Выпуск №11. Май 2008

65 лет Государственному Океанографическому Институту им. Н.Н. Зубова

65 лет Государственному Океанографическому ИнститутуГосударственный Океанографический Институт - ГОИН, - был создан на базе морского отдела Государственного гидрологического института (ГГИ) и морского сектора Центрального института прогнозов (ЦИП) Главного Управления Гидрометслужбы приказом Главного Управления Гидрометслужбы Красной Армии от 14 июня 1943 г. в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 июня 1941 г. № 1092. Создание ГОИНа в разгар Великой Отечественной войны, в тяжелое для страны время является свидетельством высокой и ответственной роли, которая предназначалась институту как учреждению.

Часть эвакуированных в свое время из блокадного Ленинграда в Свердловск специалистов-океанологов Морского отдела ГГИ возвратилась зимой 1943-44 г. в Ленинград, где впоследствии, 15 января 1946 г. был организован Ленинградский филиал ГОИН. Большая же часть специалистов возвратилась в Москву, в ГОИН, составив основное ядро института. В Москве в это время работала небольшая группа океанологов во главе с начальником ГОИН В.К. Агеноровым. В институт постепенно прибывали специалисты с фронтов и флотов, выпускники эвакуированного в Среднюю Азию (в Ленинабад) Московского гидрометеорологического института. С весны 1944 г. ГОИН возглавил известный ученый-океанолог профессор Н. Н. Зубов, которому в мае 1945 г. исполнилось 60 лет и было присвоено высокое воинское звание инженер-контр-адмирала.

Н.Н. ЗубовПосле окончания Великой Отечественной войны ГОИН организовал углубленное изучение гидрометеорологического режима морей страны, восстановление разрушенных и открытие новых морских гидрометеорологических станций и обсерваторий; на морях организуются наблюдения на рейдовых пунктах и разрезах. Геологи моря выполнили значительный объем работ, связанный с приведением грунтовых съемок и с составлением карт грунтов Баренцева, Белого, Каспийского морей для удовлетворения запросов рыбопромыслового и военно-морского флотов. Руководила работами М.В. Кленова.

В 1947 г. ГОИН совместно с ВНИРО начал комплексные гидрометеорологические и гидробиологические исследования Атлантического сектора Антарктики. Успех в малоизученных водах Антарктики отечественного китобойного промысла зависел от знания гидрометеорологических условий района. Во втором антарктическом рейсе китобойной флотилии „Слава" (1947 г.) была создана научная группа из сотрудников ГОИН и ВНИРО. Уже в 1949 г. по материалам первых экспедиций в Антарктику ГОИН опубликовал практическое пособие для судоводителей и китобоев „Гидрометеорологическая характеристика района китобойного промысла в Атлантическом секторе Антарктики".

китобойная флотилия "Советская Украина"ГОИН является пионером внедрения аэрометодов в океанографии. Впервые в нашей стране в 1950 г. были использованы самолеты для наблюдений за течениями в прибрежной зоне моря.

В начале 50-х годов ГОИН приступил к изучению Атлантического, Тихого и Индийского океанов путем проведения экспедиционных исследований, экспериментов и обобщения имеющихся материалов. Большое значение для комплексного изучения Мирового океана имели обобщение и систематизация всех накопленных экспедиционных наблюдений в виде Каталога глубоководных наблюдений, подготовленного ГОИН впервые в нашей стране (1951 г.).

Новым этапом в изучении Мирового океана явилось значительное увеличение исследовательского флота Гидрометслужбы в конце 60-х-начале 70-х годов. Пять океанских судов погоды ГОИИ проводили широкий комплекс исследований динамики вод и загрязнения Атлантики и морей, омывающих берега Западной Европы.

НИС "Эрнст Кренкель"С 1 июля 1975 г. суда погоды ГОИН работали в постоянной точке С („Чарли") (52°41'с.ш., 35°39'з.д.) в Северной Атлантике, выполняя международные обязательства нашей страны по участию в системе наблюдений за погодой на океанских станциях. Работа этих судов ежегодно высоко оценивалась Всемирной метеорологической Организацией (ВМО). 13 мая 1990 г. завершилась работа ГОИН на океанской станции погоды С. За период работы научно-исследовательские суда института выполнили 171 экспедиционный рейс по обслуживанию станции С; на ней проведено 24070 аэрологических, 158697 метеорологических и 35750 океанографических измерений. Число рейсов, выполненных в 1968- 1992 гг. судами ГОИН в морях и океанах по таким научным программам, как "Дигма". "Разрезы", "Дампинг", "Абиссаль" и др., составило 400. Одновременно корабли ГОИН обеспечивали суда МРХ прогнозами, штормовыми предупреждениями и рекомендованными курсами непосредственно в Атлантике.

Распад СССР тяжело ударил по ГОИН и привел по существу к его расчленению. ГОИН в результате этого с 1992 г. потерял более 3/4 своего численного состава, лишился базы по изучению Черного и Азовского морей - Севастопольского отделения ГОИНа, потерял свою океанскую базу - Одесское отделение с прекрасным лабораторным корпусом, причально-складским комплексом и восемью океанскими научно-исследовательскими судами.

Но институт живет и развивается, празднуя в июне 2008 года свое 65-летие. Приказом Росгидромета № 29 от 15.02.2008 институт носит наименование «Государственный Океанографический Институт имени Н.Н.Зубова».

ссылки по теме:
Государственное учреждение «Государственный океанографический институт» Росгидромета (ГУ «ГОИН»): http://oceanography.ru/
Дежурство в точке "Чарли" на НИС "Эрнст Кренкель": http://polar-bee.livejournal.com/75786.html

К 75-летию Краснознаменного Северного Флота России

75 лет Краснознаменному Северному ФлотуПостоянный регулярный Северный флот (СФ) берет свое начало с 1933 года. 15 апреля 1933 года Народный комиссар обороны СССР подписал приказ согласно которому на Север совершили переход эскадренные миноносцы "Урицкий" и "Куйбышев", сторожевые корабли "Ураган" и "Смерч", а также подводные лодки "Декабрист" и "Народоволец". Эти корабли составили экспедицию особого назначения (ЭОН-1).

Циркуляром Начальника штаба РККА с 1 июня была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования в Мурманске - Кольский залив. Первым командующим был назначен флагман 1 ранга Захар Александрович Закупнев. Одновременно с созданием Флотилии началось строительство первой военно-морской базы в Полярном.

В 1938 году подводная лодка Д-3 впервые в истории Военно-Морского Флота осуществила подледное плавание, проведя подо льдом 30 минут. В 1940 году был осуществлен первый в истории переход подводной лодки Щ-423 из Полярного во Владивосток Северным морским путем.

За годы Великой Отечественной войны, противостоя крупным силам противника, флот уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.

17 июля 1962 года, совершив поход подо льдами Арктики, атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" впервые в истории всплыла в районе Северного полюса, где её экипаж водрузил Государственный флаг СССР и Военно-Морской флаг. Всего с 1962 года подводники побывали на Северном полюсе и выполняли задачи в приполюсных районах более 300 раз. Подводниками Северного флота с 1962 по 1996 годы было совершено более 300 плаваний в приполюсные широты. Более 25 подводных лодок провели межфлотские переходы Северным морским путем с Северного на Тихоокеанский флот и с Тихоокеанского - на Северный. С 1991 года в заполярное небо взлетают самолеты палубной авиации тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".

ссылки по теме:
«Северный флот»: http://www.severnyflot.ru/
«ВМФ России»: http://www.navy.ru/
«Российский подводный флот»: http://www.submarine.id.ru/

15 мая. К 70-летию Мурманской области

70 лет Мурманской областиМурманская областьПодготовлен сопроводительный (административный) штемпель.
Издательский центр "Марка" подготовил к юбилею официальный почтовый штемпель № 53ш-2008, а также одностороннюю почтовую карточку с литерой "В".
АНО "ПолюсМедиа" по заказу администрации Мурманской области был подготовлен специальный юбилейный выпуск рекламных марок-виньеток. Тираж 500 шт, художник — Петр Иванович Абарин.

Первые русские поселения на Кольском полуострове возникли еще в 9-11 веках н.э. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. Уже в первой половине 12 века среди Новгородских земель числится волость Тер (Терский берег Белого моря), а в 13 веке упоминаются русские села Варзуга и Кола. Русские быстро заселили побережье полуострова, освоили морские пути вокруг Терского наволока (так называли в летописях Кольский полуостров), а в 15 веке - и в Западную Европу. Русские исследовали полярные моря и труднодоступные острова Грумант (Шпицберген) и Новую Землю, всюду развивали рыболовный и зверобойный промыслы.

Мурманская областьПоявление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечивало защиту коренного населения от набегов западных завоевателей. И в более поздние времена (в 1589-1591, в 1611 гг., несколько раз в 18 веке и в начале 19 века) на землю Мурмана приходили шведские и датские войска, английские пираты. Они жгли села, грабили население и монастыри, убивали мирных жителей. В 1854-1855 годах во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Стрельну, Кереть, Колу, но захватить побережье не смог.

В 16-18 веках Кольский полуостров играл заметную роль в российской экономике: рыболовство, мореходство, торговля со многими странами Европы.

8 февраля 1883 г. образовался Кольский уезд с центром в городе Кола. Более двух веков Мурманский край входил в состав Архангельской губернии. В 1916 году закончилось строительство Мурманской железной дороги, соединяющей центр России с незамерзающим Кольским заливом. 4 октября (21 сентября по старому стилю) был основан порт Романов-на Мурмане, с 1917 года получивший статус города и название - Мурманск.

Свержение Временного правительства было поддержано организациями края (Совет, Центромур, Совжелдор), которые на экстренном совещании 26 октября 1917 г. признали Советскую власть. В тот же день отдало приказ о подчинении Советской власти и главный начальник Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов Кетлинский К.Ф. На Кольском полуострове Советская власть была провозглашена одним из наиболее редко встречавшихся в практике революции путей - переподчинением органов, созданных Временным правительством новой власти.

Мурманская областьВ июне 1918 г. совместными действиями бывших союзных воиск Англии, Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов и антибольшевистских организаций был совершен переворот, отделивший Мурманский край от Советской России. В августе Мурман вошел в состав антибольшевистской Северной области с центром в Архангельске. Осенью 1919 г. союзники покидают российский Север. Северная область, лишившись опоры, через несколько месяцев пала. В Мурманске падение белой власти произошло 21 февраля 1920 г., после вооруженного восстания рабочих и военнослужащих. В крае была восстановлена Советская власть. 7 марта, завершив разгром белогвардейцев на полуострове, в город вошли части Красной Армии. Советская власть, понимая стратегическое значение и выгодность географического положения Кольского полуострова, придавала большое значение его военно-экономическому развитию. Мурманский край начал быстро превращаться из глухой окраины России в развитый промышленный район. Восстанавливались разрушенные войной лесные и рыболовецкие промыслы, укреплялись границы и военные поселения.

В июне 1921 г. была образована Мурманская губерния. В августе 1927 г. Мурманская губерния была преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области. Темпы заселение полуострова непрерывно росли: в 1930 году в Мурманске было 20 000 жителей, а в 1935 году - свыше 100 000. По инициативе С.М.Кирова начала бурно развиваться отечественная промышленность по производству удобрений на базе Хибинских месторождений. Центром новой отрасли стал город Хибиногорск, позднее переименованный в Кировск. Большие запасы никелевых руд, открытые в Мончетундре, послужили основой для создания цветной металлургии. В новом городе Мончегорске уже в 1938 году вступил в строй медно-никелевый комбинат Североникель.

Учитывая быстрое промышленное развитие края и его богатые перспективы, правительство СССР в 1938 году преобразовало Мурманский округ Ленинградской области в Мурманскую область.

ссылки по теме:

"История Кольского края": http://region.murman.ru/history/kola_land/index.shtml
"История Мурманской области": http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10195
"История и развитие Кольского полуострова": http://www.murmanchanin.ru/mrm_history.htm
Мурманская область в Википедии — свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманская_область

9 мая 2008

Эту победу пытались украсть, настойчиво рассказывая про "ледокол революции" и "переломный" западный фронт. Эту победу пытались принизить, "просвещая" о заградотрядах и штрафбатах, действия "числом а не умением" на превосходной ленд-лизовской технике.

Но эта Победа хранится в семейных рассказах и фотоальбомах, и убрать ее отсюда невозможно. Нет семьи, где нет погибших на этой войне. Это наши отцы и деды воевали на ней. Воевали за свою страну. За нашу страну. И в этой тяжелой и страшной войне — победили.

С днем Победы!

Анекдот из 1945 года:
Крымская конференция. Зашла речь о том, как делить репарации с Германией.

- По частям, - сказал Черчилль.
- По участникам, - сказал Рузвельт.
- По трудодням, - ответил Сталин.

6 мая 2008

Добавлена вторая часть книги М.Белова "По следам полярных экспедиций", под названием "На архипелагах и островах".

Главы посвящены истории Шпицбергена, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Северной Земле, Новосибирским островам, острову Врангеля и острову Беринга.

«...Сколько еще неразгаданного на далеком арктическом побережье и морских островах! Будущим историкам Арктики, географам, геологам, гидрографам, и тем, кто сегодня работает там, предстоят увлекательные поиски и. удивительные находки следов полярных экспедиций. Эти поиски и находки только что начались. Пусть эта книга будет добрым помощником следопытам, и, если хоть в малой степени она окажется им полезной, автор будет считать, что он потратил свой труд не напрасно.»

К 70 летию первого советского линейного ледокола

ледокол "И.Сталин"17 декабря 1932 года Совнарком СССР образовал Главное управление по Северному морскому пути, возложив на него и обязанность по разработке типов ледокола. Использовав отечественный и зарубежный опыт, группа инженеров во главе с И. Сморгонским разработала задание на дизель-электрический ледокол мощностью 12-14 тыс. л. с. Одновременно с проектированием дизель-электрохода велась разработка проекта парового ледокола по типу "Красина". Проект парового ледокола не удовлетворял требованиям Севморпути по автономности плавания, но его можно разработать и построить в сравнительно короткий срок. Поэтому совещание приняло решение строить и те и другие ледоколы. В июле 1934 года правительство возложило на Наркомтяжпром постройку четырех ледоколов типа "Красин" и двух дизель-электрических. 23 октября 1935 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого ледокола — "Иосиф Сталин", потом заложили еще три однотипных корабля: в Ленинграде — “В. Молотов” и в Николаеве — “Л. Каганович” и “А. Микоян”.

По конструкции новые паровые ледоколы существенно отличались от своего прототипа - "Красина" - даже по внешнему виду. При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек, — двух- и четырехместные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории. Старые машины работали на насыщенном паре, новые - на перегретом, что давало значительную экономию топлива, это были самые мощные судовые машины, построенные в СССР. Для целей ледовой разведки на борту могло быть размещено до трех самолетов, три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия.

Головной линейный ледокол “И. Сталин” был спущен на воду со стапеля ленинградского завода имени С. Орджоникидзе 29 апреля 1937 года, а 23 августа следующего года он вышел в свой первый арктический рейс, осенью того же 1938 года была попытку вывести ледокольный пароход "Георгий Седов" из льдов. В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол "Сталин" достиг 83-й параллели, но последние мили оказались непроходимыми даже для нового флагмана.

В конце 1939 года было принято решение снова направить "Сталина" навстречу дрейфующему "Георгию Седову". 15 декабря в десять часов утра "Иосиф Сталин" вышел из Мурманска под командованием капитана Белоусова. Экспедицию возглавлял Герой Советского Союза И. Д. Папанин. 13 января 1940 года в 12 часов 07 флагман арктического флота "Иосиф Сталин" подошел к борту ледокольного парохода "Георгий Седов", закончив дрейф продолжавшийся 812 суток.

В годы войны ледокол был дооборудован для ведения боевых действий и осуществлял ледовые проводки по всей трассе Северного морского пути.

Орденоносный ледокол «Сибирь» (такое новое имя получил "Иосиф Сталин") капитально перестроенный в 1958 году во Владивостоке сдали на слом только в 1973 году.

Подготовленный штемпель и конверт будут использоватся в Музее ММП в Мурманске, 23 августа 2008 - в день 70-летия выхода в первый рейс ледокола "Иосиф Сталин".

Русское Географическое Общество и Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА)

Подготовлены сопроводительные (административные) штемпеля для одного из старейших в мире географических обществ - Русского Географического Общества (основано в 1845 г.) и единственного в мире Музея Арктики и Антарктики.

Штемпеля изготовлены по частной инициативе АНО «Полюсмедиа» и портала "Полярная почта сегодня" и будут переданы в канцелярию РГО и администрации Музея в ближайшее время.

Обширные пополнения в "Библиотеке":

За прошедшее время сайт пополнился подборкой статей из различных газет и журналов "Поиски Н-209", посвященным третьему трансполярному перелету 1937 года СССР-США. Также откоментированны некоторые откровенно хамские и некомпетентные заметки современных "журналистских расследований" о Сигизмунде Леваневском.

Полностью опубликован текст ранее упоминаемой книги Сергея Владимировича Попова, «Автографы на картах», восстановлены главы "Охранные крейсера и клипера-первопроходцы", "Самая длинная экспедиция", "Убековцы", "Морские ворота Якутии", "Под голубым вымпелом ГУСМП".

Опубликована книга заслуженного штурмана СССР Валентина Аккуратова "Лед и пепел", а также его рассказы и очерки.

Опубликована биография одного из участников Великой Северной Экспедиции по изданию 1955 года: В.Б.Сочава.: «Творческий путь С. П. Крашенинникова и значение его эпохи для развития ботанической географии в России»

Добавлен очерк В. Колошенко о первых шагах вертолетной ледовой разведки в Советской Арктике «Трагедия в Заполярье»

Добавлен очерк М.Маслова «Первые на Северном полюсе» — о полете Н-166 к Северному полюсу в мае 1937 года, об этом самолете и его экипаже.

Дом-музей Ивана Дмитриевича Папанина контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанинуже получивший по заказу Ассоциации полярников свой именной специальный почтовый штемпель (но хранящийся пока в Ярославском УФПС) в конце мая получит и сопроводительный (административный).

В декабре 1951 г. Президиум АН СССР направил в Борок авторитетную комиссию под председательством доктора географических наук И.Д. Папанина, которая должна была определить участь Научно-Исследовательской Биологической станции "Борок". Постройки станции обветшали, значительная часть территории пустовала. Штат из 24 человек включал в себя 8 научных сотрудников. Станция была обременена малопродуктивным, но необходимым для ее существования, подсобным хозяйством.

Иван Дмитриевич ПапанинВ январе 1952 года Президиум АН вынес решение о реорганизации Научно-Исследовательской Биологической станции "Борок" им. Н.А. Морозова в "...образцовую научную базу для работ, связанных с изучением искусственных водохранилищ...". Станцию решено было оснастить всеми видами современного оборудования, обеспечить хорошими лабораторными помещениями, достаточным флотом и вообще всем необходимым для полноценной научной деятельности со значительным расширением штата. На И.Д.Папанина было возложено временное исполнение обязанностей директора НИБС "Борок".

С этого момента начался новый этап в жизни Борка - этап его бурного развития и процветания. Автором и исполнителем этого роста (причем безвозмездно, отказавшись от зарплаты ИО) стал И.Д.Папанин - известный в мире полярник, дважды герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал, кавалер девяти Орденов Ленина и многих других высоких наград, председатель Московского филиала Всесоюзного Географического общества, начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. В связи со значительным расширением исследований в 1956 г. президиум АН СССР принял решение преобразовать Биостанцию "Борок" в Институт биологии водохранилищ (ИБВ АН СССР), а в 1962 году был переименован в Институт биологии внутренних вод (ИБВВ).

В 1972 г. И.Д., выйдя на пенсию, ушел с поста директора ИБВВ, но до конца своих дней не оставлял забот об Институте, продолжал курировать все области его развития. Когда же в 1986 г. Страна проводила в последний путь этого легендарного человека, Институту было присвоено имя И.Д. Папанина.

 

 

 

 

Музей Арктики и Антарктики

Рекомендуем посетить: Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА), сотрудники которого оказывают неоценимую помощь а подготовке юбилейных и исторических материалов.

РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике.