Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

То, что мы считаем интересным, важным или полезным.
Создание новостных сообщений разрешено группе "Редактор"

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Январь 2012 20:40

фраза, похожая на предсказания Нострадамуса принадлежит этому репортажу:

Судьба старейших судов "Атомфлота" определилась
ГТРК «Мурман» 31.01.2012 Автор: Яков Осетров

В 2016 году под нож будет отправлен атомный ледокол "Сибирь", а в 2018 году - "Арктика". Только кадры кинохроники будут хранить память об их героическом прошлом.

Арктика - самая богатая в мире кладовая газа и нефти и самый короткий, экономически выгодный торговый путь из Европы в Азию. Поэтому об освоении высоких широт мечтали не меньше, чем о покорении космоса. Но пробиться сквозь вечные льды было также трудно, как полететь к звёздам. Чтобы воплотить мечту в жизнь, советские учёные, конструкторы первыми в мире создали сверхсовременные суда, способные экономить тысячи тонн топлива, беречь экологию и раскалывать многометровые льды. Для их постройки задействовали сотни предприятий.

Тогда еще не было ледовых карт, опыта, но была страсть первооткрывателей и вера в успех. В 1959 году был введен в эксплуатацию "Ленин", а в 1975 - "Арктика", которая первой достигла Северного полюса. В ее трудовой биографии - тысячи судов, проведённых в караванах, спасённых от смерти в торосах.

При такой нагрузке ледокол должен был стать для экипажа не просто рабочим местом, а вторым домом. Чтобы сбросить напряжение, на досуге полярники играли в футбол и обустраивали свой быт.

В 1977 году в ледокольную семью приняли "Сибирь", а в 1985-м - "Россию". Они также внесли огромный вклад в освоение Арктики. С годами значимость Севморпути только растет, но патриархи флота, увы, стареют.

Затраты на дальнейшую реанимацию столь высоки, что бессмысленны. Поэтому "Арктику" списали. Хотя моряки-ветераны из Петербурга обратились в правительство страны с просьбой сохранить жизнь легенде, но эта мечта также стоит денег и также призрачна, как перспектива слетать на Марс. Вслед за "Арктикой" в 2019 году в океан вечности отправится и "Россия".
Последний раз редактировалось Иван Кукушкин 02 Февраль 2012 11:05, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Polarstern » 01 Февраль 2012 21:42

Неужели настолько призрачна, как слетать на Марс? Неужели настолько сильный износ? Ведь он считай на три года моложе CCGS Louis S. St-Laurent, так тот пока что еще в строю и будет точно до 2017 года.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение SVF » 01 Февраль 2012 22:47

Дело не в износе. Дело в деньгах. По состоянию корпуса "Арктика" переживет "Сен Лоран" раза в два. А вот кто возьмет на себя переоборудование "Арктики" в музей и последующее его содержание? Мы все помним с какой кровью удалось сохранить "Красин" и "Ленин". А "Арктика" подороже обойдется. Думаю, шансов нет. :no:
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Февраль 2012 23:12

Имхо, статья как то очень в тему:
"Ермак", "Красин", а/л "Ленин" и а/л "Арктика" - вот 4 ледокола, чей вклад в историю исследования и освоения Арктики наиболее значим. Такой ледокол - последний, больше не предвидится.
Интересно, кто будут персонажи статьи "Как убивали "Арктику" через десять лет? Уж в авторах недостатка точно не будет.


    Изображение
    Как убивали «Ермак»
    Н.А. Кузнецов, 30 марта 2010 года, 20:13:28 http://www.moysever.ru/comments/232

    Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции. Не осталось в стороне от нее и отечественное судостроение: 5 декабря 1959 г. морской флот СССР пополнился первым в мире атомным ледоколом «Ленин». В 1960-м и 1962 г. в строй вошли два дизель-электрических ледокола типа «Москва», построенные финской фирмой «Вяртсиля». В составе транспортного флота появились ледокольно-транспортные суда типа «Лена» и «Амгуэма». В полярном судоходстве пароходы оказались окончательно вытеснены дизель-электрическими и атомными судами.

    «Ермаку» предстояло сдать свою многолетнюю ледовую вахту «потомкам» и уйти «на покой». Тем не менее, «Ермак» успешно использовался в ситуациях, когда дизель-электрические ледоколы не справлялись с проводкой судов. Связано это было, прежде всего, с оригинальным конструктивным решением подводной части корпуса, разработанным еще адмиралом С.О. Макаровым.

    Однако почтенный возраст судна давал о себе знать. По словам Г.О. Кононовича, много лет работавшего старпомом на ледоколе и написавшего книгу по его истории, «..."Ермак "стал стареть. Он уже не был флагманом, а выполнял вспомогательные операции. Потек корпус, так как расшатавшиеся заклепки – корпус ледокола был клепанный – не меняли и не чеканили, а обваривали электросваркой. Некогда прекрасная тиковая палуба почернела и тоже начала протекать…»

    В конце 1962 г. «Ермак» совершил последний рейс в Арктику, из которого он вернулся в Мурманск в сопровождении атомного ледокола «Ленин». «Ермаку» была приготовлена торжественная встреча. Он прошел вдоль строя боевых кораблей, которые приветствовали его скрещенными лучами прожекторов.

    В правительство и Министерство морского флота шли многочисленные письма моряков и полярников с предложениями о превращении в корабль-памятник. Активное участие в этом принимал И.Д. Папанин.

    Дискуссии о судьбе ледокола-ветерана развернулись на страницах газет «Правда» и «Комсомольская правда». В защиту судна выступили председатель полярной секции Географического общества СССР Е.И. Толстиков, директор выставки «Морской флот СССР» известный капитан дальнего плавания А.П. Бочек, секретарь Мурманского обкома Комсомола А. Жигалов. Принять ледокол-ветеран под свою опеку соглашалось и руководство ленинградского Высшего морского инженерного училища имени С.О. Макарова. Однако голоса, выступавшие против сохранения «Ермака», были также весьма весомыми. Так, заместитель министра морского флота СССР А.С. Колесниченко заявил: «Беречь "Ермак", как реликвию очень дорого. К тому же ледокол не имеет каких-то особых заслуг». Ему вторил начальник Мурманского государственного морского арктического пароходства Ю.Г. Левин: Конечно, "Ермак" жаль, но один ремонт его сколько будет стоить…Нет, оставлять "Ермак" будет слишком накладно».

    Тем не менее, казалось бы, оптимистичные слова «Ермаку – жить!», которые завершали материал, опубликованный в «Комсомольской правде», сбудутся. 12 декабря 1963 г. вышел приказ министра морского флота № 245, в котором говорилось: «Начальнику Мурманского арктического пароходства товарищу Левину Ю.Г. передать безвозмездно Мурманскому высшему мореходному училищу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР ледокол "Ермак"».

    Однако «Ермаку» все же не было суждено стать судном-памятником. И по воспоминаниям ветеранов, трагическую роль в его судьбе сыграл именно А.С. Колесниченко. Это тем более странно, что Колесниченко считается видным инженером-кораблестроителем и одним из создателей отечественного ледокольного флота послевоенного поколения.

    Анатолий Семенович Колесниченко (1905–1984) окончил Севастопольский техникум водного транспорта в 1925 г. В 1925–1927 гг. он работал в гидрографических экспедициях на Черном море. В 1933–1934 гг. – в качестве четвертого механика парохода «Челюскин» участвовал в знаменитой эпопее этого судна. По свидетельству О.Ю. Шмидта, он входил в состав группы студентов-коммунистов (А.С. Колесниченко учился в тот момент в Ленинградском кораблестроительном институте, который окончил в 1936 г.), направленных на «Челюскин» для усиления партийной ячейки. В 1935 г. Колесниченко участвовал в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко», а со следующего года работал в Главсевморпути. В 1949–1957 гг. Анатолий Семенович руководил Бюро по наблюдению за проектированием и строительством ледоколов в Ленинграде. С 1956 г. он стал заместителем министра морского флота. Казалось бы, из уст человека, тесно связанного с Арктикой, ледоколами в целом и «Ермаком» в частности, слова об отсутствии у «Ермака» особых заслуг звучат просто дико, но, тем не менее, они не только прозвучали, но и даже были опубликованы в центральной прессе…

    Служба Главного механика Мурманского Морского пароходства настаивала на ремонте судна перед передачей его училищу. Стоимость ремонта оценивалась примерно в 1 млн. рублей. Однако замминистра, узнав о величине требуемой суммы, в выделении ее отказал и велел списать ледокол на лом. На все предложения И.Д. Папанина он же ответил: «Нам достаточно и «Авроры». Весной 1964 г. после встречи Колесниченко с Хрущевым решение об установке «Ермака» как корабля-памятника было отменено, после чего его было решено списать. 23 мая Министром морского флота СССР В. Г. Бакаевым был подписан приказ № 107 – смертный приговор судну. В нем говорилось:

    «В связи с большим износом и нецелесообразностью затрат на восстановительный ремонт, приказываю:

    1. Списать с баланса Мурманского пароходства линейный ледокол "Ермак", мощностью 9420 индикаторных лошадиных сил постройки 1899 г., балансовой стоимостью 3 685 699 руб. 47 коп.
    2. Начальнику Технического управления товарищу Дубчаку:
    а) организовать изготовление двух моделей ледокола "Ермак" для выставки "Морской флот СССР" в Москве и музея Морского флота в Одессе.
    б) Создать комиссию по отбору на ледоколе "Ермак" предметов, представляющих историческую ценность, для передачи заинтересованным музеям и общественным организациям;
    в) Обратиться в государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии с просьбой создать короткометражный фильм о ледоколе "Ермак" на базе имеющихся хроникальных и документальных материалов.
    3. Начальнику Мурманского пароходства товарищу Левину в соответствии с "Инструкцией о порядке определения технического состояния и дальнейшего использования судов, имеющих большой износ или крупные повреждения", утвержденной приказом Министра морского флота от 1 июня 1956 г. № 202 и актом технической комиссии, обеспечить разборку ледокола "Ермак", сдачу металлолома, хранение и использование полученных от разборки материалов и оборудования.
    4. Присвоить очередному линейному ледоколу, полученному из постройки, наименование "Ермак" […]»
    .

    По воспоминаниям Г.О. Кононовича, «...Зябким летом 1964 года на Мурманском рейде состоялось прощание с "дедушкой ледокольного флота". Его убили и мертвым остовом былой славы поставили на корабельном кладбище. А 17 декабря в два часа дня над ним взвилось багровое пламя и загудело огненным смерчем – "Ермака" сожгли прежде чем разрезать на металлолом». За разделку «Ермака» «Вторчермет» запросил приблизительно вдвое большую сумму, чем требовалось для ремонта ледокола. Работы по разборке шли медленно: надеялись, что судьба еще повернется иначе и чиновники одумаются. Начальник Мурманского высшего инженерного училища Минрыбхоза СССР Евгений Иванович Портнов предлагал посильную помощь: установить «Ермак» в сухом доке на территории Морского вокзала Мурманска. Затраты на это составили бы примерно 10 тыс. рублей. Но Мурманский Обком КПСС не поддержал его инициативу, хотя Портнов был членом Обкома.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Анна Юдина » 02 Февраль 2012 10:11

Да, ты прав, Иван - недостатка в авторах не будет. И в большинстве своем они вообще не будут знать, что такое атомный ледокол. Как сейчас об этом не знают те, кто только визжит об атомной угрозе и считает, что воду для охлаждения активной зоны сливают в океан
Дивные корабли... Сколько в них силы, красоты, сколько совершили они со своими славными капитанами и экипажами.
Знаешь, все думаю - а смогла бы я наблюдать за разделкой атомохода, написать об этом репортаж, дать парочку новостей на ленту о том, что как же это печально, но необходимо (со слов начальников, разумеется), и сколько денег, и как в Сайду будут перетаскивать остановившееся ядерное сердце и его кости - металлолом.
Да, смогла бы. Но только потом, забившись куда-нибудь в кабак, ревела бы в гордом одиночестве и напилась бы как свинья.
Именно такие темы делают журналиста душевным инвалидом. Нам нельзя искренне любить то, о чем мы пишем.
Поэтому пусть лучше пишут те, кто ничего об этом не знает. Правду все равно знают немногие, а им и читать ничего об этом не надо.
Извини за откровенность, просто наболевшее.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2012 10:38

Так ведь прошлое "Арктики" не замажешь, а оно далеко не рядовое. Само за себя говорит.

Нигде не могу найти упомянутое письмо моряков-ветеранов из Санкт-Петербурга.
Ни кому не попадалось?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Анна Юдина » 02 Февраль 2012 10:40

SVF пишет:Дело не в износе. Дело в деньгах. По состоянию корпуса "Арктика" переживет "Сен Лоран" раза в два. А вот кто возьмет на себя переоборудование "Арктики" в музей и последующее его содержание? Мы все помним с какой кровью удалось сохранить "Красин" и "Ленин". А "Арктика" подороже обойдется. Думаю, шансов нет. :no:


А ежели без моих трагических соплей, то да, СВФ прав.

О том, чтобы сделать "Арктику" памятником или музеем, вообще речи сегодня не идет.
Не знаю, может, что-то к 2020 году изменится, но очень вряд ли.
Более того, если бы не атомная "начинка", "Арктику" бы не просто разобрали, а продали. По этому поводу в декабре 2011-го сетовал небезызвестный товарищ, у которого я брала интервью, - что, мол, "фонит" реакторное нутро, так и с "оболочкой" никто связываться не хочет, а металл и конструкции там очень хорошие. Ну и так далее и далее.
Так что серьезно рассматриваются варианты о том, как на этом деле заработать. "Балласт" и "головная боль" - вот такие эпитеты про "Сибирь" и "Арктику". И это не потому что кто-то злой, а кто-то хороший. Только деньги, ничего кроме...

Про письмо моряков-ветеранов разузнаю. Можно Ламехову тому же позвонить, он наверняка знает.
Иван, ты думаешь, что можно попытаться отстоять "Арктику"?..
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2012 10:56

Получится чего или нет - неизвестно. Но "зудеть" можно и нужно.
Фразой "у Росатома нет денег на "Арктику" - отделаться будет сложно, в нее как то не верится. При всем уважении к руководству.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение SVF » 02 Февраль 2012 11:13

Друзья, будьте реалистами. У Атомфлота который год нет денег на перезарядку "Союза". Идет сокращение экипажей. А тут: вырезать реактор, сделать ремонт и обустроить выставочную экспозицию, найти и оборудовать "вечную" стоянку (плюс выкупить причал), затраты на поддержку (эл. питание, прочее снабжение) зарплата экипажа (пусть и сокращенного) и музейный персонал. Вы думаете Атомфлот возьмет все это на себя? При том, что гос. субсидии на Атомфлот в ближайшие годы сведутся к нулю. Плюс ожидаемое пополнение флота ...
Мне кажется единственный вариант (организацию на "Арктике" дрейфующей станции мы уже обсуждали, вариант с плавучей АЭС тоже не катит) - передать ледокол в ММО. Но для этого С.Г. Сивцова должна пробить увеличение бюджета своего музея раза в 2-3. Вы в это верите? У нас же "впереди новый мировой экономический кризис". :x
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Анна Юдина » 02 Февраль 2012 11:31

Друзья, будьте реалистами.


Сергей Викторович, ну мы же бешеные мечтатели, головой долбимся об лед, аки ледоколы :)

А если серьезно, то, конечно, Атомфлот не возьмет на себя такой труд. Тут, мне кажется, "позудеть" можно, чтобы напомнить лишний раз о "былой славе" (и настоящей) атомного ледокольного флота, привлечь к нему внимание.
Атомфлот в свободное плавание уже с 2014 года обещают пустить, а перезарядку "Союза" все-таки будут осуществлять еще при поддержке государства (Смирнов говорил).
Страшновато на самом деле, представлять, как они будут справляться.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2012 11:48

SVF пишет:Друзья, будьте реалистами.

Тут ведь какое дело получается. Во всех раскладах понятно, что вопрос "Арктики" нельзя решить силами одного "Росатомфлота". Но, имхо, своей историей "Арктика" вполне заслужила внимания федерального уровня.
Большой проект большой страны, как то так.

"Ермак" тоже спалили в целях экономии средств. Кого-то сейчас можно убедить в правильности этого решения?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Анна Юдина » 02 Февраль 2012 12:03

"Ермак" тоже спалили в целях экономии средств. Кого-то сейчас можно убедить в правильности этого решения?


Вот-вот...

Но интересна ли стране отдельно взятая "Арктика", если десятки, например, военных кораблей были либо раздолбаны на учениях и испытаниях нового оружия, либо ржавеют где-нибудь в отстое. Их история и заслуги не менее важны для России, и среди них были поистине уникальные объекты. А вон, давеча пролистывала один известный фотосайт и наткнулась на репортаж: крейсер "Киев" в Китае сделали развлекательным центром и гостиницей! И фотографии - прям вот на военном судне и в нем - все это: и бордель, извините, и боулинг и прочие "б".

Вот вложение капитала. Вот ремонт и как бы сохранение. Только такой путь разве возможен для русских кораблей - как военных, так и мирных?
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Вслед за "Арктикой" в океан вечности отправится и "Россия"

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Февраль 2012 12:11

Не соглашусь по одному моменту: "Арктика" как раз более значима, чем десятки военных кораблей.
Атомоход не только "взятием полюса" славен, это и здоровый пласт истории "пробы сил" - от экспериментальных рейсов, до исследования возможностей продления ресурса атомоходов. Опять же - 1983 год. "Крупнейшая в истории успешная спасательная операция" - звучит громко, пафосно, но черт возьми по факту это так. И Ламехову за нее дали Звезду Героя.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Новости "Полярной Почты"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения