В подготовку экспедиции включились новые организации, главным образом, кооперативные. По плану в экспедиции должно было участвовать более 30 морских и речных пароходов и барж, не считая гидрографических и лоцмейстерских судов {4}.
В разгар подготовки международная обстановка, к которой Карские экспедиции были весьма чувствительны, осложнились. В мае 1923 г. консервативное правительство Англии предъявило СССР ультиматум – известную ноту Керзона. Отношения между СССР и Англией резко ухудшились. В такой обстановке экспортирующие органы не могли гарантировать подготовку экспедиции в установленные сроки. В связи с этим 18 мая Совет Труда и Обороны отменил свое прежнее постановление и предложил Наркомвнешторгу прекратить начатые работы по подготовке Карской экспедиции {5}. Когда обстановка несколько разрядилась, снаряжать экспедицию было уже поздно. Вместе с тем, правительство разрешило Центросоюзу организовать самостоятельно небольшую экспедицию в устье Енисея для доставки туда некоторых импортных товаров и вывоза небольшого количества экспортных грузов {6}. Одновременно на экспедицию возлагалась проводка на Енисей построенного за границей буксира «Кооператор» и лихтера «Друг». Они направлялись туда в сопровождении ледокольного парохода «В. Русанов» и парохода «Андре Марти» {7}. Последний в Англии, Германии и Норвегии принял 1076 тонн различных товаров для сибирской кооперации {8}.
{4} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, 1931, лл. 78 и 79.
{5} ЦГАОР и СС, ф. 374, оп. 128, д. 31, 1923, л. 61.
{6} «Аркос. Коммерческий бюллетень». 13 августа 1923, № 17.
{7} О Карской экспедиции 1923 г. см. брошюру «Карская экспедиция Центросоюза в 1923 г.», которая является отчетом начальника экспедиции (Отчет см. ЦА ММФ, ф. Комсеверопути, оп, 24, д. 10, лл. 78–79), а также Коммерческий бюллетень «Аркос» за 1923, № 17; ст. Карская экспедиция 1928 г., «Северное хозяйство», 1926, № 7, отд. Экономическая хроника, стр. 98.
{8} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110. Концентрация грузов в одном месте, например, в Англии была невозможна из-за забастовки грузчиков в портах отправления.
[182]
По приглашению Аркоса, экспедицию возглавил Б.А. Вилькицкий, его помощником был И.Э. Рекстин.
Переход из Англии к берегам Норвегии суда совершали раздельно. Буксир «Кооператор» с лихтером «Друг» и ледокольный пароход «В. Русанов» в Немецком море были застигнуты штормом, во время которого «Кооператор» получил серьезные повреждения. 5 августа караван достиг Тромсе, куда спустя несколько дней прибыл также «Андре Марти». 15 августа все суда направились к Новоземельским проливам.
Лето 1923 г. выдалось на редкость благоприятным для плавания. Пролив Югорский Шар еще 23 июля освободился ото льда, который снова появился здесь лишь в декабре. 19 августа суда через Югорский Шар проследовали в Карское море и 26 числа достигли Усть-Енисейского порта. Почти одновременно туда прибыли речные суда, зафрахтованные Сибирским Центросоюзом. Они доставили 18 тонн шерсти и 0,3 тонны отборного графита {1}.
Перегрузка товаров продолжалась до 5 сентября, когда суда вышли в обратный путь {2}.
Плавание было успешным. В Карском море суда льдов не встретили. 13 сентября «В. Русанов» и «Андре Марти» прибыли в Архангельск.
{1} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. 1, д. 311, 1928, л. 25. Общий оборот Карской экспедиции выразился в 1110 тоннах (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, лл. 78–79).
{2} В 1923 г. гидрографические работы на Оби и Енисее почти не производились. Суда Убеко-Сибири: на Оби – «Орлик», «Анна» и «Чайка», а на Енисее – «Шуя» и «Полезный» были заняты снабжением радиостанций о. Диксон и Марре-Сале. Две топографические и одна астрономо-геодезическая партии выполнили некоторые наблюдения в районе Хаманельской Оби. (Б.А. Сергеевский Указ. соч., стр. 119– 137) Более значительной по объему и результатам оказалась работа научной экспедиции КСМП в Гыданском заливе на шхуне «Агнесса». В результате ее работ был обследован участок северо-западного побережья полуострова Мамонта и о. Олений, произведена съемка Юрацкой губы, определены три астрономических пункта, легшие в основу карты этого района, которой исчезли мифические очертания Гыданского полуострова, и весь он приобрел контуры, близкие к действительности. Кроме того, экспедиция собрала сведения о возможности зверобойного промысла в этом районе. Из-за позднего времени «Агнесса» не смогла возвратитсья на свок5^основную базу в реку Обь. Следуя к устью реки Енисей, она села на мель и вынуждена была зазимовать. Весной во время ледохода ее раздавило льдом. (ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть». Оп. 1, д. 311. Здесь сводка научных работ КСМП). См. также М.А. Старокадомский. Указ. соч.
[183]
В результате Карской экспедиции 1923 г. Сибирь получила речной пароход «Кооператор», лихтер, три катера, оборудование для двух мыловаренных заводов, картонажной фабрики и другие товары.
По времени Карская экспедиция 1923 г. оказалась самой непродолжительной. Если в экспедиции 1920 г. суда находились в Карском море 48 дней, в 1921 г – 42 дня, в 1922 г – 37 дней, то в 1923 году на проход Карского моря было затрачено всего 23 дня {1}.
Это обстоятельство сказалось на снижении морских фрахтовых ставок. В 1923 году по сравнению с 1922 годом они упали с 4 фунтов 10 шиллингов до 3 фунтов с одной весовой тонны, или с 69 коп. до 46 коп. за пуд {2}. Так подтвердилась реальная возможность организации экономически выгодных перевозок по Карскому морю.
{1} Н. Сибирцев и В. И т и н. Указ. соч., стр. 107. (Внесены исправления» см. таблицу 8 на стр. 210).
{2} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. I, д. 311, лл. 42 и 43.
В разгар подготовки международная обстановка, к которой Карские экспедиции были весьма чувствительны, осложнились. В мае 1923 г. консервативное правительство Англии предъявило СССР ультиматум – известную ноту Керзона. Отношения между СССР и Англией резко ухудшились. В такой обстановке экспортирующие органы не могли гарантировать подготовку экспедиции в установленные сроки. В связи с этим 18 мая Совет Труда и Обороны отменил свое прежнее постановление и предложил Наркомвнешторгу прекратить начатые работы по подготовке Карской экспедиции {5}. Когда обстановка несколько разрядилась, снаряжать экспедицию было уже поздно. Вместе с тем, правительство разрешило Центросоюзу организовать самостоятельно небольшую экспедицию в устье Енисея для доставки туда некоторых импортных товаров и вывоза небольшого количества экспортных грузов {6}. Одновременно на экспедицию возлагалась проводка на Енисей построенного за границей буксира «Кооператор» и лихтера «Друг». Они направлялись туда в сопровождении ледокольного парохода «В. Русанов» и парохода «Андре Марти» {7}. Последний в Англии, Германии и Норвегии принял 1076 тонн различных товаров для сибирской кооперации {8}.
{4} ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, 1931, лл. 78 и 79.
{5} ЦГАОР и СС, ф. 374, оп. 128, д. 31, 1923, л. 61.
{6} «Аркос. Коммерческий бюллетень». 13 августа 1923, № 17.
{7} О Карской экспедиции 1923 г. см. брошюру «Карская экспедиция Центросоюза в 1923 г.», которая является отчетом начальника экспедиции (Отчет см. ЦА ММФ, ф. Комсеверопути, оп, 24, д. 10, лл. 78–79), а также Коммерческий бюллетень «Аркос» за 1923, № 17; ст. Карская экспедиция 1928 г., «Северное хозяйство», 1926, № 7, отд. Экономическая хроника, стр. 98.
{8} Н. Сибирцев и В. Итин. Указ. соч., стр. 110. Концентрация грузов в одном месте, например, в Англии была невозможна из-за забастовки грузчиков в портах отправления.
[182]
По приглашению Аркоса, экспедицию возглавил Б.А. Вилькицкий, его помощником был И.Э. Рекстин.
Переход из Англии к берегам Норвегии суда совершали раздельно. Буксир «Кооператор» с лихтером «Друг» и ледокольный пароход «В. Русанов» в Немецком море были застигнуты штормом, во время которого «Кооператор» получил серьезные повреждения. 5 августа караван достиг Тромсе, куда спустя несколько дней прибыл также «Андре Марти». 15 августа все суда направились к Новоземельским проливам.
Лето 1923 г. выдалось на редкость благоприятным для плавания. Пролив Югорский Шар еще 23 июля освободился ото льда, который снова появился здесь лишь в декабре. 19 августа суда через Югорский Шар проследовали в Карское море и 26 числа достигли Усть-Енисейского порта. Почти одновременно туда прибыли речные суда, зафрахтованные Сибирским Центросоюзом. Они доставили 18 тонн шерсти и 0,3 тонны отборного графита {1}.
Перегрузка товаров продолжалась до 5 сентября, когда суда вышли в обратный путь {2}.
Плавание было успешным. В Карском море суда льдов не встретили. 13 сентября «В. Русанов» и «Андре Марти» прибыли в Архангельск.
{1} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. 1, д. 311, 1928, л. 25. Общий оборот Карской экспедиции выразился в 1110 тоннах (ЦА ММФ, ф. КСМП, оп. 24, д. 10, лл. 78–79).
{2} В 1923 г. гидрографические работы на Оби и Енисее почти не производились. Суда Убеко-Сибири: на Оби – «Орлик», «Анна» и «Чайка», а на Енисее – «Шуя» и «Полезный» были заняты снабжением радиостанций о. Диксон и Марре-Сале. Две топографические и одна астрономо-геодезическая партии выполнили некоторые наблюдения в районе Хаманельской Оби. (Б.А. Сергеевский Указ. соч., стр. 119– 137) Более значительной по объему и результатам оказалась работа научной экспедиции КСМП в Гыданском заливе на шхуне «Агнесса». В результате ее работ был обследован участок северо-западного побережья полуострова Мамонта и о. Олений, произведена съемка Юрацкой губы, определены три астрономических пункта, легшие в основу карты этого района, которой исчезли мифические очертания Гыданского полуострова, и весь он приобрел контуры, близкие к действительности. Кроме того, экспедиция собрала сведения о возможности зверобойного промысла в этом районе. Из-за позднего времени «Агнесса» не смогла возвратитсья на свок5^основную базу в реку Обь. Следуя к устью реки Енисей, она села на мель и вынуждена была зазимовать. Весной во время ледохода ее раздавило льдом. (ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть». Оп. 1, д. 311. Здесь сводка научных работ КСМП). См. также М.А. Старокадомский. Указ. соч.
[183]
В результате Карской экспедиции 1923 г. Сибирь получила речной пароход «Кооператор», лихтер, три катера, оборудование для двух мыловаренных заводов, картонажной фабрики и другие товары.
По времени Карская экспедиция 1923 г. оказалась самой непродолжительной. Если в экспедиции 1920 г. суда находились в Карском море 48 дней, в 1921 г – 42 дня, в 1922 г – 37 дней, то в 1923 году на проход Карского моря было затрачено всего 23 дня {1}.
Это обстоятельство сказалось на снижении морских фрахтовых ставок. В 1923 году по сравнению с 1922 годом они упали с 4 фунтов 10 шиллингов до 3 фунтов с одной весовой тонны, или с 69 коп. до 46 коп. за пуд {2}. Так подтвердилась реальная возможность организации экономически выгодных перевозок по Карскому морю.
{1} Н. Сибирцев и В. И т и н. Указ. соч., стр. 107. (Внесены исправления» см. таблицу 8 на стр. 210).
{2} ЦА ММФ, ф. а/о. «Комсеверопуть», оп. I, д. 311, лл. 42 и 43.