Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Легендарный ледовый капитан
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

В октябре Географическое общество в Ленинграде и его филиалы в Москве, Мурманске и Архангельске отметили 100-летие со дня рождения знаменитого ледокольного капитана Владимира Ивановича Воронина.
Имя этого полярного моряка жителям Чукотки и Магаданской области интересно тем, что он неоднократно бывал в Чукотском море и первым в советское время прокладывал сквозную транзитную дорогу по Северному морскому пути из западного района Арктики в восточный, а затем и обратно.
Владимир Иванович Воронин происходил из потомственной поморской семьи. Его дядя Федор Иванович Воронин еще в 1874 году, промышляя у берегов Новой Земли, подобрал шлюпки австро-венгерской полярной экспедиции, возвращавшейся с Земли Франца-Иосифа после гибели своего судна. Удивительны причуды истории: в конце прошлого века Север и Арктика настолько интересовали европейцев, что на создание морской (!) полярной экспедиции нашлись люди и средства у такой абсолютно сухопутной страны, как Австрия. Руководитель терпевшей бедствие экспедиции Ю. Пайер в своей книге «725 дней во льдах Арктики» писал потом об этой встрече: «... приняли нас с почетом и радушием. Все, что имелось на корабле лучшего, предоставили в наше распоряжение... Простые русские моряки, жители побережья Ледовитого океана, старались порадовать нас своими подарками». Именем Ф. Воронина, 35 лет плававшего к берегам Новой Земли, назван мыс на восточном побережье северного острова этого архипелага.
Прошли годы. И через полвека двоюродный племянник в тех же самых местах и почти по той же причине стал не менее знаменит, чем его дядя.
Владимир Иванович Воронин родился на берегах Белого моря 17 октября 1890 года. Окончив Архангельское мореходное училище в 1918 году, в возрасте 28 лет он получил диплом капитана дальнего плавания. Затем, как и его предшественники, занимался зверобойным промыслом в Белом море и у берегов Новой Земли в Баренцевом море.
В мае 1928 года, когда где-то севернее Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа разбился об лед дирижабль «Италия» экспедиции Умберто Нобиле, первыми на помощь итальянцам двинулись советские ледокольные пароходы «Малыгин» и «Седов». Последним командовал В. Воронин.
Итальянских воздухоплавателей в июле спас ледокол «Красин» севернее архипелага Шпицберген, но имя В. Воронина тоже стало известно всему миру.
В 1939 году, чтобы застолбить права на Землю Франца-Иосифа, на которую претендовали норвежские власти, специальная экспедиция на ледокольном пароходе «Седов» пробилась к архипелагу и организовала полярную станцию и научную обсерваторию в бухте Тихой. Кстати, норвежцы в тот год до архипелага добраться не сумели, а потом было уже поздно. В этой экспедиции зародилось творческое сотрудничество руководителя экспедиции О. Ю. Шмидта и капитана В. И. Воронина, содружество, которое имело большие последствия для судеб советской Арктики и Северного морского пути.
Именно тогда арктический дебютант, новичок в Арктике О. Шмидт высоко отозвался о своем капитане: «В лице В. И. Воронина экспедиция имела исключительно талантливого и опытного судоводителя. Происходя из поморов, Владимир Иванович с детства свыкся с северными морями и постепенно приобрел исключительное чутье и умение разбираться в сложной картине движущихся льдов. Очень важно для экспедиции было и то, что В. И. Воронин с горячим интересом и глубоким уважением относился к научной работе. Благодаря этому сложная проблема сочетания интересов судоводительства и научной работы, стоявшая на пути многих экспедиций, у нас всегда разрешалась легко и просто».
Летом 1930 года экспедиция на «Седове» сменила зимовщиков на Земле Франца-Иосифа и затем впервые в истории подошли к западным берегам Северной Земли, открыв по пути ряд неизвестных островов, которые потом получили название по именам участников экспедиции полярников В. Визе, О. Шмидта и капитана судна В. Воронина.
В 1932 году в период проведения Второго Международного полярного года капитану Воронину поручили командовать ледокольным пароходом «Сибиряков», который впервые в истории за одну навигацию прошел Северным морским путем с запада на восток. В этом походе по предложению капитана экспедиция опять же впервые обогнула 22 августа с севера архипелаг Северной Земли. (Готовя эту заметку автор не без удивления обнаружил, что повторить обход «Сибирякова» сумели по нашему проекту и с нашим участием только почти сорок лет спустя ледоколы «Ленин» и «Владивосток» 4 июня 1971 года, следуя высокими широтами из Мурманска в Пе­век.)
1 октября 1932 года на 66-е сутки после выхода из Архангельска «Сибиряков», претерпев многие неприятности, обломав винты и потеряв гребной вал, под парусами вышел в Берингов пролив, положив начало существованию Северного морского пути как сквозной транспортной магистрали. Именно тогда участники экспедиции получили знаменитую телеграмму из Москвы: «Успехи вашей экспедиции, преодолевшей неимоверные трудности, еще раз доказывают, что нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевистская смелость и организованность».
С высоты наших лет и из глубины наших знаний не будем судить строго первопроходцев, которые не были знакомы с региональными, местными особенностями восточных морей Арктики. Капитан, обогнувший на западе с севера самый северный архипелаг, поломал винты на востоке в самом южном участке самого южного из всех арктических морей — в Чукотском море. И он не был одинок в своих ошибках. Та же самая судьба постигла Норденшельда, который на «Веге» в 1878 году прошел всю Арктику, но зазимовал в Колючинской губе. То же самое случилось и с Амундсеном, который в 1919 году на судне «Мод», пройдя все арктические моря, встал на зимовку у острова Айон. И на следующий год восточная Арктика вновь подвела западных судоводителей. Природные особенности познаются дорогим опытом, забвение которого приводит к тяжелым по­следствиям.
В 1933-1934 годах В. Воронин был капитаном легендарного ледокольного парохода «Челюскин», который погиб во льдах Чукотского моря 13 февраля 1934 года. Последующая «челюскинская» эпопея по спасению полярников имела широкий международный резонанс.
За исключительное мужество, организованность и дисциплинированность капитан и весь экипаж были удостоены орденов Красной Звезды и единовременной награды в размере полугодового жалования.
В 1935-1938 годах В. Воронин командовал ледоколом «Ермак». 7 августа 1935 года этот ледокол впервые в истории пробил канал в невзломанном припае пролива Вилькицкого, заложив основу того опыта, который современные атомоходы теперь ежегодно используют с конца мая. В феврале 1938 года на ледоколе «Ермак» в Гренландском море В. Воронин снимал со льдов знаменитую четверку «папанинцев», показав тем самым, что и зимняя Арктика доступна для разумного ледокольного движения.
В сентябре 1938 года на новом ледоколе «Сталин» В. Воронин старался выручить из ледового плена дорогой ему ледокольный пароход «Седов», но был остановлен тяжелыми льдами над Новосибирскими островами на небывало высокой широте в 83 градуса.
В военное лихолетье 1943 года В. Воронин обеспечивал навигацию в восточном районе Арктики и осенью на ледоколе «Сталин» с караваном военно-морских кораблей проделал сверхпоздний транзитный проход с востока на запад, от бухты Провидения в Архангельск, миновав пролив Вилькицкого 22 октября.
В послевоенные годы свой богатый арктический опыт капитан Воронин перенес в южное полушарие, где в 1946-1947 годах возглавлял китобойную флотилию «Слава». И во все последующие годы до дней кончины в 1952 году плавал снова в арктических морях, обеспечивая проводку судов на борту ледокола «Сталин».
Имя знаменитого ледокольного капитана Владимира Ивановича Воронина носит бухта в заливе Русская Гавань на северном острове Новой Земли, губа и залив на западном берегу острова Новая Земля, мыс на острове Солсбери в архипелаге Земли Франца-Иосифа, ледник на острове Гукера в этом же архипелаге и уже упомянутый остров в восточной части Карского моря.
На южном континенте, на берегах далекой Антарктиды, которые лежат под Новой Зеландией, обширный залив назван именем китобойной флотилии «Слава», а западный мыс этого залива носит имя капитана Владимира Ивановича Воронина.
Арктический транзит, основы которого закладывал В. Воронин, в настоящее время постепенно набирает силу, расширяется с каждым годом и в будущем превратит Северный морской путь в источник валютных доходов для нашего народа и государства.

Газета «Полярная звезда», 13 ноября 1990 года


Вернутся к оглавлению сборника