Дополнительно:

Евгений Костарев
Тайна третьего перелета или цейтнот Леваневского

: вернутся в оглавление

Самолет есть. А дальше?

Авторы: —
Выходные данные: «Советская Якутия» 25 ноября, 1985 г

 

 

«Ваша газета возглавляет благороднейшее дело — поиск самолета Н-209 Сигизмунда Леваневского. А последняя заметка от 25 августа «Локатор подтвердил — самолет» породила у нас, современников этого трагического перелета, надежду, что загадка почти полувековой давности будет, наконец, разрешена.

К сожалению, все ваши публикации о поиске очень короткие, а хотелось бы побольше и поподробнее узнать о том, как первоначально родилась эта гипотеза, об уфимских энтузиастах, ведущих в течение нескольких лет этот поиск, о природе глухого уголка нашей Родины — окрестностях озера Себян-Кюель, о всех заботах и трудностях участников экспедиции.
Желаю дальнейших успехов в деле завершения поиска, с уважением

В. Новиков,
Москва, Кронштадтский бульвар, дом 43, кор. 1, кв. 79».

Это письмо, признаться, застало нас врасплох. Казалось, и не без основания (почта, телефонные звонки), что все интересующиеся экспедицией в курсе ее деятельности. Именно из этого мы исходили, публикуя в сезон ее работ (а это, по якутским условиям и отпускным возможностям самодеятельных поисковиков, один летний месяц) короткие репортажа о самых главных итогах. И вот просьба В. М. Новикова, а за ним угадываются и другие наши читатели, недавно ими ставшие или пропустившие прежние публикации... Всех этих товарищей мы можем направить к выпуску «За далью — даль» от 9 октября 1983 гола — здесь впервые было рассказано самими участниками об их поиске в материале «Арктическая загадка». Затем регулярно в сентябре — октябре мы публиковали отчеты экспедиции -с подробностями и деталями.

Нынешним летом, после четырех лет надежд и разочарований, споров, сомнений, гонений (да, именно так!), мифический и проблематичный самолет обнаружен на дно холодного Себян. Кюеля. Его зафиксировал и «сфотографировал» специальный Прибор — локатор. Атмосферу вокруг этого четырехлетнего поиска передает один эпизод, который вспоминают участники
экспедиции. Сейчас со смехом. Но тогда им было ее до смеха. Когда однажды они обратились с просьбой помочь оборудованием к директору крупного института геофизического профиля, директор, их земляк, из города Октябрьского в Башкирии, сказал приблизительно так: «Если вы мне гарантируете, что на дне озера есть самолет, если вы гарантируете, что это самолет Леваневского, — я вам готов помочь. А под мечты и ожидания я технику не даю...»

Оказалось, что мечты — это тоже гарантия. Самолет есть. Что же можно сказать о его принадлежности?

На этой финишной прямой у наших уфимских трудяг-поисковиков возникла необходимость посоветоваться со знающими людьми. Провести экспертизы. И просто встретиться. Ведь многие из тех, кому особенно дорого дело экспедиции, так никогда и не видели ее энтузиастов в лицо. Учитывая все эти технические и душевные потребности, мы и провели недавно в редакции встречу. Кто в вей участвовал?

Из Уфы приехали члены экспедиции: врач Эрнст Мулдашев, сотрудники башкирских НИИ Юрий Лобанов и Георгий Айбу-латов. Из Киева прилетел Герой Советского Союза летчик Алексей Николаевич Грацианский, друг Леваневского, участник тех первых поисков его экипажа в 1937-1938 годах. Член-корреспондент АН СССР Борис Евсеевич Черток — он готовил тогда самолет Леваневского в перелет через Северный полюс в Америку Генерал-майор Алексей Васильевич Костюченко. Члены семей экипажа Н-209: Лидия Степановна, вдова радиста Галковского, его дочь Галина Николаевна. Элеонора Сигизмундовна Леваневская. Две дочери штурмана Левченко: Татьява Викторовна и Валентина Викторовна (они приехали из Ленинграда на один день). Леонид Годовиков, внук бортмеханика Годовикова. Старший сын полярного героя, отец Леонида, был знаменитым летчиком, Героем Советского Союза, таранил под Череповцом фашистский самолет. Собрались в редакционном зале и московские помощники экспедиции: летчики, работники авиационной промышленности. Группа Центрального телевидения, которая под руководством Ю. П. Сальникова готовит передачу о работе нашей экспедиции, приняла участие в этой встрече и вела телесъемки.

Разговор был долгим и, признаться, несколько сумбурным, как всегда бывает, когда людям слишком многое надо сказать друг другу. Мы передадим лишь часть его, непосредственно связанную с главной темой — поиском.

Ю. ЛОБАНОВ: Без поддержки газеты, без помощи товарищей из Якутского обкома партии, из объединения «Якут-геология» и других организаций нам невозможно было бы осуществить всю нашу работу. Озеро находится в очень труднодоступном районе Верхоянского хребта. К моменту нашего приезда уже три недели стояла нелетная погода. Она так и не установилась, но все сидящие здесь товарищи знают (имею в виду тех, которые работали на Севере), что полярные летчики очень смелые люди, всегда идут навстречу. И мы полетели в такую погоду, которую трудно назвать летной... На этот раз экспедиция состояла, помимо поисковой группы, еще из специалистов-операторов по работе с протонным магнитометром, и нам любезно был, предоставлен гидролокатор бокового обозрения. Ото одна из последних разработок в геофизике. С нами находился один из лучших водолазов-профессионалов Якутии. Груза, конечно, было очень много. Большая работа была по транспортировке, но на ней лучше не останавливаться. Некоторые товарищи, которые случайно примкнули к экспедиции, испугались трудностей и уехали домой.
В поселок Себян-Кюсль, когда мы туда-приехали, еще не смогли завезти горючего. Через Верхоянский хребет не пройдешь, и все грузы завозятся самолетом, в том числе бензин к солярка. Жители поселка заботливо слили весь, который был в личном пользовании, и на этом бензине мы работали.
Озеро Себян-Кюель состоит из двух частей и находится в своеобразной тектонической трещине. Глубина его более 100 метров. Если поднимается ветер, то волна довольно приличная. Моторка «Казанка» без рулей, старая, и выходить на ней было опасно. Мы старались не очень рисковать, потому что на завершающем этапе решили действовать более спокойно: знали, что результат должен быть.
... С первого раза локатор не дал изображения. Почему — мы это уже потом определили. Дело в том, что самолет находится не на плоской поверхности, а на подводном склоне, В в зависимости от того, с какой стороны проходит лодка, его можно не засечь. Но, когда получено было изображение, момент радости сменился обидой: видим, а в руках ничего нет! Мы решили спустить водолаза. Нам всем казалось, что вода в озере прозрачная, чистая. Оказалось, что на глубине более 10-ти метров полная темнота и взвесь слоями. Короче говоря, водолаз ничего обнаружить не смог.
Мы каждый вечер, сидя у костра, обдумывали результаты, и было обидно-вроде обнаружили, сфотографировали, но ничего не можем привезти и показать. И здесь то ли воля случая, то ли какая-то определенная закономерность, как раз в том районе на побережье был обнаружен один пред­мет.

Э. МУЛДАШЕВ: Если брать в процентах вероятность, то 95 процентов вероятности, что найденный нами предмет — от того объекта, который лежит на дне озера. Как был этот обломок обнаружен?
Совершенно случайно. Местные жители пришли и говорят, что из ила торчит уголок вроде бы от мотора лодки, а может быть, от самолета. Мы пошли туда, начали раскапывать. Торчал небольшой кусочек. Начали выкапывать — и выкопали этот обломок металла. Мы этот обломок передаем на экспертизу московским товарищам. Может быть, Алексей Николаевич что-то скажет?

А. ГРАЦИАНСКИЙ: Нигде нет клейма. По самой форме заклепки напоминает вроде часть крыла. Если бы были какие-то цифры...

Б. ЧЕРТОК: Я, признаться, всегда мало верил в якутскую версию. Да простят меня ребята, в которых я вижу огромных энтузиастов. Они ведут чрезвычайно увлекательную работу, и, будь я моложе, я бы сам включился в нее. Это чрезвычайно интересная история. И, если их находка но связана с самолотом Н-209, возможно, другие героические страницы будут открыты — тем более мы знаем такие истории, когда искали самолет Леваневского, а находили другие, и при этом много нового было обнаружено.
Что касается конкретно этого фрагмента найденного куска металла, то он у меня не ассоциируется с самолетом Леваневского никак, особенно эта клепка, потому что я по его самолету лазил и до дыр протер свой комбинезон, клепка была другого сорта.
Тем не менее считаю, что поиск продолжать надо. Что бы там ни нашли. Даже когда малая вероятность существует, это будет благо. А как искать, как поднять самолет, как добраться до него-исчерпывающего рецепта не могу дать. Но думаю, это святое дело Министерства авиационной промышленности и завода, который создал самолет. Мало, конечно, осталось людей, тех, кто создавал Н-209, но коллектив завода способен чудеса делать...

Читали, наверное, что «Титаник» собираются достать со дна океана. А здесь разве такая глубина?

Э. МУЛДАШЕВ: Мы прикидывали: для проведения подъемных работ нужно 6 водолазов, ориентировочная сумма затрат -300 тысяч.

А. КОСТЮЧЕНКО: Я думаю. что для подъема самолета нужно решение официальных инстанций, иначе никто ничего не сделает.

3. АЙВАЗЯН: Я бывший штурман ВВС и сейчас тоже связан с авиацией. Вот мы здесь рассуждаем, что нужно поднять, поднять, поднять. Но подъем — это очень дорогое дело. Так, может, разумнее использовать телевизионную технику на гибких спусках, отснять? Все это при современной технике возможно. И дешевле, чем подъем...

Ю. ЛОБАНОВ: Девизом нашей экспедиции было известное высказывание: «У народа есть будущее, пока он помнит о прошлом». Сейчас мы подошли к такому рубежу, когда проведение поиска на прежних общественных началах невозможно. Исчерпаны и наши возможности с точки зрения компетентности проведения подъемных и водолазных работ.

Э. МУЛДАШЕВ: В Уфе есть улица Левченко. Я представления не имел, что это за улица, а сейчас все знают и говорят: а почему нет в Уфе улицы Леваневского и Галковского? Если самолет мы пока не подняли, то память пробудили...

 

Что показала экспертиза

Найденный экспедицией металлический предмет был передан на экспертизу в одну из лаборатории Министерства авиационной промышленности. Оттуда в редакцию поступил документ, озаглавленный «Заключение по исследованию материала топливного бака с озера Себян-Кюель (Якутия)».

Не очень понятные неспециалистам данные спектрального и химическою анализа.нам прокомментировали следующим образом. Найденный бак сделан из сплава, который в 1934 — 1937 гг. использовался для топливных баков самолетов. Конструкция уплотнительного шва показывает, что этот объект по времени принадлежит к 34-37 годам. Итог: баки такой конструкции и такого материала использовались на самолетах серий ТБ-1, ТБ-3 и на самолете Леваневского.

Мнение специалистов

Один из инициаторов экспедиции-писатель Михаил Чванов по просьбе редакции встретился со специалистами-подводниками и известным вертолетчиком, заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза В П. Колошенко.

Все они считают операцию по опознанию, подъему самолета или отдельных его частей в условиях высокогорного озера, оторванного от всевозможных коммуникаций, хотя и сложной технически, но вполне возможной. Причем может быть использовано несколько вариантов. Вертолетчик Колошенко считает, что в данном случае, если самолет будет надежно «спеленут» водолазами, его можно будет вырвать из объятий студеного озера вертолетом МИ-26.

Акванавты заявили, что применение телеробота требует мощных источников питания оборудования, обычно эту функцию выполняют корабли, поэтому в условиях высокогорного озера более дешевой и менее грузоподъемной представляется работа группы опытных водолазов. Тем более что подъем самолета целиком на первой стадии работ необязателен-достаточно поднять наиболее характерные части, отличающие самолет от других типов.

ЗАДАЧА НА БУДУЩЕЕ: к лету 1986 года определить помощников, которые завершат четырехлетний поиск на озере Себян-Кюель.