Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
Загадки 6 июля
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»

Валерий Купецкий.

 

В истории природы, погоды, общества иногда происходят любопытные события, причины которых толком не совсем ясны, но повторяемость которых достаточно примечательна. Такие события в науке называют календарными датами. Их истоки восходят к народному месяцеслову, привязанному к святцам еще допечатной поры. Эти даты выпадают на переломные периоды года, когда на долгие сроки устанавливается определенный тип погодных условий и атмосферной циркуляции.
В начале июля к таким датам относятся 3 июля — Мефодий и 10 июля — Самсон. И тот и другой святой едины в одном: «Если в этот день дождь, то еще семь недель будет то ж». Другими словами, на западе страны если в первой декаде июля ненастно, в атмосфере циклоничность, то эта непогода сохранится на все лето. А если в первой декаде июля ясно и сухо, значит, антициклональная погода с большой надежностью простоит до середины августа. Выдерживается это правило и на востоке азиатского материка. Только у нас оно носит обратный характер, поскольку климат запада и востока изменяется в противофазе в виде оппозиции и глобальной компенсации.
В жизни людей к ярким календарным датам относятся дни рождения, которые памятны каждому, особенно если они случаются во второй раз.
Такой второй день выпал нам 6 июля 1989 года, когда самолет ледовой разведки, заслуженный, но с истекающим ресурсом Ил-14 № 61788, вылетая на работу с мыса Шмидта, из-за отказа правого двигателя, а затем и левого через четыре минуты после взлета с полной внутренней заправкой упал с высоты 100 метров в мелководную лагуну, не дотянув ни до берега, где бы взорвался, ни до моря, где бы утонул. Самолет погиб, но экипаж из 9 человек уцелел...
На этом закончилась блистательная и легендарная эпоха поршневых ледовых самолетов-авиаразведчиков, которые более 60 лет безотказно делали в Арктике то что нужно: летали низко, медленно и далеко. Адекватной замены этим самолетам не оказалось и в близком будущем не предвидится. Техника сдала, люди остались в строю: в ледовой службе Дальневосточного пароходства работает Ф. Полунин, уехал из Певека на родину инженер В. Тарасенко, недавно получил от моряков престижный знак «Почетный полярник» гидролог ледовой разведки С. Спирин.
В том же 1989 году 19 июля через 13 дней после 6 июля восточнее Певека на мысе Кибера разбился о скалы другой самолет ледовой разведки, новый, «неопытный» Ан-26 № 26685. На этот раз погибли все — и машина, и экипаж. Помянем скорбный перечень утрат: летчики Черского авиаотряда Е. Борисов, А. Верчук, Ю. Кузьмичев, В. Павлюк, В. Чайка, А. Малюков, сотрудники восточного штаба морских операций В. Глушак, А. Кожевников, В. Марьинский, Ю. Шарыгин.
Казалось бы, эти события можно рассматривать как чисто случайные и потому непредсказуемые. Однако в журнале «Работница» за июнь задним числом я с удивлением обнаружил астрологический прогноз, который за месяц до этого предупреждал о том, что именно 6 июля чревато дорожно-транспортными происшествиями для всех, независимо от того, какой знак зодиака человеку сопутствует. И тут вспомнилось, что в предшествующем 1988 году из-за отказа двигателя упал на припайные льды острова Айон вертолет с ледокола «Капитан Хлебников». Наш сотрудник Гриша Акулич сломал плечо, и это произошло тоже 6 июля.
В 1990 году 6 июля обошлось без приключений. Но 1991 год принес новые настораживающие каверзы. 6 июля из Певека не смог вылететь на Колыму самолет ледовой разведки Ан-30: на старте отказал генератор. При возвращении из аэропорта в Певек на полпути сломалась штабная автомашина: отказала коробка передач. Потом выяснилось, что 6 июля на полярной станции «Глубокая» разлетелся речной лодочный мотор. А летчики Ту-134 сообщили, что в Ленинграде, где они готовили радиолокационную аппаратуру, 6 июля испортился двигатель самолета и вылет на Певек не состоялся. Букет неприятных совпадений стал слишком подозрительным, чтобы они считались случайными. В довершение к сказанному в июльском номере журнала «Наука и жизнь» за 1991 год появилась статья Ю. Безелянского «Одни день июля». В ней описываются исторические события, происходившие 6 июля. Оказывается, в этот день в 1415 году был сожжен на костре чешский реформатор Ян Гус, в 1535 году казнен на плахе английский гуманист Томас Мор, в 1762 году убит Петр III, внук Петра Великого, муж Екатерины Второй, в 1917 году Временное правительство приказало арестовать Ленина за организацию беспорядков в столице, в 1918 году произошли мятеж левых эсеров, арест Дзержинского, убийство германского посла графа Мирбаха.
При всей произвольности и случайности приведенных фактов в них обнаруживается общая черта — особая напряженность первой декады июля, видимо, связанная с переломом календарных дат года, переходом от первой половины ко второй. Эта напряженность проявляется в смене погодных условий, в обострении нервно-психического состояния общества, в нарушении нормального функционирования технических устройств и механизмов. Поэтому в первую декаду июля следует обратить особое внимание на взаимоотношения людей как с техникой, так и друг с другом, чтобы путем тщательной предусмотрительности и предельной осторожности избежать неприятных последствий.
Кроме того, дополнительный анализ выявил, что на достоверном ряду телескопических наблюдений Солнца с 1750 года все упомянутые выше события относятся к эпохе максимума солнечной активности от минус первого (год перед максимумом) до плюс второго (второго года после максимума). Чтобы не слишком пугать читателей, отметим, что текущий 1992 год является плюс третьим после максимума 1989 года и по этой причине вероятность реализации и проявления разных неприятностей в начале июля на этот раз существенно снижается вплоть до следующего максимума перед 2000 годом. И все же в память об утраченной и невосполнимой технике и еще более о безвременно ушедших, незаменимых и неповторимых людях самолеты Штаба морских операций Восточного района Арктики 6 и 19 июля от полетов воздерживаются, хотя бы в знак траура о трагических событиях трехлетней давности.

Газета «Полярная звезда», 4 июля 1992 года


Вернутся к оглавлению сборника