Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Ледовые реки высоких широт
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Советские дрейфующие станции типа «Северный полюс», ежегодно работающие в высоких широтах Арктики, совершают свое движение по ледовым океаническим рекам. Наиболее ярко эффект движения проявляется при столкновении с препятствием. И как бы ни мала была вероятность таких событий, они все же происходят.
В книге Ю. Константинова «Нас несет к острову Жаннетты» описывается, как 26 января 1966 года в разгар полярной ночи «СП-14» натолкнулась на... остров Жаннетты. Через несколько лет история повторилась. Следуя в ледяном потоке, 30 августа 1977 года с островом Генриетты столкнулась «СП-24». В марте 1977 года с ледяной рекой архипелага Де-Лонга познакомились участники лыжной полюсной экспедиции Д. Шпаро. «Зрелище было величественным и грозным, — писал один из участников похода. — Теперь мы не только видели, но и слышали жизнь льдов: снизу, от «реки», доносились скрипы, вздохи, потрескивания, выстрелы... Льдины сталкивались, переворачивались, громоздились в немыслимом беспорядке... Лучшей натуры для картины под названием «Конец света» найти нельзя, — сказал Володя Рахманов...»
Свидетельства очевидцев емки и ярки: «безумие», «немыслимый беспорядок», «конец света», «жуткое месиво», «ледовый ад»... Так что же это такое ледовая река?
Анализ имеющихся материалов позволяет определить ледовые реки как стремительный дрейф льдов различных форм и возраста при штормовых нажимных, нагонных ветрах вдоль береговых препятствий, особенно в узкостях, в проливах, у выступающих мысов и островов. Ледовые реки возникают при продолжительных и сильных нагонах, создающих напор льдов на берег. Образуются они обычно при прохождении над районом тыловой части циклонов с устойчивыми и сильными западными и северо-западными ветрами. Как правило, в морях советской Арктики ледовые реки имеют генеральное направление от западной или северной четверти горизонта. От юга и востока сильных напоров не припоминается. Наиболее опасны для мореплавания ледовые реки в начальный период интенсивного замерзания, когда молодые льды способны выдавить судно на мелководье. Так, в октябре 1963 года караван судов, ведомый атомоходом «Ленин», в молодом ниласовом льду был застигнут штормовым западным ветром на подходах к проливу Вилькицкого. Поля молодого льда толщиной в пять сантиметров, сжимаемые и наслаиваемые ветром, сразу погасили движение каравана. Атомоход стал вязнуть в ледяной каше, облипая огромной подушкой из смеси «сала», «каши», «ниласов». Дальнейшие действия атомохода сводились к тому, чтобы поочередно вытаскивать суда подальше от берега, оставлять их в свободном дрейфе по фарватеру в узкость пролива Вилькицкого.
В начале ноября 1967 года тонкие молодые льды заползли на пятнадцатиметровый обрыв острова Айон и достигли жилых строений полярной станции.
После установления припая, примерно месяц спустя вслед за началом замерзания, ледовая река идет вдоль припая, который препятствует выносу судна на мелководье. В это время опасно столкновение самих судов, которые, будучи не в состоянии управляться и противостоять дрейфу, могут быть надвинуты одно на другое. Автору этих строк в своей научно-оперативной работе неоднократно приходилось сталкиваться с такими явлениями.
В октябре 1963 года теплоход «Нововоронеж», потерявший винт, был протащен ледовой рекой через весь пролив Норденшельда между массой островов и мелей, не задев ни одного препятствия.
В конце июня — начале июля 1976 года первый караван, следовавший с востока на Шмидт, был застигнут в заприпайной прогалине штормовым северо-западным ветром. Поля сомкнулись, суда оказались впаянными во вторичный «летний» припай, ледовая река сформировалась мористее каравана. Лед за кромкой припая несло так быстро, что это было заметно невооруженным глазом.
Когда сжатие кончилось, ледовая река остановилась, а за кромкой нового припая началась отдача, ледоколы «Адмирал Макаров» и «Ленинград», работая ударами, сумели вырваться. Примечательно, что дальнейшее высвобождение судов происходило не путем прокладки канала, а общего разрушения всех полей вокруг плененных судов. Это лишний раз свидетельствует о невозможности зимней выгрузки и плавания по чукотскому припаю.
Дрейф льдов в ледовых реках настолько стремителен, что его неоднократно доводилось видеть с самолета ледовой разведки у восточного Врангеля, у северо-западного Айона, у мыса Шмидта, у мыса Уэлькаль в заливе Креста.
По спутниковым данным, явление ледовой реки прослеживается в Чукотском море во второй половине зимы при сбросе льдов в Берингов пролив по линии от острова Геральд к мысу Дежнева. Эта полоса яркого дрейфораздела настолько четко выделяется, что неискушенные наблюдатели с самолета ледовой разведки нередко принимали ее за... след недавно прошедшего ледокола.
К концу зимы при длительных застойных ситуациях в восточных арктических морях, при начале подвижек в центральной части Ледовитого океана нередко формируется магистральная ледовая река. При острой необходимости можно осуществить высокоширотный транзитный переход ледокольных судов из Атлантического океана в Тихий и обратно.
Практические рекомендации для судоводителей при угрозе возникновения ледовой реки сводятся к следующему. Во-первых, постараться уйти в глубину ледяного массива. Во-вторых, рассредоточить суда каравана во избежание навала их друг на друга. В-третьих, своевременно околоть каждое судно с целью создания ледовой подушки, предохраняющей корпус от повреждений при последующем дрейфе. В-четвер­тых, не опасаться выноса на малые глубины, ибо этому препятствует береговой припай. В-пятых, в целях экономии топлива не пытаться форсировать ледовую реку, поскольку в данном случае силы природы неподвластны технической мощи любого судна. В-шестых, следует иметь в виду, что ледовая река возникает в тыловой части движущегося циклона, с прохождением которого сжатие и дрейф ослабевают до полного исчезновения.
Ледовые реки — это как раз тот самый случай, когда природа становится сильнее человека. Но слепую стихийную силу природы с помощью самой же природы преодолевает разум человека. Поэтому целесообразно избегать встреч с этим явлением, что успешно и достигается гибким и оперативным научным выбором пути.

Газета «Магаданская правда», 7 августа 1983 года



Вернутся к оглавлению сборника