепить» настоящих пилотов, умеющих спасать людей и не боящихся ответственности, а не «болонок в белых рубашечках». Во вторник, 7 февраля, мне посчастливилось немного пообщаться с любимцем всех питерских журналистов и задать ему давно накопленные вопросы о работе вертолетов и вертолетчиков в Арктике. Отправной точкой послужили мои наблюдения за блестящей работой «летунов» на арктических просторах осенью 2011 года при высадке дрейфующей станции СП-39. Тогда наш «мишка» (МИ-8) трудился не покладая лопастей и таскал грузы с атомного ледокола «Россия» на льдину несколько дней подряд, а затем еще и перетаскивал домики полярников, а в начале осуществлял ледовую разведку.

Предлагаю вашему вниманию небольшое интервью с Вадимом Валерьевичем, подготовленное специально для «Полярной Почты»
.


Фотография © Анна Юдина http://an-tuan-net.livejournal.com : lj-an-tuan-net-MI8-02.jpg
- Вадим Валерьевич, почему чаще всего в Арктике работает МИ-8?

Ми-8 – это более функциональный вертолет. КА-32 хорош на разгрузочно-погрузочных работах, вот тогда он надежен и идеален. Его можно в ангар быстро загнать, не снимая лопасти. На вертолете МИ-8 нужен как минимум час, чтобы снять лопасти. Зато у него очень серьезный, объемный салон, куда можно загрузить все. На КА-32 вы не загрузите – во-первых, там высота 1,25 метра. Сидишь на полусогнутых, и ощущение как в лифте, многие люди немножечко пугаются этого. А на МИ-8 захотел – перевез груз, захотел забил 30 человек (до 28 официально имеем право перевозить).

А если брать модификацию МИ-8МТВ, которую мы использовали на Северном Полюсе, то это вообще незаменимая штука. Те задачи, которые мы решали в Арктике (спасение СП-32, СП-33 и СП-37), при всем моем уважении к КА-32, он бы не выполнил. Во-первых, надо было эвакуировать 12 человек, во-вторых, весь груз забрать, в третьих, топлива надо было брать на 1600 километров. Такого ни один вертолет не возьмет, кроме МИ-26, но он уже другого класса. У МИ-8 мы ставили внутри три бочки (каждая по 900 литров), плюс все подвесные баки.

Фотография © Анна Юдина http://an-tuan-net.livejournal.com : lj-an-tuan-net-MI8-03.jpg
- Какими должны быть сами «летуны» в Арктике?

Пилотам для работы в Арктике требуются очень сильные нервы и любовь к жизни. Я стараюсь подбирать людей, которые любят читать книги, играть на музыкальных инструментах. Должно быть что-то еще за общим столом, помимо водки, что объединяет людей. Конечно, если человек очень умелый, мы его в любом случае возьмем. Но все равно важно, чтобы он жил как будто песню поет. Есть проза жизни, а вот здесь поэзия. У меня есть такие люди, которые работают – просто как гимн исполняют. Серьезных летчиков, которых я не задумываясь отправил бы на самое трудное задание, где-то половина от того летного состава, которым мы располагаем сейчас.

Летчики – они капризные как артисты. И самое главное, чтобы человек себе давал правильную самооценку. И я стараюсь начинать с себя: когда прихожу с отпуска, в тяжелый полет ни за что не сяду один. Посажу рядом инструктора, поскольку знаю, что моя планочка пониже. И только когда два-три полета сделаю, могу сломя голову куда-то лететь. Это такая профессия, что ее нужно не только любить, но и правильно оценивать.

Например, иногда говорю моему лучшему другу Игорю Закутилину, когда летим: «Чувствую, что не справляюсь, возьми, пожалуйста, ручку». Мне не зазорно, я знаю, что он никогда не будет спекулировать – не потому, что он мой друг, а потому что до глубоких корней летчик. С каждым человеком такое случается. И когда этот сорви-голова, который в любую погоду летал, пришел ко мне и сказал – «Наверное, я буду уходить на пенсию, потому что я начинаю бояться», я ему ответил: «Вот только теперь ты стал настоящим летчиком». Процесс воспитания летчика идет не один десяток лет. И некоторым я могу не звонить и не контролировать – долетел он или нет.

- Российская летная школа лучше, чем зарубежная?

Российская летная школа лучше, чем зарубежная, потому что мы все время летаем на машинах, испытывающих дефицит тяги. То есть всегда, по сути дела, с маленьким нарушением. Потому что салон огромный, но везти, вот если загрузить людьми, по правилам он не может, потому что всегда идет какой-то перегруз. Школа российских летчиков - она более логична.

Мы даже когда паром "Эстония" спасали - прилетели все шведы, сделали брифинг, рассказали, как надо спасать. А я считаю, что нельзя терять время. Мы сразу полетели на место катастрофы и сразу стали там работать. И были, конечно, удивлены, что нас ругали, говоря, что так нельзя. Наверное, в чем-то они правы, но у меня русская психология - надо сначала за шиворот всех повытаскивать, а потом быть битым, условно говоря.

Фотография © Анна Юдина http://an-tuan-net.livejournal.com : lj-an-tuan-net-MI8-04.jpg
- Есть какие-то особые привычки в обиходе пилотов?

Я ни разу не слышал, чтобы у зарубежных вертолетов были "клички". У нас вертолеты имеют свои имена. Например, в Арктике у нас работает Иванушка-дурачок - таскает все, чего туда ни загрузишь. А в Санкт-Петербурге у нас работает сказочный персонаж Василиса Прекрасная. Она сама по себе очень красивая и очень мягко летает - пассажиры даже не просыпаются, когда она садится, крены делает. Она очень нежная и ласковая. Есть вертолет по имени Змей-Горыныч - он более "агрессивный". Эти имена придумывают сами летчики-испытатели - и придумывают очень грамотно, так что вертолеты соответствуют этому имиджу.

- Кстати, а сколько может поднять тот самый Иванушка-дурачок, который трудится в Арктике?

Удивительно, но МИ-8 сколько нужно, столько и тащит. Конечно, предельные веса существуют - 4 тонны. Но кто их считает, когда нужно кого-то спасать? Завис - значит, взлетишь. Не завис - не взлетишь, вертолет в этом отношении проще. И еще опыт, уверенность и возможность снять свои внутренние "зажимы". Если ты идешь на взлет, у тебя на это должно хватать образования и воспитания. Если ты прекратил взлет, значит, нету уровня - не позорься. Если сделал вид и не получилось - значит, позер, я к таким людям очень внимательно сразу же присматриваюсь.

Еще команде по обслуживанию летной машины надо верить. Если я пришел, и знаю, что у меня вертолет обслуживают Миша Брендлер, Сергей Кукушкин или Сергей Василевский (по прозвищу Маршал), то я спокоен. Все, над чем они поставили свою подпись (а там целый список действий, и под каждой "галочкой" свою подпись ставишь), выполнено на самом деле.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение slava_zz » 09 Февраль 2012 00:27

правильно МТВ-, а не Н
мощность в полтора раза больше простой восьмерки
Последний раз редактировалось slava_zz 09 Февраль 2012 10:37, всего редактировалось 1 раз.
slava_zz
 
Сообщения: 681
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Февраль 2012 00:33

Спасибо, поправлено. :good:
Действительно "МТВ", расшифровка "на слух" иногда дает сбои.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11082
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Анна Юдина » 09 Февраль 2012 10:02

Спасибо за поправку!
Вадим Валерьевич, кстати, обещал поведать о каком-то арктическом проекте, который вроде как собирается своими силами развивать. Подробностей пока не знаю, но в ближайшее время он должен рассказать. Если что - поделюсь с вами :)
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Юрий Клименко » 09 Февраль 2012 12:00

( в соответствии с высказанным здесь однажды пожеланием уважаемого Ивана Кукушкина кроме ссылок временами и постить тексты полностью что бы пользователю лишний раз не щёлкать "клавкой"), а монитор всё стерпит (моё :) , помещаю заметку из "Независимого военного обозрения" на тему вертолётов типа МИ-8 :

" Восьмерка" между прошлым и будущим
Вертолет, ставший мировой легендой
2012-01-27 / Геннадий Старых http://nvo.ng.ru/armament/2012-01-27/10_mi8.html

По предварительным оценкам, в 2011 году на предприятиях ОАО «Вертолеты России» изготовлено около 260 машин, из которых порядка 70% составляют вертолеты Ми-8/Ми-17 различных модификаций.

Свой вклад в статистику закупок «восьмерок» внесли США. Весной 2011 года Конгресс США одобрил сделку между командованием сухопутных войск Вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку 21 нового военно-транспортного вертолета Ми-17В5 для дальнейшей передачи армии Афганистана. Контрактом предусмотрены поставки запасных частей, средств наземного обслуживания, а также оказание услуг по материально-техническому обеспечению. Сделка стала первым проектом в области военно-технического сотрудничества между Россией и США.

В конце прошлого года российская делегация во главе с заместителем директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолием Пунчуком посетила г. Хантсвилл (штат Алабама, США), где состоялась торжественная церемония вручения российской стороне сертификата о признании Министерством обороны США процедур оценки летной годности военно-транспортных вертолетов, действующих в Российской Федерации для военно-транспортных вертолетов.

Вертолет, ставший мировой легендой, по-прежнему пользуется большим спросом на мировом авиационном рынке. В июне 2011 года исполнилось 50 лет с того дня, когда летчик-испытатель Б.Земсков впервые поднял в небо опытный однодвигательный вертолет В-8, ставший впоследствии хорошо всем известным Ми-8.
Также в разделе:
Ка-22 показал, кто всех быстрее и сильнее
Выдающийся рекорд советских авиаторов остается непобитым вот уже полвека

За пять прошедших десятилетий Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля (МВЗ им.М.Л.Миля) проводил модернизации, создавая новые модификации «восьмерки». Машину оснащали новыми системами и комплексами. Всего разработано более 200 модификаций легендарной машины. Они выпускались в единичных экземплярах и большими сериями. За эти годы на авиазаводах в Казани и Улан-Удэ построено более 12 тыс. «восьмерок». Количество выполненных полетных заданий на Ми-8 вряд ли кто-то сможет точно подсчитать. Эксплуатанты более чем в 100 странах мира считают машину одной из самых надежных, неприхотливых и простых в эксплуатации.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

По данным ИКАО, в мире во всех видах авиации из-за ошибочных действий экипажей воздушных судов происходит 60–80% авиапроиcшествий.

В 2009 году на Международной выставке вертолетной индустрии «HeliRussia» прошла конференция «Надежность и безопасность российских вертолетов». На ней с докладом «Человеческий фактор в авиационных происшествиях» выступил заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Гурген Карапетян. Он огласил статистические данные. В 1985–2009 годы 72,8% авиационных происшествий, связанных с эксплуатацией вертолетов типа Ми-8/Ми-17, произошло из-за ошибок экипажа.

Карапетян не делал тайны из того, какими факторами обусловлены ошибки летного состава в технике пилотирования и эксплуатации авиационных средств. Они были перечислены. Хотя бы один из них обнаруживался практически в любой авиакатастрофе: недостатки в подготовке экипажа к полету; слабая подготовленность к действиям в сложных ситуациях; переоценка экипажем уровня своей летной подготовленности; недостаточное взаимодействие или бездействие членов экипажа в полете; незнание, несоблюдение и нарушение установленных правил полетов, требований летной и эксплуатационно-технической документации. На конференции также весьма подробно рассмотрели и назвали другие причины авиационных происшествий.

На этом мероприятии производители и эксплуатанты говорили о необходимости принятия срочных мер по повышению качества подготовки летного состава вертолетной авиации. Было высказано предложение по созданию специализированной структуры на базе летно-испытательного центра НТК «Вертолеты России» в качестве филиала Центра подготовки летного и инженерно-технического состава ЛИИ им. М.М.Громова. Ее предназначение – практическая подготовка к действиям в критических ситуациях в полете экипажей вертолетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации к действиям в критических ситуациях в полете.

На МВЗ им.М.Л.Миля продолжаются работы по совершенствованию «восьмерки». «Милевцы» в своей работе учитывают тенденции развития мировых требований по безопасности полетов. Не так давно они провели испытания аппаратуры системы предупреждения столкновения с землей GPWS двух компаний: «Транзас» и ВНИИРА «Навигатор». Такая аппаратура рекомендована к установке на вертолеты семейства Ми-8.

Озабочен вопросами безопасности полетов и Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Он по результатам расследования трех авиационных происшествий рекомендовал проработать и реализовать конструктивные решения по защите грузопассажирской кабины вертолета Ми-8 от нелокализованных разрушений свободных турбин двигателей.

Вертолетчики очень тщательно изучили материалы окончательных отчетов комиссии МАК по данным случаям. Документально засвидетельствовано, что действовали факторы, при которых вертолеты попадали в режим вихревого кольца или в самопроизвольное левое вращение. В подавляющем большинстве таких случаев ситуация перерастает в катастрофическую, если экипаж не имеет необходимой теоретической подготовки. Учебно-тренировочные полеты по отработке навыков действий в подобных ситуациях не предусмотрены по причине их большой опасности.

МАК предлагает путь конструктивных изменений. Усиление потолочной части кабины потребует пересчитать центровку вертолета, изменить конструкцию и фактически полностью переделать фюзеляж. Процесс не только трудоемкий, но и финансово невыгодный. Это может привести к остановке эксплуатации Ми-8Т или нерациональным для эксплуатантов затратам.

По мнению заслуженного летчика-испытателя РФ Сергея Баркова (МВЗ им.Миля), в нашей стране на дорогах ежегодно гибнут десятки тысяч людей. Огромное количество автомобилей после автокатастрофы напоминает смятую консервную банку и сгорает дотла. Никто не рекомендовал, не потребовал запретить эксплуатацию машин, пока они не будут оборудованы автоматизированной, эффективной системой пожаротушения, а их корпус не будет обладать такой прочностью, чтобы не сминался. Когда человек нарушает правила дорожного движения или неправильно эксплуатирует автомобиль, то никто не высказывает претензии в адрес конструкторов автомобиля.

На двигателе ТВ2-117 стоит «подушка безопасности» – система защиты турбины винта (СЗТВ), которая выключает двигатель в случае раскрутки ротора свободной турбины до оборотов 131?3% (126?3% по оборотам НВ). Однако она не панацея от ошибок экипажа, неспособного правильно оценивать метеоусловия при заходе на посадку и рассчитывать максимальный взлетный вес с учетом отрицательных факторов. Именно они приводят к так называемому самопроизвольному левому вращению вертолета на взлете или посадке.

К тому же во всех упомянутых случаях в процессе выполнения посадки происходило критическое развитие ситуации с последующим разрушением вертолета о земную поверхность. Из-за этого на двигателях ТВ2-117 не могла сработать СЗТВ.

С учетом такого катастрофического развития событий у вертолетчиков есть правило, позволяющее в некоторой мере дублировать СЗТВ и минимизировать негативные последствия. При выполнении аварийной посадки, практически перед самым касанием вертолета земной поверхности, бортовой техник по команде командира воздушного судна закрывает стоп-краны, тем самым выключает двигатели путем подачи топлива в них, а также обесточивает вертолет. Это способствует предотвращению разрушения двигателя, при котором возможны обрыв лопаток и возникновение пожара.

Именно поэтому в данном случае вертолетчики считают более оптимальным путь соблюдения авиационных законов, когда исключается доведение ситуации до катастрофической.

БУДУЩЕЕ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ

В настоящее время конструкторы головного разработчика вертолетов марки «Ми» активно реализуют программу по глубокой модернизации Ми-8. Работы по новой программе с условным обозначением «Вертолет Ми-171М» начались в 2009 году. При сертификации машина получит обозначение Ми-171А2. На вертолет планируется установить двигатели ВК-2500. Предполагается широкое применение деталей и элементов конструкции из композитных материалов. Прежде всего это лопасти несущего винта, аналогичные лопастям вертолета Ми-38.

Интересно отметить, что на вертолете Ми-8, который использовался в качестве летающей лаборатории по «обкатке» несущего и рулевого винтов, предназначенных для установки на Ми-38, был зафиксирован прирост тяги несущего винта примерно на 800 кгс.

Максимальная дальность полета составит 1200 км, но останется прежним вес перевозимого груза. Создаются два варианта задней части грузовой кабины: со створками и с рампой. Заказчик сможет сам решить, что для него лучше.

Машину оснастят абсолютно новым комплексом оборудования – так называемой стеклянной кабиной. Вследствие этого экипаж будет состоять из двух летчиков. Однако сохранится рабочее место для третьего члена экипажа – оператора, наблюдателя или проверяющего. С учетом этого планируется перекомпоновка кабины экипажа с точки зрения эргономики: размещение органов управления оборудованием и системами будет доступно и удобно для обоих летчиков.

В рамках опциона планируется установка метеорадара, обзорной станции, системы ночного видения.

По последним данным первый опытный фюзеляж нового вертолета Ми-171А2 (изделие 171А-01) уже построен и передан разработчику.

В настоящее время конструкторы говорят о будущем вертолете только как о гражданской машине. Но нет никаких сомнений в том, что если новый вертолет заинтересует военных, то он будет доработан с учетом их требований.


Реализация планов по созданию новой модификации Ми-171А2, а также модернизация эксплуатируемых машин Ми-8/17, по оценкам специалистов, позволят эксплуатировать «восьмерки» как минимум еще 20–30 лет".
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Февраль 2012 13:18

( в соответствии с высказанным здесь однажды пожеланием уважаемого Ивана Кукушкина кроме ссылок временами и постить тексты полностью что бы пользователю лишний раз не щёлкать "клавкой"), а монитор всё стерпит (моё , помещаю заметку из "Независимого военного обозрения" на тему вертолётов типа МИ-8 :

Только нужны еще линки на источник и критический взгляд на текст. Всякую ерунду размножать и перепосты с одного первоисточника дублировать - смысла нет никакого
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11082
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Юрий Клименко » 09 Февраль 2012 18:13

Моя уважуха Вам,Иван! Каюсь,я совсем не супер-пользователь PC :( (по разным причинам...).Спасибо за профессиональное оформление моих постов!
С меня причитается :tnxman: К советам (и дружеской критике) профессионалов стараюсь прислушиваться :oops:
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение andreyaru » 09 Февраль 2012 20:28

Да! Помню как он нас снимал с дрейфующей льдины СП-32. Хочется сказать ему огромное человеческое спасибо! Это летчик с Большой буквы!!!
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение Polarstern » 09 Февраль 2012 21:08

:": Video presentation of products of the Kazan Helicopter Plant

Российские специальные, военные и гражданские вертолеты. Видео презентация. Казанский вертолетный завод. Ми-8 и другие
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

"Для Арктики нет лучшего вертолета, чем МИ-8"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Февраль 2012 20:27

Вадим Базыкин:
«Полярный вертолетчик - как бойцовая собака»
http://smena.ru/news/2012/01/23/19656
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Новости "Полярной Почты"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения