Сашенков Е. П. Северный Ледовитый — в океане филателии. М., «Связь», ,1976.
ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ США
Самые популярные среди филателистов точки в Арктическом бассейне — это дрейфующие научно-исследовательские станции. История их началась со станции «Северный полюс-1», оборудованной Советским Союзом во льдах Северного Ледовитого океана в 1937 г. В послевоенное время наша страна постоянно содержит как минимум одну, а иногда две и даже три дрейфующие станции одновременно.
Труд зимовщиков нелегок, но значение таких научных дозоров для гидрометеорологической службы трудно переоценить.
Поняли, это и в Соединенных Штатах Америки. Американские ученые открывают свои дрейфующие станции с 50-х годов.
Наряду с почтой советских научных дрейфующих станций популярным объектом коллекционирования стали и почтовые отправления дрейфующих станций США.
Письма, отправленные со станций США, знакомы собирателям фактически с 1958 г. Американский коллекционный материал суммарно уступает советскому. Объясняется это разницей не только в объеме, но и в степени интенсивности почтовой деятельности дрейфующих станций обеих стран. Уже при первом сравнении бросается в глаза главное принципиальное отличие почтовых отправлений станций СССР и США.
На американских дрейфующих станциях никогда не заводят специальную почтовую контору. Но на исходящей корреспонденции ставится сопроводительный штемпель в виде крупного «каше», а марки на конвертах гасят в почтовых оффисах прибрежных населенных пунктов Аляски и иногда Гренландии. Разумеется, эти сопроводительные штемпеля станций, являющиеся единственно достоверными свидетельствами «полярного происхождения» почтовых отправлений, представляют интерес для филателистов. Свидетельства таких штемпелей, как правило, дополняются немаловажной познавательной информацией — вписанными от руки (и иногда даже завизированными!) обозначениями широты, долготы и даты. Эти даты не совпадают с датами почтового гашения, которое производится при обработке корреспонденции в материковых почтовых оффисах.
Коллекционирование почтовой документации дрейфующих станций США несет на себе печать американских филателистических традиций. По этому поводу западногерманский исследователь Р. Кардель писал:
«Американские коллекционеры весьма ценят некоторые особенности. К ним относятся автографы начальников станций, или ученых. Дать эти автографы их часто просят, и они выполняют подобные желания чаще всего с охотой. Кроме того, существуют — правда, в очень ограниченном количестве — почтовые документы в память об особых исторических событиях... Так, в августе 1960 г. американский самолет совершил перелет из США на станцию «Браво» и обратно: Небольшое количество филателистической почты было доставлено с этим самолетом. 14 августа 1959 г. состоялся визит американской атомной подводной лодки «Скэйт» на станцию «Альфа-2». Лодка совершила длительное плавание под паковыми льдами. А в сентябре 1959 г. ледокол «Стэйтен айленд» посетил станцию «Браво». Эти события вызвали появление небольшого количества писем, снабженных штемпелями и сделанными на машинке или от руки пометками. Письма доставлялись адресатам необычным путем» («3аммлер-динст» (Корбург, ФРГ).1961, № 9, с. 291. )
Давая оценку полярной почте «с особенностями», Р. Кардель справедливо указывает, что, несмотря на преднамеренно филателистическое происхождение таких конвертов, они все же представляют известный интерес, потому что удостоверяют возможные варианты использования почтовых каналов в полярных условиях.
Своеобразно складывалась и история дрейфующих станций США. К мысли начать активные океанографические исследования в Арктическом бассейне американцы пришли лишь после того, как 14 августа 1946 г. к северу от мыса Барроу (Аляска) было сделано с самолета неожиданное открытие. Загадочные объекты, дрейфовавшие в Северном Ледовитом океане, оказались большими льдинами из пресного льда — то есть айсбергами берегового происхождения, сползшими в океан. Впоследствии ученым удалось определить, что один из таких островов, названный сокращенно Т-3, оторвался от шельфовых льдов острова Элсмира еще в 1935 г. С тех пор он дрейфует в Северном Ледовитом океане, проходя, по замкнутому кругу в американском секторе Центрального Арктического бассейна. Все выбиравшиеся в дальнейшем для заселения и оборудования станций ледовые площадки, как оказалось, дрейфуют по кругу в замкнутом районе между Северным полюсом, Аляской и Канадой. Дрейфуют они по часовой стрелке.
Знали об этих островах и советские полярные летчики. Еще с весны 1946 г., совершая полеты с целью навигационной ледовой разведки, они регулярно сообщали о появлении к северо-востоку от острова Врангеля крупных ледовых островов. Интересно, что оба первых ледовых острова, ставших площадками для научной работы полярных исследователей США, были открыты вначале советскими летчиками. Кстати, две последние советские дрейфующие станции (СП-22 и СП-23) так же, как и ряд предшествовавших, тоже располагались на таких айсбергах.
Станция Т-3Совершая очередной полет над океаном в марте 1950 г., советский пилот В. М. Перов нашел остров длиной 15 километров и шириной 6,5 километров, выделяющийся значительной высотой от окружающих льдов.
Впоследствии американцы обнаружили этот остров несколько севернее и наметили его для создания первой в Арктике метеорологической и геофизической дрейфующей станции США. Оказалось, что толщина льда громадного плоского айсберга доходила до 60 метров! Это был третий из обнаруженных американцами плавучих островов, однако на предыдущих станций не открывали.
Дрейфующая научная станция получила условное наименование, которое состояло из литеры «Т» и порядкового номера «3». Соединенное сокращение литеры и цифры расшифровывается так: «Т» (тарджет) означает «цель» или «мишень». Таким образом, Т-3 означает «третью цель» («третью мишень»). Первая смена полярников была переброшена на станцию Т-3 19 марта 1952 г. В то время остров дрейфовал в восточном направлении и имел следующие координаты: 88°17' сев. шир. и 166°30' вост. долг. Самая северная точка — 88°50' — достигнута 16 мая 1952 г. Впоследствии станция получила известность и под названием «Ледовый остров Флетчера» («Флетчер айс айленд»). Это название было дано станции по имени Джона Флетчера — ее первого начальника, известного полярного исследователя США.
Смена состава станции Т-3 производилась пять раз. Наблюдения на ней иногда прерывались и между сменами возникали многомесячные интервалы.
С 1952 г. по 1959 г. станция Т-3 снабжалась самолетами из Туле (на севере Гренландии). Поэтому вся почта этого периода шла через американский военный почтамт (А.Р.О) № 23 в Туле. Там письма обрабатывали машинным или ручным штемпелем с передвижной календарной датой. С 1959 г., когда станция дрейфовала у берегов Аляски, почта шла через почтовое отделение 731 (98 731) в Фербенксё, а также через гражданские почтовые оффисы в Барроу и других пунктах.
В течение дрейфа первой смены Т-3 (1952—1954 гг.) на конвертах и открытках ставился большой круглый штемпель с надписью: «Ледовый остров Т-3. Северный полюс», включающий также дату. В короткий период лета 1955 г. применялись два сопроводительных текстовых штемпеля красного, черного и синего цветов.
Во время Международного геофизического года (МГГ) в 1957—1958 гг. значение станции возросло. Ей было дано название «Станция Браво», и новая смена полярников начала дрейфовать, когда льдина находилась на 85° сев. шир. и 100° зап. долг. В период МГГ здесь ввели новый сопроводительный штемпель взамен ранее действовавшего. Вплоть до 1959 г. на конвертах ставили штамп с текстом в три строчки: «Ледовый остров Т-3, Арктический океан, МГГ». По завершении программы МГГ третья строка с сокращением «МГГ» была срезана. Известны и два других типа такого штемпеля. Более распространен штемпель, в тексте которого заблаговременно оставлено место для проставления координатов дрейфа.
Затем новый сопроводительный штемпель употреблялся в период с января 1960 г. по октябрь 1961 г. В центре большого овала изображено Северное сияние над картой Ледовитого океана с берегами Северной Америки, Аляски и Восточной Сибири. В тексте надписи появились слова: «Дрейфующая станция Браво». Встречаются оттиски черного и темно-красного цветов. Кстати, и здесь отведена строчка для вписания координат дрейфа.
На протяжении почти двухлетнего срока этот штемпель дважды обновлялся — резиновые штемпеля не рассчитаны на длительное употребление. Отсюда и появление разновидностей. Известны три типа этого сопроводительного штемпеля.
1. С островом Врангеля у берегов Восточной Сибири и со штрихом после слов «широта» и «долгота» (на строчке, предназначенной для вписывания координат дрейфа).
2. С увеличенным изображением острова Врангеля, но без штриха после слов «широта» и «долгота».
3. Без острова Врангеля, но со штрихом после слов «широта» и «долгота».
С 22 февраля 1962 г. на ледовый остров высадили четвертую смену. Она состояла из ученых Арктической исследовательской лаборатории в Пойнт Барроу, который расположен на самой северной оконечности Аляски. На конверты ставили в этот период прежние «каше» станции. Т-3 и различные «каше» Арктической исследовательской лаборатории.
Третий штемпель, сменивший вышеописанный в мае I960 г., отличается несколько измененной надписью и цветами краски. Вначале были зеленые оттиски, а впоследствии — темно-красные.