Дополнительно:

Евгений Костарев
Тайна третьего перелета или цейтнот Леваневского

: вернутся в оглавление

"Приземлеямся в..."В поисках Леваневского

Авторы:
П. Новокшонов, действительный член Географического общества СССР, соб. корр. «Известий».
Н. Кекушев, бывший бортмеханик полярной авиации.

Выходные данные: «Красноярский пилот» 27 августа, 1977 г.

 

 

Исполнилось сорок лет со дня начала полета Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского из Москвы в Америку через Северный полюс. Полет этот трагически оборвался за вершиной земного шара. Нераскрытая тайна гибели самолета Н-209 продолжает волновать авиаторов, моряков и полярников.

Ту весну и лето можно назвать звездными часами нашей полярной авиации. В мае 1937 года большая воздушная экспедиция высадила научный десант, четверку папанинцев, на Северный полюс. Экспедиция еще не вернулась в Москву, как экипаж Валерия Чкалова стартовал в трансарктическом перелете через полюс в Америку. Спустя три недели начинается полет экипажа Михаила Громова. И еще через месяц из Москвы вылетает Сигизмунд Леваневский.

Курс «норд» берет его четырехмоторный самолет. До полюса он должен идти трассой двух предыдущих перелетов, затем взять правее, пролететь над районом относительной недоступности, совершить промежуточную посадку на Аляске и финишировать в Америке.

До полюса все нормально. Затем «отказал крайний правый мотор, идем в облаках на высоте 4.600 метров, на стеклах кабины иней». То была последняя четко принятая радиограмма от Леваневского. И связь прекратилась. Из всего, что поймали радиостанции после, обратим внимание на неясный набор сигналов, в котором, как утверждают американцы, можно было разобрать «приземляемся в...»

Все предположения и планы поисков исходили из того, что совершена вынужденная посадка.

Где-то за полюсом, во льдах. Возможно, на Аляске. Летчики, скорее всего, живы. Найти их можно: опыт последних лет говорил, что в Арктике находили почти всех. Экспедицию Нобиле, погибший на Чукотке экипаж Эйелсона, челюскинцев, разбитый самолет Маттерна, которого, кстати, спас и доставил в Америку Леваневский.

Поиски охватили огромный район. Искали мы, искали американцы. С каждым днем в работу включалась все новая техника. Газетчики расспрашивали известных полярных исследователей, и те строили оптимистические гипотезы. Людям свойственно верить в благополучный исход. Член чкаловской тройки Александр Беляков говорил: «Если бы даже самолет садился на торосах, то и в этом случае, вероятно, повреждения имели лишь отдельные части (шасси, крылья). Это подтверждается опытом вынужденных посадок самолетов на лес, дома, бугры».

Но поиски затягивались. Надвигалась полярная ночь. Один из авиационных отрядов оборудовали специальными фарами для подсветки льдов. Однако этого света оказалось мало

(кстати, то были вообще первые опыты ночных полетов в высоких широтах). Попробовали искать и при луне. В январе, в полнолуние, американец Уилкинс совершил длительный полет. Все тщетно.

Что же произошло? Надо полагать, обледенение стало причиной трагедии. Или одной из при­чин. Покрытый ледяное мантией самолет тянуло вниз.

Некогда было выбирать удобную площадку Да и была ли она? Или — большая полынья, каких летом немало в массивах пакового льда. Эти полыньи возникают и смыкаются... А что, если круто планировавшая машина проломила лед?

Может, надо было искать на просторах арктической тундры? Земная твердь тоже вполне могла оказаться под крылом Н-209. Почему замолчал бортовой передатчик?

Была ведь в те дни магнитная буря. И не обязательно самолет обледенел сразу за полюсом. А возможно и вовсе не обледенел. Полет мог продолжаться. При малейшем шансе Леваневский тянул бы до берега, исходя из того, что на твердой земле искать их будет легче.

...«Приземляемся в...» Возможно, посадка была катастрофической.

Есть серьезный аргумент против варианта «береговая катастрофа». За четыре десятилетия местные жители — эскимосы, а также различные экспедиции, военные и гражданские летчики многократно пересекали территорию Аляски и, наверное, могли бы обнаружить самолет или его крупные обломки. Но ведь не нашли, никаких следов. Самолет как в воду канул.

Если допустить, что последняя радиограмма была передана через четыре часа после пролета над полюсом, то тогда по маршруту до побережья оставалось около 1.500 километров. Откуда взяться берегу под 84-м градусом северной широты?

Много раз исследователи встречали новые острова в разных частях Ледовитого океана. Описывали их, определяли координаты, но открытые земли затем «куда-то» исчезали.

Лишь совсем недавно, в середине XX столетия, учёные пришли к единому мнению: эти острова не что иное, как дрейфующие осколки шельфовых ледников, очень крупные айсберги. Летчик И. Котов, например, обнаружил дрейфующий остров площадью до пятисот квадратных километров с холмистым рельефом, пересеченный руслами речек с замерзшими с замерзшими озерками и весьма походивший на зимнюю заснеженную тундру.

Не подобный ли остров принял за сушу Леваневский? Снова вспомним — «приземляемся в...» «Приземляемся», а не «приводняемся» и не «садимся на лед». «Приземляемся в...» В тундре? Иначе говоря, в месте, похожем на тундру?

Если Н-209 оказался на плавучем ледяном острове, то возобновление поисков с наступлением светлого времени весной 1938 года было практически бесполезным. Более чем за полгода дрейфа остров вынесло далеко из зоны маршрута и неизвестно, в каком направлении. Но в то время о дрейфующих в Центральном Полярном бассейне островах еще толком не знали. Лишь много позже началось систематическое изучение их блужданий в океане.

Да и велика ли была бы польза от визуального поиска спустя несколько месяцев? Самолет (или обломки) сначала покрывались инеем, затем их, припорошило снегом. Пурги полярной ночи замели глубокими сугробами.

Снег спрессовался, превратился в лед.

Постепенно, год от года, под собственным весом и большей, чем окружающий лед, теплоемкостью (что весьма существенно в летние месяцы) самолет (или обломки самолета) уходили в толщу льда.

Там они и поныне, если в конце концов, не прошли насквозь.

Ледяных островов немало. Американцы однажды стали было учитывать и, досчитав до 65, сбились. Правда, полсотни таких островов оказалось в лабиринте проливов и заливов Канадского архипелага. Настоящих океанских бродяг значительно меньше. Это уже облегчает задачу.

Сегодня существуют. спутники с широкими электронными возможностями. Существуют и приборы высокой точности, с которые фиксируют при малой высоте полета различные аномалии и могут быть поставлены на самолеты и вертолеты.

И, как знать, в толще дрейфующего льда или на мелководном шельфе где-нибудь у берегов Аляски откроется тайна исчезнувшего самолета Н-209.

Хочется верить — еще прогремит над ледяной пустыней прощальный салют. Будет прочитана последняя страница тайны, четыре десятилетия волнующей полярников, авиаторов, географов и вообще многих людей старшего поколения, которые были современниками эпохи первых героических перелетов.