Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
По следам полярных экспедиций
Часть II.
На архипелагах и островах

Белов М. И.

 

 

Между двумя материками

Остров Врангеля - крайняя островная суша на стыке двух материков. Когда же люди узнали о его существовании, каким он предстал перед первооткрывателями, другими словами — какова история его географического открытия и исследования?

В XVII в. русские землепроходцы обошли стороной остров Врангеля. Вряд ли кто знал тогда верные пути к нему. Даже на упомянутой карте П. Миллера, там, где впоследствии будет открыт гористый остров, изображена восточная часть гипотетической гигантской Новой Земли.

Первые сведения об острове пришли в Европу через русских исследователей от прибрежных жителей чукчей и эскимосов. В 1787 г. в районе Чукотки появилась первая крупная правительственная экспедиция — в документах она называется Секретной географической и астрономической экспедицией. Ее целью было исследовать морской путь от Колымы до пролива, разделяющего два континента. Экспедицию возглавил капитан русского флота Иосиф Биллингс, а его помощником был выдающийся русский моряк Гаврила Андреевич Сарычев. Моряки прибыли в низовья Колымы на двух построенных в верховьях реки судах «Паллас» и «Ясашна». Но едва суда вышли из устья Колымы и направились на восток, как их у мыса Баранов Камень остановили льды. На берегу моряки производили наблюдения над природой. Сарычев, занявшись археологическими раскопками, пытался составить представление о том, когда впервые появились здесь люди.

Изучая прошлое местных жителей, Сарычев сделал очень важное наблюдение: льды, остановившие суда экспедиции на пути к проливу, почему-то в течение всего летнего сезона держатся у берегов Чукотки, и предположил, что они опираются на какой-то большой остров, лежащий к северу от побережья. Сарычев решил расспросить чукчей об этом острове. Чукчи сообщили, что им хорощо известно: к северу в море расположен большой гористый остров. Его теоретическое предсказание совпадало со сведениями, собранными у местного населения. Оставалось проверить их на деле.

Вернувшись в Петербург и заняв пост главного гидрографа морского министерства, Сарычев употребил свой авторитет и служебный вес, чтобы снарядить экспедицию, которая занялась бы поисками предполагаемой островной суши. Его замысел могла осуществить попутная экспедиция. В начале двадцатых годов русское правительство заинтересовалось обследованием далеких восточных районов в связи с попытками западных стран проникнуть туда со стороны Канадского архипелага и Центральной Арктики. На крайний северо-восток Азии в 1820 г. был направлен во главе небольшой сухопутной экспедиции лейтенант Фердинанд Петрович Врангель. Проехав через всю Сибирь с остановкой в Якутске, Врангель прибыл в Нижнеколымск, откуда и совершал походы вдоль северного побережья на восток, а также на ближайшие морские острова. За несколько лет он выполнил огромной важности работу: составил опись морского берега от устья Колымы до Колючинской губы. Замкнув ее на востоке с морской описью английского мореплавателя Джеймса Кука (1778 г.) и капитана Иосифа Биллингса (1791 г.), он показал, что берег между Колымой и Беринговым проливом нигде не соединен с Американским континентом, как предполагалось раньше.

Четырежды, в 1821, 1822, 1823 гг., Врангель выезжал на собачьих упряжках искать загадочную островную сушу. Однако ему не удалось увидеть к северу от Чукотского полуострова земли. Всюду, куда бы он ни направлялся, встречались непроходимые торосистые льды.

Врангель был уверен в существовании большого острова, и жители прибрежных становищ, говоря, что речь может идти о гористой земле, расположенной на небольшом расстоянии от материка, если следовать к ней от мыса Якан, подтверждали его уверенность.

Во всяком случае, составляя отчетную карту экспедиции для морского министерства, против мыса Якан Врангель надписал; «Горы (которые) видятся с мыса Якан в летнее время».

Эта карта долгое время пролежала в архивах, но сведения о гористой земле стали известны ученым... Виновником этого стал создатель первого атласа Южного, Восточного (Тихого) океана знаменитый Иван Федорович Крузенштерн. В 1825 г. на одной из карт он вмонтировал вставку, на которой осветил новейшие географические открытия русских моряков в Северном Ледовитом океане. Впервые в картографии указывалось и расстояние между материком и гористым островом. Атлас получил широкое распространение во всех морских странах. Само же сочинение Ф. П. Врангеля с приложением к нему карты впервые вышло в свет через 16 лет после издания атласа Крузенштерна.

А еще через восемь лет к гористой земле направилось первое судно. Капитан «Геральда» Г. Коллетт, не обнаружив следов экспедиции Франклина, увел свое судно во льды Чукотского моря, так как полагал, что Франклин мог с дрейфующими льдами попасть в Центральный арктический бассейн. Небольшой скалистый островок, показавшийся на горизонте, через несколько часов превратился в большую гористую землю. Однако льды, окружавшие ее, делали землю недоступной, Больше повезло китобою Т. Лонгу, промышлявшему в 1867 г. на судне «Нил» китов в Чукотском море. Он подошел к острову на 15-18 миль и положил его на карту.

Сам остров он назвал Врангелевой Землей, в честь русского моряка Ф. П. Врангеля, об исследованиях которого он знал по атласу Крузенштерна и книге самого моряка.

В 1881 г. американский офицер Бэрри на судне «Роджерс», приблизившись к острову, картировал его. Бухту, куда пришел «Роджерс», Бэрри назвал именем корабля. Карта острова Врангеля, составленная Бэрри, считалась наиболее точной. Впоследствии она была уточнена Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана и советскими исследователями.

Однако отдаленность острова от материков стала причиной того, что о нем как бы забыли на целых 30 лет. В Чукотском море в последней четверти XIX в. интенсивный китобойный промысел вели главным образом английские, американские и японские зверобойные компании. Они почти уничтожили богатое стадо китов. В свои руки иностранные купцы захватили и торговлю с Чукоткой.

В 1911 году, возвращаясь на восток, в Берингов пролив, судно Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана «Вайгач» совершило поход от мыса Биллингса на остров Врангеля. Не встретив сплоченных льдов, оно приблизилось к мысу Блоссом. Моряки сошли на берег и в его юго-западной части установили железный пирамидальный знак с русским флагом.

В навигацию 1924 г. на остров направился советский ледокол «Красный Октябрь» под начальством видного гидрографа Бориса Владимировича Давыдова.

18 августа «Красный Октябрь» бросил якорь в бухте Роджерса. Это было первое советское судно в этом районе. На мысе Гавай моряки высадились. Через несколько часов в нескольких десятках метров от обрывистого берега мыса Пролетарский экипаж «Красного Октября» установил 11-метровую мачту.

В верхней ее части располагался выполненный из жести флаг с надписью: «СССР», а в нижней-металлическая доска, на которой на русском и английском языках было выгравировано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Гидрографическая экспедиция Дальнего Востока. 19 августа 1924 года». Эта дата является официальной датой вхождения необитаемого пустынного острова в состав территории Советского Союза. Торжественная же церемония водружения государственного флага СССР над островом Врангеля состоялась «а следующий день — 20 августа 1924 г.

В бухте Сомнительной экспедиция Давыдова рядом с астрономическим знаком построила каменный гурий в память о своем пребывании на острове. Это был первый советский памятный знак на острове Врангеля, если не считать государственного флага.

Важным этапом освоения острова было поселение на нем чукчей и эскимосов. Это событие произошло в 1926 г., когда энтузиаст освоения Севера Г. А. Ушаков, приехавший на остров с семьей, был объявлен уполномоченным что управлению островами Врангеля и Геральда. Зимовщиков на остров доставил пароход «Колыма», на борту которого находился гидросамолет О. А. Кальвица, сыгравшего крупную роль в развитии полярной авиации на северо-востоке Азии. На реке Лене ему сооружен памятник.

Советский поселок расположился в бухте Роджерса, в одной из лагун. В центре поселка стоял большой бревенчатый дом, окруженный чумами и ярангами. В доме, в отдельной комнате, разместилась аппаратура первой в высоких широтах гидрометстанции.

За три года зимовки остров был обжит, а главное, чукчи и эскимосы стали считать его своим родным домом.

На острове Геральд экипаж «Колымы» 16 августа 1926 г. поднял государственный флаг СССР, под флагштоком в специальном контейнере была оставлена записка: «Остров Геральд. Северный Ледовитый океан. Тысяча девятьсот двадцать шестого года, августа 16 дня...». В 1935 г. и а острове Геральд моряки с ледокола «Красин» оставили записку о своем посещении.

Следующая группа зимовщиков во главе с А. И. Минеевым, прибывшая в 1929 г. на ледорезе «Ф. Литке», задержалась на острове Врангеля из-за тяжелых льдов, окружавших остров, на пять лет.

В первом же году на острове приступила к работе завезенная с материка радиостанция. Летом 1935 г. ледокол «Красин» доставил в бухту Роджерса новую смену полярников.

С тех пор на острове регулярно меняются смены зимовщиков. Все новые и новые экспедиции прибывают сюда. Географы и геологи, зоологи и ботаники ведут систематические исследования на далекой арктической островной суше, расположенной между двумя материками.

Остров не богат памятниками. Среди них надо отметить чью-то могилу на мысе Блоссом. На ней стоит деревянный крест, надписи на котором стерты. Среди памятных объектов можно назвать промысловую избушку на северном берегу, поставленную еще при Ушакове. В бухте Сомнительной находится могила ленинградского геолога И. В. Евстифеева, умершего в 1953 г.

 

 

далее: Командоры