Атомный ледокол «Арктика»

То, что мы считаем интересным, важным или полезным.
Создание новостных сообщений разрешено группе "Редактор"
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Юрий Клименко » 04 Март 2012 09:06

А,что-хороший фильмец :) Естественно для японцев особое внимание уделить атомной составляющей ледокола.Занимательно было послушать язык японской матери :)
А ещё любопытно было узреть своего однокашника Сашу Сивкова! (хотя уверенность не полная,ибо судьба раскидала нас с 1976 года :( )
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Март 2012 00:06

Попов В. Т., Северный морской путь в филателии. — Мурманск: Кн. изд-во, 1980. — 112 с, ил.

... Атомоход «Арктика» был построен на Балтийском судостроительном заводе. Флаг поднят 30 декабря 1974 года. В Мурманск прибыл 1 мая 1975 года. По мощности и техническому оснащению «Арктика» значительно превосходит своего предшественника.

9 августа 1977 года поздно вечером «Арктика» вышла из Мурманска в беспримерный научно-практический экспериментальный рейс. Спустя восемь дней в 4 часа утра по московскому времени она достигла Северного полюса. Впервые за всю историю мореплавания корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании вышел к самой вершине земного шара. Исполнилась вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей!

 Арктика на полюсе.jpg
Химик атомохода Рафаил Шамильевич Булатов изготовил в честь этого события штемпель с надписью: «Северный полюс. Атомный ледокол "Арктика". 17 августа 1977 года». В день покорения полюса около тысячи конвертов погашено этим штемпелем. При выходе «Арктики» из льдов на чистую воду 22 августа этот штемпель был опущен за борт и составлен акт: «В 10 часов 37 минут по московскому времени в координатах 72 градуса 19 минут северной широты и 35 градусов 50 минут восточной долготы предан морю памятный штемпель Северный полюс. А/л "Арктика". 17 августа 1977 г.».15 сентября 1977 года опубликованы Указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении большой группы специалистов и участников рейса орденами и медалями СССР; о присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса; о награждении атомного ледокола «Арктика» Мурманского морского пароходства орденом Октябрьской Революции. Министерство связи СССР к этой дате выпустило номерной почтовый блок (м-4745). На марке блока изображен атомный ледокол «Арктика», преодолевающий льды. Слева от марки — схема движения ледокола из Мурманска к Северному полюсу, на ней указаны даты начала и завершения похода: «9.8.77» и «17.8.77». Северный полюс на схеме обозначен точкой, в которой сходятся меридианы Земли, где возвышается Государственный флаг СССР. В верхней части блока помещен памятный текст: «Ледовый поход а/л "Арктика" к Северному полюсу в честь 60-летия Великого Октября». Номинал многоцветной марки почтового блока 50 коп., рисунок художника А. Аксамита.

Походу атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу посвящена односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой (мк-56), поступившая в почтовое обращение 10 марта 1978 года. На карточке — развевающийся над Северным полюсом Государственный флаг СССР. На переднем плане — памятная плита, опущенная на грунт Ледовитого океана в день покорения Северного полюса. На марке — атомоход во льдах и белый медведь.

В 1978 году Министерство связи СССР в продолжении серии «Ледокольный флот СССР» выпустило многоцветную марку (м-4930) с изображением атомного ледокола «Арктика». Номинал марки 20 коп. Художник А. Аксамит.

1 декабря 1974 года по рисунку художника Ю. Косорукова изготовлен специальный почтовый штемпель (ш-2928). 7 января 1975 года на Ленинградском почтамте капитану атомохода Ю. С. Кучиеву был вручен этот штемпель. В верхней части рисунка штемпеля помещены текст: «СССР» и пятиконечная звезда с серпом и молотом. Внизу — силуэт атомохода во льдах и надпись: «Атомный ледокол "Арктика"». В середине изображены три пересекающиеся орбиты атома и переводная календарная дата. Цвет мастики штемпеля — черный. Штемпель используется на корабле до сих пор. Штемпель был изготовлен в двух вариантах. Штемпеля имеют календарную переводную дату и предназначены для длительного применения. Штемпель (2928-1) применялся на борту ледокола, штемпель (2928-2) использовался для коллекционных целей (изготовлен в 1978 году).

В декабре 1974 года гашение штемпелем 2928 производилось на почтамте Ленинграда, с января 1975 года он был передан на ледокол «Арктика». Штемпеля отличаются тем, что знак краткости над буквой «й» в слове «атомный» на уровне буквы (в штемпеле 2928-1), а во втором — знак краткости над буквой «й» выше буквы.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Март 2012 14:09

http://xroniki-nauki.ru/fakty-nauki/ledokol-arktika

Ледокол «Арктика». Первый рейс


Кирилл Николаевич Чубаков — начальник администрации Северного морского пути, заместитель руководителя экспериментального рейса атомохода «Арктика» на Северный полюс.

- Расскажите, пожалуйста, Кирилл Николаевич, когда было принято решение о походе на Северный полюс и как проходила подготовка «Арктики» к этому рейсу!

- 13 июля 1977 года министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко (он же и руководитель экспедиции) подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке этого исторического рейса, а 9 августа 1977 года атомоход «Арктика» вышел в поход из порта Мурманск. Между этими двумя датами срок меньше месяца, срок, который просто завершил проделанную ранее работу.

«Арктика», можно сказать, исподволь готовилась к такому рейсу со дня рождения — с 25 апреля 1975 года, когда на ледоколе был торжественно поднят флаг нашей Родины. На протяжении двух арктических навигаций «Арктика» направлялась в районы, где складывались сложные ледовые условия: то в северо-восточную часть Карского моря, то в Чукотское море. По образному выражению капитана Юрия Сергеевича Кучиева, «испытывались бойцовские качества ледокола».

«Арктика»

- Что отличает «Арктику» от других судов подобного типа!

- При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.

Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров).

У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.

В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.

Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.

В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.

Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.

На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.

Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу.

Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.

Итоги первого рейса ледокола

- Что вы можете сказать об итогах рейса!

- Подводить итоги предстоит еще довольно долго: рейс был назван «научно — практическим, экспериментальным», во время рейса велась обширная научная работа.

Если внимательно посмотреть путь ледокола по карте, станет ясно, что «Арктика» шла по некоторой дуге: вверх между 125 и 130 градусами, а вниз между 40 и 55 градусами восточной долготы.

На этом пути мы вышли из зоны шельфовых арктических морей в безбрежный Северный Ледовитый океан и смогли ощутить поведение ледяных полей на спокойных просторах летнего океана, попробовали бортами ледокола крепость полей там, где проходили осенние и зимние торошения льда с характерными вспучиваниями льдин.

Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности, северной закалки и слаженности. Когда корабль вошел в тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, ему пришлось испытать и заклинивание. Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться».

Атомоход и его экипаж с честью выдержали испытания тяжелыми льдами, и в самых сложных ситуациях на корабле царила спокойная атмосфера уверенности в своих силах. Это отнюдь не означает, что начисто исключалась вероятность аварийной ситуации. Экспедиция была готова на случай вынужденного плена во льдах.

Скажем, в случае если бы льды вывели из строя гребные винты: в кладовых запас продуктов на много месяцев, на борту дополнительный к штатному вертолет, мощный бульдозер, волокуши, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что может понадобиться в случае значительной задержки в пути.

Сейчас можно точно сказать, что эксплуатационные качества атомохода «Арктика» весьма высоки: это подтверждено проходом в многолетних льдах. В рейсе к полюсу проверялась не только крепость бортов и хорошая работа энергоустановок. Во время перехода проверялась эффективность вертолетной разведки с борта ледокола: принципы ее не новы, но важно было знать, как она покажет себя в экстремальных условиях сверхсложного ледового рейса.

Проверялось также поведение навигационной техники в условиях, когда повышена вибрация и когда непрерывные удары корпуса судна о тяжелые льды усложняют курсоуказание ледоколу.

Корабелам было исключительно важно узнать, как поведут себя гребные винты, когда им придется долго и непрерывно рубить паковый лед: ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не проводились исследования работы лопастей в многолетних льдах. Сейчас ученые получили определенные материалы и заняты их изучением.

Ученые из Риги в этом рейсе проверяли эффективность созданного ими прибора для дистанционного определения толщины льда.

Высокоширотный рейс ледокола «Арктика»- начало качественно нового этапа в развитии советского морского флота в Арктике, — заявил министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. И это так: с рейсом «Арктики» открывается перспектива проводки транспортных судов по более высоким широтам, что существенно сократит расстояния.

Надо отметить, что рейс не имел целью лишь достижение географической точки Северного полюса: в этом случае можно было бы проложить курс, по которому «Арктика» дошла бы до полюса много быстрее. Выбранная трасса представляла интерес для нас в научном и тактическом отношении: результаты рейса помогут решить вопросы технической политики в области морского транспортного судостроения и схем грузоперевозок.

А решать нам предстоит многое, связанное с созданием мощных ледоколов, крупнотоннажных лихтеровозов и других специализированных судов, которые смогут успешно плавать в северных районах.

13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск.

За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед.

В проведении этого исторического рейса исключительно большую помощь оказали экспедиции летчики нашей Гражданской авиации, которые вместе с гидрологами в сложных условиях вели с воздуха стратегическую ледовую разведку.

А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах.

Изображение
Обратите внимание на карту на цветной вкладке справа. В международной практике полагается расцвечивать карту строго определенными цветами: зеленый цвет здесь означает редкий лед, зеленые полосы — неподвижный лед — припай, коричневый цвет — тяжелые льды. Чем темнее коричневый цвет, тем тяжелее льды.

Коричневый цвет сгущается на «шапке» у полюса. Здесь он самый темный, но только на карте. На Северном полюсе, где был водружен Государственный флаг СССР, лед обычного цвета льда.

«Прибыли 04,00 МСК»,- передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса. На корабле к полюсу пришли 207 человек. Самочувствие и настроение у всех были такие же отличные, как и дома накануне выхода в рейс. Выдающуюся победу участники плавания посвятили 60-й годовщине Великого Октября.

Награды героям

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О присвоении звания Героя Социалистического Труда наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика»

За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали ««Серп и Молот»:

Асхадуллину Фидусу Фаизовичу — старшему мастеру атомной паропроизводительной установки атомного ледокола ««Арктика».

Гуженко Тимофею Борисовичу — руководителю экспериментального рейса, министру морского флота СССР.

Кучиеву Юрию Сергеевичу — капитану атомного ледокола ««Арктика».

Пашнину Олегу Георгиевичу — главному инженеру-механику атомного ледокола «Арктика».

Хлопкину Николаю Сидоровичу — члену-корреспонденту Академии наук СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. Брежнев

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе

Москва, Кремль, 14 сентября 1977 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2012 16:54

ГТРК "Мурман" http://murman.rfn.ru/rnews.html?id=15649
17.10.2006
Поиски экспедиции Баренца
В следующем году экспедиция намерена вернуться на Новую Землю
Дмитрий Высоцкий

В Мурманск на атомоходе "Арктика" доставлены участников экспедиции Русского географического общества. На прошлой неделе их судно потерпело крушение у архипелага Новая Земля. Ученые искали останки корабля голландского мореплавателя Виллема Баренца, который в 16 веке открыл Шпицберген и погиб недалеко от Кольского полуострова.
Научный вельбот, израненный в боях с арктическими штормами, с пробоиной под ватерлинией, легко уместился на вертолетной палубе атомохода «Арктика». Вместе с ним в Мурманск вернулись и все восемь участников экспедиции Русского географического общества. Они должны были отыскать останки судна известного полярного морехода Виллема Баренца, а их самих пришлось спасать с архипелага Новая земля.
Неприятности эту экспедицию начали преследовать с самого начала. В первый же день научное судно налетело на риф и получило пробоину. Вельбот пытались самостоятельно снять с мели, но это так и не удалось. Насос временами не справлялся с напором, и тогда участникам экспедиции приходилось в ручную откачивать ледяную воду.
А в одну из ночей в разбитый на берегу лагерь нагрянули белые медведи - порвали палатку, резиновую лодку и уничтожили припасы. Если бы не водолаз по кличке Арни, голодные медведи могли напасть и на людей. Сигнал SOS в Мурманске получили 8 октября - на шестой день экспедиции – к тому времени большинство полярников уже были обморожены. Пытались выслать вертолет МЧС, но на архипелаге бушевал ураган и тогда к месту ЧП вышел атомный ледокол «Арктика».
Капитан Атомного ледокола «Арктика» Александр Баринов рассказал, что задача экипажа состояла в том, чтобы снять экспедиции до надвигающего шторма.
Эвакуировать удалось всех, на борту атомохода людям оказали медицинскую помощь, а собаку накормили мясом. На скалистом берегу Новой Земли остались лишь белые медведи.
Несмотря на все сложности, полярникам все же удалось провести часть научных работ. В частности в воде, на расстоянии 150 метров от берега металлоискателъ показал наличие металлических предметов. Участники экспедиции считают, что с большой вероятностью это могут быть пушки и якоря затонувшего судна Виллема Баренца. И на следующий год они намерен вернуться на Новую Землю, чтобы закончить работу.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2012 17:01

http://en.press.msco.ru/news/2005-08-25-1.shtml

Миллионная миля атомохода «Арктика»
25.08.2005

24 августа в 19 часов 27 минут атомоход «Арктика» Мурманского морского пароходства - первый покоритель Северного полюса - прошел миллионную милю со дня ввода в строй. До этого момента ни одному атомному ледоколу не довелось достичь такого рубежа. Для сравнения - первый в мире атомный ледокол «Ленин» оставил за кормой 654400 миль. А расстояние в миллион миль почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны.

2005 год – юбилейный для «Арктики». 25 апреля исполнилось 30 лет со дня подъема на его борту Государственного флага.

Первенец гражданского атомфлота атомоход «Ленин» продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики. На втором этапе развития отечественного атомного ледокольного флота в строй вступил атомоход «Арктика». Его эксплуатация подтвердила экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах. Высокая надежность ЯЭУ, неограниченность районов плавания во время навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы. А в итоге затраты на перевозку грузов по Северному морскому пути уменьшились благодаря увеличению грузоподъемности транспортного флота, ускорению движения судов, расширению навигационного периода вплоть до круглогодичного в Западном районе Арктики. Внедрение комплексной автоматизации управления ЯЭУ позволило исключить либо существенно сократить постоянные вахты в машинных отделениях. Опыт эксплуатации ЯЭУ и высокий уровень профессиональной подготовки персонала для атомных судов позволили уменьшить численность обслуживающего персонала на ледоколах типа «Арктика» практически в два раза по сравнению с численностью первого экипажа атомохода «Ленин».

У корабля, как у человека, своя неповторимая судьба. Атомоходу «Арктика», видимо, на роду писано быть первым. 17 августа 1977 года экспедиция на борту ледокола ошеломила мир, подстать Юрию Гагарину в космосе атомоход впервые прошел сквозь льды на Северный полюс. Весь экипаж был награжден орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции – министр Морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Впоследствии рейсы атомоходов на вершину планеты совершались неоднократно, а сейчас стали обыденными в практике работы ледоколов.

В конце 1983 года экипажу «Арктики» выпало серьезное испытание на прочность. Караваны судов отечественного торгового флота, казалось, безнадежно застряли во льдах. Сложилась экстремально тяжелая ситуация, которая случается раз в столетие. «Арктика» пробилась в восточный район Северного морского пути и вывела из ледового плена Айонского массива не только транспортные суда, но и ставшие в одночасье беспомощными дизель-электрические ледоколы.

Атомоходу «Арктика» принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с мая 1999 г. по май 2000 г. он отработал ровно год без захода в порты. Моряками была продемонстрирована высочайшая надежность судна на 25-м году своей эксплуатации (таков был проектный срок эксплуатации атомохода).

К середине 90-х годов вопрос завершения эксплуатации ледокола в соответствии с проектными сроками ставился все чаще. Но именно в это время родилась программа продления ресурса действующих и уже изрядно потрудившихся на трассах Северного морского пути атомных ледоколов. Эта программа – одно из важнейших направлений обеспечения устойчивого функционирования Севморпути, ее решение принципиально важно для государства и Мурманского морского пароходства, в чьем доверительном управлении находится гражданский атомный флот России. Отчасти это решение было вынужденным, поскольку кризисное состояние российской экономики не позволяло государству приступить к программе обновления гражданского атомного флота за счет строительства атомных ледоколов нового поколения.

Впервые задача по продлению ресурса атомохода была успешно решена именно на «Арктике» в 2003 году специалистами Мурманского морского пароходства в содружестве с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями, ремонтными предприятиями России, специализирующимися на обслуживании объектов морской атомной энергетики. Выполнение данной программы позволило продлить ресурс реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов), и он может осуществлять проводки судов на трассе Севморпути еще в течение 5-7 лет с момента продления. Таким образом, благодаря работам на «Арктике» было убедительно доказано, что и на других судах атомного гражданского флота можно провести аналогичные работы. Это позволит надежно сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и позиции России в Арктике.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Баранова С.С., К Полюсу!

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Март 2012 18:42

 0.jpg
Баранова С.С., К Полюсу! Мурманское книжное издательство, 1978 г., тир. 10 000 экз.
Текст в библиотеке: viewtopic.php?f=52&t=4538&p=35647#p35647

:": От автора: Мне выпала большая честь стать участницей исторического похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Безусловно, об этом рейсе еще будут написаны книги, появятся воспоминания и рассказы очевидцев. Все это будет, но позже... А пока я поставила перед собой скромную задачу: как говорится, по горячим следам воспроизвести события тринадцати дней высокоширотной экспедиции. Писала только о том, что видела, только о тех, с кем беседовала.
Тринадцать дней... Срок настолько мал, что не приходится претендовать на глубокий и полный рассказ об атомоходе, о людях «Арктики». Каждый из членов экипажа достоин, чтобы о нем написали. Но пусть простят меня те, чьи имена и фамилии в книге не упомянуты. К сожалению, многое осталось за страницами блокнота. А минувших событий не вернуть...


Баранова - К полюсу.pdf [29.18 МБ Скачиваний: 523]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 20 Март 2012 22:21

 img003-1.jpg
Атомный ледокол "Арктика" во время приемо-сдаточных испытаний. Фото из личного архива Антонюка Аркадия Евлампиевича.
 img003-2.jpg

Никто не знает, что это за устройство?
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2012 22:37

 29099026.jpg
 29099033.jpg
http://www.panoramio.com/photo/29099033

nadiakushnir : :": Первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледеколом "Арктика". Фото переданы мне моей подругой - Галиной Ластовской, участницей экспедиции, и хранятся у меня уже 30 лет.

17 АВГУСТА 1977 года. Северный полюс. С букетом ромашек - Галина Ластовская. Обращаюсь ко всем участникам и зрителям Панорамио - возможно кто-нибудь узнает себя или своих друзей на этой фотографии ...

Вся эта история очень интересна! Подготовка к экспедиции велась в глубокой тайне, и Галя не знала, куда её вызывают (был написан только номер причала в Мурманске).... Только на подходе к причалу она обомлела от изумления...., но ещё не знала, что её ждёт. Галя - журналистка (совсем сухопутная)..., отработала на ледоколах две навигации в качестве делопроизводителя. Рассказывала, как "удобно" печатать на машинке во льдах, когда нос ледокола толчками крушит торосы... Сравнивала с жизнью в камнедробилке.

Галя исправно писала мне письма (для журналистов это легко...) И вдруг - продолжительная пауза в переписке... Как-то вечером, включив телек, узнаю из новостей ярчайшее событие - "..впервые ...и т. д. Подумала, что Галя может быть там (она мечтала походить в круизах по тёплым морям в качестве библиотекаря.... Всю жизнь жила в Заполярье.) Подала документы в мурманское пароходство и ждала вызова.... Вот и дождалась! На следующий день после новостей я получила радиограмму от Гали...



© Разрешается использовать фотографию в некоммерческих целях, но только в неизменном виде и при условии упоминания имени (ника) автора (CC-BY-NC-ND)
Автор nadiakushnir
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Март 2012 15:22

 0_4a7a5_e2b6f183_orig.jpg
 0_4ace0_a24a17dc_orig.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/mister-mic ... %BE%D0%B4/

Просто сканы, без подписей.

 --1 (1).jpg
"Фотогалерея Чукотки"
http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=2689

:": Певек. Вид на бухту, ледокол "Брежнев".
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Март 2012 15:31

 0_d43b0_fb4a65aa_orig.jpg
Без подписи.
http://fotki.yandex.ru/users/evgeny-sergel/view/869296/

Надпись на борту не видна, но силуэт характерный.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 31 Март 2012 23:17

 IMG_2828.jpg
 IMG_2829.jpg

Так выглядит легендарная "Арктика" сейчас. Точнее выглядела в июле 2011 года.
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 02 Апрель 2012 19:12

Из книги "История Балтийского завода. 1926-2006"

«Арктика» - покоритель полюса

В 1970—1980-е годы на Балтийском заводе построили серию мощных атомных линейных ледоколов типа «Арктика».

Широкая программа развития северных и восточных районов страны, освоение природных богатств Заполярья, рост грузопотоков требовали повысить скорость проводки караванов судов, увеличить сроки арктической навигации, освоить более короткие морские пути, проложенные в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Все это обусловило создание в 1959 году первого в мире атомного ледокола «Ленин», а затем более мощных, технически совершенных, экономичных и экологически чистых атомных ледоколов второго поколения.

 BZ-9-2.jpg
Перевозчиков
Андрей Егорович
(1908—1978)


Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1939). Работал в ЦКБ-17 конструктором, старшим конструктором. В 1946—1950 гг. участвовал в проектировании тяжелого крейсера проекта 82. В 1950—1955 гг. зам. главного конструктора тяжелого крейсера пр. 82. В 1955—1961 гг. начальник ЦКБ-50. С 1962 г. начальник - главный конструктор ЦКБ «Айсберг». С 1968 г. - главный конструктор атомного ледокола «Арктика» и главный конструктор по модернизации атомного ледокола «Ленин». Герой Социалистического Труда (1976). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.


Проект под индексом 1052 разработали в ЦКБ «Айсберг» (главный конструктор А. Е. Перевозчиков).

В создании атомных ледоколов этого типа участвовали свыше 100 научно-исследовательских институтов и ПКБ, 350 объединений и предприятий страны. При проектировании и строительстве головного атомохода было создано более 40 образцов новых изделий и, в частности, все основное оборудование атомной турбоэлектрической энергетической установки. Она состояла из атомной паропроизводящей установки (АППУ), турбоэлектрической установки, двух судовых электростанций, вспомогательной котельной установки, двух агрегатированных опреснительных установок, двух агрегатов парогенераторов низкого давления и комплекса систем автоматического управления и контроля. Каждый из двух автономных блоков АППУ включал в себя реактор водо-водяного типа, четыре парогенератора, столько же главных циркуляционных электронасосов первого контура, компенсаторы объема, холодильники, вспомогательные насосы и фильтры. Главные турбоциркуляционные насосы имели производительность 6800 т/ч. Реакторы находились в отдельных газоплотных помещениях за надежной биологической защитой из толстых стальных плит, бетона и полиэтилена.

 BZ-1-3.jpg
Спуск на воду атомного ледокола «Арктика» — головного судна проекта 1052.
26 декабря 1972 года


Радиационный контроль на ледоколе осуществляли с помощью комплекса аппаратуры из стационарных установок с пультом в центральном посту управления, переносных и лабораторных приборов, радиохимической и радиометрической лабораторий. Объем этого контроля обеспечивал надежную работу АППУ и полную радиационную безопасность экипажа.

Турбоэлектрическая установка на переменно-постоянном токе имела в своем составе два главных турбогенератора, шесть выпрямительных установок и три гребных электродвигателя. У каждого турбогенератора была своя турбина, приводившая в движение три последовательно соединенных с ней электрических генератора. Для работы турбины использовали пар от парогенераторов АППУ с параметрами 30 атм., 300°С. Номинальная частота вращения ротора турбины составляла 3500 об/мин. Шесть синхронных генераторов мощностью по 9 МВт вырабатывали трехфазный переменный ток напряжением 780 В и частотой 110—125 Гц. Выпрямительные установки преобразовывали трехфазный переменный ток в постоянный напряжением 1000 В.

Вращение гребных винтов обеспечивали три гребных электродвигателя постоянного тока напряжением 1000 В мощностью по 17,6 МВт при частоте вращения 185 об/мин. Гребные электродвигатели ледокола размещались в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.

Мощность каждой из двух судовых электростанций обеспечивала работу всех потребителей в нормальных и аварийных условиях. Носовая электростанция имела два, а кормовая - три вспомогательных турбогенератора по 2 МВт. В дополнение к ним на ледоколе были установлены резервный дизель-генератор (1 МВт) и два аварийных (по 200 кВт).
Вспомогательная котельная установка состояла из двух водотрубных котлов с обслуживающими механизмами и системами. Она действовала в режиме стоянки ледокола при неработающей АППУ. Вспомогательные котлы и опреснительные установки находились в отдельном помещении на верхней палубе в средней части надстройки. Автоматизированные парогенераторы низкого давления обеспечивали паром хозяйственно-бытовые нужды.

Жилые помещения в основном корпусе занимали вторую (жилую) палубу, за пределами отсека АППУ. Здесь же находились часть служебных помещений и столовая команды на 84 места. Развитый бак и пятиярусная надстройка были отведены в основном для жилья, общественных, медицинских и других помещений.

Специфические условия эксплуатации атомных арктических ледоколов потребовали тщательного решения вопросов, связанных с обитаемостью. Большое внимание уделяли оборудованию достаточно просторных и комфортабельных жилых и общественных помещений, рациональной организации питания, квалифицированному медицинскому обслуживанию и созданию условий для поддержания личной гигиены.

Основные технические средства обеспечения обитаемости на ледоколе «Арктика» включали в себя: одноканальную систему кондиционирования воздуха с центральными кондиционерами и доводочными воздухораспределителями, рассчитанными на работу при температуре наружного воздуха от +20°С до -40°С (система обслуживает все жилые, общественные и медицинские помещения, часть постов); системы вытяжной вентиляции, рефрижерации продовольственных кладовых, фаново-сточной и др.; системы пресной горячей и холодной воды, обслуживающие все жилые помещения.

Для экипажа были предусмотрены 12 блок-кают улучшенной планировки для старшего комсостава (из 3—5 помещений), 129 одноместных и 10 двухместных кают. Для нештатных лиц предназначались запасные места (две двухместные и две четырехместные каюты). Кают-компания на 56 человек и прилегающие к ней музыкальный и курительный салоны размещались на палубе бака, в носовой части надстройки; спортивный комплекс (спортзал, бассейн, гардероб, сауна и кладовая спортинвентаря) -на верхней палубе, в кормовой части надстройки.

Отделка коридоров, служебных и парадных помещений была выполнена по специальному архитектурному проекту, в ней широко использовали ценные породы дерева, высококачественный линолеум.

Особое внимание обращали на размещение судовых устройств, систем и оборудования там, где работали механизмы, в санитарных, продовольственных и других помещениях специального назначения. Был спроектирован комплекс помещений для работы и отдыха капитана ледокола, штурманов, радистов и других судовых специалистов, занятых судовождением.

Для Балтийского завода строительство атомного ледокола «Арктика» стало важным этапом в совершенствовании технологии и организации производства, потребовало квалифицированного подхода к выбору важнейших организационно-технических решений. При подготовке производства были освоены новейшие технологические процессы, построены новые и расширены действующие участки, разработано и изготовлено множество оснастки и нестандартизированного оборудования, обучены новым специальностям рабочие и ИТР. Все это было реализовано за счет предприятия.

Основными документами, определившими подготовку и строительство судна, являлись генеральный и технологический графики постройки, графики подготовки производства. Для того чтобы выдержать сроки изготовления ледокола, специалисты Балтийского завода при участии представителей ЦКБ «Айсберг» и ЦНИИТС сформулировали основные требования к технологии:
- формирование корпуса судна на стапеле из объемных секций с максимальным предварительным насыщением;
- сборка на предстапельных площадках, одновременно с формированием корпуса, развитой пятиярусной надстройки судна (около 75% его длины и общей массой 1700 т) из пяти крупных блоков массой от 300 до 450 т с последующей погрузкой их на верхнюю палубу плавучими кранами после спуска судна на воду;
- совместная сборка в цеховых условиях баков железоводной защиты и агрегатов АППУ общей массой около 300 т с последующей погрузкой их в корпус судна плавучим краном сразу же после спуска.

 BZ-2-2.jpg
 Ledokol-8.jpg

Крупногабаритная надстройка ледокола «Арктика» массой 450 т после сборки на предстапельной площадке (слева) и в момент погрузки на судно

Для постройки столь сложных в конструктивном отношении ледоколов с атомной энергетической установкой цеха Балтийского завода были заблаговременно переоборудованы и подготовлены к работе над новым заказом.

Конструкторское бюро предприятия и бюро оснащения отдела главного технолога разработали почти 2000 чертежей различной оснастки. В нее входили сборочные постели для изготовления секций корпуса; стенды для сборки и сварки конструкций, входящих в комплекс АППУ; нагрузочные, устройства для испытания главных турбогенераторов; понтоны, обеспечивавшие спуск ледокола на воду, и многое другое. На заводе вновь создали участки газоэлектрической резки нержавеющих сталей, сборки и электрошлаковой сварки плит большой толщины, формирования блоков надстройки. Были созданы лабораторный комплекс, обеспечивший все испытания и проверки: лаборатории радиохимического и радиационного контроля, службы радиационной безопасности, плавучий комплекс лабораторий дозиметрического контроля и другие. Дополнительно оборудовали участки измерительной техники.

Цеха получили новое технологическое оборудование, в том числе 1250-тонный гидравлический пресс, переносные расточные и фрезерные станки, газорезательные машины «Кристалл», уникальный токарный станок для обработки судовых валопроводов, станок для изготовления деталей судовых систем из труб. В районе достроечной набережной была установлена новая трансформаторная электроподстанция на 3 кВ с пунктами подключения.

Для корпуса ледокола требовалось обработать сталь девяти марок, в частности, высокопрочных легированных и нержавеющих. Обработку вели по поточному групповому методу, с распределением деталей на группы по признаку одноименности операций. В корпусосварочном цехе изготовили 226 секций корпуса с наибольшими габаритами 15,6 х 6,5 х5,8 м и массой до 100 т. Кроме того, для формирования блоков надстройки собрали еще 111 секций.

Необходимо было обеспечить широкий фронт работ по формированию корпуса ледокола на стапеле, и для этого установили дополнительные источники питания сварочных постов и распределительные посты для подключения к магистралям сжатого воздуха, кислорода и ацетилена.

Закладка головного атомного ледокола «Арктика» состоялась 3 июля 1971 года. Корпус формировали пирамидальным методом, который обеспечивал минимальные деформации от сварки и в то же время позволял работать широким фронтом. Хотя корпусные операции в ходе постройки ледокола на стапеле не были чем-то новым, их технологическая сложность требовала тщательной подготовки. Например, комплексная бригада рабочих с участием технологов и представителя ЦКБ «Айсберг» выполнила без чертежей координацию на корпусе размещения трубопроводов, кабельных трасс, изделий насыщения. По-новому пришлось провести и ориентацию осей радиолокационного оборудования относительно диаметральной и основной плоскостей судна. Новым для завода стало бетонирование несъемных блоков биологической защиты. Передовые технологические процессы были разработаны и внедрены при обработке и монтаже труб из нержавеющей стали, при их очистке и промывке, монтаже систем различного назначения.

Подготовку производства и собственно выполнение нового для предприятия сложного комплекса работ по АППУ возглавили специалисты высшей квалификации. В их числе были В. Н. Шершнев - тогда главный инженер, В. И. Кузнецов - старший строитель, П. А. Манько - начальник цеха №6, Ю. Г. Плахин - начальник технологического отдела службы главного технолога завода. Во всех монтажных операциях участвовали представители разработчиков и поставщиков оборудования.

Спуск ледокола на воду состоялся 26 декабря 1972 года. А через год -20 декабря 1973 года, во время стоянки ледокола у достроечной стенки, его штормовым ветром унесло ночью на противоположный берег Невы -швартовы не выдержали шквала. Утром, когда балтийцы пришли на работу, судна на месте не было. К счастью, обошлось без повреждений. Ледокол вернули на место постройки.

В период испытаний - стендовых, швартовных, заводских ходовых и государственных (сдаточных) - одним из наиболее сложных оказалось комплексное испытание системы электродвижения ледокола. Его проводили непосредственно на судне, у заводской достроечной набережной, при работе всех обслуживающих систем и механизмов. Для этого испытания изготовили специальное нагрузочное устройство. Всю работу организовал и успешно довел до конца опытный строитель А. А. Ерецкий.

25 апреля 1975 года атомоход «Арктика» приняли в эксплуатацию. И уже в экспериментальном и первом эксплуатационном рейсах в навигацию 1975 года «Арктика» показала свои поистине богатырские возможности, обеспечив более раннее открытие навигации в Енисейском заливе. За год атомоход прошел около 42 400 миль, из них во льдах - 32 300 миль, провел 147 транспортных судов со средней скоростью 11 узлов.

Большая группа судостроителей была удостоена высоких государственных наград за участие в создании атомного ледокола «Арктика». Токаря Балтийского завода, известного новатора, Героя Социалистического Труда А. В. Чуева наградили орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот».

В 1975 году был учрежден орден Трудовой Славы. В числе первых кавалеров новой награды оказались передовые производственники Балтийского завода, отличившиеся при строительстве «Арктики»: бригадир слесарей-монтажников монтажного цеха П. С. Бондарев, члены бригады -Н. М. Ерошенко, Е. А. Башкатов, А. М. Усов и П. К. Дорохин. Они монтировали судовые системы, обеспечивали их испытания, проверку и сдачу на заводских ходовых испытаниях.

В памятный день 17 августа 1977 года весь мир облетела весть о покорении атомоходом «Арктика» Северного полюса. Экспедиционный рейс в район полюса и возвращение в порт приписки Мурманск заняли всего 13 суток. Впервые в истории мореплавания надводный корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании достиг северной вершины земного шара. «Поход "Арктики" к полюсу планеты является гигантским шагом вперед в освоении Севера и символизирует размах научно-технического прогресса в нашей стране», - так охарактеризовал легендарный рейс атомохода А. Ф. Трешников, директор Арктического и Антарктического НИИ, известный полярник. По возвращении из экспедиции ледокол наградили орденом Октябрьской революции.
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 18 Апрель 2012 13:02

 Arktika-stapel.jpg

Ледокол "Арктика" у причала Балтийского завода

 first_testing.jpg

"Арктика" уходит на ходовые испытания.

Фото отсюда:
http://www.sensusnovus.ru/analytics/201 ... /4200.html


И еще... На http://www.marinetraffic.com/ais/ru/sho ... mo=7429061 появилось несколько фотографий легендарного ледокола.
Заходим, смотрим, голосуем... :)
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2012 13:43

Рискну утверждать, что фотографии на sensusnovus были честно утащены с polarpost.
У нас они лежат с 2007 года: http://www.polarpost.ru/articles/Ships/ ... KTIKA.html
Это сканы из альбома по "Арткике" Балтийского завода.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Юрий Клименко » 18 Апрель 2012 14:29

Дык,Полярная почта - наиболее профессиональный интернет-портал по полярной тематике с непрерывным насыщением разнообразными текстовыми и фотоматериалами и форумом.Откуда ж другим ресурсам Сети ещё "честно" заимствовать полезную информацию?! Ну,а на "халяву" -так это уже из области воспитанности ;-)

На верхнем фото,размещённом Игорем,по носу "Арктике" пришвартована важная флотская "мелочь" - плавказарма (по заводскому-плавбаза) ПКЗ-102 "Онда".Несамоходная своеобразная заводская гостинница для командированного персонала со всего СССР на период достроек заводских изделий.
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1370
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Анна Юдина » 25 Апрель 2012 15:52

Товарищи!
А ведь сегодня - день рождения "Арктики"!!!
25 апреля 1975 года, ровно 37 лет назад на атомном ледоколе был поднят государственный флаг, и он торжественно вступил в строй советского флота.

Подсказку дал в своем ЖЖ Дмитрий Викторович Лобусов - один из капитанов славного атомохода. :yes:
День рождения а/л "Арктика"
http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/26657.html
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 02 Май 2012 09:48

Статья из журнала "Советское фото" №11 за 1975 г.

МАРШРУТЫ ПЯТИЛЕТКИ

В ОБЪЕКТИВЕ «АРКТИКА»

В порт Певек я прибыл незадолго до отплытия «Арктики». Ледокол уже прошел испытания и работал в восточном секторе Северного Ледовитого океана. Здесь, на борту нового судна, предстояло провести часть командировки.
...Север вошел в мою биографию давно. Еще студентом последнего курса факультета журналистики МГУ я приехал в Тикси. Работал в редакции газеты «Маяк Арктики». Впервые тогда увидел своими глазами величавую красоту этого сурового и удивительного края, полюбил его на всю жизнь. Прошли годы, и куда бы ни забрасывала впоследствии репортерская судьба, Север по-прежнему оставался самой желанной для меня темой. Вновь и вновь возвращался сюда, бывал на дрейфующей станции, ходил на промысел вместе с охотниками, плавал на кораблях. Поэтому, когда редакция предложила мне сделать фотоочерк о Северном морском пути, согласился сразу. Море, земля, небо... Море — это мощные ледоколы и караваны судов, дрейфующие станции, которые наблюдают за передвижением льдов, за погодой. Земля — это порты Певек, Тикси, Хатанга. Небо — это полеты спутников связи, ежедневные рейсы самолетов ледовой разведки. Три компонента, от которых сегодня зависит движение по Северному морскому пути. Все они должны были войти в очерк, но началом работы стала съемка на «Арктике».
 SF-1975 - 11.jpg

Несколько слов о самом корабле. Не только по мощности, но и проходимости, скорости проводки караванов во льдах, продолжительности арктической навигации у атомного ледокола нет соперников. Эти качества позволяют «Арктике» в максимально сжатые сроки осуществить проводку судов в районы Крайнего Севера. Первоначально я не собирался долго засиживаться на корабле. В плане была съемка на берегу, в одном из портов на пути следования каравана. Однако, как это часто бывает в командировке, ситуация изменилась. Мне показалась настолько интересной предстоящая работа атомохода — обкалывание застрявших во льду кораблей, формирование и проводка каравана, что решил остаться на «Арктике» как можно дольше.
 SF-1975 - 11-2.jpg

Моряки приняли меня тепло, помогли в работе. Если что-то и удалось сделать, то, безусловно, только благодаря помощи экипажа. Задуманы были в очерке несколько «ключевых» кадров. Хотелось передать в них ощущение Севера, показать, какое значение имеет для этих мест навигация. Один из таких кадров — снимок порта Певек — я сделал прямо с борта ледокола. Новый город, современные многоэтажные дома, а рядом холодное, покрытое битым льдом море. Я намеренно сблизил планы, использовав для этого мощный телеобъектив «МТО-500». Город как бы погрузился в море, предстал на снимке таким, каким видят его моряки с борта корабля. Сделал не один десяток кадров, прежде чем, как мне кажется, смог передать характер капитана «Арктики» Ю. С. Кучиева, энергичного, собранного и в то же время мягкого, душевного человека. Снимал в атомном отсеке, где бьется сердце корабля, и в центральном посту управления, на палубе и в кают-компании. Стремился подчеркнуть атмосферу деловитости, которая царит на «Арктике», показать сложную технику, поставленную на службу человеку.
 SF-1975 - 11-3-1.jpg

Остается сказать немного о технике съемки. К Арктике необходимо сразу приспособиться, иначе «споткнешься» там, где, казалось бы, все дорожки давно знакомы. Здесь, как и при всякой съемке, есть свои «за» и «против». С одной стороны, — полярный день, 24 часа солнце стоит высоко над головой, условия вроде бы великолепные, но... белоснежные покровы льда забивают светом все мелкие детали изображения. Избавиться от этого помогает определенный режим обработки негативов. Пользовался проявителем Д-76, который в зависимости от времени проявления повышает контрастность негатива или, наоборот, делает его более мягким. Чаще всего, конечно, приходилось снижать контрастность, и пленки приобретали необходимую прозрачность. На атомоходе есть прекрасно оборудованная фотолаборатория с полным набором всего необходимого. Отсняв пленку, я имел возможность сразу же проявить ее и при необходимости сделать поправку на экспозицию.
 SF-1975 - 11-3-2.jpg

Использовал весь арсенал оптики. Начиная от объектива с фокусным расстоянием 20 мм (когда нужно было найти интересный ракурс) до мощного «МТО-500». Последним пользовался особенно часто при съемке каравана судов, пытаясь найти наиболее выразительное решение кадра. ...Вот и перевернута очередная страничка моего репортерского блокнота. За одну поездку решить тему в первоначально задуманном объеме не удалось. Да это и не удивительно — Север есть Север и здесь всегда могут возникнуть любые, подчас самые неожиданные ситуации. Но впереди — новые поездки в этот поистине сказочный край, новые встречи.

Роман ДЕНИСОВ,
фотокорреспондент


 SF-1975 - 11-4-1.jpg
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение insp2 » 02 Май 2012 14:24

Igor3313 пишет:
Изображение
Атомный ледокол "Арктика" во время приемо-сдаточных испытаний. Фото из личного архива Антонюка Аркадия Евлампиевича.
img003-2.jpg

Никто не знает, что это за устройство?

Это антенны 5-киловаттного радиопередатчика.Когда радист на нем работать начинал - делали объявление,что выход на палубу ЗАПРЕЩЕН.Потом от них отказались.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 10 Май 2012 13:21

Из статьи (см. выше)
«Арктика» - покоритель полюса

Изображение

Перевозчиков
Андрей Егорович
(1908—1978)

Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1939). Работал в ЦКБ-17 конструктором, старшим конструктором. В 1946—1950 гг. участвовал в проектировании тяжелого крейсера проекта 82. В 1950—1955 гг. зам. главного конструктора тяжелого крейсера пр. 82. В 1955—1961 гг. начальник ЦКБ-50. С 1962 г. начальник - главный конструктор ЦКБ «Айсберг». С 1968 г. - главный конструктор атомного ледокола «Арктика» и главный конструктор по модернизации атомного ледокола «Ленин». Герой Социалистического Труда (1976). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.


Могила на кладбище в Комарово.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/morita/view/599353/
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 22 Июнь 2012 14:54

Вырезка из газеты "Водный транспорт" от 17.09.1977
Указ о награждении атомного ледокола "Арктика" орденом Октябрьской революции и о присвоении звания "Герой социалистического труда" наиболее отличившимся участникам экспериментального рейса к Северному Полюсу.
Взято отсюда:
http://river-forum.ru/showthread.php/24 ... post242500
 arktika_ukaz.jpg
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Igor3313 » 22 Июнь 2012 15:30

Статья из журнала "Радио" №12 за 1977 г.

 img055-2.jpg

ФЛАГМАН ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА СТРАНЫ

Когда мы, фотокорреспондент А. Бендетский и автор этих строк, прибыли на ордена Октябрьской Революции атомный ледокол «Арктика», корабль после нескольких дней отдыха в родном порту готовился уйти в плавание. До этого мы его ни разу не видели, но не узнать «Арктику» среди множества судов, стоящих на рейде, было просто невозможно. Гигант с многоэтажной оранжевой надстройкой, возвышавшейся над черными бортами, резко выделялся и своей величиной, и необычным внешним видом.

...До выхода ледокола в море оставалось менее трех часов, но Василий Александрович Голохвастов, который в походе на Северный полюс был дублером капитана «Арктики», все же нашел несколько минут для короткого интервью корреспондентам журнала «Радио»:
— Наш поход к Северному полюсу мы посвятили 60-летню Советской власти, — сказал он. — Этот рейс имеет большое научно-практическое значение Известно, что до сих пор караваны судов идут по Северному морскому пути вдоль берегов. С одной стороны, это существенно удлиняет их путь, а с другой — не позволяет в прибрежных, относительно неглубоких водах проводить большие суда, имеющие значительную осадку. Поход к полюсу показал, что караваны судов в Арктике практически можно водить по кратчайшему пути.

Конечно, осуществить такой поход без средств электрорадионавигации и связи просто немыслимо. В течение почти всего плавания арктическое небо было затянуто тучами, и воспользоваться методами астрономической навигации мы не могли. Но в этом и не было необходимости, так как все электро- и радионавигационные приборы работали отлично. Саму точку географического полюса мы определили по приборам.
 radio1.jpg
Сейчас мы снова уходим в плавание. «Арктика» пойдет с караваном судов по Северному морскому пути...

В рулевую рубку, величина которой такова, что по ней можно проехать на автомобиле, мы поднялись вместе с дублером В. А. Голохвастова — Анатолием Александровичем Ламеховым (в походе он был старшим помощником капитана). Здесь и в соседней штурманской рубке, как, в общем, и на всем ледоколе,— царство электроники. Для навигации корабля используется целый комплекс электронавигационных и акустических приборов и систем: лаги — приборы для определения скорости судна, гирокомпасы и эхолоты, различные радиосредства. Бог и царь всего этого огромного хозяйства — инженер по электро- и радионавигационным приборам Александр Федорович Филоженков.

На «Арктике» установлен новейший гирокомпас «Вега». Лента, на которой самописец прибора рисует курс корабля, является главным документом о пути, пройденном ледоколом. «Вега» имеет ряд преимуществ перед гирокомпасами, используемыми на других судах В нем в качестве чувствительного элемента применен трехстепенный поплавковый гироскоп, в котором полностью устранено сухое трение. Для управления «Вегой» применяется специальная электронная схема, значительно уменьшающая вредное влияние ускорения. Это особенно важно для ледоколов. Благодаря электронике и автоматике при качке, маневрировании и ударах судна о лед полностью сохраняется высокая точность указания курса корабля.
 radio2.jpg

Ледоколы плавают в высоких шпротах. В этих условиях показания обычных гирокомпасов не всегда точны, что вызвано близостью «земной оси». В «Веге» же имеется специальная схема коррекции, устраняющая широтную и скоростную погрешности работы гироскопа.

Радионавигация атомохода обеспечивается в основном новейшими высокоточными системами фазовой и импульсной навигации, радиолокационными станциями (РЛС) и радиопеленгаторами. Задача систем радионавигации — определение местоположения корабля. Принцип фазовой радионавигации заключается в следующем: на борту судна расположен приемоиндикатор, определяющий разность времени приема (разность фаз) сигналов опорных радиопередающих станций. Если таких станций всего две, то одна и та же разность расстояний до опорных станций будет измеряться не в одной, а во множестве точек, образующих кривую на карте. Из геометрии известно, что такой кривой является гипербола. Поэтому по двум опорным станциям можно точно определить, на какой гиперболе на карте находится ледокол. Чтобы найти точное положение корабля, надо иметь еще одну опорную станцию. Для нее и одной из первых двух станций на карте тоже можно нанести целое семейство гипербол. Установленная на борту навигационная вычислительная машина автоматически определяет, на пересечении каких двух гипербол находится судно и вычисляет координаты ледокола.

Работа импульсных навигационных устройств основана на измерении времени прохождения радиоимпульса от опорной станции до корабля.

На атомном ледоколе одновременно используются две РЛС «Океан» и «Дон». Работают они в перекрывающихся диапазонах длин волн, однако антенны их расположены так, что секторы затенения у них разные. РЛС «Океан» непосредственно соединена с аналоговой вычислительной машиной, которая позволяет решать задачу на расхождение судов, следующих встречными курсами.

На «Арктике» эксплуатируется разработанная на ледоколе система, позволяющая судоводителю получать на телевизионном экране информацию о дистанции между судами в караване. Телевизионная камера, установленная у экрана радиолокатора кругового обзора «Дон», передает информацию о положении судов, которая телевизионным методом совмещается с географической картой. Эта система создает ряд удобств при управлении ледоколом.

Курс корабля прямо на карте автоматически рисует система счисления и прокладки. В ее аналоговую вычислительную машину вводится от гирокомпаса курс, от лага — скорость, и на карте в реальном масштабе времени появляется курс «Арктики».

В радиорубке нас очень тепло встретил дружный коллектив радистов. Он состоит всего из четырех человек: начальника радиостанции Евгения Николаевича Метелкина и радиооператоров В. Воротягина, Б. Престинского и А. Фишкина. Этот небольшой экипаж за трое суток после покорения полюса «обработал» корреспонденцию объемом около 100 000 слов. И хотя им пришлось нелегко, каждый из них хотел бы пережить такие «трудности» еще не раз. Радиостанция «Арктики» представляет мощнейший узел связи. Он оснащен двумя мощными KB передатчиками, радиостанцией «Чайка» и приемниками «Волна», «Штиль» и «Шторм».

Главная задача «Арктики» — проводить караваны судов. При этом необходимо поддерживать с ними постоянную радиосвязь. А если для ледовой разведки послан находившийся на борту вертолет, то надо держать связь и с ним. Для этих задач используется радиостанция «Чайка»; для обмена оперативной информацией — телетайпы, для приема карт ледовой разведки, синоптических карт и специальной морской газеты — фототелеграф. Остальные радиосредства предназначены в основном для дальней связи.

Если первые исследователи Севера, уходя в плавание, чувствовали себя оторванными от дома, то сейчас радисты «Арктики» могут установить связь с любым абонентом телефона в ряде городов страны.

Евгений Николаевич Метелкин — опытный радиоспортсмен. Его позывной UAlZM/mm знают на всех материках. Но даже ему не под силу обеспечить требуемую на «Арктике» скорость передачи. Поэтому радиограммы записываются на магнитофон с нормальной скоростью, а затем «выстреливаются» в эфир.
 img056-2.jpg

С верхнего мостика, где находятся рулевая, штурманская и радиорубки, мы спустились вниз, в центральный пульт управления (ЦПУ). Так называется зал, в котором находятся десять пультов со светящимися мнемосхемами и множеством приборов и ручек управления. Как пояснил главный инженер-механик Александр Поликарпович Шубин, всеми системами атомного ледокола управляет автоматика, а операторы у пультов только наблюдают и «вмешиваются» в управление в исключительных случаях.

Сердцем «Арктики» являются два атомных реактора. По сути дела, на борту ледокола находится две атомные электростанции. Их электроэнергия приводит в движение три гигантских электродвигателя, общая мощность которых 75 000 лошадиных сил. Кроме того, на ледоколе имеется резервная дизельная электростанция. Вспомним, что «Вега» знаменитого полярного исследователя А. Норденшельда, впервые прошедшего Северо-восточным проходом, имела мощность всего 60 лошадиных сил!

...Мы спустились на последний катер, отчаливавший от «Арктики». Флагман ледокольного флота страны поднимал якоря...



Л. ВИЛЕНЧИК, спец. корр. журнала «Радио»
Фото А. Бендетского
г. Мурманск
Igor3313
 
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 02 Март 2012 20:10

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение insp2 » 22 Июнь 2012 21:51

Командный состав а\л ЛЕНИН с капитаном КУЧИЕВЫМ Ю.С. : Саша Казаков и Кучиев Ю.С..jpg
Ну Вы дали! Новости моего детства.Хотите Сашу Казакова покажу?
Последний раз редактировалось insp2 16 Август 2012 15:23, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Август 2012 14:32

Российский морской регистр
http://www.rs-head.spb.ru/app/fleet.php ... nguage=rus

ИНФОРМАЦИЯ О СУДНЕ
Исключено из РЕГИСТРОВОЙ КНИГИ СУДОВ с 31.07.2012

Название: АРКТИКА
Транслитерация: ARKTIKA
Бывшее название: ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ
Год смены названия: 1986
Регистровый номер: 712315
ИМО №: 7429061
Позывной сигнал: UCKH
Порт приписки: Мурманск
Флаг: Россия
Последнее Очередное освидетельствование: 21.08.2003
Символ класса РС: КМ(*) ЛЛ2[2] А
Символ класса РС (второй; размерения смотри в квадратных скобках):
Реновации корпуса: -
Дата реновации: -

ТИП СУДНА

Основной тип: Ледокол
Подтипы:

СВЕДЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ

Дата постройки: 30.12.1974
Страна постройки: СССР
Строительный номер: 700

РАЗМЕРЫ И СКОРОСТЬ

Валовая вместимость: 20665 МК-1969
Чистая вместимость: 3018 МК-1969
Валовая ТМ: 0
Чистая ТМ: 0
Дедвейт (т): 4096
Водоизмещение (т): 23460
Длина габаритная (м): 148,00
Длина расчетная (м): 130,56
Ширина габаритная (м): 30,00
Ширина расчетная (м): 28,00
Высота борта (м): 17,20
Осадка (м): 11,00
Скорость: 20,50

MACHINERY | МЕХАНИЗМЫ

Год постройки главного двигателя: 1971
Страна постройки главного двигателя: СССР
Количество и мощность главного двигателя: 2 * 27500
Марка главного двигателя: ТГГ-27,5 ОМ5
Количество и мощность гребных электродвигателей (кВт каждого): 3 * 17600
Количество и тип движителя: 3 - Винт фиксированного шага со съемными лопастями
Количество лопастей: 4
Количество и мощность генераторов (кВт каждого): 5 * 2000 | 1 * 1000
Количество главных котлов: 2
Тип главных котлов: Атомный паровой
Давление (МПа): 32.0
Поверхность нагрева (кв.м.): 0

ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА И РАДИО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Радио-навигационное оборудование:
Магнитный компас
Гирокомпас
Радиолокационная станция (тоже - РЛ)
УКВ радиотелефонная станция
Эхолот
Лаг (тоже - ЛГЭ)
Система управления курсом или траекторией судна (Авторулевой) (тоже - АРЛ)
Средство автоматической радиолокационной прокладки
Приемоиндикатор радионавигационных систем
Станция морской спутниковой связи
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
ПВ/КВ радиоустановка (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ)
Судовая земная станция системы ГМССБ
Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
Приемник службы НАВТЕКС
Приемник расширенного группового вызова
Приемник КВ буквопечатающей аппаратуры
Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
Аппаратура автоматической идентификационной системы
Судовая система охранного оповещения
Морские районы ГМССБ: A1+A2+A3

ЗАПАСЫ И СНАБЖЕНИЕ

Запасы топлива (т): 0
Типы топлива: Ядерное
Водяной балласт (т): 2970
Подогреватели:
Характеристика снабжения: 2294
Категория якорных цепей: Повышенной прочности
Калибр якорных цепей (мм): 72,00

ТРЮМА, ПАЛУБЫ, ПАССАЖИРЫ

Количество и кубатура грузовых трюмов (куб.метров каждого): -
Охлаждаемые грузовые помещения (общее количество*суммарная кубатура): -
Танки грузовые (общее количество*суммарная кубатура): -
Количество и тип контейнеров: -
Количество палуб: 5
Количество переборок: 8
Число пассажиров коечные: -
Число пассажиров бескоечных : -
Спецперсонал: 0

ЛЮКИ, СТРЕЛЫ, КРАНЫ

Грузовые люки (число и размер в свету; м): -
Стрелы: -
Краны: -

СОБСТВЕННИК
Собственник судна: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11692
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение insp2 » 16 Август 2012 15:25

Печальная новость для всех моряков, которые работали на атомоходе АРКТИКА.
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 448
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Атомный ледокол «Арктика»

Сообщение Анна Юдина » 16 Август 2012 16:00

О, пардон, продублировала инфу, не видя эту запись, в топике про СМП.
Аватара пользователя
Анна Юдина
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 27 Декабрь 2011 14:30

Пред.След.

Вернуться в Новости "Полярной Почты"



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения