Дополнительно:

Евгений Костарев
Тайна третьего перелета или цейтнот Леваневского

: вернутся в оглавление

Арктическая загадка

Авторы:
М. ЧВАНОВ, начальник экспедиции, член Союза писателей СССР;
Э. МУЛДАШЕВ, зам. начальника экспедиции, кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР;
Ю. ЛОБАНОВ, зам. начальника экспедиции, кандидат технических наук;
В. ПОЛЯНИН, кандидат технических наук, мастер спорта СССР;
В. НИКОВ, врач экспедиции, доктор медицинских наук, профессор.


Выходные данные: «Советская Россия» 9 октября 1983 г.

 

 

Как нынешние мальчишки грезят космосом, так мальчишки тридцатых годов грезили авиацией, сверхдальними перелетами, Арктикой. Чкалов, Громов, Леваневский, Байдуков — на их примерах воспитывалось целое поколение советской молодежи, то суровой судьбы поколение, которое впоследствии вынесло на своих плечах страшную войну.

Мы поведем речь о С. А. Леваневском, чья Звезда Героя Советского Союза была под номером два. Ему принадлежала сама идея перелета через Северный полюс в Америку. Леваневский первым 3 августа 1935 года ушел в этот полет, но неисправность в маслосистеме и строгий приказ из штаба перелета заставили его вернуться. И именно он сделал вывод: да, такие перелеты на одномоторном самолете возможны, но если мы серьезно собираемся осваивать Арктику, то для этой цели необходимы многомоторные самолеты.

12 августа 1937 года на четырехмоторном Н-209 с бессменным своим штурманом Левченко, вторым пилотом Кастанаеным, бортмеханиками Побежимовым и Годовнковым, радистом Галковским он ушел в свой последний полет. 14 августа правительственная комиссия оповестила: «...в 14 часов 32- минуты с самолета была передана радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода, высота полета 4 600 при сплошной облачности... После этого регулярная связь с самолетом нарушилась...» На сегодняшний день существует несколько гипотез обстоятельств и места гибели экипажа Леваневского (отсылаем к публикациям неутомимого исследователя «загадки Леваневского» кинодокументалиста Ю. Сальникова. N» 6, 7 за 1979 и № 1 за 1981 год журнала «Вокруг света»). Одна из этих гипотез, может, самая невероятная, родилась недавно. Суть ее в том, что место гибели Леваневского нужно искать не во льдах Северного Ледовитого океана, а... на одном из озер Верхоянского хребта в Якутии. Автором ее был вертолетчик Е. Попов: «Летом 1965 года мы, обслуживая поисковую партию, базировались на озере Себян-кюель. В один из дней, гуляя по берегу, мы с бортмехаником обнаружили деревянную плиту, врытую в небольшой хол­мик. Текст надписи: «Здесь 13 августа 1937 года в результате катастрофы самолета Н-209 погиб экипаж...» Далее — фамилия Леваневского, остальные трудно разобрать, но одна оканчивалась на «...ский».

В июле 1979 года на Себян-кюель имеете с Е. Поповым и аквалангистами вылетели известные полярные исследователи академик Федоров и член-корреспондент АН СССР Трешников, но с озера еще не сошел лед, берег же в результате хозяйственной деятельности неоднократно базировавшихся здесь геологических партий сильно изменился, и Попов не смог найти холмика, на котором он 14 лет назад видел доску.

Федоров и Трешников высказали сомнение, что Н-209 мог оказаться в этом районе, но, как истинные ученые, они считали, что всякая гипотеза, даже самая невероятная, нуждается в тщательной проверке. И Федоров, переговорив с известным полярным штурманом Аккуратовым, с которым они были знакомы еще со времен легендарной «СП-1», предложил одному из нас организовать экспедицию но проверке этой гипотезы. Идея экспедиции была поддержана Башкирским обкомом КПСС, в оргкомитет экспедиции вошли представители областного совета профсоюзов, республиканского комитета ДОСААФ, Уфимского авиационного института, возглавил его редактор газеты «Советская Башкирия» Каменев.

Верили ли мы безотчетно, что самолет Леваневского лежит непременно в озере Себян-кюсль? Как и Федоров, и Трешников - нет. Но с полной ответственностью брались за дело. Брались в надежде, что, закрыв хотя бы одну из гипотез, мы тем самым сузим круг поиска, который в будущем, несомненно, будет вестись в более широких масштабах.

Мог ли самолет Леваневского оказаться в этом районе? Многие специалисты утверждают: нет. Но есть и другое мнение. Ею придерживается и мастер поиска в разное время терявшихся в Арктике самолетов, штурман экспедиции, первой достигшей полюса недоступности, Аккуратов: «Войдя в сплошную облачность, экипаж неминуемо сбился с курса. Начиная с этого момента, самолет, если он не упал от катастрофического обледенения, шел в неизвестном направлении. 11-209, вероятнее всего, уклонялся вправо... Из практики поиска пропавших самолетов известно, что они, как правило, обнаруживаются не там, где по логике они должны бы быть. Так было с пропавшими самолетами на Земле Франца-Иосифа. Мы искали их на всех островах архипелага, и только после более чем четырехмесячных поисков их нашли... в четырех километрах от аэродрома. Так было в 1947 году с самолетом Си-47 летчика Журавлева...»

Каковы же результаты нашей экспедиции? Можем с уверенностью полагать, что в районе озера Себян-кюэль действительно погиб неизвестный самолет. Мы смогли записать показания по крайней мере десятка людей, видевших доску на берегу озера, все они утверждают, что на доске были фамилии погибших летчиков, правда, фамилии эти люди уже не помнят. Один из оставшихся в живых членов экипажа пытался, как мы установили, выходить к людям и погиб в пути. Другого мертвого летчика пастухи-оленеводы видели на берегу озера. В районе местонахождения доски, обнаруженной Поповым, в результате промеров озера И подводных работ был обнаружен подводный холм, который вполне соответствует размерам Н-209. Он дает электромагнитный всплеск, но ради объективности нужно добавить. что подобный всплеск дают и некоторые другие участки озера, что вполне может быть связано с рудными проявлениями. В Якутске нам удалось найти старого радиста Пилясова, который по указанию Наркомата связи следил за полетом Леваневского. Пяилясов уже после радиограммы, которая считается последней, принял с борта Н-209 радиограмму такого содержания: «...идут на двух пришлось снизиться вижу ледяные горы...»

Вывод напрашивался один: необходимо продолжение поиска. Прежде всего нужна квалифицированная электромагнитная съемка, о которой говорил в Якутском обкоме КПСС академик Федоров.

И здесь мы не можем умолчать о том, что еще в период подготовки первой экспедиции в оргкомитет пришло письмо от москвича Д. Алексеева. «Весьма прискорбно, — писал он, — что безграмотному человеку удалось произвести впечатление на весьма почтенных людей». К письму прилагалась публикация Д. Алексеева в газете, более сдержанная, но тоже направленная против поиска. Незадолго письмо получил М. Чванов, в котором Е. Попов характеризовался более категорично: как, мол, подобный человек, бывший вертолетчик, мог вызвать доверие. Связываемся с Якутским управлением гражданской авиации, с отделом транспорта и связи Якутского обкома КПСС. Оказалось, что Алексеев, неведомо чем руководствуясь, стал на путь заведомой неправды: «бывший вертолетчик» на хорошем счету в управлении и продолжает летать, только уже командиром вертолета.

Была еще причина, по которой мы безоглядно не поверили письму действительного члена Географического общества СССР Алексеева, присланному в оргкомитет на официальном бланке газеты «Воздушный транспорт». Д. Алексеев продолжительное время состоял в переписке с М. Чвановым во время его работы над книгой «Загадка штурмана Альбанова» (главы из нее в свое время публиковались в «Советской России») о штурмане полярной экспедиции на шхуне «Св. Анна» под руководством Г. Л. Брусилова. Одна из многих загадок экспедиции — судьба почты, которую Альбанов нес с судна. Алексеев, не имея на то по существу никаких свидетельств, стал упорно навязывать мысль, что Альбанов сам уничтожил почту, так как она его... компрометировала. Недавно автор этой выдумки сумел каким-то образом внедрить ее в журнале «Вокруг света» (№ 6, 1983).

Недавно тот же Алексеев опубликовал свои «версии» о Леваневском, ссылаясь на Байдукова. Цитируем: «Пустяковая неисправность не на шутку встревожила Леваневского. Он приказал лечь на обратный курс». Утверждал ли Байдуков что-либо подобное? Нет, он неоднократно подчеркивал, что сначала в пылу азарта считал — нужно лететь дальше, но потом понял, что Леваневский был прав, ибо в скорейшем времени могло наступить элементарное отравление...

В заключение хотели бы сказать, что, помимо работ, непосредственно связанных с поисков члены нашей экспедиции провели комплексное медицинское об следование более чем 250 жителей поселка и пастухов-оленеводов. Одно это уже с лихвой окупило те небольшие средства, что были выделены на экспедиции; Но дело не в нас, дело в том что малообоснованные измышления обращены и против светлого имени С. Л. Леваневского. И потому мы посчитали для себя необходимым возразить Алексееву в газете, привести свои до воды.

М. ЧВАНОВ, начальник экспедиции, член Союза писателей СССР;
Э. МУЛДАШЕВ, зам. начальника экспедиции, кандидат медицинских наук, мастер спорта СССР;
Ю. ЛОБАНОВ, зам. начальника экспедиции, кандидат технических наук;
В. ПОЛЯНИН, кандидат технических наук, мастер спорта СССР;
В. НИКОВ, врач экспедиции, доктор медицинских наук, профессор.