Дополнительно:
Каневский З.М.: «Это было в полярных широтах»
Шестой континент, пятый океан...

Авиация Третьей советской континентальной антарктической экспедиции (ноябрь 1957 — январь 1959 года).

 

Автор: Владислав Мартианов.
Источник в сети: -
Выходные данные: «Мир Авиации» №1(36) 2005, №2(37) 2005
© «Мир Авиации», при перепечатке обязательна ссыка на «Мир Авиации» (123098, Москва, Живописная 30-4-27, т.(095) 947-0633, zolotovma@mtu-net.ru)

Вступление: «В истории советских полярных исследовании легендарными стали 1930-е годы, начиная с похода "Сибирякова" и заканчивая перелетами Чкалова, Громова и Леваневского. Однако в 1940-е годы советская активность в Арктике резко снизилась и количество экспедиций сократилось. Это было вызвано как войной, так и послевоенными экономическими трудностями.

Положение резко изменилось в 1950-х го­дах. Возобновились научные исследования в Арктике, а во второй половине 1950-х советские ученые начали осваивать и Антарктиду. В январе 1956 года на ледовом континенте высадилась Первая континентальная антарктическая экспедиция АН СССР под руководством Михаила Сомова, и 13 февраля (согласно духу того времени — за день до открытия в Москве XX съезда КПСС) над первой советской антарктической станцией Мирный был поднят флаг СССР. В конце того же года Первую экспедицию сменила Вторая. Естественно, что в обеих экспедициях было невозможно обойтись без авиации. Первыми советскими летательными аппаратами в Антарктиде стали Ил-12, Ли-2, Ан-2 и Ми-4.

В 1958-1959 годах во всем мире проводились мероприятия, связанные с Третьим Международным геофизическим годом (МГГ). СССР также принял в этом активное участие. Именно в рамках приближающегося МГГ 4 октября 1957 года был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Было также решено резко увеличить советское присутствие в Антарктиде. Третья экспедиция, направленная на Крайний Юг осенью 1957 года, имела в своем составе значительно больше людей, но впервые практически не везла с собой сборных домов (везли лишь домики — "балки" для установки на тягачах), а это значило, что советская наука вышла в освоении континента, что называется, на проектную мощность. Возросший объем научных исследований повлек за собой и расширение находящейся там нашей "авиационной группировки".

 

Оглавление:

 

 

Автор приносит благодарность Николаю Васильевичу Бердникову и Виктору Михайловичу Перову за подробные воспоминания о работе в Антарктиде.

В статье использованы документы и фотографии из личного архива И. В. Бердникова.

Большую помощь при работе над материалом автору оказали И. И. Кабаков, Е. В. Ковалихин, Ю. A. Ткачев, Н. Б. Гоголева, Г. С. Андреева и С. А. Никонов.

Особую признательность автор выражает Людмиле Ивановне Горбуновой и ректору Института маркетинга и социально-информационных технологий Султану Нохаевичу Якаеву.

Редакция "МА" благодарит Петра Батуева за помощь при подготовке статьи.

Литература:

1. Каневский З. М. Это было в полярных широтах. М.,1985.
2. Михаленко К. Ф. Служу небу. Минск, 1973.
3. Орлов Б. Герой Антарктиды // Гражданская авиация. 1999. № 3.
4. Орлов Б. Под крылом — Антарктида // Мир «Аэрофлота». 2001. № 4.
5. Почтарев А. По первому зову // Красная звезда. 2000. 14 ноября.
6. Толстиков Е. И. На полюсах Антарктиды. Л., 1980.
7. Трешников А. Ф. Мои полярные путешествия. М.,1985.
8. Удалов К. Г., Мараев Р. В. Пассажирский первенец Ильюшина // Авиация и Время. 2000. № 5.
9. Черевичный И. И. В небе Антарктиды. М.,2000.