Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Тайна третьего перелёта или цейтнот Леваневского

Автор-составитель: Костарев Евгений Юрьевич.

 

 

Часть 7.

Не скажут ни камень, ни крест, где легли...

 

«Каких только несчастий на протяжении ряда
лет не принесло ты людям, о бесконечное
белое пространство. Каких только лишений
и каких только бедствий ты не видало.Но ты
также повстречалось и с теми, кто поставил
ногу на твою шею и силой бросил тебя на
колени.
Но что ты сделало со многими гордыми
судами, которые держали путь прямо в твоё
сердце, чтобы никогда больше не вернуться
домой? Куда ты их девало? - спрашиваю я.
- Никаких следов, никаких знаков - одна
лишь бесконечная белая пустыня!»

Руал Амундсен, норвежский полярный путешественник и исследователь.

Найти любой ценой...

Сроки прибытия Н-209 на Аляску миновали – и начались его поиски. Было ясно, что, скорее всего, самолет совершил вынужденную посадку. В эфир экипаж не выходил – и сомнений в том, что с ним стряслась беда, не было уже ни у кого.
По указу Сталина была создана комиссия, занимавшаяся поиском самолета. Все полярные радиостанции прослушивали эфир на частотах Н-209, - вдруг еще выйдет на связь кто-то из пропавшего экипажа? Телеграфные отделения СССР получили указания – принимать только телеграммы, имеющие отношение к перелету. Поиск Н-209 контролировал лично Сталин.

14 августа 1937 года газеты многих стран сообщали об исчезновении самолета Леваневского. ТАСС передал из Парижа:

 « … Сегодня утром на рассвете самолёты Американского авиационного корпуса вылетают с баз на Аляске на поиски Леваневского и его товарищей...».

Однако «дотянуться» с Аляски до предполагаемого места катастрофы было невозможно – самолетам не хватало дальности полета. Погода же словно препятствовала поискам – циклон не утихал.
В Фэрбенксе предположили, что «…из-за бури… Леваневский сел на лёд, предпочитая экономить горючее, чем бороться с ветром…». Район поиска определили быстро: если считать за время аварии момент потери связи – то это примерно 88-89 градус северной широты вдоль 148 меридиана.

К поискам экипажа Н-209 были привлечены лучшие полярные летчики, в том числе и герои челюскинской эпопеи, и недавние покорители полюса. Рвались на помощь друзьям и пилоты из экипажа Чкалова, только что вернувшиеся из США после триумфального перелета через полюс. Льдину, на которой находилась СП-1, планировали использовать, как промежуточный аэродром и базу для дозаправки самолетов. Выдвигалось много проектов, но все они были основаны на одном предположении: Леваневский и его экипаж жив, они ждут, пока найдут их самолет, совершивший вынужденную посадку...

Далеко не все спасатели были настроены столь оптимистично.  Так, открыто высказал свои опасения в провале миссии бортмеханик Н. Л. Кекушев на собрании в ЦК, - однако на поиски он все же полетел(54).

 

Хронология поисков Н-209.

Из-за установившейся в Арктике непогоды спасатели в течение двух месяцев не могли приступить к поискам экипажа. Да и полеты, в которых принимали участие 24 советских и 7 купленных или зафрахтованных иностранных самолетов(55), можно было пересчитать по пальцам. Надвигалась полярная ночь(56), и условия, в которых работали летчики-спасатели, были весьма и весьма сложными.
Поиски были прекращены лишь в апреле-мае 1938 года. За это время летчики спасательной экспедиции пролетели над арктическими льдами около 63 тысяч километров, обследовав район площадью свыше 68 тысяч квадратных километров(57). Помимо обширного сектора Арктики – между 120 и 150 меридианами западной долготы, - летчики облетели побережье Аляски, Канадского Арктического Архипелага. Также не раз и не два спасатели изучали с воздуха тот сектор Северного Ледовитого океана, над которым у Н-209 отказал двигатель. Летчики делали все, что могли... но тщетно.
Не удалось обнаружить ни единого следа. Н-209 словно растворился в северном воздухе вместе со своим экипажем...

Во время поисков Н-209 было потеряно 2 самолета, погибло 5 человек. Так, двухмоторный «Дорнье-Валь» летчика В. Задкова был раздавлен льдами при посадке, однако экипаж удалось спасти морякам с подошедшего ледокола «Красин». А потом, уже в мае 1938 года, по вине экипажа разбился на взлете АНТ-6 номер Н-212, вылетавший из Холмогор (командир - Я.Д. Мошковский). Из 16 человек, находившихся на борту, погибло четверо: начальник авиаотряда Герой Советского Союза пилот М.С.Бабушкин, врач Е. Россельс, техник по автопилотам И.Рудный, бортинженер В.Гутовский (или Жутковский)...
И это не считая различных аварий, в результате которых самолеты также выбывали из строя на разное время(58).

...Наконец, настал тот день, когда всем стало ясно – экипаж больше никогда не вернется домой. Запас продовольствия, по всем подсчетам, иссяк. В эфир Галковский не вышел – а он, по мнению радиста Н.Н. Стромилова, который тогда дежурил на о. Рудольфа, вполне мог собрать радиостанцию из обломков, будь она повреждена при посадке. Раз не было получено внятных сигналов(59) от него - значит, положение было действительно тяжелым...
Руководство партии задало вопрос полярным летчикам и исследователям: целесообразно ли продолжать поиски?
Мнение было единодушным – шансов на успех нет. Экипаж следует считать погибшим. Сталин выслушал ответ молча, всем своим видом показывая, что хотел бы услышать другой ответ. Более оптимистический.
Последним прекратил поиски Н-209 командир летающей лодки S-43 Н-207 Алексей Грацианский...

«...Но вот проходит время, на которое у экипажа могло хватить продовольствия при очень экономном его расходовании, и мы понимаем, что отважных авиаторов нет больше с нами, и с тяжёлым чувством склоняем головы перед их памятью…» (Н.Н. Стромилов).

Точнее не скажешь...

 

....Поиски прекратить(60).

«… Правительство СССР разделяет со всем советским народом скорбь о потере дорогих товарищей, мужественных советских лётчиков, товарищей С.А. Леваневского, Н.Г. Кастанаева, В.И.Левченко, Г.Т.Побежимова, Н.Н. Годовикова и Н.Я. Галковского и выражает их семьям своё глубокое соболезнование. Правительство постановило:
Для увековеченья памяти товарищей С.А. Леваневского, Н.Г. Кастанаева, В.И.Левченко, Г.Т.Побежимова, Н.Н. Годовикова и Н.Я. Галковского воздвигнуть памятник в Москве.
Назначить семьям погибших членов экипажа Н-209 пенсию в повышенном размере и выдать семьям погибших единовременное пособие…»

Это постановление СНК СССР и было единственным памятником пропавшему экипажу... О неудавшемся перелете постарались забыть. Хотя об увековечении памяти и хлопотали – в частности, Эстеркин. Однако на его письмо был получен краткий и выразительный ответ:

«Вы о ком хлопочете? О Леваневском? Есть более важные дела».

 Уголовное дело по поводу исчезновения Н-209 было закрыто через несколько лет. Мертвых не судят.

 

Так уходят кумиры.

Гибель Леваневского потрясла всю страну... Этого героя советские люди любили и уважали. Он был человеком-легендой, чьи портреты не сходили со страниц газет и журналов. И вот он пропал без вести в арктической пустыне...
Людям не верилось, что вот так просто потерялся большой самолет, который вел он. Его пытались искать, но безуспешно – Север умеет хранить свои тайны.

Потом началась Великая Отечественная. Стало не до поисков. Хотя о пропавшем самолете не забывали – но и масштабных экспедиций не устраивали.
В 40-50-хх годах американцы, устроившие в гренландском Туле базу, много летали над арктическими морями и землями, однако никаких следов Н-209 не нашли. Дно моря в районе мыса Барроу было основательно исследовано американскими специалистами в конце 80-хх годов ХХ века, когда там искали нефть и газ – тоже ничего. Не увенчались успехом и поиски советских летчиков, хотя ледовые разведчики осмотрели с воздуха многие острова в Арктике. Мало помогли и расспросы эскимосов и охотников, населяющих тундру Аляски – никто из них не мог ничего сказать, падал ли где-то большой самолет...
Поиски проводились и в Северном Ледовитом океане, и на Таймыре, и на Чукотке... Было много неподтвержденных сведений, касавшихся обнаружения останков самолета, его груза или следов передвижения экипажа, но все они так и остались неподтвержденными...
Однако экипаж Н-209 не был забыт. Советские полярные летчики, оказавшись в районе предполагаемой гибели Н-209, всегда делали широкий круг или покачивали крыльями в честь погибших героев...

 

Примечания:

54) Позже летчик Мошковский в письменной форме доложит об этом в НКВД, и Кекушев будет арестован.

55)По другим данным – 15 советских и 7 иностранных.

56) Чтобы было понятней, приведем такой факт. На мысе Барроу (Аляска) солнце последний раз было видно 21 ноября, после чего оно уже не поднималось над горизонтом несколько месяцев.

57) По другим данным – чуть меньше: 58 000 квадратных километров.

58) При перелете в бухту Тихую попал в бурю и повредил самолет Н-36 авиатор Мазурук. При посадке на о. Рудольфа разбил машину Чухновский.

59)О сигналах с Н-209, принятых различными станциями после катастрофы, будет рассказано позднее.

60) Самолет долго и упорно искали даже спустя десятилетия после катастрофы. Подробнее об этом можно узнать в Приложениях, в пункте 7.

 

далее: Часть 8. Загадочная радиограмма