Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
К Северному полюсу... не напролом
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

Главное препятствие для мореплавания в арктических водах — туманы и льды. С туманами моряки борются с помощью радиолокаторов, со льдами — с помощью ледоколов. Навигационные сроки безледокольного плавания в Арктике -август и сентябрь. Но необходимость расширения сроков навигации, вызываемая ежегодным ростом объема грузоперевозок, заставляет начинать навигацию в более ранние сроки и заканчивать в более поздние. Именно поэтому ледокольный флот с начала 60-х годов перешел к методам активного форсирования морских льдов. Под этим понимаются разумный выбор и практическая реализация наиболее оптимальных сроков и путей движения судов в сложных ледовых условиях.
Гордый девиз адмирала С. О. Макарова — «К Северному полюсу — напролом», выдвинутый им еще в начале века, к сожалению, неприемлем в настоящее время. Даже атомный ледокол «Ленин», бывает, увязает в тонком льду, когда он сжимается штормовым ветром. Вместе с тем даже огромный айсберг не страшен самому слабому судну, если оно может обойти его по чистой воде. Силы природы могучи, но слепы. Силы человека слабы, но разумны. Человек не может преодолеть лед, но он может и должен обмануть его.
Знание того, где, когда и как ведет себя морской лед, позволяет флоту работать ныне в условиях, совсем недавно казавшихся невозможными для плавания.
Морской лед обладает неравномерностью в пространстве и во времени. От места к месту он существенным образом видоизменяется по возрасту, торосистости, форме и прочности. В каждом море существуют припайные неподвижные льды, заприпайные полыньи и прогалины, тяжелые сплоченные массивы местных или приносных льдов. В течение навигационного периода и от года к году все эти виды ледовых образований изменяются, перемещаются, исчезают и появляются вновь. Ледяные массивы являются основным препятствием для судоходства. Полыньи, прогалины, разводья и трещины служат основными путями для ледового мореплавания. Непрерывная круглосуточная служба наблюдений, анализа и прогноза гидрометеорологических явлений составляет суть научно-оперативного обеспечения ледового мореплавания. Научно-оперативное обеспечение арктических плаваний, зародившееся в 20-х годах в Карских товарообменных экспедициях, за время своего становления и развития превратилось в четко налаженную службу.
В настоящее время гидрометеорологическое обеспечение арктической навигации осуществляется тремя научно-оперативными группами.
Ни одно мероприятие, ни одна операция ныне не предпринимаются без предварительного тщательного и всестороннего анализа моряками и учеными всего многообразия складывающейся и, главное, ожидаемой, прогнозируемой обстановки. От сотрудников научно-оперативных групп требуется научный подход к делу и в то же время способность оперативно, быстро решать возникающие вопросы. Помимо умения ориентироваться в сложных ситуациях и выдавать наиболее оптимальную рекомендацию, от них требуется круглосуточная готовность к любой работе — в штабе, на самолете, вертолете, на судне и ледоколе.
В связи с увеличением объема грузоперевозок и достижениями научно-технической революции в ближайшие годы ожидается дальнейшее совершенствование всех звеньев системы научно-оперативного обеспечения. Оно предусматривается в следующих направлениях.
Первичные наблюдения за льдом и погодой будут расширяться по площади, увеличиваться по количеству и улучшаться по качеству. Например, с помощью инфракрасной аппаратуры спутники и высотные самолеты смогут просматривать состояние ледяного покрова через туман, облачность, во время полярной ночи. Новые технические радио средства позволят определять с воздуха одну из главнейших характеристик ледяного покрова — его толщину.
Общий прогресс средств ледовой информации позволит ежедневно получать карту ледовой обстановки разных масштабов — от локальной до глобальной. Но как бы ни были совершенны и разнообразны технические средства, залогом успеха научно-оперативной работы по обеспечению полярного мореплавания было, есть и будет только полное и всеобъемлющее взаимодействие моряков, ученых, летчиков и связистов.
Газета «Советская Чукотка», 19 мая 1974 года.


Вернутся к оглавлению сборника