Дополнительно:
У последних параллелей

Автор: Савва Морозов.
Источник в сети: —
Выходные данные: "Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР", Москва, 1958.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. День рождения Матвея Ильича.
  2. Родословная крылатого племени
  3. Сборы в дальний путь.
  4. Рейд "Зари" и бухта "Темп"
  5. "Как вам нравится эта льдина?"
  6. Новоселье в океане
  7. Кочевники высоких широт.
  8. Три дня на Северном полюсе.
  9. Так стираются белые пятна
  10. Льдина под номером.
  11. В Арктике — дома!

Предисловие

Очерки С. Морозова «У последних параллелей» рассказывают о работах советских полярных исследователей в Центральной Арктике, проведенных в послевоенные годы. Автор книги — журналист, участник ряда морских и воздушных экспедиций в Арктику на протяжении последних двадцати лет. Он своими глазами видел Арктику на различных широтах в разные времена года. Вместе с летчиками, мореплавателями и научными работниками он принимал деятельное участие в ее изучении, начиная с той ранней поры, когда вновь организованное Главное управление Северного морского пути приступило к систематическому исследованию обширных пространств северных берегов Сибири и Северного Ледовитого океана.

Именно поэтому написанные им путевые очерки, отличающиеся не только яркостью первых впечатлений, но и своею документальностью, представляют большой интерес для читателя.

Наряду с с путевыми записками, ведущимися от первого лица, очерки С. Морозова содержат многочисленные исторические справки, а также научно-популярное изложение тех или иных сведений о физико-географических особенностях района или совершающихся там природных процессах. Автор начинает свои очерки рассказом о полете М.И. Козлова, используя это для ознакомления читателя с трассой Северного морского пути, а также с существом работы наших советских авиаторов и ученых, ведущих ледовую разведку для нужд мореплавания. Затем он делает отступление, в котором говорит о возникновении и развитии полярной авиации, убедительно показывая при этом, что в этой области нашей Родине принадлежит несомненный приоритет.

Хорошо освещается героическая работа советских летчиков, положивших начало полярной авиации — Б. Г. Чухновского, М. С. Бабушкина, О. А. Кальвнца и др.

Значительное место отводится завоеванию Северного полюса экспедицией О. Ю. Шмидта и М. В. Водопьянова, и созданию дрейфующей научной станции «Северный полюс-1».

Большую ценность представляет подробное освещение первой послевоенной экспедиции в высокие широты, осуществленной весной 1948 года. Именно эта экспедиция впервые испытала новые походные палатки, отапливаемые газом, портативное научное оборудование и подтвердила, что при помощи «прыгающих» отрядов самолетов, представляющих собой по существу летающие лаборатории, можно охватить глубокими исследованиями огромные площади Северного Ледовитого океана.

Все еще ново и непривычно для участников этой экспедиции. Их работа преисполнена героикой, она носит пионерный характер и прокладывает новые пути. Именно в это время вырабатывались коллективы будущих исследователей Арктики, заимствовавших опыт и знания у своих предшественников, но вместе с тем открывавших новые приемы работ в высоких широтах.

В одном из лагерей этой экспедиции, в присутствии автора очерков, океанографы Я. Я. Гаккель и В. Т. Тимофеев обнаружили резкое падение глубин, вызванное подводным кряжем, который впоследствии получил название хребта Ломоносова.

Тут же излагается драматический эпизод высадки отряда экспедиции на самом Северном полюсе, отряда, едва не погибшего вследствие внезапной сильной подвижки льдов. Все были спасены лишь благодаря исключительной находчивости и мастерству летчиков И. С. Котова и В. И. Масленникова, сумевших взлететь с крошечных площадок раздробленного ледяного поля.

Дальнейшие главы последовательно излагают, как в результате упорной и кропотливой работы океанографов подтвердилось существование подводного хребта имени Ломоносова. Здесь же читателю популярно объясняется, что дали исследования геофизиков — разведчиков магнитных бурь — для теории и практики, к каким результатам привели работы гидрологов и метеорологов.

Полны интереса сведения о том, как работы наших полярников привели к разгадке вопроса о так называемых «исчезающих островах».

Затем следует рассказ о годичном дрейфе научной станции «Северный полюс-2» под начальством М. М. Сомова, которая плавала в восточном секторе Центральной Арктики в 1950—1951 гг.

Последняя глава описывает деятельность высокоширотной экспедиции 1954 года — одной из самых крупных, которые когда-либо работали в Центральной Арктике. В книге рассказано, как создавались дрейфующие станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4», как была обнаружена летчиком В. И. Масленниковым к северу от Берингова пролива старая льдина с остатками лагеря «Северный полюс-2», спустя три года после того, как ее покинули работники научной станции. Здесь читатель вновь встречается с героями предыдущих очерков: летчиками Черевичным, Котовым, учеными Острекиным, Трешниковым, Сомовым и др. Рассказ о ходе экспедиции 1954 года ведется на фоне повседневных будней наших полярных станций; показано, что советские люди в настоящее время прочно обосновались в краю льдов и мрака ночи, для них Арктика становится родным краем, обжитым районом.

Книга иллюстрирована документальными фотоснимками, изображающими отдельные моменты работы высокоширотных экспедиций, портретами наиболее выдающихся полярников, картами и схемами.

Исторические и научные сведения вполне точны. В особенности ценно в книге то, что она устанавливает преемственность между начальными этапами освоения высоких широт и современными широко развернувшимися исследовательскими работами, показывая, как последовательно, упорно, на все ширящейся научной и технической основе советский человек становится хозяином Северного Ледовитого океана.

Академик Д. И. ЩЕРБАКОВ