Дополнительно:

Евгений Костарев
Тайна третьего перелета или цейтнот Леваневского

: вернутся в оглавление

Неразгаданная тайна века
или Грустная история увековечения памяти героев.

Автор: Галина Николаевна Айвазян.
Выходные данные: http://www.ayvazyan.ru/fam.html.

 

 

Дата 13 августа 1937 года никогда не изгладится из моей памяти. В этот день погиб мой отец Н. Я. Галковский — бортрадист экипажа самолета Н-209.

Днем раньше, 12 августа экипаж под командованием Героя Советского Союза С. А. Леваневского начал выполнение правительственного задания — на самолете Н-209 конструктора В. Болховитинова он ушел в беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США. Это был третий перелет через полюс после блестяще завершившихся рейсов в Америку экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова. Но если эти полеты были подчинены проверке возможности полетов через полюс и установлению рекордов дальности, то рейс Н-209 уже преследовал чисто практические цели — установление воздушного моста между СССР и США.

Мне было семь лет, когда наша семья проводила папу в этот роковой рейс. Дома мы, не отходя от радиоприемника, слушали все сообщения о ходе полета, радовались радиограммам, которые посылал в эфир мой отец. И вдруг тревожная весть о том, что после полета над Северным полюсом из строя вышел один мотор. И все... На этом связь с экипажем оборвалась.

Радисты всего мира непрерывно прослушивали эфир, пытались поймать любую весть с Н-209, но работу его радиостанции обнаружить не удалось, хотя и были получены радиосигналы, которые с большой долей вероятности можно было отнести на счет Н-209.

Экипаж и самолет искали и с воздуха, и с моря. Искали долго, но... Найти пропавших летчиков не удалось, и спустя год Совет Народных Комиссаров СССР постановил дальнейшие поиски Н-209 прекратить.

Трагическая гибель экипажа Н-209 до сих пор остается неразгаданной тайной прошлого века. Существует несколько версий гибели самолета, но ни по одной из них найти Н-209 не удается. Одной из самых достот верных, на мой взгляд, является версия о том, что самолет лежит у берегов Аляски, на глубине около десяти метров. Дело в том, что мой сын — дипломат С. 3. Айвазян в 1990 г. работал консулом в Сан-Франциско и на одном из приемов услышал фамилию Леваневского. Он подошел к плотному седеющему американцу. Это был Уолтер Курилчик, в прошлом летчик, и стал слушать его рассказ о том, как тот организовал экспедицию по поиску Н-209 на Аляске, у берегов которой был обнаружен объект, похожий по конфигурации на большой самолет. Это не случайно. У американцев особое отношение к С. А. Леваневскому, который в свое время спас их летчика Маттерна.

Уолтер Курилчик с женой приезжали к нам из Америки в гости, показывали фотографии тех мест, где велись поиски, много о них рассказывали. У. Курилчик связывался с нашими летчиками и нашим правительством, было принято решение о совместном подъеме Россией и Америкой останков самолета, однако до сих пор оно не реализовано.

Но вернемся ненадолго в прошлое. 12 августа 1938 года в «Правде» было опубликовано правительственное сообщение, строки из которого я хочу привести:

«...Правительство СССР разделяет со всем советским народом скорбь о потере наших дорогих товарищей, мужественных советских летчиков, товарищей С. А. Леваневского, Н. Г. Кастанаева, В. И. Левченко, Г. Т. Побежимова, Н. Н. Годовикова и Н. Я. Галковского и выражает семьям их свое глубокое соболезнование.

Правительство постановило: 1.Для увековечения памяти товарищей С. А. Леваневского, Н. Г. Кастанаева, В. И. Левченко, Г. Т. Побежимова, Н. Н. Годовикова и Н. Я. Галковского воздвигнуть памятник в Москве.

2.Присвоить:
имя т. ЛЕВАНЕВСКОГО - школе морских летчиков в г. Николаеве и строящемуся ледокольному пароходу;
имя т. КАСТАНАЕВА - аэродрому и летно-испытательной станции при заводе № 22;
имя т. ЛЕВЧЕНКО - авиационному полку Балтийского флота;
имя т. ПОБЕЖИМОВА - Красноярскому авиаремонтному заводу Главсевморпути;
имя т. ГОДОВИКОВА - Московскому авиационному техникуму НКОП;
имя т. ГАЛКОВСКОГО - Якутскому радиоцентру Главсевморпути...»

Хочу выразить слова благодарности довоенному советскому правительству за то, что оно опекало семьи погибшего экипажа. На Новый, 1939 год к нам домой приезжали известный полярник Отто Юльевич Шмидт и летчица, Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова. Мне привезли много подарков, в том числе большого медведя, который до сих пор занимает в нашем доме почетное место. В. С. Гризодубова также помогла нам получить квартиру. Папино место за столом долгое время накрывалось к обеду. Мама верила, что папа найдется и, как всегда, с шумом откроет дверь и с улыбкой скажет: «Я вернулся».

А потом началась Великая Отечественная война, долгий путь к Победе, восстановление разрушенной Родины, когда, как мы понимали, было не до увековечивания памяти экипажа Н-209.

Но вот годы лишений остались позади, страна залечила раны, а ни монумента, ни мемориальной доски, ни памятного знака, посвященного экипажу, мы так и не дождались. Умерли жены тех, кого взяла к себе Арктика, выросли дети и внуки, но до сих пор на нашей земле нет места, куда бы мы могли прийти, чтобы почтить память своих отцов и дедов.

Моя мама еще ребенком водила меня на Новодевичье кладбище, где были захоронены члены экипажа дирижабля В-6, погибшие тогда, когда они летели на поиски Н-209, и говорила, что тут захоронен мой отец. Я водила позже своего сына и говорила, что тут покоится его дедушка.

И вот недавно — в марте 2005 года академики Е. С. Кулага, Б. Е. Черток и генеральный директор ГКНПЦ им. М. В. Хруничева А. А. Медведев обратились с просьбой об увековечивании памяти экипажа Н-209 к мэру г. Москвы Ю. М. Лужкову и он подписал все нужные документы. Я низко кланяюсь Юрию Михайловичу, который сразу понял, что такое не иметь в стране памятного знака, напоминающего о подвиге наших самых близких людей, куда бы можно было положить цветы в день памяти.

Юрий Михайлович, нас, детей, почти не осталось в живых, ведь прошло почти семьдесят лет со времени гибели наших отцов. Я хочу верить, что благодаря вам смогу увидеть день увековечивания памяти экипажа Н-209. Еще раз низко кланяюсь всем, кто пришел нам на помощь, в том числе и бывшему генеральному директору Хруничевского центра А. И. Киселеву, который неоднократно поддерживал нас в этих хлопотах. Хочется также верить, что поисковые службы когда-нибудь поднимут со дна океана останки самолета Н-209.

Выражаю огромную благодарность академику Э. Мулдашеву из Башкирии, который с группой специалистов ездил на поиски экипажа Н-209 по другой версии, а также журналисту и кинорежиссеру Ю. П. Сальникову, сделавшему два фильма об экипаже Н-209 и опубликовавшему ряд очерков в газетах и журналах о нем.

От всей души хочу поблагодарить генерального директора Первого канала К. Эрнста за его программы «Утро», куда меня неоднократно приглашали на передачи, посвященные Н-209, а также бывшую сотрудницу этого же канала Е. Ещееву за короткий, но очень дорогой для нас фильм о перелете экипажа Н-209.

Мне очень дорог материал журналиста В. И. Калиниченко, напечатанный в 2004 г. в День Воздушного флота в газете «Транспорт России» о гибели экипажа Н-209. Статья называлась «Недопетая песня России», в ней тепло и проникновенно рассказано о гибели экипажа и наших мытарствах по увековечиванию памяти.

Я также от всей души хочу поблагодарить бывшего главного редактора газеты «Воздушный транспорт» В. М. Карпия за то, что газета не раз писала об этом перелете, участвовала в поисках Н-209. Однажды главный редактор попросил меня написать о своем отце воспоминания детства. Очерк «Мой отец» был признан лучшим материалом того номера газеты, а я, по совету В. М. Карпия, поступила в Московский университет и окончила вечерний рабкоровский факультет печати с отличием. С тех пор мной опубликовано только в центральной прессе более шестидесяти работ. Большинство из них посвящено памяти тех, кто строил нашу страну, кто отдал жизнь за наше светлое будущее...